Урок русского языка в 4 классе (УМК "Школа России" , Учебник Т.Г. Рамзаевой) на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок посвящен дню космонавтики (50-летие первого полета человека в космос)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_na_temu.docx | 40.71 КБ |
urok_assambleya.pptx | 916.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе на тему:
«Правописание безударных личных окончаний глаголов
в настоящем и будущем времени»
Цель: создать условия для знакомства учащихся со способами определения спряжения глаголов;
организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:
регулятивных, познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных учебных действий
Планируемые результаты:
- предметные:
- формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;
- отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;
- личностные:
- учить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста;
- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
- содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах.
Задачи (шаги достижения целей)
- Организовать пространство поиска, диалога, творчества.
- Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками.
- Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества.
- Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран;
- карточки с заданиями;
- презентация 21 слайда (среда POWER POINT);
- учебник русского языка, Т.Г. Рамзаева /М. «Дрофа», 2007 год;
- справочное пособие по русскому языку, 4 класс О.В. Узорова, Е.А. Нефедова/М. 2006г.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | |
1. | Организационно – мотивацион-ный этап | Знакомство. Приветствие. - Добрый день, уважаемые коллеги, дорогие ребята. Меня зовут Ирина Витальевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Надеюсь на плодотворное сотрудничество. | ||
2. | Целеполага-ние | - Давайте определим тему урока. Прочитайте стихотворение. - Чему посвятим урок? - Что за день сегодня? - Посмотрите на первое слово. - Что вы можете о нем сказать? (- Какая часть речи? - В какой форме стоит?) - Что еще заметили? Почему пропущена буква? Поставим ударение. - В какой части слова она находится? - Надо нам уметь правильно писать безударные окончания? - Попробуйте сформулировать тему урока. - Поставьте учебную задачу. Чему мы должны научиться? - Что надо уметь делать, чтобы правильно писать безударную гласную в окончании? | Дети читают сначала про себя, а потом вслух Дню космонавтики. Сегодня исполняется 50 лет со дня полета в космос первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Это глагол, потому что отвечает на вопрос (что делает?) и обозначает действие предмета. Он стоит в форме 3 лица, ед. числа, в настоящем времени Буква пропущена, потому что она безударная, а безударным гласным доверять нельзя. Безударная гласная находится в окончании. Правописание безударных окончаний глаголов Научиться правильно писать безударные окончания глаголов. Уметь определять спряжение глагола | Появляется ударение. Появляется окончание На слайде появляется тема урока. На доске: Задачи урока: 1) научиться правильно выбирать безударную гласную в окончаниях глаголов. 2) уметь определять спряжение |
3 | Актуализа-ция знаний. | Я буду называть глаголы. Если услышите глаголы 1спряжения -хлопайте, если 2 - топайте. Колоть, плясать, ходить, терпеть, считать, носить, рычать - Расскажите, какие глаголы относятся к 1 и 2 спряжению - Легко ли вам было определять спряжение у данных глаголов? Почему? | Все глаголы на - ить – 2 спр. Остальные глаголы – 1 спр. Окончания ударные. | |
4 | Распознава-ние спряжения глаголов. Проблемная ситуация | - Посмотрите на слайд. Сформулируйте задание. - От чего зависит написание безударных гласных е и и в окончаниях глаголов? - Попробуйте определить спряжение этих глаголов, выполнив задание в карточке № 1 Проверка - Называйте глагол и его спряжение - Проблема: строят или строют; колят или колют? Как быть? - Помогут ребята из 2 варианта. - Как вы определили спряжение? Вывод: - Как определить спряжение глаголов? - Есть еще один способ определения спряжения, когда не надо ставить глагол ни в неопределенную форму, ни в форму 3 лица мн. числа. Хотите его узнать? - Посмотрите на основу глаголов 1 спряжения. Что объединяет эти слова? Какую особенность вы заметили у данных глаголов? Вывод: - Какое можем сделать заключение? - Каких слов не хватает? - В слове «строить» есть гласная перед окончанием, но оно и еще слово «клеить» относятся ко 2 спряжению. Это исключение. Вывод 2: - Давайте полностью сформулируем это правило. (Глаголы, у которых перед личными окончаниями стоит гласная буква, относится к 1 спряжению, кроме глаголов строить, клеить) - Запишите слова в тетрадь, вставляя пропущенные окончания. Проверка: - Итак, какие гласные вставили в окончания глаголов? - Кто пилотировал первую ракету № 1? - А вы знаете, кто был вторым космонавтом? Хотите узнать? - Решим кроссворд. - Составьте предложение о первых космонавтах. Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы. Сегодня международный экипа… к…смонавтов пилотиру…т ракету имени Юрия Гагарина. | От того, какое спряжение у глагола Каждый ученик работает по карточке №1: Проверяют друг у друга Потом по слайду Правильно написать безударное окончание глаголов . Выполняют задание по вариантам в карточке № 2 1 и 2 слово – называют дети 1 варианта, 3 и 4 слово – дети 2 варианта 5 и 6 слово – 1 вариант Что делать? Колоть – 1 спр. Строить – 2 спр. Спряжение глагола определяем по неопределенной форме и по форме 3 лица мн. ч Основа оканчивается на гласную. Глаголы, у которых перед личным окончанием стоит гласная буква, относятся к первому спряжению Строит, колет Глаголы, у которых перед личными окончаниями стоит гласная буква, относится к 1 спряжению, кроме глаголов строить, клеить Записывают слова в тетрадь Называют слово и гласную Юрий Гагарин Записывают слова в тетрадь: Терешкова, орбита, телескоп, «Восток», вселенная. Записывают в тетрадь: Космонавты Ю.Г. и Г. Т. первыми проложили дорогу в космос. Записывают в тетрадь | Слайд № 3 Слайд № 4 На слайде появляются стрелки Слайд № 5 На слайде карточки только 1 и 2 спр. И появляются обозначения спряжений на ракетах. На слайде появляются слова «строить», «клеить». На слайде появляются слова Слайд № 5 - 10 |
5 | Самостоя-тельная работа | - Выполните задание на карточке № 3. Проверка выполнения на слайде - Какие шаги вы сделали, чтобы правильно написать безударное окончание? | Выполняют задание парами Называют слово, спряжение и выбранную безударную гласную Поставили глаголы в неопределенную форму, и в форму 3 лица мн. ч, определили спряжение, выбрали нужную букву. | Карточка желтого цвета |
6 | Физкульт-минутка | - Я называю глагол, а вы выполняете действие: - Как живешь? - - Как идешь? – - А бежишь? - Ночью спишь? - Как берешь? - А даешь? - Как шалишь? - А грозишь? | Вот так! (Показ большого пальца.) - Вот так! | |
7 | Работа с текстом | У каждого из вас в карточке № 4 дан текст. Прочитайте и вставьте попущенные окончания Проверка: Проверьте друг у друга - Что нового узнали из текстов? | Каждый выполняет в своей карточке. Взаимопроверка | |
8 | Рефлексия | - Посмотрите на слайд Скажите Я знаю… Я умею… Я затрудняюсь… | ||
Физкультминутка.
- I вариант присядет если назову глаголы I спряжения
- II вариант присядет если назову глаголы II спряжения
Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, кричишь, говорит.
Пилотируемый космический корабль Союз ТМА-21, названный именем Юрия Гагарина в честь полувекового юбилея первого полета в космос, пристыковался к Международной космической станции. Это произошло на девять минут раньше плана. На борту корабля российско-американский экипаж, которому предстоит проработать на орбите пять месяцев. Союз доставил на станцию командира корабля Александра Самокутяева, бортинженера Андрея Борисенко и астронавта NASA Рональда Гэрана, который также является новым борт-инженером МКС. Космонавты взяли с собой на орбиту фильм о Юрии Гагарине и икону.
Ранее сообщалось, что полет экипажа продлится около полугода. За это время космонавты примут два американских шаттла и три российских грузовых корабля. Кроме того, планируется осуществить выход в открытый космос по российской программе.
В ходе экспедиций МКС-27 и МКС-28 планируется реализовать 725 сеансов по 50 научным экспериментам. Корабль получил собственное имя Гагарин в честь 50-летия первого полета в космос Юрия Гагарина.
Экипаж взял с собой фильм о Гагарине, посмотреть который планируется 12 апреля, уже на орбите. Фильм О 108 минутах Юрия Гагарина, подготовленный студентами МАИ и молодежной командой Российской аэрокосмической инициативы, был заблаговременно передан космонавтам экипажа корабля Союз ТМА-2
Карточка № 1
- Часть речи, которая обозначает действие _____________и отвечает на вопросы _________________________ называется ______________________ .
- Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы _____________________.
- Глаголы изменяются по _____________________ и __________________, а в прошедшем времени по _____________ .
- Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени -это ____________________.
- Лицо и число глагола определяются по _______________ и ___________ глагола.
- Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по _______________.
Карточка № 1
- Часть речи, которая обозначает действие _____________и отвечает на вопросы _________________________ называется ______________________ .
- Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы _____________________.
- Глаголы изменяются по _____________________ и __________________, а в прошедшем времени по _____________ .
- Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени -это ____________________.
- Лицо и число глагола определяются по _______________ и ___________ глагола.
- Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по _______________.
Карточка № 1
Поставьте глаголы в форму 3-е лица множественного числа, определите спряжение.
Глагол | 3 лицо мн. ч. (они) | Спряжение |
друж[и]т | ||
чита[и]т | ||
люб[и]т | ||
помога[и]т | ||
стро[и]т | ||
кол[и]т |
Карточка № 1
Поставьте глаголы в форму 3-е лица множественного числа, определите спряжение.
Глагол | 3 лицо мн. ч. (они) | Спряжение |
друж[и]т | ||
чита[и]т | ||
люб[и]т | ||
помога[и]т | ||
стро[и]т | ||
кол[и]т |
Карточка № 1
Поставьте глаголы в форму 3-е лица множественного числа, определите спряжение.
Глагол | 3 лицо мн. ч. (они) | Спряжение |
друж[и]т | ||
чита[и]т | ||
люб[и]т | ||
помога[и]т | ||
стро[и]т | ||
кол[и]т |
Карточка №1
Поставьте глаголы в неопределённую форму, определите спряжение.
Глагол | Неопределённая форма (что делать?) | Спряжение |
друж[и]т | ||
чита[и]т | ||
люб[и]т | ||
помога[и]т | ||
стро[и]т | ||
кол[и]т |
Карточка № 1
Поставьте глаголы в неопределённую форму, определите спряжение.
Глагол | Неопределённая форма (что делать?) | Спряжение |
друж[и]т | ||
чита[и]т | ||
люб[и]т | ||
помога[и]т | ||
стро[и]т | ||
кол[и]т |
Карточка № 1
Поставьте глаголы в неопределённую форму, определите спряжение.
Глагол | Неопределённая форма (что делать?) | Спряжение |
друж[и]т | ||
чита[и]т | ||
люб[и]т | ||
помога[и]т | ||
стро[и]т | ||
кол[и]т |
Карточка № 2
Определите спряжение, вставьте безударное окончание
_н. ф.___________________
желте[и]шь желте__шь
_3 л. мн. ч.______________
__________________
ход [и]шь ход__шь
__________________
__________________
игра[и]т игра__т
__________________
__________________
чист[и]м чист__м
__________________
Карточка № 2
Определите спряжение, вставьте безударное окончание
_н. ф.___________________
желте[и]шь желте__шь
_3 л. мн. ч.______________
__________________
ход [и]шь ход__шь
__________________
__________________
игра[и]т игра__т
__________________
__________________
чист[и]м чист__м
__________________
Карточка №3
Прочитай текст, вставь пропущенные окончания глаголов
Ни на один час не прекраща____тся работа на космической станции. Один экипаж сменя___т другой. Один космонавт наблюда____т за звёздами, планетами, Солнцем, фотографиру____т и изуча_____т Землю. Космонавт – биолог ухажива____т за растениями и животными, которые живут на станции. Бортинженер ремонтиру_____т космический дом, провод______т много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления.
Вопрос: Что делают космонавты на космической станции?
Карточка №3
Прочитай текст, вставь пропущенные окончания глаголов
Ни на один час не прекраща____тся работа на космической станции. Один экипаж сменя___т другой. Один космонавт наблюда____т за звёздами, планетами, Солнцем, фотографиру____т и изуча_____т Землю. Космонавт – биолог ухажива____т за растениями и животными, которые живут на станции. Бортинженер ремонтиру_____т космический дом, провод______т много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления.
Вопрос: Что делают космонавты на космической станции?
Карточка №3
Прочитай текст, вставь пропущенные окончания глаголов
Ни на один час не прекраща____тся работа на космической станции. Один экипаж сменя___т другой. Один космонавт наблюда____т за звёздами, планетами, Солнцем, фотографиру____т и изуча_____т Землю. Космонавт – биолог ухажива____т за растениями и животными, которые живут на станции. Бортинженер ремонтиру_____т космический дом, провод______т много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления.
Вопрос: Что делают космонавты на космической станции?
Карточка №4
Прочитай текст, вставь пропущенные окончания глаголов
В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припека___т, а в тени всё замерза___т. Единственный выход – скафандр.
Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце свет___т ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции.
Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту.
Вопросы:
1. Как называется одежда космонавтов?
2. Зачем нужен скафандр?
Карточка №4
Прочитай текст, вставь пропущенные окончания глаголов
В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припека___т, а в тени всё замерза___т. Единственный выход – скафандр.
Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце свет___т ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции.
Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту.
Вопросы:
- Как называется одежда космонавтов?
2. Зачем нужен скафандр?
Карточка №4
Прочитай текст, вставь пропущенные окончания глаголов
В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припека___т, а в тени всё замерза___т. Единственный выход – скафандр.
Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце свет___т ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции.
Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту.
Вопросы: 1. Как называется одежда космонавтов?
2. Зачем нужен скафандр?
Листок самооценки ученика 4 класса _____________________________________________
Ставить глагол в неопределенную форму | Ставить глагол в форму 3 лица мн. ч. | Определять спряжение глагола | Определять гласную в безударном окончании глагола |
Общая оценка за урок_________________
Листок самооценки ученика 4 класса _____________________________________________
Ставить глагол в неопределенную форму | Ставить глагол в форму 3 лица мн. ч. | Определять спряжение глагола | Определять гласную в безударном окончании глагола |
Общая оценка за урок_________________
Листок самооценки ученика 4 класса _____________________________________________
Ставить глагол в неопределенную форму | Ставить глагол в форму 3 лица мн. ч. | Определять спряжение глагола | Определять гласную в безударном окончании глагола |
Общая оценка за урок_________________
I вариант
II вариант
I вариант
II вариант
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Шага…т эра космоса вперед! Ракеты продолжают свой полет, Стартуют с Байконура каждый год. Привык к таким явлениям народ. Хранит в душе он первую любовь, Пусть тысячи взлетают к звездам вновь, Но первым был Гагарин, он был свой, Родной , с улыбкой детской, озорной. Тема урока: Правописание безударных личных окончаний глаголов
Карточка № 1 Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать? называется глаголом . Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы – ть , - ти , - чь . Глаголы изменяются по временам и числам , а в прошедшем времени по родам. 4) Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени -это спряжение . 5) Лицо и число глагола определяются по местоимению и окончанию глагола. 6) Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию.
- и - - е - ? ? I II чита [и]т помога [и]т друж [и]т люб[и]т стро [и]т кол[и]т
- и - - е - ? ? I II чит а [и]т помог а [и]т дру ж [и]т лю б [и]т стр о ить кл е ить ко л [и]т
- и - - е - ? ? I II чита [и]т помога [и]т друж [и]т люб[и]т стро [и]т кол[и]т
- и - - е - I II чита е т помога е т друж и т люб и т стро и т кол е т
- и - - е - I II Юрий Алексеевич Гагарин
1 1. Первая в мире женщина - космонавт
1 Т е р е ш к о в а 3 4 5 2. Путь движения небесного тела, космических ракет
Т е р е ш к о в а о р б И т а 3 4 5 3. Прибор для изучения небесных тел
Т е р е ш к о в а о р б И т а 3 Т Е л е с к о п 4 5 4. Название ракеты Юрия Ггарина
Т е р е ш к о в а о р б И т а Т Е л е с к о п в О с т о к 5. Космос
Т е р е ш к о в а о р б И т а Т Е л е с к о п в О с т о к В с е л е н н а я
- и - - е - I II Юрий Алексеевич Гагарин Герман Степанович Титов
Сегодня международный экипа … к…см… навтов пилотиру …т к… смический к… рабль имени Юрия Гагарина. I II
Стира [и] шь Вер [и] шь 1) Ставим ударение : , , стира [ и ] шь вер [ и ] шь 2) Ставим глаголы в форму 3 л. ¸мн.ч. стира ют вер ят 3) Ставим глагол в начальную форму . стир ать вер ить 4) Делаем вывод: стира [и] шь образован от гл. н. ф. стир ать ¸ оканчивается на – ать¸это не глагол - исключение¸ это глагол 1 спр .¸ значит – стира е шь . вер [ и ] шь …
Желте [и] шь I c . желте е шь ход[и] шь II с. ход и шь игра[и]т I с. игра е т чист[и]м II с. чист и м Проверь! карточка № 3
Ставлю ударение . Если окончание безударное, то… Ставлю глагол в н. ф . (что делать? что сделает?) Ставлю глагол в 3 лицо мн. ч . (они что делают? Они что сделают?) Оканчивается на … Определяю спряжение. Для этого… 1 2 3 4 5 6 Пишу в окончании букву…
Шага ... т эра космоса вперед! Ракеты продолжают свой полет, Стартуют с Байконура каждый год. Привык к таким явлениям народ. Хранит в душе он первую любовь, Пусть тысячи взлетают к звездам вновь, Но первым был Гагарин, он был свой, Родной , с улыбкой детской, озорной. Тема урока: Правописание безударных личных окончаний глаголов Е
Рефлексия Теперь я знаю, что … Я умею… Я затрудняюсь… Я понял, что …
- и - - е - ? ? I II ход[и] шь чист[и]м желте [и] шь игра[и]т
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безударные личные окончания глаголов настоящего и будущего времени
Данный материал можно использовать в качестве теста, а также на этапах закрепления и повторения...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".
Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....
Самоанализ урока: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".
Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....
Урок русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени»
Урок-закрепления правописания безударных личных окончаний глаголов в 4 классе....
Конспект урока по русскому языку, 4 класс: Способы определения I и II спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.
УМК "Школа России"...
урок русского языка в 4 классе . Тема" Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"
Данный урок формирует у учащихся умение правильно писать безударные окончания глаголов,развивает умение обосновывать правильность написания окончания....
Конспект урока по теме: «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени» (4 класс)
Цели деятельности учителя:развитие умения выделять личные окончания глаголов I и II спряжения в настоящем и будущем времени;развитие умения определять спряжение глаголов в настоящем и будущем времени...