конспект урока русского языка "Имя существительное. Обобщение" , 3 класс УМК "Школа России
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Данный урок предполагает обобщение и закрепление пройденного материала об одной из частей речи- имени существительном, а также является итогом обобщения пройденного материала по данной теме. Разноообразие методов работы, использование различный видов работы на уроке позволяют учащимся лучше закрепить материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass_konspekt_uroka_imya_sushchestvitelnoe.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 3
Название системы обучения и учебно-методического комплекта: УМК «Школа России»
Фамилия, имя и отчество учителя: Ульянова Елена Борисовна
1.Тема урока: «Имя существительное. Обобщение»
2.Цель урока: закрепить и систематизировать знания учащихся о граммати-
ческих признаках имени существительного как самостоятельной
части речи.
3. Форма урока: традиционная
4. Тип урока обобщающее повторение
5. Задачи урока:
Оздоровительные
- обеспечение комфортности ученикам на уроке за счет создания
микроклимата через личное общение учителя с детьми.
- профилактика перегрузки учащихся за счет разнообразия видов
деятельности на уроке
Воспитательные
- воспитание уважения к родному русскому языку
-способствовать воспитанию ответственного отношения к учению
- способствовать развитию навыка самостоятельности и самоконтроля
Учебные
- формирование навыков красивого и грамотного письма
- развитие умений грамотной устной речи закрепление знаний
- работать над формированием умения логически связывать ранее
изученный материал и применять его в нестандартных ситуациях
- продолжить работу над правилами орфографии
Развивающие
- способствовать развитию устной и письменной речи
- способствовать развитию логического мышления
- развивать познавательный интерес к учебному предмету
6. Планируемые результаты:
Предметные: обобщить знания об имени существительном, как частью речи - наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
6.Оборудование урока: таблицы по русскому языку «Имя существительное», «Части речи»; карточки с названием категорий имени существительного
карточки для фронтальной работы;
карточка со стихотворением Ф. И. Тютчева для работы в парах;
карточки со словами для работы в группах;
7.Литература:
О. И. Дмитриева. «Поурочные разработки по русскому языку» к УМК «Школа России» В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого. М. «ВАКО». 20220с.75-78.
Учебник «Русский язык. 3 класс», В. П .Канакина, В. Г. Горецкий, с.54-55,
Х О Д У Р О К А:
1. Организационный момент - приветствие
- проверка готовности рабочего места и
учащихся класса к работе
#1040;ктуализация знаний учащихся, их внимания:
А. выяснение темы урока
-Какой у нас с вами сейчас урок?
Чем мы занимаемся с вами на уроках русского языка?
Учимся правильно и грамотно говорить, писать, общаться.
С помощью чего происходит человеческое общение?
Общение людей происходит при помощи устной и письменной речи.
/ далее учитель организует беглую работу по повторению осн. понятий русского языка:
РЕЧЬ- ПРЕДЛОЖЕНИЕ- СЛОВО- СЛОГ- ЗВУК- БУКВА/
Чем же слова отличаются друг от друга?
Количеством слогом, ударение, наличием орфограмм, разных частей слова
и т.д.
Но самое важное нами не было названо: Слова могут отличать-
ся друг от друга вопросами. А это значит….
Это значит, они могут быть разными частями речи.
ИТОГ: вот сегодня на уроке мы и поведем с вами разговор об одной из
частей речи- имени существительном. Нам предстоит вспомнить
все то, о чем говорили на предыдущих уроках.
На доске появляется тема урока, записанная на карточках:
И М Я С У Щ Е С Т В И Т Е Л Ь Н О Е.
В. Чистописание
На доске записано кружево букв и их элементов, где отчетливо читается слово
ПРИЗНАК
- Всмотритесь внимательно в кружево этих букв. Что за слово
спряталось в нем? Что оно означает на ваш взгляд? Как вы
понимаете его значение?
ИТОГ: итак, цели нашей работы ясны. Тогда – в путь. А помогать нам
систематизировать наши знания будет вот эта таблица.
Имя существительное | ||
Признаки части речи | ||
постоянные | ? | непостоянные |
Не изменяются | Могут меняться | |
3. Основная часть / признаки имени существительного/
А. Словарная работа
Испытание 1. Как вы отличаете имена существительные от
других частей речи? / по вопросам/
Какие же это вопросы? /КТО? ЧТО?/
Сейчас вам и и надо будет отыскать среди слов
задания 1 только слова : 1 вар. КТО, 2вар.- ЧТО
и проработать их:
УЧ. НИК Б. РЕЗА В. Р. БЕЙ М. ДВЕДЬ Д. ВОЧКА
Л. ПАТА М. ЛИНА БЕР. Г
Проверка: взаимопроверка с выставлением баллов таксономии.
/ по одному баллу за каждое правильное слово/ 4_балла
ИТОГ: Что общего между выбранными вами словами? О каком признаке имени существительного мы можем говорить? / одушевленность- неодушевленность/
Какой это признак? Почему?
Имя существительное | ||
Признаки части речи | ||
постоянные | ? | непостоянные |
Не изменяются | Могут меняться | |
одушевленность |
В. Орфографическая работа
Испытание 2. Найдите каждый среди своих слов лишнее.
/ лишними словами по итогам обобщения являются слова ДЕВОЧКА и БЕРЕГ/
Чем различаются эти слова? /разный род/
Как определить род имени существительного?
Прочитайте Ч. ДЕС. НАЯ ЛО. КА
В. СЕЛЫЕ М. ЛЫШ.
Л. СНОЕ ОЗ. РО
Какие орфографические правила надо вспомнить для данного испыта-
ния?
Вставьте пропущенные буквы и запишите рядом проверочные слова.
Определите род имен существительных.
Проверка: фронтальная /работа с блок- сигналами с одновременной корректировкой и
проработкой возможных допущенных ошибок/
Слова какого рода вам встретились?
В каком слове не смогли определить род? Почему?
/во мн. Числе нельзя определить род/ 8_баллов
/оценивается баллом каждое слово в отдельности- 6 слов с про-
пуском букв и 2 слова по определению рода/
ИТОГ: Какие теперь категории можно назвать?
К каким признакам они относятся и почему?
Учитель с детьми заполняет таблицу выводов дальше, дополняя ее новыми выводами
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А под муз. Запись
Испытание 3 Что за удивительное предложение нам предстоит с вам напи-
сать!
Только самые внимательные и догадливые смогут безоши-
бочно пройти это испытание. Желаю удачи!
/дети записывают под диктовку учителя : Пес Шарик весело бегал по
двору за красным шариком./ 1_балл
Что заметили необычного? Чем являются эти слова? Докажите.
ИТОГ: о каком признаке имени существительного шла речь?
/ на доске в итоговой таблице происходят видоизменения/
Имя существительное | ||
Признаки части речи | ||
постоянные | ? | непостоянные |
Не изменяются | Могут меняться | |
одушевленность | число | |
род |
| |
Нариц.-собственное |
4. Закрепление знаний и упражнения на их применение.
Испытание 4 -работа по картине (иллюстрация может быть разной , на выбор и смотрение педагога)
Дополните предложения. НА ДВОРЕ СТОИТ……………..
ДЕТИ НАШЛИ ВЕСЕЛОЕ …………..
Какие еще имена существительные можно назвать, глядя на эту картину?
А теперь вам предстоит задание посложнее.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Те, кто уверен в себе | Те, кто не совсем в себе уверен, его одолевают небольшие сомнения | Те, кому нужна помощь, подсказка друзей -помощников |
Составить 3 предло-жения по картине, запи-сать их, но обязательно дав детям имена | Письменно ответить на вопросы: Что делали дети? Кто играл в песке? Что потом произошло? | Вставить пропущенные буквы в готовом тексте на карточке К.тюша и М.ксим во дв.ре св.его дома в.зил.сь в п.ске..Они х.тели сл.пить п.рожки А Света в п.л.сатой майке зв.ла их к себе. |
3_балла | 3_балла | 3_балла |
** Работа оценивается за правильную безошибочную запись предложения | ||
** Дети сами определяют подходящий для них вид задания. Но за выбор более трудного задания им добавляется дополнительный балл при проверке. |
Проверка: - фронтальный опрос или взаимопроверка
- проверка индивид. работ группой постоянных консультантов.
Коррекция: -корректировка ошибок
-обговаривание правил орфографии на допущ. ошибках.
Испытание 5 Найдите в ваших текстах слова по их признакам и обведите разными цветами:
Признаки описания | Предполагаемые ответы выборов |
Имя сущ. Одуш., собств., ед.ч., ж.р. | Катюша, Светлана |
Имя сущ., неодуш., нариц., ед.ч., м.р. | Дом, песок, мяч |
Имя сущ., неодуш., нариц., ед.ч., ср.р. | Дерево, окно |
Имя сущ., одуш., нариц., мн.ч. | Ребята ,дети, малыши |
Проверка: - взаимопроверка и фронтальное обсуждение. 4_балла
М О Л О Д Ц Ы. Наши испытания закончились.
5. Подведение итогов
А. по таблице / беседа о найденных признаках имен существительных,возможности
дальнейшего дополнения ее новыми данными, нацелевание на дальней-
шую работу на предстоящих уроках/
В. по работам детей / подсчет каждым своего балла успешности, выставление себе
оценки работы, настроения. 19- 21 балл «5»
16- 18 баллов «4»
13- 15 баллов «3»
Те, кто доволен своей работой ставит
Да нет
Г. по наблюдением учителя
/ благодарность за работу, выделение дополнительных баллов за активность на уроке, за внимание и умение увидеть и исправить свои и чужие ошибки/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: Обобщение знаний о падежах имен существительных. УМК: «Школа Росиии».
Обобщение знаний о падежах имен существительных....
Конспект урока русского языка в 4 классе "ШКОЛА РОССИИ"
Тема: Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Цели урока: создать условия для отработки понятия, ч...
План-конспект урока русского языка во 2 классе "Школа России".
План-конспект урока русского языка во 2 классе по УМК "Школа России". Тема: Упражнения в распознавании одушевлённых и неодушевлённых имён существительных....
Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:личностные действия навыки сотрудничества с учителем и сверстникамимотивация к творческому труду, к работе на результат....
конспект урока русского языка во 2 классе "Школа России"
Тема урока "Ударение. Секреты ударения"...
Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.
Конспект урока русского языка во 2 классе.Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи....