Рабочая программа к АООП НОО обучающихся с нарушениями интеллекта по ФГОС УО (ИН) Вариант 2 по предмету "Математические представления"
рабочая программа по математике

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися имеющих умеренную и тяжелую умственную отсталость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mladshaia_gruppa_sipr_matematicheskie_predstavleniia.docx41.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЗВЕЗДИЕ»»

__________________________________________________________________________________

143404, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. КРАСНОГОРСК, УЛ. БОЛЬШАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ Д. 13Б ТЕЛ 8(498)568-56-11

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МБОУ

«Образовательный центр «Созвездие»»

от г. № 71_/_1- ОД

Рабочая программа

к АООП НОО обучающихся с нарушениями интеллекта по ФГОС УО (ИН) Вариант 2

по предмету

______Математические представления ___

(наименование предмета в соответствии с учебным планом)

___ _СИПР младшая группа_

2023/2024 учебный год

Составил учитель _ ____Соловьева Лариса Владимировна

(ФИО).

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» ________________________ Т.К.Вялых «29» __09______ 2023 г.

Обсуждено и одобрено

на заседании Лаборатории инновационных форм обучения и воспитания детей с ОВЗ ЗПР и нарушением интеллекта МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»»

Протокол № 01 от «29» августа 2023г.

Красногорск.

2023г.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися имеющих умеренную и тяжелую умственную отсталость.

Данная программа СИПР разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья и составлена на основе нормативно-правовых и методических документов:

-Приказ Министерства образования и науки РФ от г. №1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован г. № 35850;

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

г. №26 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). (Зарегистрировано в Минюсте РФ 2015 № 1015 №38528);

-Федеральные Государственные образовательные стандарты второго поколения;

-Конвенция о правах ребёнка;

-Устав школы и локальные акты;

-Лицензия образовательного учреждения.

Актуальность СИПР

Специфические образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития вызывают необходимость индивидуализации их обучения и воспитания. Выбор содержания и средств образования происходит с учетом познавательных, физических, эмоциональных возможностей и особенностей каждого обучающегося. Учесть широкий диапазон особенностей и потребностей таких детей возможно только при индивидуализации обучения и воспитания ребенка. ФГОС предусматривает такой инструмент в виде специальной индивидуальной программы развития ребенка. Согласно требованию стандарта, СИПР разрабатывается на каждого ребенка, по второму и четвертому варианту (АООП ИН).

Цель:

-реализацией СИПР является максимальное включение обучающихся в образовательный процесс, формирование доступных видов деятельности: предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой деятельности с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Задачи:

-укрепление и охрана здоровья;

-физическое развитие ребёнка;

-формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

-формирование на доступном уровне простейших навыков счёта, графических навыков, чтения, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;

-воспитание навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков;

-формирование наглядно-действенного мышления и наглядно-образного мышления - развивать восприятие, память, внимание;

-воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать.

Ожидаемые результаты:

-осознание себя как «Я», а также принадлежности к определённому полу;

-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности ребёнка с педагогом;

-формирование уважительного отношения к окружающим- овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире;

- освоение доступных социальных ролей (сына/дочери, обущающегося, пассажира, покупателя и др.)

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе нравственных норм и общепринятых правил;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Основные формы и методы обучения – это практические упражнения, беседы, дидактические игры, чтение сказок, стихов, рассказов, рассматривание картин и иллюстраций. На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции. Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить детям радость, вызвать интерес к познанию и вызвать желание встречи с учителем. В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант АООП ИН 2 -4) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого ученика.

СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ» МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» г. Красногорска.


Учебный план (СИПР) на 2023-2024 год

МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»»

Учебные предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю в классах

младший

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

2

Математика

Математические представления

2

Окружающий мир

Окружающий природный мир

2

Человек

1

Окружающий социальный мир

1

Искусство

Музыка и движение

1

Изобразительная деятельность

1

Физическая культура

Адаптивная физкультура

2

ИТОГО:

12

Часть, формируемая участниками образовательной деятельности

(коррекционно- развивающая область)

Внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область

Сенсорное развитие

0,5

Предметно-практические действия

0,5

Двигательное развитие

1

Альтернативная коммуникация

0,5

ИТОГО:

2,5

Внеурочная деятельность

Духовно-нравственное

Разговоры о важном

1

ИТОГО:

1


Математические представления.

Пояснительная записка

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трѐх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-либо общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы пригодится при выборе ингредиентов для приготовления блюда, отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Зная цифры, ребенок сможет сообщить дату рождения, домашний адрес, номер телефона, различить дни на календаре, номер автобуса, сориентироваться в программе телевизионных передач и др. Представления об объемных геометрических телах и плоскостных геометрических фигурах, их свойствах пригодятся ребенку на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, труду. Освоение навыков простейших измерений, умения пользоваться инструментами (мерной кружкой, весами и т.д.) помогут ребенку отмерить нужное количество моющего средства, необходимое для стирки белья, определенное количество крупы для приготовления каши, отмерить ткань для пошива кухонного полотенца.

Цель обучения

Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни. Общая характеристика учебного предмета Временные представления. Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности. Количественные представления. Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег. Представления о величине. Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки. Представление о форме. Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»). Пространственные представления. Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.

Основные содержание курса «Математические представления» представлены разделами: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине» «Временные представления».

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Возможные результаты образования данной категории обучающихся

#1069;лементарные математические представления о форме, величине; количественные, пространственные, временные представления.

- Уметь различать и сравнивать предметы по форме, величине.

-Уметь ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.

-Уметь различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).

-Уметь различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

#1055;редставления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

-Уметь соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

-Уметь пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.

-Уметь представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти.

-Уметь обозначать арифметические действия знаками.

-Уметь решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

3. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

-Уметь обращаться с деньгами, рассчитываться ими и разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.

-Уметь определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.

-Уметь устанавливать взаимно-однозначные соответствия.

-Уметь распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

;Математика" 1- 3 класс 1 - 2 часть Алышева Т. В.,

М:-Изд. «Просвещение» 2019 г.

;Математика" 4 класс 1 - 2 часть Алышева Т. В., Яковлева И.М., М:- Изд. «Просвещение» 2019 г.

;Математика" 5 класс Перова М. Н., Капустина Г.М.

М:-Изд. «Просвещение» 2019 г.

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации

Текущая аттестация обучающихся включает в себя триместровое оценивание результатов освоения СИПР. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг обученности по предмету «Математические представления»

По каждому из представленных разделов ребенку предлагают выполнить несколько упражнений. Правильное самостоятельное выполнение фиксируется 2 баллами, выполнение с помощью учителя – 1 балл. Если ребенок не может работать с тем или иным материалом или не отвечает на вопрос теста, — 0 баллов.


Календарно-тематическое планирование СИПР

Математические представления

(младшая группа)

п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

1

Знакомство с предметом.

2

Понятие: большой - маленький.

3

Понятие: большой - маленький.

4

Понятие: больше - меньше.

5

Понятие: больше - меньше.

6

Понятие: равные, одинаковые по величине, такой же величины.

7

Понятие: равные, одинаковые по величине, такой же величины.

8

Понятие: короткий - длинный; широкий - узкий.

9

Понятие: короткий - длинный; широкий - узкий.

10

Понятие: одинаковые, равные.

11

Понятие: одинаковые, равные.

12

Понятие: высокий - низкий.

13

Понятие: высокий - низкий.

14

Понятие: одинаковые по высоте.

15

Понятие: одинаковые по высоте.

16

Повторение и закрепление знаний по теме: "Понятие о величине предмета".

17

Понятие: тяжелый - легкий.

18

Понятие: тяжелый - легкий.

19

Понятие: одинаковые по тяжести.

20

Понятие: одинаковые по тяжести.

21

Понятие: тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.

22

Понятие: тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.

23

Повторение и закрепление знаний по теме: "Понятие о массе".

24

Понятие: много - мало, один, несколько.

25

Понятие: много - мало, один, несколько.

26

Понятие: больше, меньше, равное, одинаковое количество, столько же.

27

Понятие: больше, меньше, равное, одинаковое количество, столько же.

28

Понятие: поровну, лишние, недостающие предметы.

29

Понятие: поровну, лишние, недостающие предметы.

30

Повторение и закрепление знаний по теме: "Понятие о количестве".

31

Понятие: впереди - сзади.

32

Понятие: впереди - сзади.

33

Понятие: слева - справа.

34

Понятие: слева - справа.

35

Понятие: левый - правый.

36

Понятие: левый - правый.

37

Понятие: вверху - внизу; верхний - нижний; выше - ниже.

38

Понятие: вверху - внизу; верхний - нижний; выше - ниже.

39

Понятие: далеко - близко, рядом, около, здесь - там.

40

Понятие: далеко - близко, рядом, около, здесь - там.

41

Понятие: на, в.

42

Понятие: на, в.

43

Понятие: над, под, перед, , за, напротив, между.

44

Понятие: над, под, перед, , за, напротив, между.

45

Повторение и закрепление знаний по теме: "Пространственные представления".

46

Геометрическая фигура: круг.

47

Геометрическая фигура: круг.

48

Геометрическая фигура: квадрат.

49

Геометрическая фигура: квадрат.

50

Геометрическая фигура: треугольник.

51

Геометрическая фигура: треугольник.

52

Геометрическая фигура: прямоугольник.

53

Геометрическая фигура: прямоугольник.

54

Повторение и закрепление знаний по теме: "Геометрические фигуры".

55

Цифра и число 1.

56

Цифра и число 2. Состав числа 2.

57

Цифра и число 3. Состав числа 3.

58

Цифра и число 4. состав числа 4.

59

Цифра и число 5. Состав числа 5.

60

Счет предметов в пределах 5.

61

Счет предметов в пределах 5.

62

Арифметические действия: сложение, вычитание; знаки "плюс", "минус", "равно".

63

Арифметические действия: сложение, вычитание; знаки "плюс", "минус", "равно".

64

Решение задач на основе выполнения практических действий.

65

Решение задач на основе выполнения практических действий.

66

Повторение и закрепление знаний по теме: "Числа 1-5".

67

Проверочная работа.

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа коррекции навыка чтения у обучающихся с нарушениями интеллекта

Эта работа содержит методы и формы работы для преподавателей, которые помогут организовать им коррекционную работу по развитию основных навыков чтения у детей с нарушениями интеллекта. Подборка игр и ...

Возможность использования метода проектов в логопедической работе с обучающимися с нарушением интеллекта.

В статье рассмотрены  вопросы изучения о возможности применения метода проектов в логопедической практике, его особенности  в условиях школы, влияние на преодоление речевых недостатков, опре...

Программа коррекционного курса для обучающихся с нарушениями интеллекта №1

Программа коррекционного курса для обучающихся с нарушениями интеллекта №1...

Банк дидактических материалов по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта

Банк дидактических материалов содержит игры и упражнения для обучающихся начальных классов с нарушением интеллекта....

Методы и формы оценивания обучающихся с нарушением интеллекта по ФГОС.

В статье раскрываются и даются рекомендации по критериям оценивания продвижения обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере по ФГОС...

Рабочая программа к АООП НОО обучающихся с нарушениями интеллекта по ФГОС УО (ИН) Вариант 2 по предмету "Альтернативная коммуникация"

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися имеющих умеренную и тяжелую умственную отсталость....