Что такое глагол?
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
ознакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_vo_2_klasse_po_russkomu_yazyku.docx | 611.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
и анализ урока
2класс
Тема: "Что такое глагол?"
Выполнила: Джимиева Е.А..
Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 1 им.Д.Хугаева с.Ногир
Конспект урока по русскому языку во 2 классе
Тема урока:"Что такое глагол?"
Цель: познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.
Задачи:
Образовательные:
углубить представления учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих действия предметов;
научить учащихся находить глаголы в тексте;
повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени существительном;
закрепить умения правильно ставить вопросы к словам;
закрепить знания о безударной гласной, о главных членах предложения;
учить оценивать уровень усвоения нового материала.
Развивающие:
активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда;
развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.
Воспитательные:
воспитывать чувство товарищества, умение работать в паре;
формировать толерантность в отношениях учащихся в группе;
умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат
Планируемые результаты.
Предметные:
находить глаголы в предложении, среди других слов по вопросу и общему значению действия;
ставить вопросы к глаголам;
повторить знания об имени существительном.
Метапредметные:
понимать коммуникативную важность грамотного сочетания слов в предложении;
составлять словосочетания с глаголами;
пополнять словарный запас подбором глаголов к именам существительным;
развивать речь обучающихся,
Личностные:
знать нормы речевого этикета при обращении к взрослым людям.
Демонстративный материал:
интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы.
\
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.
Пусть улыбка и хорошее настроение будут на уроке вашими
помощниками.
Выпрямили спинки,
Приготовили ручки,
Сядьте ровно за партами,
Подарите и мне улыбку.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой. Её название вы должны будете сформулировать самостоятельно, но для этого вам необходимо быть очень внимательными.
II. Актуализация знаний.
1Минутка чистописания
то тер туввева вы (СЛАЙД 1)
-Что написано на доске? Докажите, что это слоги.
-Назовите только слоги, где есть буквы, обозначающие мягкость согласных.(тер, ве).
Пальчиковая гимнастика.
-Прежде, чем запишем число и месяц нашей встречи сделаем разминку для рук. Приготовьте ручки.
Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять.
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять. Итак, пишем число, классная работа
(СЛАЙД2) Мальчики пишут слог тер
Девочки пишут слог ве
-Какое слово получилось?. (Ветер)
-Объясните лексическое значение этого слова. (Явление природы).
2.Словарная работа.
- Прочитайтевсе слова, вставьте пропущенные буквы:
сорока, ворона, шел,снегирь, воробей.
- Какие это слова?
- Какое лишнее слово? Почему?
-Составьте предложение с этим словом. По дороге шёл мальчик.
-Запишите это предложения с комментированием.
-Подчеркните основу предложения.
-К какой части речи относится подлежащее мальчик?
- (Проблема) Можете ли вы сказать, к какой части речи относится, сказуемое шёл?
-А хотелось бы точнее узнать?В течение урока мы должны выяснить, какой же всё-таки частью речи является это слово?
-Сегодня мы продолжим путешествие по стране Части речи. Мы уже знакомы с одним его жителем. Это часть речи–имя (хором) существительное.
- Что такое имя существительное?
Ш.Проблемное объяснение и фиксирование новых знаний.
1.Работа по новой теме.
-Сегодня утром произошло необычайное событие. Когда я рано утром вошла в класс, то увидела здесь необычного человека в смешной шляпе. Он все время что-то делал, выполнял какие- то действия да так быстро, что, казалось, будто у него не две руки и две ноги, а несколько.
-Что вы здесь делаете? – сурово спросила я его.
-Что делаю? - удивился чудной человек.
- С вами разговариваю, а еще я дышу носом, моргаю глазами, улыбаюсь ртом.
Или может, вы хотите знать, что я делал,пока вы были дома? Я протирал пыль, поливал цветы, подметал пол, ждал ребят.
- А что вы будете делать потом?
Я посмотрю футбол, буду гулять в зоопарке, поиграю с ребятами.
Уходя, он оставил на память свой портрет. (Открываю портрет) .
Имя этого героя Глагол (СЛАЙД 3)
. Что он делает? Что он выполняет? (Выполняет действия)
IV. Открытие нового знания
1.Создание проблемной ситуации.
- Предположите тема нашего урока?
- Ребята, начиная знакомство с глаголом, какие учебные задачи мы поставим перед собой?(Научиться определять часть речи глагол).
Как будем действовать, чтобы научиться определять части речи?
Алгоритм определения части речи
Узнать: на какой вопрос отвечает.
Определить: что обозначает.
Откройте учебник на 68странице.
-Что делает мальчик?
-Составьте нераспространённые предложения.
Мальчик моет.
Мальчик поливает.
Мальчик стирает.
Мальчик читает.
- Какие действия выполняет мальчик? (Моет поливает, стирает, читает)
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- Какой же частью речи являются эти слова?
-А теперь прочитаем сведение о языке от тетушки Совы.
-Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.
Физкультминутка.
Вы, наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем.
И работать начинаем.
V.Первичное закрепление .
1.Зоопарк .
1). А наш новый знакомый Глагол, как и обещал, направился в зоопарк. Мы отправляемся вместе с ним. Но для этого мы должны вспомнить правила поведения в зоопарке. (Слайд7).
Эти правила вы должны соблюдать всегда. А на тех, кто эти правила нарушает глагол сердится, негодует, злится.
-Что же он там увидел? Там творилось что- то невероятное. О них написано в упр. 118. Давайте прочитаем об этом.
Кто написал это произведение? Как оно называется? Все ли действия животных названы правильно. Помогите распутать эту путаницу.
1 ряд списывает первый столбик 2ряд второй столбик.
Птицы зачирикали. Лягушата квакают.
Лошади заржали. А утята крякают.
Мухи зажужжали.Поросята хрюкают
Первый вариант записывает первую строчку первого столбика, второй вариант первую строчку второго столбика.
-Подчеркните основу предложения.
- Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое?
Вывод: чаще всего в предложении сказуемое выражено глаголом.
- А теперь вернёмся к нашему слову.
- Какой же частью речи является это слово. Докажите, что это глагол. На какой вопрос отвечает это слово.
- Что обозначает?
VI.Самостоятельная работа
1.Работа в парах.
Игра «На стадионе»
- Глагол ни минуты не сидит на месте. После посещения зоопарка он отправился на стадион. Там висел огромный плакат.(Слайд 8)
Не заметили глагол-
Значит, пропустили гол.
(Объясняю правила игры.) Прочитайте текст, найдите и подчеркните глаголы.
(ПЕРВАЯ ПАРА)1.Судья выбрасывает мяч на поле. Капитан хватает его и мчится к воротам соперника. Нападающий перепрыгивает через соперника и отнимает у него мяч.
(ВТОРАЯ ПАРА2.Защитник падает, ушибается и плачет. Доктор оказывает ему помощь: перевязывает коленку.
(ТРЕТЬЯПАРА)3.Вратарь волнуется. Судья назначает штрафной удар. Защитник охает и пропускает гол в ворота.
(ЧЕТВЁРТАЯ ПАРА)4.Болельщики аплодируют и свистят. Счет один- ноль. Игроки выстраиваются на поле и приветствуют друг друга. Игра заканчивается.
Проверка по эталону (Слайд 8)
- Кто не допустил ошибок? Кто выполнил, но допустил ошибки. Кто не выполнил?
-А вы любите спорт? Футбол - это интересная и увлекательная игра, старинная.
3.Отрывок из мультфильма «Мойдодыр».
-Кто автор этого произведения?(Умываются, не умывался, остался, сбежали)
- Посмотрите внимательно отрывок из мультфильма. Запомните глаголы,которые вы услышите.
-Назовите глаголы, которые вы услышали.
Чистота – это залог здоровья. Грязь и неряшливость пренебрежение к своему здоровью. Поэтому вы всегда должны мыть руки, чистить зубы, следить за внешним видом
VII.Подведение итогов урока.
- Молодцы! Правило о глаголе вы усвоили.
-Ребята, давайте подведём итог. Достигли ли мы поставленных целей?
-Сможем теперь решить проблему, поставленную в начале урока? (Да)
-С какой частью речи познакомились на уроке?
-Что такое глагол?Составляем кластер. Кластер — «скопление», «пучок», «созвездие».Кластер это графическая форма организации информации.Найдите те опорные слова, которые подходят к глаголу.
Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
-Домашнее задание у вас будет творческое. Я приготовила каждому карточки с индивидуальным заданием.
1.Запишите антонимы к каждому глаголу.
1) Чернеть-___________________ 3) молчать-__________________
2) забыть-____________________ 4) идти-_____________________
2. Запишите синонимы к каждому глаголу.
1) Алеть-___________________ 3) извинить-___________________
2) мчаться-_________________4) бранить-_____________________
3. Спиши и подчеркни грамматическую основу в предложениях.
1) По овражкам бегут весёлые ручейки.
2) Грачи вьют гнёзда на деревьях.
3) Мы увидели огромный дом.
4.Подберите к каждому имени существительному однокоренное слово-глагол.
Боль-____________ корм -__________________
сад -____________ полёт -___________________
звон -____________ соль -____________________
Оцените, как вы работали на уроке. Если вы усвоили, что такое глагол и сможете узнать его среди других частей речи, то поднимите жёлтыйцветок, если не всё усвоили, то поднимите зелёный цветок,если ничего не усвоили, то поднимите красный цветок.
Спасибо за урок. Молодцы!
Самоанализ урока русского языка
Урок русского языка был проведён во2 классе.
Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Что такое глагол?», раздел «Части речи».
Целью данного урока является: познакомить учащихся с частью речи – глаголом, его отличительными признаками
Были определены следующие задачи урока:
Образовательные:
- углубить представления учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих действия предметов;
- научить находить глаголы в тексте;
- повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени существительном;
- закрепить умения правильно ставить вопросы к словам;
- закрепить знания о безударной гласной, о главных членах предложения;
- учить оценивать уровень усвоения нового материала.
2. Развивающие:
- активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда;
- развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.
3.Воспитательные:
- воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе
- формировать толерантность в отношениях учащихся в паре;
- умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат
Планируемые результаты
Предметные:
- находить глаголы в предложении, среди других слов по вопросу и общему значению действия;
- ставить вопросы к глаголам;
- повторить знания об имени существительном.
Метапредметные:
- понимать коммуникативную важность грамотного сочетания слов в предложении;
- составлять словосочетания с глаголами;
- пополнять словарный запас подбором глаголов к именам существительным;
- развивать речь учащихся.
Личностные:
- знать нормы речевого этикета при обращении к взрослым людям.
Демонстративный материал:
Мудьтимедийный экран, проектор, карточки для индивидуальной работы
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС НОО, используя информационно-коммуникативные технологии. Исходя из поставленных целей, были спланированы этапы урока, каждый имел свою задачу и свою завершенность.
Первый этап: мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности.
Приёмы работы:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям.
Второй этап: актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
На минутке чистописания учащиеся не только совершенствуют свой графический навык, а также способствуют актуализации знаний о согласных звуках, развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность.
Словарная работа способствовала отработке изученных орфограмм, развитию умения составлять предложения, повторению изученных частей речи.
Третий этап: постановка проблемной ситуации и выход из затруднения.
Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникло затруднение?”, “Чего мы ещё не знаем?”) происходит при помощи объяснения самих ребят. Ученики самостоятельно добывают информацию, доказывают свою точку зрения. Здесь идет формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Четвертый этап: открытие нового знания.
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.
Подвела учащихся к выводу о том, что нужно знать, чтобы определить часть речи глагол. Работа с учебником способствовала отработке алгоритма.
Пятый этап: первичное закрепление.
Цель: проговаривание новых знаний, работа с учебником.
В целях контроля за усвоением знаний учащихся была использована работа с упражнением по учебнику (найти глаголы, действие которыхуказаны неверно.) Закрепление знаний обеспечивает усвоение учащимися знаний на уровне применения их в разнообразных ситуациях.
Шестой этап: самостоятельная работа
Цель: развивать умения работать в парах, проявление учащимися самостоятельности и творческой активности.
Седьмой этап: подведение итогов.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.
Домашнее задание было подобрано в соответствии с темой урока. Думаю, что школьники справятся.
В ходе проведения урока реализовала деятельностный подход. Не давала знания в готовом виде. Дети сами их добывали. На уроке использовала работу в парах, фронтальную проверку. Была использована межпредметная связь с уроками окружающего мира, литературным чтением.
На уроке я формировала у учащихся такие компетенции, как целостно- смысловая ( способность видеть и понимать окружающий мир),учебно-познавательную (научить определять часть речи глагол), коммуникативную(способность взаимодействия с окружающими людьми).
Важным компонентом на уроке также было соблюдение здоровьесберегающего режима.
Исходя из самоанализа урока, я считаю, что цели и задачи урока выполнены. Дети воспроизводили своими словами правила, понятия, выполняли действия по образцу, алгоритму.
Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация
- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...
А что такое «хорошо», а что такое «плохо»? или основные принципы общения с ребенком!
Основные принципы общения с ребенком...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....