Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Методическая разработка урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 27.65 КБ |
marshrutnyy_list_dlya_uchenika.docx | 19.4 КБ |
kartochki_dlya_raboty_v_pare.docx | 14.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
Урок открытия новых знаний
Цели: познакомить со способом определения спряжения глаголов по неопределенной форме; учить правильно писать безударные личные окончания глаголов I и II спряжения.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Умение работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
- умение проявления самостоятельности в разных видах деятельности.
- понимание богатства и разнообразия языковых средств, для выражения мыслей и чувств.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-умение составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- умение работать в парах, группах при решении орфографических задач.
Познавательные УУД:
-уметь извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, схема);
- умение осуществлять анализ и синтез;
- умение строить рассуждения;
- умение обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола;
- умение участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов;
- умение решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов.
Коммуникативные УУД
- умение выдвигать собственные гипотезы и обосновывать их, обмениваться мыслями;
- умение прислушиваться к мнению собеседников;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
Предметные:
- умение стремиться к совершенствованию собственной речи;
- умение пробудить у учащихся интерес к русскому языку;
- умение развивать устную и письменную речь;
- умение расширить активный словарный запас;
- умение определять спряжение глаголов;
- умение решать орфографическую задачу в правописании личных безударных окончаний глаголов;
- умение определять лицо и число глагола;
- умение объяснять смысл фразеологизмов
1. Организационный момент.
- Скажите, пожалуйста, вы любите преодолевать трудности?
– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
– Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением и с хорошими мыслями.
– Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?
- Ну, что, тогда за дело.
-А теперь проверьте свою готовность к уроку. Что у вас должно быть на парте?
2. Актуализация знаний
- Прочитайте словосочетания
ПОГУЛЯЕМ В КРАСИВОМ ПАРКЕ, ДУМАЕТ О ВЫСОКОЙ ГОРЕ, ПРОЛЕТИМ ОКОЛО СТАРОЙ БАШНИ, НОСИТ В НОВОЙ СУМКЕ, ПОЁТ В ШКОЛЬНОМ ХОРЕ.
- Вставьте пропущенные буквы.
-В какой части слова были пропущены орфограммы? (окончание)
- В каких частях речи пропущены окончания?
Как правильно написать безударные падежные окончания имен существительных? (падеж, склонение)
Как правильно написать безударные падежные окончания имен прилагательных? (падеж, число, род)
А как написать окончание глаголов? Написание каких окончаний глаголов не вызвало сомнения? (ударные)
- Можно ли сразу сказать, какую гласную необходимо вставить? (Нет, т.к. гласная в окончании находится в безударном положении)
3. Самоопределение к деятельности
- Мы пока ещё затрудняемся вставлять нужные гласные в безударных личных окончаниях глаголов, верно?
- Тогда попробуйте определить тему урока. Начинаем со слова правописание
- Сформулируйте цель и тему урока (Научиться определять безударные личные окончания глаголов. Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени)
- Какую цель поставим перед собой? Научиться … чему? (Научиться писать безударные личные окончания глаголов)
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр.189 с.93 - Рассмотрите таблицу
-Сравните окончания глаголов I и II спряжения.
Давайте сделаем вывод, соотнеси окончания 3л мн.ч. со всеми остальными окончаниями, а также обратим внимание на гласную букву во всех окончаниях.
- Увидели? В I спряжении это буква -е, окончания –ут, -ют, во II спряжении это буква –и, окончание –ят, -ят.
Выполним упр.190 на с.93.
- Выписать глаголы с безударными личными окончаниями в форме настоящего времени. Выделить окончания. После каждого глагола в скобках указать его лицо, число, спряжение. работа у доски
- Что же надо сделать, чтобы написать безударные личные окончания глаголов?
- Чтобы написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение.
-Определить спряжение глагола мы можем определить по его неопределенной форме.
- Давайте понаблюдаем за глаголами I и II спряжения и сделаем вывод, как же это делать.
Н.ф.: суффикс –и- II спряжение , -е или –а- I спряжение.
Глагол | Неопределённая форма | Спряжение |
Мороз_т | Морозить | 2 |
Желтее..т | Желтеть | 1 |
- Чтобы определить спряжение глагола, мы должны поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на глагольный суффикс. Если глагольный суффикс – и, то это II спряжение, все остальные - I спряжение.
- Прочитайте сведения о языке на с.94 и скажите, какие глаголы относятся ко II спряжению, а какие к I спряжению?
- Но в русском языке еще существуют и глаголы – исключения. Запомнит их вам поможет стихотворение.
Заполните, пожалуйста, табличку –помощницу.
- Сейчас устно выполним упр.192 на с.94. Прочитайте и объясните, как определить спряжение глаголов по неопределенной форме. По цепочке с записью в листок спряжения
5. Физкультминутка (попробуйте запомнить глаголы 2 спряжения)
Я буду называть глаголы, а вы действиями показывайте их.
Махать, жмуриться, плыть, смеяться, бежать, стоять, гладить, прыгать, мычать, молчать, нагнуться, разогнуться, сесть.
6. Закрепление изученного материала
А) Работа в группе упр.194
Распределить слова в три группы. 1 группа глаголы 1 спряжения, 2 группа – 2 спряжение, 3 группа глаголы исключения.
Проверка
Б) Работа по учебнику упр.193 с.95
Какие окончания могут иметь глаголы 2-го лица единственного числа в настоящем времени?
Клеить – оканчивается в неопределённой форме на -ить, 2 спр., образую глагол 2 лица, ед.числа – окончание -ишь, слышать….
Какие окончания вы написали у глаголов 1 спряжения? У 2 спряжения?
В) – А сейчас вы поработаете в паре с карточками. Задача определить спряжение глагола в неопределённой форме. Взаимопроверка
7. Самооценка.
- Вспомните, что такое синонимы? (слова, близкие по лексическому значению)
- Что такое фразеологизмы? ( устойчивые сочетания слов).
- Подберите к глаголам левого столбика синонимы – фразеологизмы из правого столбика.
Бить баклуши – бездельничать
Считать ворон – мечтать, рассеянность
Работать в поте лица – усердно трудиться, с полной отдачей
Работать спустя рукава - лениться, неохотно
Охарактеризуйте свою работу на уроке фразеологизмом, объясните почему вы выбрали именно его. В каком времени Вы употребляли глагол? Почему? Зависит ли окончание глаголов пр.времени от спряжения?
- Какая была тема нашего урока? «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени»
- А какая была цель? -Научиться писать безударные личные окончания глаголов
Вспомните, в начале урока вы говорили, что трудности нужно преодолевать с хорошим настроением. Проверим верно ли Вы вставили окончания глаголов.
Кто в начале урока допустил ошибки?
- Мы достигли этой цели? - Да/нет
- Какие глаголы относятся к 1 спряжению? Ко 2 спряжению? - Что поможет нам определить спряжение глаголов?
8. Рефлексия
Если Вам на уроке было всё понятно, вы научились определять спряжение, то нарисуйте улыбающийся смайлик.
Если было не всегда легко, есть трудности в определении спряжения, то нарисуйте грустный смайлик.
Если было совсем трудно и многое непонятно, то нарисуйте печальный смайлик.
9. Домашнее задание.
1. Уровневая дифференциация.
Карточка №1(1).
Подчеркни в каждой группе глаголы 1 спряжения..
- Победить, побеждать.
- Отправлять, отправить.
- Потерять, находить.
- Разрушать, разрушить.
- Гореть, говорить.
Образец: Пилить, строгать
Карточка №1(2).
Узнай спряжение глагола.
- Писать – _______________________
- Рисовать – _____________________
- Ходить – _______________________
- Готовить – ______________________
- Стрелять – ______________________
Образец: Мечтать – 1 спр.
Карточка №1(3).
Запиши глаголы в 3 лице единственного числа.
- Помнить - __________________________
- Работать- __________________________
- Верить- __________________________
- Краснеть- __________________________
- Играть- __________________________
Образец: Поливать – поливает
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на е спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья,
Все глаголы, что на – ить,
Исключая брить, стелить,
А ещё смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Предварительный просмотр:
Русский язык _________________________________________________
Погуля…м в красив…м парк…, дума…т о высок…й гор… , пролет…м около стар…й башн… , нос…т в нов…й сумк… , по…т в школьн…м хор…
Упражнение 190
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 192, 193
Клеить - __ спр. _____________________, читать - __спр.______________________,
слышать - __спр. __________________, зеленеть - ___спр._____________________,
просить - ___ спр. ___________________, веять - ___спр.________________________,
дружить - __спр. ______________________, видеть - ___спр.______________________,
думать - ___спр. ______________________, рыть - ___спр.______________________.
Бить баклуши – мечтать
Считать ворон – бездельничать
Работать в поте лица – лениться
Работать спустя рукава - усердно трудиться
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Неопределённая форма | I спряжение | II спряжение |
Все глаголы на __________ ________________________ Исключения: ________________________________________________ | Все глаголы на ________________ Исключения: 4 глагола на ____________________________________________________________________________ 7 глаголов на ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Неопределённая форма | I спряжение | II спряжение |
Все глаголы на __________ ________________________ Исключения: ________________________________________________ | Все глаголы на ________________ Исключения: 4 глагола на ____________________________________________________________________________ 7 глаголов на ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Карточка №1
Подчеркни в каждой группе глаголы 1 спряжения.
- Победить, побеждать.
- Отправлять, отправить.
- Потерять, находить.
- Разрушать, разрушить.
- Гореть, говорить.
Карточка №2
Определи спряжение глагола. Запиши.
- Писать – _______________________
- Рисовать – _____________________
- Ходить – _______________________
- Готовить – ______________________
- Стрелять – ______________________
Карточка №3
Запиши глаголы в 3 лице единственного числа.
- Помнить - __________________________
- Работать- __________________________
- Верить- __________________________
- Краснеть- __________________________
- Играть- __________________________
Упражнение 194
Прочитайте. Устно определите спряжение глаголов.
Веять, держать, наклеить, болеть, варить, доказать, мечтать, смотреть, вертеть, запомнить, ловить, прыгнуть, сверкать, обидеть, беспокоить
Подчеркни глаголы I спряжения.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Упражнение 194
Прочитайте. Устно определите спряжение глаголов.
Веять, держать, наклеить, болеть, варить, доказать, мечтать, смотреть, вертеть, запомнить, ловить, прыгнуть, сверкать, обидеть, беспокоить
Подчеркни глаголы II спряжения на –ить.
_________________________________________________________________________
Упражнение 194
Прочитайте. Устно определите спряжение глаголов.
Веять, держать, наклеить, болеть, варить, доказать, мечтать, смотреть, вертеть, запомнить, ловить, прыгнуть, сверкать, обидеть, беспокоить
Подчеркни глаголы – исключения II спряжения.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Предварительный просмотр:
ДАРИТЬ | Глагол оканчивается на –ИТЬ. Значит глагол II спряжения. | СЧИТАТЬ | Глагол оканчивается на –АТЬ. Значит глагол I спряжения. | ||
| |||||
ПРОКУСИТЬ | Глагол оканчивается на –ИТЬ. Значит глагол II спряжения. | ПЛЯСАТЬ | Глагол оканчивается на –АТЬ. Значит глагол I спряжения. | ||
ТЕРПЕТЬ | Глагол оканчивается на –ЕТЬ. Глаголы на –ЕТЬ относятся к I спряжению. Но глагол ТЕРПЕТЬ является глаголом- исключением, поэтому относится ко II спряжению. | БРИТЬ | Глагол оканчивается на –ИТЬ. Глаголы на –ИТЬ относятся ко II спряжению. Но глагол БРИТЬ является глаголом- исключением, поэтому относится к I спряжению. | ||
ПОДОБРЕТЬ | Глагол оканчивается на –ЕТЬ. Значит глагол I спряжения. | СУШИТЬ | Глагол оканчивается на –ИТЬ. Значит глагол II спряжения. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
На уроке упражнения принимают занимательный характер, этому способствуют сказочные герои. Закрепление и проверка знаний проходит через написание сказки....
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
Анимация в презентации и сказочные персонажи позволяют грамматические упражнения сделать интересными и занимательными....
Урок русского языка по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени". 4класс.
Конспект урока русского языка, презентация к уроку, приложение....
Открытый урок русского языка в 4 классе на тему: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".
Цель урока: показать зависимость написания безударного личного окончания глагола от спряжения.Тип урока: изучение нового материала.Помощниками учителя на уроке были герои коми народных сказок - ВЭРСА,...
Урок русского языка в 4 классе (УМК "Школа России" , Учебник Т.Г. Рамзаевой) на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени"
Урок посвящен дню космонавтики (50-летие первого полета человека в космос)...
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Урок русского языка в4 классе по учебнику Рамзаевой Т.Г....