Рабочая программа к АООП НОО обучающихся с нарушениями интеллекта по ФГОС УО (ИН) Вариант 2 по предмету "Альтернативная коммуникация"
рабочая программа по русскому языку
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися имеющих умеренную и тяжелую умственную отсталость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mladshaia_gruppa_sipr_alternativnaia_kommunikatsiia.docx | 38.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЗВЕЗДИЕ»»
__________________________________________________________________________________
143404, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. КРАСНОГОРСК, УЛ. БОЛЬШАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ Д. 13Б ТЕЛ 8(498)568-56-11
УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» от г. № 75_/_1- ОД |
Рабочая программа
к АООП НОО обучающихся с нарушениями интеллекта по ФГОС УО (ИН) Вариант 2
по предмету
______Альтернативная коммуникация ___
(наименование предмета в соответствии с учебным планом)
___ _СИПР младшая группа_
2023/2024 учебный год
Составил учитель _ ____Соловьева Лариса Владимировна
(ФИО).
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» ________________________ Т.К.Вялых «29» __09______ 2023 г. | Обсуждено и одобрено на заседании Лаборатории инновационных форм обучения и воспитания детей с ОВЗ ЗПР и нарушением интеллекта МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» Протокол № 01 от «30» августа 2023г.
|
Красногорск.
2023г.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися имеющих умеренную и тяжелую умственную отсталость.
Данная программа СИПР разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья и составлена на основе нормативно-правовых и методических документов:
-Приказ Министерства образования и науки РФ от г. №1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован г. № 35850;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
г. №26 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). (Зарегистрировано в Минюсте РФ 2015 № 1015 №38528);
-Федеральные Государственные образовательные стандарты второго поколения;
-Конвенция о правах ребёнка;
-Устав школы и локальные акты;
-Лицензия образовательного учреждения.
Актуальность СИПР
Специфические образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития вызывают необходимость индивидуализации их обучения и воспитания. Выбор содержания и средств образования происходит с учетом познавательных, физических, эмоциональных возможностей и особенностей каждого обучающегося. Учесть широкий диапазон особенностей и потребностей таких детей возможно только при индивидуализации обучения и воспитания ребенка. ФГОС предусматривает такой инструмент в виде специальной индивидуальной программы развития ребенка. Согласно требованию стандарта, СИПР разрабатывается на каждого ребенка, по второму и четвертому варианту (АООП ИН).
Цель:
-реализацией СИПР является максимальное включение обучающихся в образовательный процесс, формирование доступных видов деятельности: предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой деятельности с учетом индивидуальных возможностей ребенка.
Задачи:
-укрепление и охрана здоровья;
-физическое развитие ребёнка;
-формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
-формирование на доступном уровне простейших навыков счёта, графических навыков, чтения, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
-воспитание навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков;
-формирование наглядно-действенного мышления и наглядно-образного мышления – развивать восприятие, память, внимание;
-воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать.
Ожидаемые результаты:
-осознание себя как «Я», а также принадлежности к определённому полу;
-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности ребёнка с педагогом;
-формирование уважительного отношения к окружающим- овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире;
- освоение доступных социальных ролей (сына/дочери, обущающегося, пассажира, покупателя и др.)
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе нравственных норм и общепринятых правил;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Основные формы и методы обучения – это практические упражнения, беседы, дидактические игры, чтение сказок, стихов, рассказов, рассматривание картин и иллюстраций. На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции. Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить детям радость, вызвать интерес к познанию и вызвать желание встречи с учителем. В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант АООП ИН 2 -4) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого ученика.
СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ» МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» г. Красногорска.
Учебный план (СИПР) на 2023-2024 год
МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»»
Учебные предметные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю в классах | |||
средний | |||||
Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | 2 | |||
Математика | Математические представления | 2 | |||
Окружающий мир | Окружающий природный мир | 2 | |||
Человек | 1 | ||||
Домоводство | 1 | ||||
Окружающий социальный мир | 1 | ||||
Искусство | Музыка и движение | 1 | |||
Изобразительная деятельность | 1 | ||||
Физическая культура | Адаптивная физкультура | 2 | |||
Технологии | Профильный труд | 1 | |||
ИТОГО: | 14 | ||||
Часть, формируемая участниками образовательной деятельности (коррекционно- развивающая область) | Внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область | ||||
Сенсорное развитие | 0,5 | ||||
Предметно-практические действия | 0,5 | ||||
Двигательное развитие | 1 | ||||
Альтернативная коммуникация | 0,5 | ||||
ИТОГО: | 2,5 | ||||
Внеурочная деятельность | |||||
Духовно-нравственное | Разговоры о важном | 1 | |||
ИТОГО: | 1 |
Альтернативная коммуникация
Пояснительная записка
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении учебных программ. Интерес к какой-либо деятельности, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Цель: обретение обучающимся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.
Задачи:
-формирование социального поведения;
-формирование коммуникативных умений и навыков: расширение социальных контактов, умение адекватно общаться, обращаться за помощью, соблюдая принятые правила приличия;
- формирование и развитие коммуникативной функции речи;
- эмоциональное развитие, чувство уверенности,
-положительное отношение к самому себе и окружающим.
Предполагаемые примерные личностные результаты освоения:
- осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как «Я»;
- социально – эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
- доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим;
- владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;
-владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания образования.
Предполагаемые примерные умения освоения программы:
- стимулировать ребёнка к установлению положительного взаимодействия с окружающими, развивать реакцию на эмоциональные раздражители. Стимулировать выполнение простых инструкций, игровых действий на формирование образа тела.
- упражнения, стимулирующие ответную реакцию на обращённую речь, сопровождаемую прикосновениями, жестами. Упражнения на различение понятий «я – ты». Игровые упражнения, стимулирующие выражение эмоций, желаний (звуки, движения, жесты, мимика). Проигрывание сюжетов, сопровождаемых речью, тактильными прикосновениями.
-сопряженные игровые действия на формирование образа тела. Называние ребёнка по имени с одновременным прикосновением. Выражение одобрения реакций ребёнка на свое имя, прикосновения. Совместные прикосновения к различным частям тела, раскрашивание пальцев рук; выполнение инструкций, сопровождаемых речью, тактильными прикосновениями. Рассматривание себя в зеркале, сосредоточение взгляда на своем лице, узнавание себя в зеркале. Сосредоточение взгляда на лице куклы, рассматривание куклы. Упражнения, стимулирующие голосовые реакции. Озвучивание эмоциональных реакций ребёнка.
- упражнения, стимулирующие выполнение инструкций: дай, возьми, положи. Поощрение действий ребенка. Игровые упражнения, вызывающие реакции на речевое обращение к ребенку. Сопровождение действий ребенка речью, жестами, эмоциональным поощрением. Выполнение тактильных подсказок. Упражнения, стимулирующие ответные реакции на просьбу, похвалу.
Метапредметные результаты:
#1054;владение доступными средствами коммуникации и общения –вербальными и невербальными
2. Уметь различать интонацию.
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации
-Умение вступать в контакт,
-Общение с помощью электронных средств коммуникации
-Использование предметов шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.
Программа рассчитана на 34 учебных часа, 1 раз в неделю.
Учебно-методический комплекс:
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);
Освоение практики общения и продуктивной коммуникации с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы (различные по форме, величине, цвету наборы материала), пазлы из 2-х и более частей, мозаики, матрёшки, пирамидки, «шнуровки» и т.п.
- графические (печатные) изображения (тематические наборы, фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради), электронные средства обучения.
Вышеперечисленные средства обучения используются для развития вербальной коммуникации только тех учащихся, для которых она становится доступной.
Данная программа может использоваться при переходе на дистанционное обучение. При условии перехода, темы будут транслироваться с использованием Интернет-ресурсов.
Учебно-тематическое планирование по предмету «Альтернативная коммуникация»
№ п/п | Тема урока | План | Факт |
1. | Первичная диагностика. | ||
2. | Первичная диагностика. | ||
3. | Установление зрительного контакта с собеседником. Адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека. Установление контакта с собеседником. | ||
4. | Установление зрительного контакта с собеседником. Адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека. Установление контакта с собеседником | ||
5. | Коммуникация с использованием вербальных средств. | ||
6. | Коммуникация с использованием вербальных средств. | ||
7. | Коммуникация с использованием вербальных средств. | ||
8. | Адекватная ответная реакция на прикосновения человека. Реагирование на собственное имя. Коммуникация с использованием невербальных средств. | ||
9. | Адекватная ответная реакция на прикосновения человека. Реагирование на собственное имя. Коммуникация с использованием невербальных средств. | ||
10. | Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос выражение мимикой согласия (несогласия), приветствие (прощание) с использованием мимики. | ||
11. | Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос выражение мимикой согласия (несогласия), приветствие (прощание) с использованием мимики. | ||
12. | Выражение своих желаний (благодарности), обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. | ||
13. | Выражение своих желаний (благодарности), обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. | ||
14. | Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера). | ||
15. | Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера). | ||
16. | Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). | ||
17. | Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). | ||
18. | Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). | ||
19. | Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). | ||
20. | Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). | ||
21. | Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). | ||
22. | Обращение с просьбой о помощи, выражая её. | ||
23. | Обращение с просьбой о помощи, выражая её. | ||
24. | Обращение с просьбой о помощи, выражая её. | ||
25. | Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). | ||
26. | Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). | ||
27. | Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). | ||
28. | Установление адекватной ответной реакции на установление контакта с взрослым посредством взаимной ритмизации дыхания. | ||
29. | Установление адекватной ответной реакции на установление контакта с взрослым посредством взаимной ритмизации дыхания. | ||
30. | Установление адекватной ответной реакции на установление контакта с взрослым посредством взаимной ритмизации дыхания. | ||
31. | Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). | ||
32. | Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). | ||
33. | Итоговая диагностика, по результатам учебного года | ||
34 | Повторение | ||
35 | Повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа коррекции навыка чтения у обучающихся с нарушениями интеллекта
Эта работа содержит методы и формы работы для преподавателей, которые помогут организовать им коррекционную работу по развитию основных навыков чтения у детей с нарушениями интеллекта. Подборка игр и ...
Возможность использования метода проектов в логопедической работе с обучающимися с нарушением интеллекта.
В статье рассмотрены вопросы изучения о возможности применения метода проектов в логопедической практике, его особенности в условиях школы, влияние на преодоление речевых недостатков, опре...
Программа коррекционного курса для обучающихся с нарушениями интеллекта №1
Программа коррекционного курса для обучающихся с нарушениями интеллекта №1...
Формирование коммуникативных умений у обучающихся с нарушением интеллекта посредством театральной деятельности на уроках чтения.
В статье предложен проект работы над сказкой С.Михалкова "как медведь трубку курил"....
Банк дидактических материалов по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта
Банк дидактических материалов содержит игры и упражнения для обучающихся начальных классов с нарушением интеллекта....
Методы и формы оценивания обучающихся с нарушением интеллекта по ФГОС.
В статье раскрываются и даются рекомендации по критериям оценивания продвижения обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере по ФГОС...
Рабочая программа к АООП НОО обучающихся с нарушениями интеллекта по ФГОС УО (ИН) Вариант 2 по предмету "Математические представления"
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися имеющих умеренную и тяжелую умственную отсталость....