Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Полозкова Татьяна Петровна

Методическая разработка урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx27.65 КБ
Файл marshrutnyy_list_dlya_uchenika.docx19.4 КБ
Файл kartochki_dlya_raboty_v_pare.docx14.28 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Урок открытия новых знаний

Цели: познакомить со способом определения спряжения глаголов по неопределенной форме; учить правильно писать безударные личные окончания глаголов I и II спряжения.

Планируемые результаты:

Личностные:

- Умение работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

- умение проявления самостоятельности в разных видах деятельности.

- понимание богатства и разнообразия языковых средств, для выражения мыслей и чувств.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-умение составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

- умение работать в парах, группах при решении орфографических задач.

Познавательные УУД:

-уметь извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, схема);

- умение осуществлять анализ и синтез;

- умение строить рассуждения;

- умение обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола;

- умение участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов;

- умение решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов.

Коммуникативные УУД

- умение выдвигать собственные гипотезы и обосновывать их, обмениваться мыслями;

- умение прислушиваться к мнению собеседников;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

Предметные:

- умение стремиться к совершенствованию собственной речи;

- умение пробудить у учащихся интерес к русскому языку;

- умение развивать устную и письменную речь;

- умение расширить активный словарный запас;

- умение определять спряжение глаголов;

- умение решать орфографическую задачу в правописании личных безударных окончаний глаголов;

- умение определять лицо и число глагола;

- умение объяснять смысл фразеологизмов

1. Организационный момент.

- Скажите, пожалуйста, вы любите преодолевать трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

– Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением и с хорошими мыслями.

– Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности  на нашем уроке?

- Ну, что, тогда за дело.

-А теперь проверьте свою готовность к уроку. Что у вас должно быть на парте?

2. Актуализация знаний

- Прочитайте словосочетания

ПОГУЛЯЕМ В КРАСИВОМ ПАРКЕ,  ДУМАЕТ  О ВЫСОКОЙ ГОРЕ, ПРОЛЕТИМ  ОКОЛО СТАРОЙ БАШНИ,  НОСИТ В НОВОЙ СУМКЕ, ПОЁТ В ШКОЛЬНОМ ХОРЕ.

- Вставьте пропущенные буквы.

-В какой части слова были пропущены орфограммы? (окончание)

- В каких частях речи пропущены окончания?

  Как правильно написать безударные падежные окончания имен существительных? (падеж, склонение)

 Как правильно написать безударные падежные окончания имен прилагательных? (падеж, число, род)

 А как написать окончание глаголов?  Написание каких окончаний глаголов не вызвало сомнения? (ударные)

 - Можно ли сразу сказать, какую гласную необходимо вставить? (Нет, т.к. гласная в окончании находится в безударном положении)

3. Самоопределение к деятельности

- Мы пока ещё затрудняемся вставлять нужные гласные в безударных личных окончаниях глаголов, верно?

- Тогда попробуйте определить тему урока. Начинаем со слова правописание

- Сформулируйте цель и тему урока (Научиться определять безударные личные окончания глаголов. Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов  в настоящем и будущем времени)

- Какую цель поставим перед собой? Научиться … чему? (Научиться писать безударные личные окончания глаголов)

4. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр.189 с.93 - Рассмотрите таблицу

-Сравните окончания глаголов I и II спряжения.

Давайте сделаем вывод, соотнеси окончания 3л мн.ч. со всеми остальными окончаниями, а также обратим внимание на гласную букву во всех окончаниях.

- Увидели? В I спряжении это буква -е, окончания –ут, -ют, во II спряжении это буква –и, окончание –ят, -ят.

Выполним упр.190 на с.93.

- Выписать глаголы с безударными личными окончаниями в форме настоящего времени. Выделить окончания. После каждого глагола в скобках указать его лицо, число, спряжение.                                     работа у доски

- Что же надо сделать, чтобы написать безударные личные окончания глаголов?

- Чтобы написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение.

-Определить спряжение глагола мы можем определить по его неопределенной форме.

- Давайте понаблюдаем за глаголами I и II спряжения и сделаем вывод, как же это делать.

Н.ф.:  суффикс –и- II спряжение , -е или  –а- I спряжение.

Глагол

Неопределённая форма

Спряжение

Мороз_т

 Морозить

 2

Желтее..т

 Желтеть

 1

- Чтобы определить спряжение глагола, мы должны поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на глагольный суффикс. Если глагольный суффикс – и, то это II спряжение, все остальные - I спряжение.

- Прочитайте  сведения о языке на с.94 и скажите, какие глаголы относятся ко II спряжению, а какие к I спряжению?

- Но в русском языке еще существуют и глаголы – исключения. Запомнит их вам поможет стихотворение.

Заполните, пожалуйста, табличку –помощницу.

- Сейчас устно выполним упр.192 на с.94. Прочитайте и объясните, как определить спряжение глаголов по неопределенной форме.  По цепочке с записью в листок спряжения

5. Физкультминутка (попробуйте запомнить глаголы 2 спряжения)

Я буду называть глаголы, а вы действиями показывайте их.

Махать, жмуриться, плыть, смеяться, бежать, стоять, гладить, прыгать, мычать, молчать, нагнуться, разогнуться, сесть.

6. Закрепление изученного материала

А) Работа в группе упр.194

Распределить слова в три группы. 1 группа глаголы 1 спряжения, 2 группа – 2 спряжение, 3 группа глаголы исключения.

Проверка

Б) Работа по учебнику упр.193 с.95

Какие окончания могут иметь глаголы 2-го лица единственного числа в настоящем времени?

Клеить – оканчивается в неопределённой форме на -ить, 2 спр., образую глагол 2 лица, ед.числа – окончание -ишь, слышать….

Какие окончания вы написали у глаголов 1 спряжения? У 2 спряжения?

В) – А сейчас вы поработаете в паре с карточками. Задача определить спряжение глагола в неопределённой форме. Взаимопроверка

7. Самооценка.

- Вспомните, что такое синонимы? (слова, близкие по лексическому значению)

- Что такое фразеологизмы? ( устойчивые сочетания слов).

- Подберите к глаголам левого столбика синонимы – фразеологизмы из правого столбика.

Бить баклуши –                бездельничать

Считать ворон –                мечтать, рассеянность

Работать в поте лица –           усердно трудиться, с полной отдачей

Работать спустя рукава -         лениться, неохотно

Охарактеризуйте свою работу на уроке фразеологизмом, объясните почему вы выбрали именно его. В каком времени Вы употребляли глагол? Почему? Зависит ли окончание глаголов пр.времени от спряжения?

- Какая была тема нашего урока? «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени»

- А какая была цель? -Научиться писать безударные личные окончания глаголов

Вспомните, в начале урока вы говорили, что трудности нужно преодолевать с хорошим настроением. Проверим верно ли Вы вставили окончания глаголов.

 Кто в начале урока допустил ошибки?

- Мы достигли этой цели? - Да/нет

- Какие глаголы относятся к 1 спряжению? Ко 2 спряжению?                                                                                              - Что поможет нам определить спряжение глаголов?

8. Рефлексия 

Если Вам на уроке было всё понятно, вы научились  определять спряжение, то нарисуйте улыбающийся смайлик.

Если было не всегда легко, есть трудности в определении спряжения, то нарисуйте  грустный смайлик.

Если было совсем трудно и многое непонятно, то нарисуйте печальный смайлик.

9. Домашнее задание.

1. Уровневая дифференциация.

Карточка №1(1).

Подчеркни в каждой группе глаголы 1 спряжения..

  1. Победить, побеждать.
  2. Отправлять, отправить.
  3. Потерять, находить.
  4. Разрушать, разрушить.
  5. Гореть, говорить.

Образец: Пилить, строгать 

Карточка №1(2).

Узнай спряжение глагола.

  1. Писать – _______________________
  2. Рисовать – _____________________
  3. Ходить – _______________________
  4. Готовить – ______________________
  5. Стрелять – ______________________

Образец: Мечтать – 1 спр.

Карточка №1(3).

Запиши глаголы в 3 лице единственного числа.

  1. Помнить -    __________________________
  2. Работать-    __________________________
  3. Верить-    __________________________
  4. Краснеть-    __________________________
  5. Играть-    __________________________

Образец: Поливать – поливает

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть –

Вы запомните, друзья,

Их на е спрягать нельзя.

Ко второму же спряженью

Отнесём мы без сомненья,

Все глаголы, что на – ить,

Исключая брить, стелить,

А ещё смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.



Предварительный просмотр:

Русский язык _________________________________________________

Погуля…м  в  красив…м  парк…,  дума…т  о  высок…й  гор… ,  пролет…м  около стар…й  башн… ,  нос…т  в  нов…й  сумк… ,  по…т  в  школьн…м  хор…

Упражнение 190

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 192, 193

Клеить -   __  спр. _____________________, читать -   __спр.______________________,

слышать -   __спр. __________________, зеленеть -    ___спр._____________________,

просить -  ___ спр. ___________________, веять -  ___спр.________________________,

дружить - __спр. ______________________, видеть - ___спр.______________________,

думать - ___спр. ______________________, рыть -  ___спр.______________________.

Бить баклуши –                         мечтать

Считать ворон –                        бездельничать

Работать в поте лица –             лениться

Работать спустя рукава -          усердно трудиться

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Неопределённая

форма

I спряжение

II спряжение

Все глаголы на __________

________________________

Исключения:

________________________________________________

Все глаголы на ________________

Исключения:

4  глагола на  

____________________________________________________________________________

7 глаголов на

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Неопределённая

форма

I спряжение

II спряжение

Все глаголы на __________

________________________

Исключения:

________________________________________________

Все глаголы на ________________

Исключения:

4  глагола на  

____________________________________________________________________________

7 глаголов на

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №1

Подчеркни в каждой группе глаголы 1 спряжения.

  1. Победить, побеждать.
  2. Отправлять, отправить.
  3. Потерять, находить.
  4. Разрушать, разрушить.
  5. Гореть, говорить.

Карточка №2

Определи  спряжение глагола. Запиши.

  1. Писать – _______________________
  2. Рисовать – _____________________
  3. Ходить – _______________________
  4. Готовить – ______________________
  5. Стрелять – ______________________

Карточка №3

Запиши глаголы в 3 лице единственного числа.

  1. Помнить -    __________________________
  2. Работать-    __________________________
  3. Верить-    __________________________
  4. Краснеть-    __________________________
  5. Играть-    __________________________

Упражнение 194

Прочитайте. Устно определите спряжение глаголов.

Веять, держать, наклеить, болеть, варить, доказать, мечтать, смотреть, вертеть, запомнить, ловить, прыгнуть, сверкать, обидеть, беспокоить

Подчеркни глаголы I спряжения.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Упражнение 194

Прочитайте. Устно определите спряжение глаголов.

Веять, держать, наклеить, болеть, варить, доказать, мечтать, смотреть, вертеть, запомнить, ловить, прыгнуть, сверкать, обидеть, беспокоить

Подчеркни глаголы II спряжения на –ить.

_________________________________________________________________________

Упражнение 194

Прочитайте. Устно определите спряжение глаголов.

Веять, держать, наклеить, болеть, варить, доказать, мечтать, смотреть, вертеть, запомнить, ловить, прыгнуть, сверкать, обидеть, беспокоить

Подчеркни  глаголы – исключения  II спряжения.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Предварительный просмотр:

           ДАРИТЬ

Глагол оканчивается на

–ИТЬ.

Значит глагол  II спряжения.

   СЧИТАТЬ

Глагол оканчивается на

–АТЬ.

Значит глагол  I спряжения.

     

     

   

          ПРОКУСИТЬ

Глагол оканчивается на

–ИТЬ.

Значит глагол  II спряжения.

           ПЛЯСАТЬ

Глагол оканчивается на

–АТЬ.

Значит глагол  I спряжения.

     ТЕРПЕТЬ

Глагол оканчивается на

–ЕТЬ. Глаголы на –ЕТЬ относятся к I спряжению.  Но глагол ТЕРПЕТЬ является глаголом- исключением, поэтому относится ко II спряжению.

       БРИТЬ

Глагол оканчивается на

–ИТЬ.  Глаголы на –ИТЬ относятся ко II спряжению.  Но глагол БРИТЬ  является глаголом- исключением, поэтому относится к I спряжению.

          ПОДОБРЕТЬ

Глагол оканчивается на

–ЕТЬ.

Значит глагол  I спряжения.

          СУШИТЬ

Глагол оканчивается на

–ИТЬ.

Значит глагол  II спряжения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

На уроке упражнения принимают занимательный характер, этому способствуют сказочные герои. Закрепление и проверка знаний проходит через написание сказки....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Анимация в презентации и сказочные персонажи позволяют грамматические упражнения сделать интересными и занимательными....

Открытый урок русского языка в 4 классе на тему: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".

Цель урока: показать зависимость написания безударного личного окончания глагола от спряжения.Тип урока: изучение нового материала.Помощниками учителя на уроке были герои коми народных сказок - ВЭРСА,...