План-конспект урока литературного чтения Е.А. Благинина "Кукушка", "Котенок".
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тарабукина Олеся Владимировна

Конспект урока составлен с опорой на биографию поэтессы, разбором 2 стихотворений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_04_03_2022.docx59.28 КБ

Предварительный просмотр:

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕhttp://wiki.tgl.net.ru/images/4/46/%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BF_%D0%A1%D0%A1%D0%9F%D0%9A.jpg

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

В 3 «А» классе в ГБОУ школа-интернат «Преодоление»

                                                                                                                                              Разработала студентка 42 группы  

                                                                                                                                                   Специальность 44.02.05

                           Коррекционный учитель начальных классов

                                                                                                                                             Тарабукина Олеся Владимировна

Оценка ____________

Учитель: Турланова Жанна Анатольевна _______________

                                                                                                 

г. о. Самара, 2022

Класс: 3 «А»

Предмет: Литературное чтение

Учебник, авторы: УМК «Школа России», В. Г. Горецкий, Л.Ф.Климанова, М.В.Голованова

Тема урока: «Е.А.Благинина «Кукушка, «Котенок»

Тип урока:  открытие новых знаний.

Цель урока: Создание условий для знакомства учащихся с творчеством Е. А. Благининой; прививать детям интерес к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому;

Метапредметные: 

коммуникативные УУД:  формировать умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

познавательные УУД: развивать логические действия сравнения, анализа, построение рассуждений;

регулятивные УУД:  развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления

личностные результаты:  умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; умение грамотно и связно излагать свои мысли, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Задачи:

дидактические:  формировать принятие и освоение социальной роли обучающегося;

развивающие:  развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

воспитательные:  воспитывать читательский интерес, любовь к книгам.

Ресурсы: учебник, презентация.

Характеристика этапов урока

Этап

урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность уч-.ителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф-фронтальная,

И-индивидуальная, П-парная,

Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Время

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

Организационный момент

Организовать направленное внимание на начало урока.

Метод словесный: беседа.

Приветствует учащихся.

Просит встать поприветствовать

Приветствуют учителя и друг друга

Фронтальная форма обучения.

-

2

м

и

н

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Речевая разминка

Проверяют готовность к уроку

Словесный метод: беседа

Задаёт вопросы по прошлой теме

Отвечают на вопросы, разгадывают загадки

Фронтальная форма обучения.

презентация

5

м

и

н

Р: принимают и со храняют уч. задачу.

П: строят речевое высказывание

Проверка домашнего задания

Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.

Словесный: беседа, практический – задания на карточках

Подводит тетей к теме урока, ставит цель, задачи

Отвечают на вопросы учителя, ставят цель, задачи совместно с учителем

Фронтальная, групповая

-

5

м

и

н

Р: принимают и со

храняют уч. задачу

Открытие нового знания

Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Словесный метод: беседа, практический метод: работа над стихотворениями

Фронтальная, групповая

презентация

10 м

и

н

П: Поиск и выделение информации

П: строят речевое высказывание

Л: проявление познавательного интереса к знаниям;

Физкультминутка

-

-

Предлагает немного отдохнуть и поиграть

Работа над стихотворениями

Проверить усвоенный учебный материал

Анализирует стихотворения

Вместе с учителем анализируют стихотворения.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

-

10

м

и

н

К: умение выслушать мнение одноклассника, аргументировать собственное мнение.

Рефлексия

Подвести итоги урока

Словесный: беседа

Задаёт вопросы по теме урока, подводит итог с учащимися.

Отвечают на вопросы учителя, подводят итог урока.

Фронтальная

-

3

м

и

н

Р: осуществляют итоговый контроль

Конспект урока

Этапы 
урока

Прямая речь учителя

Прямая речь обучающихся

Организационный момент

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях в игре,

Смело, чётко говори

И тихонечко сиди.

«- Давайте сядем поудобнее, улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы».

Приветствуют учителя, готовят рабочее место.

Речевая разминка.

«-Как обычно, урок начнем с разминки»

Взгрустнулось кукушке

На дальней опушке,

И ветер разносит по лесу: ку-ку!...

Наверное, нет у кукушки подружки:

Сидит и кукует одна на суку.

Поговорите скороговорку:

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

В капюшоне кукушонок смешон.

«- Прочитайте про себя»

«- Начинайте читать в медленном темпе с переходом в быстрый».

Проговаривают разминку.

Проверка домашнего задания

На дом было задано выразительно читать стихотворение Сергея Владимировича Михалкова «Если».

«- Кто желает прочитать стихотворение выразительно наизусть?»

«- О чём повествуют произведения, включённые в данный раздел?»

Выступают у доски, декламируют стихотворения.

«-Поэтическая тетрадь»

Открытие нового знания

«– Попробуйте собрать слова из букв, чтобы узнать названия стихотворений, которые мы будем на уроке читать».

А К Ш У К У К (Кукушка.)

Н К Е Т О К О 

«– Прочитайте тему урока».

«– Определите цели урока, используя опорные слова:

Мы познакомимся с…

Мы узнаем…

Мы вспомним…

Мы будем уметь…

Мы сможем поразмышлять…

«– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал».

«– Как вы думаете, о чем это произведение?»

«– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
Е. А. Благининой»

Биография Е. А. Благининой

Елена Александровна Благинина (1903- 1989 гг.)

Дочь железнодорожного кассира, внучка священника. С детства мечтала стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное - двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же — в годы студенчества — появились первые лирические стихи Елены Александровны.

Вскоре она перебралась в Москву, где поступила в Высший литературно-художественный институт.

В начале 30-х годов прошлого века Елена Александровна стала писать стихи для детей. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя — Елена Благинина. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических.

Елену Александровну отличало невероятное трудолюбие, и за свою долгую жизнь она успела выпустить около сорока книг, которые неизменно пользовались популярностью у взрослых и детей.

«-Кукушка»

«-Котенок»

«-Елена Благинина «Кукушка», «Котенок»

Работа над стихотворением «Кукушка»

«– Сегодня на уроке нас ждет встреча со стихами Елены Александровны Благининой.

Одно из стихотворений – о птице, которую если кто из вас и не видел, то уж слышал обязательно. Она подкладывает яйца в чужие гнезда, а ее птенцы выбрасывают из гнезда птенцов хозяев. Догадались, кто эта птица?

Многие считают, что кукушка – плохая мать, но это не так. Кукушка – заботливая мать, а подкладывает яйца в чужие гнезда лишь потому, что не может выкормить своих птенцов: ведь питается кукушка жирными мохнатыми гусеницами, очищая от них наши леса, а птенцы их есть не могут. Вот и подбрасывает кукушка свои яйца в гнезда других птиц, чтобы эти птицы выкормили ее птенцов нежными мошками и комариками.

Может быть, поэтому голос кукушки печальный и невеселый.

Словарная работа (работа с толковым словарём)

Блаженствую – отдыхаю.

Простосердечный – добрый.

Отзывный (устар.) – звучащий или произносимый в ответ на что-либо.

Откройте учебник на с. 109

«- Я прочитаю вам стихотворение «Кукушка»

«- Какое стихотворение оно вам напомнило? 

Давайте перечитаем это стихотворение.

«- В чём сходства этих стихотворений?»

«- В чём отличия этих стихотворений?»

«- Какое определение дают поэты голосу кукушки?»

- стеклянный

- заунывный – наводящий уныние, тоскливый, печальный

- простосердечный – простодушный, доверчивый, искренний

- отзывчивый – легко отзывающейся. Сочувственно относящийся к нуждам других, готовый помочь.

- милый

- блаженствую – ииспытывать блаженство, наслаждаться, быть счастливым

Вывод: тема одна, но читать стихотворения надо по-разному, т.к. в них выражены разные эмоции.

«-Самуила Яковлевича Маршака «В лесу над росистой поляной»

- общая тема – о кукушке,

- главный герой – мальчик,

- действие происходит в лесу.

- разное время суток: у Маршака – рассвет, туман, росистая поляна, у Благининой – «неяркий денёк», весь день с утра до вечера;

- у Благининой – нежное, тихое, блаженное ощущение покоя и счастья, а у Маршака – светлая грусть, герой как будто уже вспоминает о прошедшем.

Физкульминутка

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес.

Руки подняли и покачали –

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу

В сороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья согнули назад

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

Эмоциональный настрой:

Прозвенел и смолк звонок

Всех собрал он на урок.

Ровно встали,

Тихо сели,

На меня все посмотрели,

На уроке не зевать,

А работать и. читать

Выполняют физминутку, повторяют за учителем»

Работа над стихотворением «Котенок»

«- Послушайте стихотворение Благининой «Котёнок» (аудиозапись)

«- От чьего лица ведётся повествование?»

«- Какое настроение вызвало это стихотворение? Что вы почувствовали в начале, в конце? Почему?»

«-Прочитайте внимательно стихотворение самостоятельно».

«-Какие непонятные, трудные слова встретили в произведении?»

«-Ребята, посмотрите на слайд. Тут фотографии разных котят. Попробуйте найти фотографию, которая больше всего подходит нашему котенку в начале.

«-Каким он был сначала?»

«-Почему этот котенок?»

«-Найдите и прочитайте строки, соответствующие этой фотографии. А здесь ищем котенка, который больше подходит, когда его приютили».

«- Прочитайте стихотворение так, чтобы каждый из нас почувствовал, как котенку сначала было плохо, а потом хорошо»

«- От лица девочки»

Ненастный – дождливый, пасмурный день (значит, с утра шел дождь)

Загляденье просто – очень красиво, глаз не оторвать.

Как бархат – очень мягкая, нежная ткань (шерстка мягкая).

Хвост трубой – когда веселый, довольный, уверенный.

Рефлексия

«- О чём стихотворения Елены Александровны Благининой?»

«- Чему научили нас прочитанные стихи?»

«- А кто уже запомнил это стихотворение?»

«- Прочитайте стихотворение наизусть».

«- О животных»

«- Любить животных, относиться к животным бережно, помогать им, если они попали в беду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс С.В.Михалков "Мой щенок"

Конспект урока по литературному чтению: "Мой щенок" С.В. Михалков, 2 класс "Школа России"...

Урок литературного чтения: Л. Н. Толстой «Котенок», «Правда всего дороже»

Тема :  Л. Н. Толстой « Котенок», « Правда всего дороже» Слайд 1Цели:  ознакомить с   представителем классической  советской детской литературы – Л. Н.    Толст...

Конспект урока литературного чтения "Е.Благинина «Кукушка», «Котенок»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве Е. А. Благининой; ознакомление учащихся с произведениями Елены Александровны Благининой «Кукушка» «Котенок...

Конспект урока литературного чтения «Е. Благинина. Кукушка, Котенок» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством, «Е. Благинина. Кукушка, Котенок» формирование умений: анализировать стихотворение.Планируемые результатыПредметные:зн...