Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тюкина Наталья

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

«Родственные слова»

УМК: Школа России.

Учитель: Тюкина Наталья Олеговна.

Тип урока: Урок введения нового знания.

Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Задачи:

  1. Формировать умение учащихся определять и подбирать родственные слова.
  2. Создавать благоприятные условия для развития речи и обогащения словарного запаса.
  3. Способствовать формированию познавательного интереса к изучению русского языка.
  4. Формировать УУД:

Личностные:

- повышать учебную мотивацию,

- повышать уровень притязаний учащихся.

Регулятивные:

- умение управлять своей деятельностью,

- планировать свои шаги в работе,

- проявлять инициативу,

- умение исправлять свои ошибки,

- доводить до конца работу,

- самооценивание,

- целеполагание.

Коммуникативные:

- умение слушать другого, выстраивать диалог,

- умение выражать своё мнение и доказывать,

- развивать навыки сотрудничества.

Познавательные:

- умение работать с информацией,

- умение использовать алгоритм,

- умение сравнивать, обобщать, дополнять, делать выводы,

- постановка и решение проблемы.

Оборудование:

  • Учебник русского языка для 2 класса (авторы:В.П. Канакина, В.Г. Горецкий);
  • Презентация PowerPoint, компьютер, проектор с экраном;
  • Карточки для рефлексии

Ход урока

Этапы урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Повернитесь, пожалуйста, поздоровайтесь с нашими гостями. Садитесь.

- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа.

22 октября.

Классная работа.

- Дети приветствуют гостей.

II. Актуализация знаний.

Орфографическая минутка.

- Сегодня на минутке чистописания пропишите заглавную букву Г и маленькую г.

- Впишите в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова.

Л

Е

С

А

А

А

Г

О

Р

Е

М

О

Р

О

З

Х

О

Т

Е

Т

Ь

- Итак, какие слова мы называем синонимами?

Учащиеся прописывают.

Учащиеся записывают следующие слова: бор, беда, стужа, желать.

Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие.

III. Самоопределение к деятельности.

- Молодцы! Предлагаю решить вам грамматическую задачу. Послушайте внимательно сказку « Родня ли Гусеница Гусю?».

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята.

Навстречу им ползёт гусеница:

- О! Здравствуйте! Вы кто такие?

- Я Гусь, это Гусыня, а это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша родственница – гусеница.

Петя выписал родственников: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Алёша сказал, что гусеница не родственник.

Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, она родственник».

- Ребята, кого мы называем родственниками?

- Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

- Кто же прав? Петя или Алёша? Почему?

- Кого же можно здесь назвать родственниками?

- Послушайте, что говорит писатель Константин Георгиевич Паустовский.

«Родник роднит речку, а речка льётся – течёт через всю нашу матушку – землю, через всю Родину. Вы глядите, как складно это получается: родник, Родина, народ. Все эти слова как бы родня».

- Как вы думаете, что хотел сказать нам писатель?

- Какая тема сегодняшнего урока?

Определим задачи урока:

- ПОНЯТЬ…

- УЧИТЬСЯ…

- Тех, кто живёт вместе, одна семья, имеет одну фамилию.

Ребята высказываются.

- Гуся, гусыню, гусят.

- У слов тоже есть родственники.

- Родственные слова.

-что такое родственные слова.

- находить родственные слова.

IV. Открытие новых знаний.

- Откройте учебники на странице 58. На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ?

- Прочитайте текст упражнения 77.

- Чем похожи выделенные слова? Что их роднит, объединяет?

- Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?

- Назовите признаки родственных слов.

- Вернёмся к нашей сказке с гусями и гусеницей. Выпишите родственные слова.

- Какая общая часть в этих словах? Общая часть в словах выделяется так

и называется «корень». В слове «гусь» и в других похожих словах мягкий знак входит в корень.

- Почему вы не выписали слово «гусеница»?

- Какие ещё родственные слова можно выписать с общей частью «гус»?

- Сделайте вывод. Какие слова записали? Почему?

- В упражнении 78 на странице 59 прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (аналогично разбираются остальные слова)

- Спишите: 1 ряд – 1-ю группу, 2 ряд – 2-ю, 3 ряд – 3-ю. Выделите общую часть (корень).

-Что такое родственные слова?

Читает ученик.

Предположения учащихся.

Общая часть и близкое значение.

Ученики записывают: гусь, гусыня, гусята.

- гус-

- Слова не близки по значению, а это один из признаков родственных слов.

Ребята по очереди выписывают цепочку слов: гусак, гусиный, гуськом, гусятина, гусятница.

Родственные слова, т.к. есть общая часть и близки по значению.

- Да, есть общая часть, эти слова близки по значению.

#1060;изкультминутка.

VI. Работа по теме урока. Первичное закрепление.

- Послушайте, пожалуйста, сказку, назовите родственные слова.

В густом зелёном ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы.

- Почему, - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет?

- Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастёшь, и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишечки.

- Почему, - спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты?

- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда.

- Итак, какие родственные слова вы услышали в сказке?

- Запишите эти слова в тетрадь и выделите корень. Какая общая часть у этих слов?

- Ёлочка, Ёлка, Ель, ельник, еловые.

- ель-.

VII. Закрепление изученного. Самостоятельная работа в паре с проверкой.

- Пришло время поработать самостоятельно. Попробуйте найти родственные слова. Докажите свою точку зрения. Помните о признаках родственных слов.

1. Водный, вода, водитель, водолаз.

2. Дом, домик, домашний, изба.

- На ваших партах лежат карточки, выполните задание в парах.

Карточка:

  1. Чайка, чайник, чайный.
  2. Лес, лесник, лестница, лесок.
  3. Дерево, деревце, сосна, деревянный.
  4. Школа, школьный, ученик, школьник.

В каждой группе найдите лишнее слово и объясните ваше решение.

Учащиеся по слайдам находят родственные слова, доказывают свою точку зрения.

Дети работаю в парах.

Проверка коллективная по слайдам.

VIII. Включение нового знания в систему знаний.

- К нам на урок гости принесли загадку.

Загадка:

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

- Рыбка просит найти родственные слова. Проведём конкурс. Кто больше запишет родственных слов?

- О чём будем помнить?

Подведение итогов конкурса.

- Посчитайте количество слов, которые вы записали. Прочитайте эти слова.

Ученики отгадывают загадку.

- Рыбка.

- О признаках: общая часть и близки по значению.

Ученики самостоятельно записывают.

Дети читают слова.

IX. Рефлексия. Индивидуальная работа по карточкам.

На ваших партах есть карточка с группами слов.

- Определите родственные слова и зачеркните лишнее в каждой группе. Что вам поможет выполнить эту работу?

1. Гора, горный, гореть, горняк.

2. Рис, рисовать, рисунок, рисование.

3. Жаркий, теплица, тепло, тёплый.

4. Сыр, сырость, сырок, сырник.

- Проверьте себя самостоятельно по слайдам и оцените свою работу.

Если верно в строчке – поставь «+», если нет – «-». Посчитайте «+».

4 плюса – «5»,

3 плюса – «4»,

2 плюса – «3»,

1 плюс – «2».

Учащиеся работают самостоятельно.

- Признаки родственных слов.

Учащиеся самостоятельно проверяют и оценивают работу на карточке.

X. Подведение итогов урока.

- Молодцы! Вы хорошо сегодня поработали!

- Что нового вы узнали?

- Назовите признаки родственных слов.

- Что общего у синонимов и родственных слов?

- Закончите предложения:

Я узнал(а)…

Я похвалил(а) бы себя…

Я научился(ась)…

Мне было трудно…

Мне понравилось…

- Что такое родственные слова.

- Есть общая часть и близки по смыслу.

- Значение.

XI. Домашнее задание.

Упражнение 79.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Родственные слова и формы слова".

Урок закрепления изученного о родственных словах и формах слова для 2 класса УМК "Перспективная начальная школа"....

Урок русского языка "Что такое родственные слова?" 2 класс по ФГОС

Урок русского языка во 2 классе по ФГОС с применением технологии целеполагания по теме "Что такое родственные слова"...

Урок русского языка по теме "Родственные слова и формы слова"

Обобщающий урок по учебникуН. А. Чураковой "Русский язык" (Программа "Перспективная начальная школа")...

Урок русского языка (2 класс) "Родственные слова"

Урок раскрывает понятие "родственные слова" или "однокоренные слова"....

Конспект урока русского языка + презентация "Правописание родственных слов с непроизносимой согласной в корне слова" (УМК "ПНШ", 2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представлений о понятиях «настоящий звук» и «нулевой звук»; о закономерностях чередования согласного звука с нулевым в корнях слов при пр...

Технологическая карта урока русского языка "Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень слова" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)

Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о признаках однокоренных (родственных) слов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о признаках однокоренных (...