конспект урока русского языка во 2 классе "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема урока "Ударение. Секреты ударения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_otkrytyy_urok_2_klass_rus_yaz_2018.docx | 42.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку во 2 классе Школа России
Тема: «Ударение. Секреты ударения».
Образовательная цель: научиться понимать значение ударения в речи.
уточнить и систематизировать знания учащихся об ударении, научиться определять ударение в слове и обозначать его графически.
Развивающие цели: развивать речь; совершенствовать навык письма; расширять кругозор; развивать орфографическую зоркость, внимание, память; развитие мышления: уметь анализировать, выделять главное, уметь сравнивать, развитие творческих способностей учащихся;
Воспитывающие цели: воспитывать интерес к изучаемому предмету; воспитывать умение общаться в коллективе; воспитывать эстетический вкус учащихся, любовь к природе.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: научить ставить ударение, опираясь на смысл слов; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации. Логически анализируют информацию, делают выводы.
Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению русского языка.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск её реализации.
Коммуникативные УУД: определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Оборудование: учебник русского языка для 2 класса В.П. Канакиной, рабочая тетрадь, карточки, опорные схемы, рисунок дерева с осенними листочками, компьютерная техника, толковый и орфоэпический словарь.
ХОД УРОКА:
I. Организация начала урока. Мотивация.
- Начнём урок с минуты настроения.
- Что вы ожидаете от урока?
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, своему соседу. Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
- Внимательно смотрите и увидите!
- Внимательно слушайте и услышите!
- Думайте и всё обязательно получится!
Откройте тетради и запишите число.
II Актуализация знаний.
- Орфографическая минутка.
Письмо по памяти.
По лесам гуляет осень,
Краше этой нет поры. А. Балонский
- Прочитайте. Строки из стихотворения А. Балонского.
- Какую картину представили? Слайд 1
- Сколько здесь предложений?
- Найдите грамматическую основу предложения.
- Прочитайте стихотворение так, как записано. Обратите внимание на знаки препинания.
- Проговорите шепотом, расскажите соседу по парте.
- Все вместе проговорим так, как будете писать.
- Запишите. ( Проверка. Сверка с образцом. Самооценка.)
- Найдите слово к схеме ________I________ (осень)
- Какое задание можете предложить выполнить со словом?
- Обозначить ударение, посчитать сколько в слове осень звуков и букв? (5 букв, 4 звука), 2 слога.
- Какую особенность вы заметили в этом слове? (В середине слова гласный звук в слабой позиции.)
- Можем ли мы его проверить? Да.
- Подберём проверочное слово – (осенний.)
- Что можно сказать об этих словах? (Родственные, т.к. имеют общую часть – корень и близки по смыслу.)
- Выделите корень. Слайд 7.
- - Итак, сегодня через весь урок у нас пройдет тема золотой осени. Мы совершим путешествие в чудесное время года.
У вас на столах лежат листы самооценки, которые вы заполните по ходу урока, оценив свою работу. Если все получилось хорошо, то ставите , зеленую точку, если были какие-то затруднения, то жёлтую, а если много вопросов непонятных, то красную.
- Вспомните красоту нашей осенней природы, которую мы наблюдали на экскурсии, когда ездили на страусиную ферму в село Верхний Саянтуй и ходили на экскурсию на реку Селенгу.
-Сбросили ли листву лиственные деревья?
- Но вот это чудо-дерево еще с листочками , крепко держит их корень дерева. Эти листики непростые.
Они помогут нам определить тему нашего урока. ( Дети выходят к доске, срывают листик и
договаривают ответ. Листок переворачивают, а там буква.)
- Слова делятся на ….. (У)
- Слог может состоять из одного звука, …. Д
- В состав слога обязательно входит …… А
- В слове столько слогов, сколько…… Р
- Ударный слог – это…… Е
- Безударный слог – это ……. Н
- Также как и у кустов, корень слова …(есть у слов).
- Что такое корень слова? И
- Что такое ударение? Е ( это выделение голосом одного из слогов в слове)
III. Постановка учебной задачи (формулировка цели)
Сможете сформулировать тему нашего урока?
-Послушайте стихотворение, скажите о чем оно? Рассказывает стихотворение
Я скачу, скачу, скачу,
И ударю, где хочу!
В речи многое я значу,
Облегчаю вам задачу:
Слово трудное понять,
Его верно применять. (ударение)
- Сегодня мы будем фокусниками. А фокусники открывают секреты. Тогда мы с вами будем открывать секреты чего? (Ударения. Секреты русского ударения .)
- Определим цель нашего исследования. ( Определять в словах ударение, наблюдать за лексическим значением слов, раскрывать тайны ударения).
Просмотр эпизода про друзей Валика и Тралика. Мультфильм
- О чём речь шла между друзьями?
- Что вы уже знаете про ударение из их диалога?
- Что такое ударение? (Выделение голосом одного из слогов в слове)
- На какие звуки может падать ударение в словах ? (На гласные) )
- Как называется слог, на гласный в котором падает ударение? (Ударный )
- Чем отличается ударный слог от безударного? (Тянется дольше, произносится
- IV. Открытие нового знания.
1. Разгадка первого секрета: Обозначение разноместности русского ударения
Соотнесите слогоударные схемы слов с картинкой
Позовём друзей Осени
ветер, туман облака
_____/_____ (ветер)
(облака)
- Чем различаются схемы слов? (Количеством слогов, местом ударения)
- На какие по счету слоги падает ударение в словах? (На разные)
Вывод:
УДАРЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ свободное. ОНО МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ НА ЛЮБОМ СЛОГЕ СЛОВА.
Физминутка: На зарядку солнышко
Поднимает нас,
Поднимаем руки мы
По команде «раз»,
А над нами весело
Шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде «два»!
- Разгадка второго секрета: Смысловая роль ударения .
Послушайте сказку.
В некотором царстве, некотором государстве собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение каждого из вас!» Слова, конечно, не поверили.
Вышли вперед стрелки и сказали: «Мы умеем стрелять и можем себя защитить».
А Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый и получились стрелки.
А потом выбежали белки:
Мы такие резвые, что вмиг ускачем от Ударения
Но и здесь Ударение перешло на другой слог и получилось слово белки.
-- Как вы думаете, какой вывод сделали слова? Они поняли, для чего им необходимо ударение?
( ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по значению слова.)
Работа по учебнику.
Упр. 104 с. 69 - по заданию.
(Наблюдение над словами, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному и имеют разный смысл. )
- Почему слова, которые написаны одинаково имеют разный смысл? (произносятся по-разному,
ударение определяет лексическое значение вИлок- вилОк)
- От чего зависит смысл слова? (от ударения)
- Какую роль играет ударение в схожих по написанию словах? (смысловую)
- Перестановка ударения с одного слога на другой меняет смысл (значение) слова.
- Найдите слова- близнецы в этих стихотворениях. (Оюна и Эрдэм рассказывают стихи)
Обещал Серёжа деду:
Двойки все исправлю в срЕду.
Я попал не в ту средУ
И тотчас попал в бедУ!
Вышел Ваня из ворОт.
Потешается народ:
У рубашки низ отпорот
И оторван в драке вОрот.
Купив жене кольцо в подарок,
Сэр Генри возвращался в зАмок.
Ворота он открыть не смог:
Дворецкий поменял замОк. Боялись, что лишится слуха.
Лечили кошке оба Уха:
У кока лёгкая рука:
Из щук отличная ухА!
– А если в слове только 1 слог, ударение сможет изменить смысл этого слова?
- Выполним задание только, наоборот: по смыслу слова вы должны догадаться, куда падает ударение.
Работа в парах. Работа по карточкам (приложение)
1. Замок был закрыт на замок.
2. Семена гвоздики похожи на гвоздики.
3. Огородное пугало всех пугало.
4.Солнце село за село.
- Подчеркните одинаковые по написанию слова. Поставьте в них знак ударения, объясните ваш выбор.
Вывод:
УДАРЕНИЕ ПОМОГАЕТ РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ПО НАПИСАНИЮ СЛОВ.
Мы с вами уже открыли два секрета ударения. Устали?
Давайте поиграем «Красный зелёный»
ВЕРНЫЕ ИЛИ НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ.
Неверно – карточка красного цвета
Верно – карточка зеленого цвета.
В слове осень ударение падает на первый слог. В этом слове 2 слога.
В слове золотая ударение падает на второй слог. В этом слове 2 слога.
В слове дарит падает на первый слог. В этом слове 2 слог.
В слове нам падает на первый слог. В этом слове 1 слог.
В слове радость ударение падает на первый слог. В этом слове 2 слога.
3. Разгадка третьего секрета. Подвижность русского ударения .
Запись под диктовку предложений.
Уч.ники второго класса побывали на р.ке Саянтуйка . В.ды в р.ке очень мало. Будем беречь наш. в.доёмы!
- Прочитайте. Что можете сказать? Поставьте ударение в словах с пропущенными буквами.
- Какие буквы пропущены в записи? (Безударные гласные, гласные в устойчивых сочетаниях с шипящими)
- Как определить букву для записи слов? (Подобрать проверочное слово)
- Выпишем слова с пропущенными буквами в паре с проверочным словом и определим, какая гласная пропущена в корнях слов.
(на доске) на реке, в реке - реки Запись в тетрадь.
воды, водоёмы - подводная
- Поставим ударение и соединим гласные в ударных и безударных слогах.
- Что изменилось в словах? (Ударение )
- Что осталось без изменений? (Гласная в корне)
Вывод:
ПРИ ПРОВЕРКЕ НАПИСАНИЯ СЛОВ С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СВОЙСТВО ПОДВИЖНОСТИ УДАРЕНИЯ В СЛОВЕ.
- Прочитаем сведения рубрики «Обратите внимание!» (учебник, с. 70).
- Когда ударение может переходить с одного слога на другой? (При изменении лексического значения или при проверке безударных гласных)
4.Культура речи. Орфоэпические нормы.
- Повторим секреты русского ударения. Оно...
-Какую ставили цель? (Раскрыть секреты ударения?)
- Цели достигли? (да)
- Русский язык очень ярок, богат и разнообразен. Зачастую, в разговорной речи люди делают ошибки на постановку ударения при произношении. Исправить это или уточнить правильное произношение помогает орфоэпический словарь.
Существуют определённые нормы произношения:
неправильно говорить звоIнит, а правильно — звониIт.
- Попробуем правильно употребить слова в речи, назвав предметы:
(на доске)
Знакомство с «Орфоэпическим словарём» в учебнике (с. 134).
Проверка правильности произношения слов по «Орфоэпическому словарю».
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учебник стр 70, упр. 105
VI. Рефлексия.
- Сегодня мы писали…
- Сегодня мы вспоминали правила…
- Сегодня мы учились правильно …. …
- Сегодня мы узнали, что русское ударение …. подвижное, оно может переходить с одного слога на другой
VII . Итог урока.
— Оцените с помощью «светофора», как вы поняли сегодня тему.
Зеленый — все-понял.
Желтый — понял, но еще сомневаюсь.
Красный — ничего не понял.
- Какие секреты мы открывали на уроке? (Разноместности, смысловой роли, подвижности ударения)
- Как использовать свойство подвижности ударения? (При написании слов с безударной гласной)
- Где можно проверить правильность постановки ударения? (В орфоэпическом словаре)
VI I I Домашнее задание (упр 106 с. 70 )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Имя прилагательное" конспект урока русского языка УМК "Школа России" Т.Г.Рамзаева 2 класс
Конспект урока русского языка УМК "Школа России" Т.Г.Рамзаева 2 класс...
Конспект урока русского языка. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "Роль прилагательных в тексте"
Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока русского языка....
Конспект урока русского языка, УМК "Школа России", 3 класс "Глагол, его роль в речи"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятием глагол.Планируемые результаты: Предметные:- знать, что такое глагол и его обозначение на письме;- уметь слышать глаголы в устной речи;-...
Конспект урока русского языка, УМК "Школа России", 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи"
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речиПланируемые результаты:Предметные:знать о существенных п...
Конспект урока русского языка, УМК "Школа России", 3 класс "Число глаголов"
Цели деятельности учителя: формирование умения определять число глаголов.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как подчеркивается глагол при письме;- знать как определять число глаголов;- уметь о...
Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"
Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"...
Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"
Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"...