План-конспект урока литературного чтения Е.А. Благинина "Кукушка", "Котенок".
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока составлен с опорой на биографию поэтессы, разбором 2 стихотворений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_04_03_2022.docx | 59.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
В 3 «А» классе в ГБОУ школа-интернат «Преодоление»
Разработала студентка 42 группы
Специальность 44.02.05
Коррекционный учитель начальных классов
Тарабукина Олеся Владимировна
Оценка ____________
Учитель: Турланова Жанна Анатольевна _______________
г. о. Самара, 2022
Класс: 3 «А»
Предмет: Литературное чтение
Учебник, авторы: УМК «Школа России», В. Г. Горецкий, Л.Ф.Климанова, М.В.Голованова
Тема урока: «Е.А.Благинина «Кукушка, «Котенок»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: Создание условий для знакомства учащихся с творчеством Е. А. Благининой; прививать детям интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому;
Метапредметные:
коммуникативные УУД: формировать умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
познавательные УУД: развивать логические действия сравнения, анализа, построение рассуждений;
регулятивные УУД: развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления
личностные результаты: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; умение грамотно и связно излагать свои мысли, аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Задачи:
дидактические: формировать принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развивающие: развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
воспитательные: воспитывать читательский интерес, любовь к книгам.
Ресурсы: учебник, презентация.
Характеристика этапов урока
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность уч-.ителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Время | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные | ||||||||
Организационный момент | Организовать направленное внимание на начало урока. | Метод словесный: беседа. | Приветствует учащихся. Просит встать поприветствовать | Приветствуют учителя и друг друга | Фронтальная форма обучения. | - | 2 м и н | К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками | ||
Речевая разминка | Проверяют готовность к уроку | Словесный метод: беседа | Задаёт вопросы по прошлой теме | Отвечают на вопросы, разгадывают загадки | Фронтальная форма обучения. | презентация | 5 м и н | Р: принимают и со храняют уч. задачу. П: строят речевое высказывание | ||
Проверка домашнего задания | Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий. | Словесный: беседа, практический – задания на карточках | Подводит тетей к теме урока, ставит цель, задачи | Отвечают на вопросы учителя, ставят цель, задачи совместно с учителем | Фронтальная, групповая | - | 5 м и н | Р: принимают и со храняют уч. задачу | ||
Открытие нового знания | Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Словесный метод: беседа, практический метод: работа над стихотворениями | Фронтальная, групповая | презентация | 10 м и н | П: Поиск и выделение информации П: строят речевое высказывание | Л: проявление познавательного интереса к знаниям; | |||
Физкультминутка | - | - | Предлагает немного отдохнуть и поиграть | |||||||
Работа над стихотворениями | Проверить усвоенный учебный материал | Анализирует стихотворения | Вместе с учителем анализируют стихотворения. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | - | 10 м и н | К: умение выслушать мнение одноклассника, аргументировать собственное мнение. | |||
Рефлексия | Подвести итоги урока | Словесный: беседа | Задаёт вопросы по теме урока, подводит итог с учащимися. | Отвечают на вопросы учителя, подводят итог урока. | Фронтальная | - | 3 м и н | Р: осуществляют итоговый контроль |
Конспект урока
Этапы | Прямая речь учителя | Прямая речь обучающихся |
Организационный момент | Каждый день – всегда, везде, На занятиях в игре, Смело, чётко говори И тихонечко сиди. «- Давайте сядем поудобнее, улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы». | Приветствуют учителя, готовят рабочее место. |
Речевая разминка. | «-Как обычно, урок начнем с разминки» Взгрустнулось кукушке На дальней опушке, И ветер разносит по лесу: ку-ку!... Наверное, нет у кукушки подружки: Сидит и кукует одна на суку. Поговорите скороговорку: Кукушка кукушонку Купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, В капюшоне кукушонок смешон. «- Прочитайте про себя» «- Начинайте читать в медленном темпе с переходом в быстрый». | Проговаривают разминку. |
Проверка домашнего задания | На дом было задано выразительно читать стихотворение Сергея Владимировича Михалкова «Если». «- Кто желает прочитать стихотворение выразительно наизусть?» «- О чём повествуют произведения, включённые в данный раздел?» | Выступают у доски, декламируют стихотворения. «-Поэтическая тетрадь» |
Открытие нового знания | «– Попробуйте собрать слова из букв, чтобы узнать названия стихотворений, которые мы будем на уроке читать». А К Ш У К У К (Кукушка.) Н К Е Т О К О «– Прочитайте тему урока». «– Определите цели урока, используя опорные слова: Мы познакомимся с… Мы узнаем… Мы вспомним… Мы будем уметь… Мы сможем поразмышлять… «– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал». «– Как вы думаете, о чем это произведение?» «– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Биография Е. А. Благининой Елена Александровна Благинина (1903- 1989 гг.) Дочь железнодорожного кассира, внучка священника. С детства мечтала стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное - двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же — в годы студенчества — появились первые лирические стихи Елены Александровны. Вскоре она перебралась в Москву, где поступила в Высший литературно-художественный институт. В начале 30-х годов прошлого века Елена Александровна стала писать стихи для детей. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя — Елена Благинина. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических. Елену Александровну отличало невероятное трудолюбие, и за свою долгую жизнь она успела выпустить около сорока книг, которые неизменно пользовались популярностью у взрослых и детей. | «-Кукушка» «-Котенок» «-Елена Благинина «Кукушка», «Котенок» |
Работа над стихотворением «Кукушка» | «– Сегодня на уроке нас ждет встреча со стихами Елены Александровны Благининой. Одно из стихотворений – о птице, которую если кто из вас и не видел, то уж слышал обязательно. Она подкладывает яйца в чужие гнезда, а ее птенцы выбрасывают из гнезда птенцов хозяев. Догадались, кто эта птица? Многие считают, что кукушка – плохая мать, но это не так. Кукушка – заботливая мать, а подкладывает яйца в чужие гнезда лишь потому, что не может выкормить своих птенцов: ведь питается кукушка жирными мохнатыми гусеницами, очищая от них наши леса, а птенцы их есть не могут. Вот и подбрасывает кукушка свои яйца в гнезда других птиц, чтобы эти птицы выкормили ее птенцов нежными мошками и комариками. Может быть, поэтому голос кукушки печальный и невеселый. Словарная работа (работа с толковым словарём) Блаженствую – отдыхаю. Простосердечный – добрый. Отзывный (устар.) – звучащий или произносимый в ответ на что-либо. Откройте учебник на с. 109 «- Я прочитаю вам стихотворение «Кукушка» «- Какое стихотворение оно вам напомнило? Давайте перечитаем это стихотворение. «- В чём сходства этих стихотворений?» «- В чём отличия этих стихотворений?» «- Какое определение дают поэты голосу кукушки?» - стеклянный - заунывный – наводящий уныние, тоскливый, печальный - простосердечный – простодушный, доверчивый, искренний - отзывчивый – легко отзывающейся. Сочувственно относящийся к нуждам других, готовый помочь. - милый - блаженствую – ииспытывать блаженство, наслаждаться, быть счастливым Вывод: тема одна, но читать стихотворения надо по-разному, т.к. в них выражены разные эмоции. | «-Самуила Яковлевича Маршака «В лесу над росистой поляной» - общая тема – о кукушке, - главный герой – мальчик, - действие происходит в лесу. - разное время суток: у Маршака – рассвет, туман, росистая поляна, у Благининой – «неяркий денёк», весь день с утра до вечера; - у Благининой – нежное, тихое, блаженное ощущение покоя и счастья, а у Маршака – светлая грусть, герой как будто уже вспоминает о прошедшем. |
Физкульминутка | Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес. Руки подняли и покачали – Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу В сороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся Покажем – крылья согнули назад Наклонились и присели, Заниматься тихо сели. Эмоциональный настрой: Прозвенел и смолк звонок Всех собрал он на урок. Ровно встали, Тихо сели, На меня все посмотрели, На уроке не зевать, А работать и. читать | Выполняют физминутку, повторяют за учителем» |
Работа над стихотворением «Котенок» | «- Послушайте стихотворение Благининой «Котёнок» (аудиозапись) «- От чьего лица ведётся повествование?» «- Какое настроение вызвало это стихотворение? Что вы почувствовали в начале, в конце? Почему?» «-Прочитайте внимательно стихотворение самостоятельно». «-Какие непонятные, трудные слова встретили в произведении?» «-Ребята, посмотрите на слайд. Тут фотографии разных котят. Попробуйте найти фотографию, которая больше всего подходит нашему котенку в начале. «-Каким он был сначала?» «-Почему этот котенок?» «-Найдите и прочитайте строки, соответствующие этой фотографии. А здесь ищем котенка, который больше подходит, когда его приютили». «- Прочитайте стихотворение так, чтобы каждый из нас почувствовал, как котенку сначала было плохо, а потом хорошо» | «- От лица девочки» Ненастный – дождливый, пасмурный день (значит, с утра шел дождь) Загляденье просто – очень красиво, глаз не оторвать. Как бархат – очень мягкая, нежная ткань (шерстка мягкая). Хвост трубой – когда веселый, довольный, уверенный. |
Рефлексия | «- О чём стихотворения Елены Александровны Благининой?» «- Чему научили нас прочитанные стихи?» «- А кто уже запомнил это стихотворение?» «- Прочитайте стихотворение наизусть». | «- О животных» «- Любить животных, относиться к животным бережно, помогать им, если они попали в беду» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".
План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний по сказкам зарубежных писат...
План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.
План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...
План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс С.В.Михалков "Мой щенок"
Конспект урока по литературному чтению: "Мой щенок" С.В. Михалков, 2 класс "Школа России"...
Урок литературного чтения: Л. Н. Толстой «Котенок», «Правда всего дороже»
Тема : Л. Н. Толстой « Котенок», « Правда всего дороже» Слайд 1Цели: ознакомить с представителем классической советской детской литературы – Л. Н. Толст...
Конспект урока литературного чтения "Е.Благинина «Кукушка», «Котенок»" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве Е. А. Благининой; ознакомление учащихся с произведениями Елены Александровны Благининой «Кукушка» «Котенок...
Конспект урока литературного чтения «Е. Благинина. Кукушка, Котенок» УМК "Школа России" 3 класс
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством, «Е. Благинина. Кукушка, Котенок» формирование умений: анализировать стихотворение.Планируемые результатыПредметные:зн...