МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ГЕОМЕТРИЯ»
методическая разработка по математике (3 класс) по теме
В занимательной форме дети повторяют геометрические фигуры, их свойства. Работая в парах и группах, учащиеся решают различные нестандартные геометрические задачи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкин Белгородской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ГЕОМЕТРИЯ»
Из опыта работы
Морозовой Валентины Ивановны,
учителя начальных классов
г.Губкин, 2013г.
Тема: «Путешествие в царство Геометрия»
Задачи занятия:
Предметные: повторение понятий «треугольник», «прямоугольник», «квадрат»;
Метапредметные задачи:
Личностные:
- создание условий для формирования интереса к учебной деятельности.
Регулятивные:
- формирование умения оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий;
- овладевать умениями выполнять учебные действия , в сотрудничестве с одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Коммуникативные:
- участвовать в различных формах работы в классе(индивидуальной, фронтальной, групповой);
- выражать свою точку зрения, адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
Познавательные:
- использовать математическую терминологию в построении небольших высказываний в устной форме;
- давать характеристику изучаемым математическим объектам на основе их анализа;
- под руководством учителя осуществлять обобщение.
Оборудование: мультимедийный проектор; презентация, созданная средствами Power Point; карточки для самостоятельной работы в группах, геометрические фигуры; раздаточный материал для проведения рефлексии.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационное начало. (Слайд 1-2)
Сегодня у нас занятия кружка «Занимательная математика»
- Я хочу, чтобы девизом нашего занятия стали такие слова:
Думать - коллективно!
Решать - оперативно!
Отвечать - доказательно!
Бороться - старательно!
И тогда открытия нас ждут обязательно!
- Самоопределение темы и цели занятия. (Слайд 3)
Перечислите изображённые фигуры. Как назвать их одним словом?
Как называется наука, изучающая свойства этих фигур?
Сформулируйте тему занятия.
Сейчас мы отправимся в путешествие в царство Геометрия.
Что такое геометрия? В переводе с греческого это слово означает «землемерие» («гео» - земля, «метрио» - измерять).
Предположите, чему вы сегодня будете учиться? (На занятии мы будем представлять и сравнивать геометрические фигуры и тела, чертить, рисовать, конструировать. )
3.Актуализация знаний.
Отправляемся в путь по тропинке загадок.(Слайд 4)
- Отгадайте, с какими понятиями придётся встретиться? (Слайды 5-7)
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...
(треугольник)
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его... (квадрат)
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?(Круг)
- Для работы нам понадобятся вот эти инструменты. (Слайд 8)
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья.
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход. (Карандаш)
В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом совсем значении
Я планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю. (Линейка)
Два конца, два кольца,
Посредине гвоздик. (Ножницы)
4.Работа по теме.
Вот мы оказались в Городе ТРЕУГОЛЬНИКОВ. (Слайд 9)
- - По какому признаку об этом можно догадаться? (Здесь дома, улицы, тропинки, треугольной формы.) Живут в этом городе треугольные человечки.(Слайд 10) А правит в нём КорольТРЕУГОЛЬНИКУС. Он приготовил для вас игру.
- Игра «Угадай фигуру» (Фронтальная работа)
Содержание игры: по существующим признакам назовите геометрическую фигуру,
- Четыре стороны, четыре прямых угла, все стороны равные. (Квадрат)
- Три угла, три вершины, три разные стороны. (Треугольник)
- Четыре угла, четыре стороны, стороны не равные. (Четырёхугольник)
4.Четыре прямых угла, четыре стороны, противоположные стороны равные. (Прямоугольник)
С этим заданием вы справились, но чтобы отправиться в путь, нужно ещё решить задачу.
- Решите геометрическую задачу. (Работа в паре) Слайд 11
Посчитайте, сколько в этом конверте треугольников?
- Проверка (8 треугольников)
- Попрощаемся с Королём Треугольникусом, и зайдём в село «Прямоугольное». (Слайд 12)
- Жители, квадратные и прямоугольные, приготовили вам задания, связанные с квадратом. (Слайд 13)
- Задание на смекалку. (Работа в паре) (Слайд 14)
Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так, чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество камешков. Нарисуй, как это сделать?
- Проверка. Рисуем камешки вдоль сторон квадрата на магнитно-маркерной доске.
- Задание №2 (Групповая работа)
- Собери из 6 геометрических фигур квадрат.
- Проверка выполненной работы. Сборка квадрата на магнитной доске.
- Задание№3 (Групповая работа) (Слайд 15)
Раздели квадрат со стороной 4 см на 4 равные стороны разными способами.
- Проверка. Делим квадрат на магнитно- маркерной доске на части.
5.Физкультминутка для глаз. (Слайд 16 )
Ваши глаза были напряжены, дадим им отдохнуть. Выполняем движения глазами за пчёлкой. (Технология Базарного)
6.Продолжение Путешествия.
Вместе с пчёлкой мы оказались на поляне Геометрических фигур. (Слайд 17)
Вот какая история произошла с некоторыми из них.
Трое учащихся инсценируют шуточное стихотворение
- Сценка в стихах "Треугольник и Квадрат"
Действующие лица: Автор, Треугольник, Квадрат
1.Жили-были два брата –
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
2.КВАДРАТ:
- Отчего ты злишься, брат?
3.АВТОР:
Тот кричит ему:
4. ТРЕУГОЛЬНИК:
- Смотри!
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре.
5.АВТОР:
Но Квадрат ответил:
6. КВАДРАТ:
- Брат!
Я же старше, я – Квадрат.
7.АВТОР:
И сказал ещё нежней:
8.КВАДРАТ:
- Неизвестно, кто нужней!
9.АВТОР:
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал:
10.ТРЕУГОЛЬНИК:
- Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратным,
А проснёшься без углов.
11.АВТОР: Но наутро младший брат,
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата.
Онемел… Стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
-Ребята, давайте помирим эти фигуры, выполнив задание
- Составление фигур из спичек. (Групповая работа) (Слайд 18)
Из 17 спичек составили одинаковые треугольники и квадраты со стороной в одну спичку. У составленных фигур нет общих спичек. Сколько получилось отдельно треугольников и квадратов, если использовали все спички.
- Проверка
- Дополнительное задание
- Нарисуй в ряд квадрат и 6 кругов так, чтобы слева от квадрата было на 2 круга меньше, чем справа. (Если остаётся время)
- В честь примирения разрежем торт.
- Деление торта на кусочки. (Работа в паре) (Слайд 19)
Разрежь торт прямоугольной формы двумя разрезами так, чтобы две из них были четырёхугольной формы, а две треугольной формы.
Проверка. (Слайд 20)
- Фантазирование. (Работа в группе или индивидуально – по выбору)
Геометрия интересна тем, что здесь можно не только строить, измерять, вычислять, но еще и фантазировать.
Сейчас вам предстоит пофантазировать, дорисовать геометрические фигуры, до известных всем предметов.
Ученикам раздается 12 листов бумаги с изображениями круга, квадрата и треугольника, которые они дорисовывают.
Проверка рисунков.
7.Подведение итогов
Вот и закончилось наше путешествие.
- Благодарю вас за активную работу.
Ребята, не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всем на свете, и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а веселым.
8. Рефлексия (Слайд 21)
Оцените свою работу на занятии
1. Работаю легко, всё понимаю.
2. С заданиями справляюсь,
но нужно ещё поработать.
3. Справляюсь, но прошу помощи
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по внеурочной деятельности кружка "Информатика" для 1 класса по теме: "Путешествие по острову информатики"
На занятии по внеурочной деятельности кружка "Информатика" в 1 классе путешествуя по острову информатики можно обобщить знания по теме : Предмет....
Методическая разработка внеурочного занятия кружка "Азбука здоровья" по теме "Игры на воде".
Методическая разработка внеурочного занятия расчитана на детей 7-9 лет....
Урок математики 3 класс по теме: "Путешествие в сказачное царство лукоморье"
Урок математики 3 класс по теме: "Путешествие в сказачное царство лукоморье"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Занимательная математика" 1 класс
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» составлена на основе программы факультатива «Занимательная математика» автора Е.Э.Кочуровой (Программа внеурочно...
методическая разработка внеурочного занятия "Наглядная геометрия"
Развивать интерес детей к математике, их иатематические способности, учить выполнять логические операции, расширять кругозор учащихся...
Статья: Развитие логического мышления на уроках математике и внеурочных занятиях кружка "Занимательная математика"
В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ребёнка приобретает особую остроту по нескольким причинам:во-первых,...
Методическая разработка внеурочного занятия «Русская народная кукла». 4 класс.
Тема: «Русская народная кукла»Тип: творческая мастерская.Цель: формирование базовых национальных ценностей, развитие интереса учащихся к истории и культуре русского народа через знакомство...