Этапы урока | Речь и деятельность учителя | Речь и деятельность учащихся |
- Организационный момент
| - Здравствуйте, ребята! Повернитесь, пожалуйста, поздоровайтесь с нашими гостями. Садитесь. - Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа. 22 октября. Классная работа. | - Дети приветствуют гостей. |
II. Актуализация знаний. Орфографическая минутка. | - Сегодня на минутке чистописания пропишите заглавную букву Г и маленькую г. - Впишите в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова. - Итак, какие слова мы называем синонимами? | Учащиеся прописывают.
Учащиеся записывают следующие слова: бор, беда, стужа, желать.
Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие. |
III. Самоопределение к деятельности. | - Молодцы! Предлагаю решить вам грамматическую задачу. Послушайте внимательно сказку « Родня ли Гусеница Гусю?». Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползёт гусеница: - О! Здравствуйте! Вы кто такие? - Я Гусь, это Гусыня, а это наши гусята. А ты кто? - А я ваша родственница – гусеница. Петя выписал родственников: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алёша сказал, что гусеница не родственник. Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, она родственник». - Ребята, кого мы называем родственниками?
- Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне. - Кто же прав? Петя или Алёша? Почему? - Кого же можно здесь назвать родственниками? - Послушайте, что говорит писатель Константин Георгиевич Паустовский.
«Родник роднит речку, а речка льётся – течёт через всю нашу матушку – землю, через всю Родину. Вы глядите, как складно это получается: родник, Родина, народ. Все эти слова как бы родня». - Как вы думаете, что хотел сказать нам писатель? - Какая тема сегодняшнего урока? Определим задачи урока: - ПОНЯТЬ…
- УЧИТЬСЯ…
|
- Тех, кто живёт вместе, одна семья, имеет одну фамилию.
Ребята высказываются.
- Гуся, гусыню, гусят.
- У слов тоже есть родственники. - Родственные слова.
-что такое родственные слова. - находить родственные слова. |
IV. Открытие новых знаний. | - Откройте учебники на странице 58. На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ? - Прочитайте текст упражнения 77. - Чем похожи выделенные слова? Что их роднит, объединяет? - Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения? - Назовите признаки родственных слов.
- Вернёмся к нашей сказке с гусями и гусеницей. Выпишите родственные слова. - Какая общая часть в этих словах? Общая часть в словах выделяется так и называется «корень». В слове «гусь» и в других похожих словах мягкий знак входит в корень. - Почему вы не выписали слово «гусеница»?
- Какие ещё родственные слова можно выписать с общей частью «гус»?
- Сделайте вывод. Какие слова записали? Почему? - В упражнении 78 на странице 59 прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (аналогично разбираются остальные слова) - Спишите: 1 ряд – 1-ю группу, 2 ряд – 2-ю, 3 ряд – 3-ю. Выделите общую часть (корень). | -Что такое родственные слова? Читает ученик. Предположения учащихся.
Общая часть и близкое значение. Ученики записывают: гусь, гусыня, гусята. - гус-
- Слова не близки по значению, а это один из признаков родственных слов. Ребята по очереди выписывают цепочку слов: гусак, гусиный, гуськом, гусятина, гусятница. Родственные слова, т.к. есть общая часть и близки по значению.
- Да, есть общая часть, эти слова близки по значению.
|
#1060;изкультминутка. |
|
|
VI. Работа по теме урока. Первичное закрепление. | - Послушайте, пожалуйста, сказку, назовите родственные слова. В густом зелёном ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы. - Почему, - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет? - Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастёшь, и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишечки. - Почему, - спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты? - И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда. - Итак, какие родственные слова вы услышали в сказке? - Запишите эти слова в тетрадь и выделите корень. Какая общая часть у этих слов? |
- Ёлочка, Ёлка, Ель, ельник, еловые.
- ель-. |
VII. Закрепление изученного. Самостоятельная работа в паре с проверкой. | - Пришло время поработать самостоятельно. Попробуйте найти родственные слова. Докажите свою точку зрения. Помните о признаках родственных слов. 1. Водный, вода, водитель, водолаз. 2. Дом, домик, домашний, изба. - На ваших партах лежат карточки, выполните задание в парах. Карточка: - Чайка, чайник, чайный.
- Лес, лесник, лестница, лесок.
- Дерево, деревце, сосна, деревянный.
- Школа, школьный, ученик, школьник.
В каждой группе найдите лишнее слово и объясните ваше решение. | Учащиеся по слайдам находят родственные слова, доказывают свою точку зрения.
Дети работаю в парах.
Проверка коллективная по слайдам. |
VIII. Включение нового знания в систему знаний. | - К нам на урок гости принесли загадку. Загадка: Блещет в речке чистой Спинкой серебристой. - Рыбка просит найти родственные слова. Проведём конкурс. Кто больше запишет родственных слов? - О чём будем помнить?
Подведение итогов конкурса. - Посчитайте количество слов, которые вы записали. Прочитайте эти слова. | Ученики отгадывают загадку.
- Рыбка.
- О признаках: общая часть и близки по значению. Ученики самостоятельно записывают.
Дети читают слова. |
IX. Рефлексия. Индивидуальная работа по карточкам. | На ваших партах есть карточка с группами слов. - Определите родственные слова и зачеркните лишнее в каждой группе. Что вам поможет выполнить эту работу? 1. Гора, горный, гореть, горняк. 2. Рис, рисовать, рисунок, рисование. 3. Жаркий, теплица, тепло, тёплый. 4. Сыр, сырость, сырок, сырник. - Проверьте себя самостоятельно по слайдам и оцените свою работу. Если верно в строчке – поставь «+», если нет – «-». Посчитайте «+». 4 плюса – «5», 3 плюса – «4», 2 плюса – «3», 1 плюс – «2». | Учащиеся работают самостоятельно.
- Признаки родственных слов.
Учащиеся самостоятельно проверяют и оценивают работу на карточке. |
X. Подведение итогов урока. | - Молодцы! Вы хорошо сегодня поработали! - Что нового вы узнали?
- Назовите признаки родственных слов. - Что общего у синонимов и родственных слов? - Закончите предложения: Я узнал(а)… Я похвалил(а) бы себя… Я научился(ась)… Мне было трудно… Мне понравилось… |
- Что такое родственные слова. - Есть общая часть и близки по смыслу. - Значение. |
XI. Домашнее задание. | Упражнение 79. |
|