Внеклассное мероприятие по русскому языку "Имя существительное"
методическая разработка по русскому языку

Тип занятия: конкурсно - игровая программа знатоков части речи «Имя существительное»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku_syrysko_l.m.docx64.12 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку по теме:

«Имя существительное»

Автор : учитель высшей квалификационной категории Сырыско Лилия Мударисовна, учитель СОШ п.Головановский-филиал МАОУ СОШ п.Николевский Балаковского района Саратовской области

Класс: 5 класс

Тип занятия: конкурсно - игровая программа знатоков части речи «Имя существительное»

Задачи:

- обобщить и закрепить знания учащихся по разделу «Имя существительное», закрепить морфологические признаки имени существительного.

- развивать навыки групповой работы; уметь работать в команде, развивать навыки творческой работы;

- воспитывать чувства сопереживания, умение действовать в команде.

Оборудование: номера станций, карточки с заданиями, маршрутный лист команды.

Подготовка к мероприятию: класс делится на 3 группы по 10 человек. Каждая команда придумывает название, учитель - организатор, в жюри можно пригласить преподавателей русского языка или ребят из 11 класса. Парты расставлены в классе по количеству станций. Ребята путешествуют по станциям и выполняют задания.

 Номера станций стоят на столах. Учащиеся совместно решают задания, заполняют карточку ответов, жюри отмечает верность ответов, за правильный ответ- 1 балл. Команда    переходит к следующей освободившейся станции.

 Побеждает та команда, которая дала наибольшее количество правильных ответов.

Ход занятия.

1.Вступительное слово учителя –

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в путешествие по Стране «Имя существительное». Страна эта большая со своими морфологическими признаками.

Мы будем с вами путешествовать по станциям. Нам нужно разделиться на три команды, дать название команде. Выбираем капитана. Каждая команда получает маршрутный лист.

- Члены жюри ставят отметку о прохождении станции. Побеждает та команда, которая правильно ответила на все вопросы и получит большее количество баллов.

- Итак, начинаем.

2.Путешествие по станциям

Первая станция. Игра «Доскажи словечко». Задание: отгадки распредели по группам: одушевленные-неодушевленные

До воды зелён, не мил,
полз зубастый... (крокодил)

В чёрном поле заяц белый

Прыгал; бегал, петли делал.

 След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц? (мел).

Вдаль зовёт его дорога.
Светофор мигает строго.
Он проедет много миль,
легковой....     (автомобиль)

 Не мяукай у окошка,
а ищи мышей ты,... (кошка)

Для Незнайки был кошмар -
Падать стал воздушный... (шар)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту:

 Зовусь я…. (подосиновик).

Ночью ходит, днём он спит

 Если сердится, ворчит.

Он живёт в лесу дремучем.

Сам он круглый и колючий.

 Угадайте, это кто ж? Ну конечно, это… (ёж).

Вторая станция. Грамматическая арифметика. Задание: составить слова и распределить их по группам – род имен существительных 

Колос – ос+ь+цо= ?                 (кольцо)

Кабан – ан + лук =?                   (каблук).

Корь – ь + идол – л + р =?         (коридор).

Кот + елка – ка =?                        (котел).

Кар + знак препинания =?        (карточка).

Ква + рак – ак + тира =?            (квартира).

Ветер  – тер +д+ рот-т =?           ( ведро)  

Ответы:

Мужской род            средний род                      женский род

Каблук                       кольцо                                карточка

                                  ведро                                  квартира

Коридор                                                                

котел

Третья станция.  Распределите слова на две группы по морфологическим признакам, укажите название группы.

 Москва, ель, картина, Черное море, Михаил, роща, зеркало, А.С.Пушкин, произведение, Марина, мысль, Красная площадь, столица класс, заяц, Севастополь, М.Ю.Лермонтов.

Четвертая станция. Вспомните морфемы и составьте слова.

 Задание: определите склонение полученных имен существительных

1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ ( подснежники)

2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы)

1) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА (загородка)

Пятая станция. Работа с толковым словарем В.И. Даля.

 Задание: Угадате, о чем идет речь? Из третьего задания выпишите все имена существительные, определите  падеж.

1. «Стоялая утварь в доме, хоромный наряд, столы, лавки, стулья, шкафы и пр.» (Мебель.)

2.  «Орудие для хлебания, для еды жидкостей, хлебалка, шевырка, едалка» (Ложка.)

3)  «Нозырка, часть лица человека и некоторых животных, которой основою служит выдавшаяся вперед верхняя скула, нынешнее орудие обоняния» (Нос.)

Шестая станция. Обобщаем наши знания.


1. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка)
2. Главные члены предложения.
(Подлежащее и сказуемое)
3. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы 
кточто? (Существительное)
4. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию?
(Синонимы)
5. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (
Черепаха)
6. Два или несколько предложений, связанных по смыслу.
(Текст)
7. Значок – обозначение звуков на письме.
(Буква)
8. Общая часть родственных, или однокоренных, слов.
(Корень)
9. Эта часть речи служит для связи слов в предложении
(Предлог)

- Какой частью речи являются данные слова? (Ответы ребят: «Имя существительное»

 Подведение итогов.

-Вам понравилось наше путешествие? О какой части речи шла речь на всех станциях? Какие морфологические признаки повторили?

Рефлексия. Жюри подводят итоги. Молодцы! Все команды справились с заданиями. Оцените свою работу.

C:\Users\школа\Desktop\Без названия.jpg                      C:\Users\школа\Desktop\1568622558-1.jpg                C:\Users\школа\Desktop\Без названия (1).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку. "КВН по русскому языку" 4 класс

Методическая разработка представляет собой сценарий  внеклассного занятия по русскому языку и предназначена для учителей начальных классов...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"

Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....

внеклассное мероприятие по русскому языку 2 класс "Великий и могучий Русский язык"

Представленная мною работа является разработкой внеклассного мероприятия, приуроченного к методической неделе «Русского языка».Данное мероприятие рассчитано на учащихся  2 класса, проводится в фо...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Мы сохраним тебя, русская речь..."

Данное мероприятие проводится с целью формировать коммуникативные умения, научить рассуждать, показать красоту и богатство русского языка, научить владеть речью....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"

Данная методическая разработка-познавательная игра для учащихся 4 класса по русскому языку...

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Хочу дружить я с русским языком"

-расширить знания учащихся по русскому языку-формировать культуру речи-способствовать повышению грамотности учащихся...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 класс. "Знатоки русского языка"

Цель: повышение уровня языкового развития учащихся.Задачи:-способствовать прочному и сознательному усвоению знаний по русскому языку;- развивать коммуникативные умения учащихся;- воспитыва...