НАГЛЯДНОСТЬ КАК СРЕДСТВО УСВОЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
статья по русскому языку
Формирование познавательной деятельности, овладение коммуникативными умениями и предметными знаниями сливаются в единый процесс. Особое место в нем занимает усвоение грамматики родного языка, его понятийного аппарата как средства, обеспечивающего речевое и умственное развитие учащихся. Одним из условий, обеспечивающих успешное усвоение грамматических понятий является использование обобщающей, систематизирующей наглядности, обозначающей существенные признаки понятия в графической форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.73 КБ |
Предварительный просмотр:
НАГЛЯДНОСТЬ КАК СРЕДСТВО УСВОЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Формирование познавательной деятельности, овладение коммуникативными умениями и предметными знаниями сливаются в единый процесс. Особое место в нем занимает усвоение грамматики родного языка, его понятийного аппарата как средства, обеспечивающего речевое и умственное развитие учащихся. Одним из условий, обеспечивающих успешное усвоение грамматических понятий является использование обобщающей, систематизирующей наглядности, обозначающей существенные признаки понятия в графической форме.
Применение наглядности обусловлено двумя взаимосвязанными причинами. Во-первых, грамматические понятия, изображаемые наглядно, легче усваиваются учащимися, так как категории этих понятий абстрагированы в наглядности от второстепенных несущественных признаков, отвлекающих от значимых признаков. Во-вторых, использование наглядности позволяет не только усвоить изучаемый материал, но и осознать сам процесс усвоения. Наглядность как один из важнейших дидактических принципов разрабатывается и реализуется в теории и практике преподавания русского языка на всех этапах развития школьного образования. Основным способом его реализации является использование средств наглядности в учебном процессе. Наглядные материалы могут принести пользу только в том случае, если они органически связаны с содержанием урока в целом, со всеми его компонентами и заданиями. Приступая к использованию средств наглядности, учитель должен осознать, с какой целью он это делает, определить, на каком этапе урока провести с ними работу, как связать данный этап с другими частями урока. Средства наглядности помогают решить такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема усваиваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация.
Средства наглядности используются практически на всех этапах обучения: на этапе объяснения нового материала (представление информации), на этапе закрепления и формирования навыков (обучение учащихся тем или иным действиям), на этапе контроля за усвоением знаний и формированием умений (оценка результатов работы учащихся), на этапе систематизации, повторения, обобщения материала (выделение главного, наиболее важного в изучаемом материале). Обучение должно непосредственно основываться или опосредованно опираться на ощущения учащихся при восприятии ими реально существующего мира. В учебном процессе эта связь осуществляется путем реализации принципа наглядности (использование средств наглядности на всех этапах учебного познания). Однако обучение не может сводиться к ощущениям, а должно обеспечивать оптимальные взаимосвязи и единство чувственного и рационального, конкретного и абстрактного, эмпирического и теоретического. Виды наглядности:
1. Внешняя, объективная наглядность, действующая через разнообразные сигналы на органы чувств человека на уровне ощущений, восприятия и представлений: а) зрительная наглядность (цвет, форма, величина, положение в пространстве); б) слуховая наглядность (виды звуков - шумовые и музыкальные; основные свойства звука - высота, длительность, громкость, тембр; виды слуха - звуковысотный, ритмический, гармонический, тембровый, речевой и т.п.); в) кожно-тактильная наглядность - качественные свойства объектов окружающего мира (например, плотность, вес, температура, шероховатость и т.д.); г) вкусовая наглядность (сладкий, кислый, соленый, горький); д) наглядность обоняния (различение запахов) [2]. 2. Внутренняя, опосредованная наглядность, связанная с рациональными формами мышления - понятиями, суждениями, умозаключениями: мыслеформы, возникающие в сознании человека (воображение, фантазии, образные представления, грезы, мечта, идеал); б) символическая, знаковая наглядность, действующая в виде опорных сигналов, схем, моделей, систем (формулы, чертежи, карты, “язык» искусства). Например, лейтмотив в музыке несет в себе смысловую (понятийную) нагрузку; замещение в игре связано с условной подстановкой знаков, символов вместо реальных предметов (кукла, обозначающая ребенка); наглядная модель через условные заместители отражает в пространстве - в объеме или на плоскости - предметы или явления окружающего мира (план комнаты). В зависимости от влияния человека на окружающую природную и социальную среду, от его участия в этих процессах, наглядность бывает: 1. Естественная (натуральная) наглядность - связана с закономерным влиянием окружающего мира на органы чувств.
2. Экспериментальная (искусственная) наглядность - отражает целенаправленную поисковую деятельность человека на преобразование объектов и явлений окружающего мира (лабораторные опыты, упражнения). Наглядные пособия являются средством для создания новых и воспроизведения имеющихся чувственных образов в сознании ученика. Обычно придерживаются классификации наглядных пособий по признаку внешней и внутренней структуры: 1. Натуральные предметы и явления (объект природного и социального окружения). Натуральный предмет становится наглядным пособием, если: а) изолируется (мысленного или предметно) от реальных условий своего бытия и б) используется в учебном процессе. 2. Препарированные и консервированные предметы (чучела птиц, зверей, гербарии растений, заспиртованные существа и их отдельные органы, препараты для микроскопов и др.) 3. Плоскостная наглядность с реальными изображениями природы и общественных процессов (иллюстрации, фотографии, рисунки, картины). 4. Объемная наглядность с реальными изображениями (муляжи, макеты, модели, панорамы, геометрические фигуры). 5. Схематическая и символическая наглядность (карты, чертежи, схемы, опорные сигналы, диаграммы). Она используется для лучшего понимания и усвоения математических, грамматических, исторических и других закономерностей, теорий. Наглядные пособия по степени соответствия изучаемым предметом и явлениям также различаются: а) натуральные - явления природы и реальные предметы или их имитация; б) изобразительные (картины, иллюстрации, диапозитивы); в) схематические и символические (схемы, карты, графики).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/20/picture-11669-1424442124.jpg)
игра как средство социальной адаптации младшего школьника
в данной работе представляю материал по проблемам социальной дезадаптации воспитанников и возможности её преодоления. если пригодится педагогам студентам буду очень рада. план работы....
Детский театральный клуб как средство литературного развития младших школьников
Анализ литературного произведения сложен для учеников начальной школы. В статье предложен игровой деятельностный подход к изучению литературы в форме создания детского теат...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/07/picture-391209-1410094875.jpg)
Формирование элементарных математических понятий младшего школьника
Формирование элементарных математических понятий младшего школьника...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/29/picture-447947-1564404697.jpg)
УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОНЯТИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Упражнения по формированию понятий младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-355081-1385473473.jpg)
Выступление на педагогических чтениях по теме"Усвоение грамматических понятий младшими школьниками в прцессе игровой деятельности на уроках русского языка"
Игровая деятельность на уроках русского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/06/picture-750883-1454773317.jpg)
Курс внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» как средство формирования УУД младших школьников
В статье отражены основные положения Концепции развития математического образования. Определена роль курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в формировании операций мышления и универ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/02/picture-1141108-1556816603.jpg)
Статья "Роль словарного запаса и наглядно-образного мышления в речи младших школьников"
В статье представлены мысли по возникшей проблеме у школьников представить и изобразить текстовый материал в виде рисунка и пересказать его....