Рабочая программа к АООП НОО обучающихся с нарушениями интеллекта по ФГОС УО (ИН) Вариант 2 по предмету "Математические представления"
рабочая программа по математике
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися имеющих умеренную и тяжелую умственную отсталость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mladshaia_gruppa_sipr_matematicheskie_predstavleniia.docx | 41.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЗВЕЗДИЕ»»
__________________________________________________________________________________
143404, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. КРАСНОГОРСК, УЛ. БОЛЬШАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ Д. 13Б ТЕЛ 8(498)568-56-11
УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» от г. № 71_/_1- ОД |
Рабочая программа
к АООП НОО обучающихся с нарушениями интеллекта по ФГОС УО (ИН) Вариант 2
по предмету
______Математические представления ___
(наименование предмета в соответствии с учебным планом)
___ _СИПР младшая группа_
2023/2024 учебный год
Составил учитель _ ____Соловьева Лариса Владимировна
(ФИО).
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» ________________________ Т.К.Вялых «29» __09______ 2023 г. | Обсуждено и одобрено на заседании Лаборатории инновационных форм обучения и воспитания детей с ОВЗ ЗПР и нарушением интеллекта МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» Протокол № 01 от «29» августа 2023г.
|
Красногорск.
2023г.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися имеющих умеренную и тяжелую умственную отсталость.
Данная программа СИПР разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья и составлена на основе нормативно-правовых и методических документов:
-Приказ Министерства образования и науки РФ от г. №1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован г. № 35850;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
г. №26 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). (Зарегистрировано в Минюсте РФ 2015 № 1015 №38528);
-Федеральные Государственные образовательные стандарты второго поколения;
-Конвенция о правах ребёнка;
-Устав школы и локальные акты;
-Лицензия образовательного учреждения.
Актуальность СИПР
Специфические образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития вызывают необходимость индивидуализации их обучения и воспитания. Выбор содержания и средств образования происходит с учетом познавательных, физических, эмоциональных возможностей и особенностей каждого обучающегося. Учесть широкий диапазон особенностей и потребностей таких детей возможно только при индивидуализации обучения и воспитания ребенка. ФГОС предусматривает такой инструмент в виде специальной индивидуальной программы развития ребенка. Согласно требованию стандарта, СИПР разрабатывается на каждого ребенка, по второму и четвертому варианту (АООП ИН).
Цель:
-реализацией СИПР является максимальное включение обучающихся в образовательный процесс, формирование доступных видов деятельности: предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой деятельности с учетом индивидуальных возможностей ребенка.
Задачи:
-укрепление и охрана здоровья;
-физическое развитие ребёнка;
-формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
-формирование на доступном уровне простейших навыков счёта, графических навыков, чтения, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
-воспитание навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков;
-формирование наглядно-действенного мышления и наглядно-образного мышления - развивать восприятие, память, внимание;
-воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать.
Ожидаемые результаты:
-осознание себя как «Я», а также принадлежности к определённому полу;
-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности ребёнка с педагогом;
-формирование уважительного отношения к окружающим- овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире;
- освоение доступных социальных ролей (сына/дочери, обущающегося, пассажира, покупателя и др.)
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе нравственных норм и общепринятых правил;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Основные формы и методы обучения – это практические упражнения, беседы, дидактические игры, чтение сказок, стихов, рассказов, рассматривание картин и иллюстраций. На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции. Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить детям радость, вызвать интерес к познанию и вызвать желание встречи с учителем. В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант АООП ИН 2 -4) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого ученика.
СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ» МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» г. Красногорска.
Учебный план (СИПР) на 2023-2024 год
МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»»
Учебные предметные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю в классах | |||
младший | |||||
Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | 2 | |||
Математика | Математические представления | 2 | |||
Окружающий мир | Окружающий природный мир | 2 | |||
Человек | 1 | ||||
Окружающий социальный мир | 1 | ||||
Искусство | Музыка и движение | 1 | |||
Изобразительная деятельность | 1 | ||||
Физическая культура | Адаптивная физкультура | 2 | |||
ИТОГО: | 12 | ||||
Часть, формируемая участниками образовательной деятельности (коррекционно- развивающая область) | Внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область | ||||
Сенсорное развитие | 0,5 | ||||
Предметно-практические действия | 0,5 | ||||
Двигательное развитие | 1 | ||||
Альтернативная коммуникация | 0,5 | ||||
ИТОГО: | 2,5 | ||||
Внеурочная деятельность | |||||
Духовно-нравственное | Разговоры о важном | 1 | |||
ИТОГО: | 1 |
Математические представления.
Пояснительная записка
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трѐх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-либо общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы пригодится при выборе ингредиентов для приготовления блюда, отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Зная цифры, ребенок сможет сообщить дату рождения, домашний адрес, номер телефона, различить дни на календаре, номер автобуса, сориентироваться в программе телевизионных передач и др. Представления об объемных геометрических телах и плоскостных геометрических фигурах, их свойствах пригодятся ребенку на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, труду. Освоение навыков простейших измерений, умения пользоваться инструментами (мерной кружкой, весами и т.д.) помогут ребенку отмерить нужное количество моющего средства, необходимое для стирки белья, определенное количество крупы для приготовления каши, отмерить ткань для пошива кухонного полотенца.
Цель обучения
Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни. Общая характеристика учебного предмета Временные представления. Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности. Количественные представления. Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег. Представления о величине. Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки. Представление о форме. Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»). Пространственные представления. Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.
Основные содержание курса «Математические представления» представлены разделами: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине» «Временные представления».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Возможные результаты образования данной категории обучающихся
#1069;лементарные математические представления о форме, величине; количественные, пространственные, временные представления.
- Уметь различать и сравнивать предметы по форме, величине.
-Уметь ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
-Уметь различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
-Уметь различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
#1055;редставления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
-Уметь соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
-Уметь пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.
-Уметь представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти.
-Уметь обозначать арифметические действия знаками.
-Уметь решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
3. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
-Уметь обращаться с деньгами, рассчитываться ими и разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.
-Уметь определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.
-Уметь устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
-Уметь распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
;Математика" 1- 3 класс 1 - 2 часть Алышева Т. В.,
М:-Изд. «Просвещение» 2019 г.
;Математика" 4 класс 1 - 2 часть Алышева Т. В., Яковлева И.М., М:- Изд. «Просвещение» 2019 г.
;Математика" 5 класс Перова М. Н., Капустина Г.М.
М:-Изд. «Просвещение» 2019 г.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Текущая аттестация обучающихся включает в себя триместровое оценивание результатов освоения СИПР. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг обученности по предмету «Математические представления»
По каждому из представленных разделов ребенку предлагают выполнить несколько упражнений. Правильное самостоятельное выполнение фиксируется 2 баллами, выполнение с помощью учителя – 1 балл. Если ребенок не может работать с тем или иным материалом или не отвечает на вопрос теста, — 0 баллов.
Календарно-тематическое планирование СИПР
Математические представления
(младшая группа)
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Знакомство с предметом. | ||
2 | Понятие: большой - маленький. | ||
3 | Понятие: большой - маленький. | ||
4 | Понятие: больше - меньше. | ||
5 | Понятие: больше - меньше. | ||
6 | Понятие: равные, одинаковые по величине, такой же величины. | ||
7 | Понятие: равные, одинаковые по величине, такой же величины. | ||
8 | Понятие: короткий - длинный; широкий - узкий. | ||
9 | Понятие: короткий - длинный; широкий - узкий. | ||
10 | Понятие: одинаковые, равные. | ||
11 | Понятие: одинаковые, равные. | ||
12 | Понятие: высокий - низкий. | ||
13 | Понятие: высокий - низкий. | ||
14 | Понятие: одинаковые по высоте. | ||
15 | Понятие: одинаковые по высоте. | ||
16 | Повторение и закрепление знаний по теме: "Понятие о величине предмета". | ||
17 | Понятие: тяжелый - легкий. | ||
18 | Понятие: тяжелый - легкий. | ||
19 | Понятие: одинаковые по тяжести. | ||
20 | Понятие: одинаковые по тяжести. | ||
21 | Понятие: тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий. | ||
22 | Понятие: тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий. | ||
23 | Повторение и закрепление знаний по теме: "Понятие о массе". | ||
24 | Понятие: много - мало, один, несколько. | ||
25 | Понятие: много - мало, один, несколько. | ||
26 | Понятие: больше, меньше, равное, одинаковое количество, столько же. | ||
27 | Понятие: больше, меньше, равное, одинаковое количество, столько же. | ||
28 | Понятие: поровну, лишние, недостающие предметы. | ||
29 | Понятие: поровну, лишние, недостающие предметы. | ||
30 | Повторение и закрепление знаний по теме: "Понятие о количестве". | ||
31 | Понятие: впереди - сзади. | ||
32 | Понятие: впереди - сзади. | ||
33 | Понятие: слева - справа. | ||
34 | Понятие: слева - справа. | ||
35 | Понятие: левый - правый. | ||
36 | Понятие: левый - правый. | ||
37 | Понятие: вверху - внизу; верхний - нижний; выше - ниже. | ||
38 | Понятие: вверху - внизу; верхний - нижний; выше - ниже. | ||
39 | Понятие: далеко - близко, рядом, около, здесь - там. | ||
40 | Понятие: далеко - близко, рядом, около, здесь - там. | ||
41 | Понятие: на, в. | ||
42 | Понятие: на, в. | ||
43 | Понятие: над, под, перед, , за, напротив, между. | ||
44 | Понятие: над, под, перед, , за, напротив, между. | ||
45 | Повторение и закрепление знаний по теме: "Пространственные представления". | ||
46 | Геометрическая фигура: круг. | ||
47 | Геометрическая фигура: круг. | ||
48 | Геометрическая фигура: квадрат. | ||
49 | Геометрическая фигура: квадрат. | ||
50 | Геометрическая фигура: треугольник. | ||
51 | Геометрическая фигура: треугольник. | ||
52 | Геометрическая фигура: прямоугольник. | ||
53 | Геометрическая фигура: прямоугольник. | ||
54 | Повторение и закрепление знаний по теме: "Геометрические фигуры". | ||
55 | Цифра и число 1. | ||
56 | Цифра и число 2. Состав числа 2. | ||
57 | Цифра и число 3. Состав числа 3. | ||
58 | Цифра и число 4. состав числа 4. | ||
59 | Цифра и число 5. Состав числа 5. | ||
60 | Счет предметов в пределах 5. | ||
61 | Счет предметов в пределах 5. | ||
62 | Арифметические действия: сложение, вычитание; знаки "плюс", "минус", "равно". | ||
63 | Арифметические действия: сложение, вычитание; знаки "плюс", "минус", "равно". | ||
64 | Решение задач на основе выполнения практических действий. | ||
65 | Решение задач на основе выполнения практических действий. | ||
66 | Повторение и закрепление знаний по теме: "Числа 1-5". | ||
67 | Проверочная работа. | ||
68 | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа коррекции навыка чтения у обучающихся с нарушениями интеллекта
Эта работа содержит методы и формы работы для преподавателей, которые помогут организовать им коррекционную работу по развитию основных навыков чтения у детей с нарушениями интеллекта. Подборка игр и ...
Возможность использования метода проектов в логопедической работе с обучающимися с нарушением интеллекта.
В статье рассмотрены вопросы изучения о возможности применения метода проектов в логопедической практике, его особенности в условиях школы, влияние на преодоление речевых недостатков, опре...
Программа коррекционного курса для обучающихся с нарушениями интеллекта №1
Программа коррекционного курса для обучающихся с нарушениями интеллекта №1...
Формирование коммуникативных умений у обучающихся с нарушением интеллекта посредством театральной деятельности на уроках чтения.
В статье предложен проект работы над сказкой С.Михалкова "как медведь трубку курил"....
Банк дидактических материалов по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта
Банк дидактических материалов содержит игры и упражнения для обучающихся начальных классов с нарушением интеллекта....
Методы и формы оценивания обучающихся с нарушением интеллекта по ФГОС.
В статье раскрываются и даются рекомендации по критериям оценивания продвижения обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере по ФГОС...
Рабочая программа к АООП НОО обучающихся с нарушениями интеллекта по ФГОС УО (ИН) Вариант 2 по предмету "Альтернативная коммуникация"
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися имеющих умеренную и тяжелую умственную отсталость....