УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОНЯТИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
материал (1 класс) по теме
Упражнения по формированию понятий младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya.docx | 118.99 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОНЯТИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
1. Дополни высказывание:
- Если стол выше стула, то стул…………………………
- Если два больше одного, то один………………… ……
- Если Саша вышел из дома раньше, то Алеша………..
- Если река глубже ручейка, то ручеек………………. ….
- Если сестра старше брата, то брат…………………… …
- Если правая рука справа, то левая рука……………… ..
- Если шуба дороже шапки, то шапка…………………….
2. Временные и пространственные понятия:
- Окрашенный кубик распилили пополам. Сколько стало окрашенных и неокрашенных частей (сторон).
- Бревно 6 м. длиной распилили на 6 равных частей. Сколько запилов ? ( 5 )
- Отмерь 3 литра, если есть 7 литров и 2 литра.( налей 7, отлей 2 и 2 )
- Коля живет на 6 этаже, Петя – на 3 этаже. Сколько ступенек от Колиной квартиры до Петиной, если до Колиной квартиры 60 ступенек ? ( 30 )
- Во дворе гуляли куры и собаки. Петя насчитал всего 10 лап. Сколько было кур и собак ? ( 1с + 3 к. или 2с + 1 к. )
- Во дворе стоял автомобиль, мотоцикл, трехколесный велосипед. Сколько могло быть техники, если колес было 13 ?
- В доме живут Коля и Наташа. Коля гуляет во дворе. Где Наташа ?
- У Толи на 8 яблок больше, чем у Оли. Сколько яблок Толя должен отдать Оле, чтобы стало поровну ?
- В коробке лежало 2 синих карандаша и 3 красных. Сколько карандашей надо взять чтобы среди них был красный ? ( три)
Упражнения на развитие умения обобщать и
классифицировать.
На развитие умения обобщать и классифицировать я использую,
Например, такие задания:
- Найди «лишнее» выражение.
10 + 7 11 + 11 10 + 2
2. Сколько на чертеже отрезков? Сколько треугольников?
Сколько четырёхугольников?
3. Распредели числа в две группы – однозначные и двузначные:
1, 25, 73, 7, 10, 9, 19.
6. Решите записанные примеры. Подчеркните примеры, в ответе которых получилось 7.
2 + 5 1 + 6
7 – 1 2 + 4
3 + 4 3 + 3
7. Запишите все числа от 1 до 9. Подчеркните 6, 7, 8, 9. Объясните какие числа нужно подчеркнуть, не перечисляя их.
9.Чем похожи примеры?
11 + 5 10 – 8 17 + 2 5 + 4
11 + 9 12 – 1 17 – 7 10 - 4
12 + 1 9 – 5 17 – 10 7 + 4
Упражнения на определение закономерностей.
Для выполнения заданий на выявление закономерностей ученик должен владеть не только определённым запасом терминов, но и уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать. У ученика должна быть возможность сделать открытие, возможность творческой деятельности – это стимул и смысл учебного процесса, востребованный личностью обучающегося.
Учить детей рассуждать, мыслить и выделять закономерности – это главная задача обучения.
Ящерица короче ужа. Уж короче удава. Покажи их длины с помощью отрезков. Отметь галочкой, кто длиннее всех.
Ящерица ----------
Уж
Удав
С целью повторения закономерностей построения натурального ряда предлагаю следующие задания:
2. Продолжи некоторый ряд чисел, используя для этого закономерность:
2, 4, 6, 8………
2. 5. 8………..
Упражнения на развитие умения сравнивать и выделять свойства (форма, цвет, размер).
- Сравни «группы» предметов.
Уже в подготовительный период я предлагаю детям упражнения объединенные общей целью: помочь детям научиться сравнивать группы предметов с тем, чтобы понимать смысл математических выражений «больше», «меньше», «столько же».
а) б)
в)
г)
Большой интерес вызывают задания, решения которых связано с умением правильно делать выводы.
В 1 классе учащиеся обычно выделяют всего два – три свойства, в то время как в каждом предмете бесконечное множество различных свойств.
2. Сравни свойства предметов: кубик, яблоко, камень, вата, стекло.
Предлагаю назвать свойства кубика. Маленький, красный, деревянный – вот те свойства, которые смогли назвать дети. Показываю ещё группу предметов: яблоко, вату, стекло, гирьку. Сравнив эти предметы с кубиком, дети смогли назвать ещё несколько свойств кубика: твёрдый, непрозрачный, легкий, несъедобный. Подходим к выводу, что мы используем выделения свойств предмета приём сравнения.
3.Выдели общие и отличительные свойства: линейка, карандаш, треугольник.
Предлагаю сравнить три предмета: линейку, треугольник, карандаш и выделить общие и отличительные свойства. Общие признаки: все сделаны из дерева и используются для черчения; отличительные свойства: форма предметов и размер.
Затем подобные задания усложняются.
4. Не считая предметов скажи, где их больше, где меньше.
А Б А Б
А Б
|
Не считая изображения геометрических фигур, дети должны сказать, где их больше, где меньше. Сначала подавляющее большинство учащихся дали неверные ответы: они сделали выводы, что если фигуры занимают больше места, значит их больше. После проведенного анализа дети делают вывод, что предметов больше на карточках Б. Ещё не менее важный вывод: поспешность не приводит к правильному решению.
Формирование УУД на уроках русского языка
На уроках русского языка невозможно избежать следующих УУД:
- Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
- Умение определить границы знания и незнания;
- Простраивание алгоритма действий;
- Определение и формулирование цели;
- Выдвижение гипотез и их обоснование;
- Построение логической цепи рассуждений;
- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи;
- Участие в диалоге, аргументация своего мнения, учёт разных мнений;
- Контроль, оценка и коррекция своей деятельности.
Рассмотрим на примерах.
Задание 1. Подчеркни буквы мягких согласных звуков.
случай, отец, сыночек, жизнь
Развиваются регулятивные УУД: умение контролировать
Задание 2. Спиши предложения, исправляя ошибки. Развиваются регулятивные УУД: умение контролировать и корректировать запись
Задание 3. Раздели слова на слоги. – Регулятивные УУД
Задание 4. Прочитай транскрипции. Запиши слова буквами. – Познавательные УУД: знаково-символические, умение находить различия в произношении и написании
Задание 5. Раздели текст на предложения. - Познавательные УУД: умение находить части в целом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации обучения в УМК « Перспективная начальная школа», способствующие формированию у младших школьников умения учиться.
Это сообщение подготовлено на городские педагогические чтения.В данном материале отражено как в УМК " Перспективная начальная школа" на уроках и во внеурочной деятельности( в клубной работе) формируют...
Формирование элементарных математических понятий младшего школьника
Формирование элементарных математических понятий младшего школьника...
Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.
Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учител...
«Игры и упражнения, способствующие формированию коммуникативных УУД младших школьников»
Предлагаю вам систему работы, которую можно использовать по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Для начала рассмотрим виды коммуникаци...
Игры и упражнения, способствующие развитию памяти младших школьников.
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, с...
Особенности процесса формирования у младших школьников ценностных представлений об основных понятиях этики
В настоящее время система отечественного образования находятся в системе и реформирования, так как имеется множество нерешенных проблем. К таким проблемам в первую очередь относится духовно-нравственн...
Понятие «читательский кругозор» и способы его формирования у младших школьников
Прежде опробованные, эффективные когда-то, но воспринимаемые как формальные современным школьником попытки приобщить детей к чтению будут вызывать сопротивление, поскольку сегодня они предпочитают дру...