Технологическая карта урока русского языка "Изложение "Алёшина яблоня"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
На уроке русского языка дети учатся работать с текстом: анализировать содержание, использовать информацию для поиска ответов на заданный учителем вопрос. Продукт урока - изложение "Алёшина яблоня".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_izlozheniya_alyoshina_yablonya.docx | 26.8 КБ |
alyoshina_yablonya.pptx | 908.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Егорова К.С.
Учебный предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: обучающее изложение.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Цель урока: создать условия для формирования умения писать изложение повествовательного текста.
Планируемые результаты:
Предметные:
- научить составлять план текста-повествования;
- писать изложение текста-повествования по плану;
- находить границы предложений, оформлять предложения по законам письменной речи;
- применять на письме изученные правила орфографии;
- наблюдать языковые средства, позволяющие избежать повторов.
Личностные:
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;
- формирование представлений об окружающем мире, взаимосвязях в живой и неживой природе;
- понимание причин успехов в учебе;
- формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Познавательные – воспринимать смысл предъявляемого текста; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; анализировать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущественных признаков в коллективной организации деятельности; осознанно строить речевое сообщение.
- Коммуникативные – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию.
- Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
№ п/п | Этап урока | Методы, реализуемые на этапе | Действия учителя | Действия учащихся | УУД (с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) |
1 | Организационный момент урока. Мотивация учебной деятельности | Метод стимулирования отношений долга и ответственности, положительной самооценки перспектив включения в учебную деятельность | Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся. Предлагает учащимся прочитать высказывание. «С маленького шага начинается большой путь!» Стимулирует на дальнейшую работу -Какое слово ключевое в этом высказывании? О чём это высказывание? О каких шагах идет речь? - Что необходимо для успешной работы на уроке? | Выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности. Настраиваются на предстоящую работу. | Оценка ситуации взаимодействия с учителем в соответствии с правилами поведения и этики (коммуникативные, личностные). |
2. | Самоопределение к деятельности. Постановка целей. | Метод проблемно –диалогический диалог, подводящий к теме | Предлагает учащимся вспомнить, что значит «изложить текст», что значит «изложение» и что необходимо знать для его успешного написания. Предлагает учащимся послушать стихотворение М.Исаковского «В жаркий полдень, на исходе лета…» Текст стихотворения и иллюстрация к нему предложены на слайде презентации (слайд 3) | Определяют смысл предстоящей работы. Слушают стихотворение, рассуждают, какая главная мысль этого произведения. | Самоопределение в целях учебной деятельности (регулятивные, коммуникативные) Поиск информации, имеющихся знаний на основе наблюдений, обсуждений (познавательные) |
3 | Работа по теме Подготовка к написанию изложения | Беседа с учащимися | Организует 1. Знакомство с текстом и беседу о прочитанном Текст предложен на слайде презентации (слайд 4) - Прочитайте текст. - О ком он? - Определите тему текста. - Назовите его главную мысль. - Как можно озаглавить текст? Проверим, как внимательны вы были при чтении - Кто посадил яблоню? - Когда Алёша посадил яблоню? - Что случилось с Алёшей? - Чем и почему Марфа щедро угощала окружающих? - Как автор в тексте называет дерево? Почему? - Что произошло с яблоней? - Почему Марфа долго не решалась срубить сухое дерево? - Как сосед помог старушке? - Почему сосед решил посадить новую яблоньку на месте старой? - Что почувствовала Марфа, когда увидела молодую яблоньку? -Определите тип текста. При работе над каждой частью учитель обращает внимание детей на «трудные слова». 2. Составление плана - Какие 3 части мы выделяем в тексте-повествовании? Сколько частей в нашем тексте. Почему? Как получить план текста? - Прочитайте первую (вторую, третью) часть. - Озаглавьте. 3. Лексическую работу -Прежде чем вы попробуете пересказать текст, напоминаю, что важно избегать повторов. В тексте некоторые слова можно заменить синонимами. Подберите синонимы. 4. Пересказ текста по частям и целиком | Осуществляют первичное целостное чтение текста. Отвечают на вопросы по тексту, определяют тему, главную мысль и тип текста, предлагают варианты заглавий. Составляют план текста. 1. Алёша посадил яблоню. 2. Морозы сожгли яблоньку. 3. Молодая яблонька. Ищут возможность избежать повторов Марфа – старушка Подбирают синонимы Лютая – суровая Пересказывают текст по частям и целиком. | Поиск и выделение необходимой информации на основе действий наблюдения, обсуждений Составление плана (познавательные) Самоконтроль в форме выявления типичных затруднений и способов преодоления возможных затруднеий (регулятивные). |
4 | Физкультминутка | Элемент здоровье- сберегающей технологии | Проводит физкультминитку: Яблоня в моем саду | Выполняют движения:
| |
5 | Работа по теме Подготовка к написанию изложения (продолжение) | Беседа с учащимися | Организует 5. Орфографическую подготовку -Слова с какими орфограммами встретились в тексте? Карточки (см. Приложение 1) Карточка лежит на столе до конца урока, если надо вспомнить написание слова, можно ей воспользоваться как словарем. 6. Повторное чтение текста | Работают в паре -вставляют пропущенные буквы в слова; Проверяют проделанную работу совместно с учителем - по цепочке называют слова и объясняют их написание, повторяя изученные орфограммы. Перечитывают текст. | Осознание опыта работы в паре как ценности (личностные). Оценивание ситуаций совместной работы в паре в соответствии с правилами поведения и этики (коммуникативные). Поиск информации, имеющихся знаний на основе наблюдений, обсуждений (познавательные) Самоконтроль в форме выявления типичных затруднений и способов преодоления возможных затруднений (регулятивные). |
6 | Написание изложения и самопроверка | Самостоятельная работа учащихся | Оказывает индивидуальную помощь учащимся, у которых есть затруднения. | Пишут изложение и осуществляют самопроверку. | Способность сохранять учебную задачу Самоконтроль (регулятивные) |
7 | Итог урока Рефлексия | Беседа с учащимися | Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке: - Что мы делали сегодня на уроке? -Понравился ли текст, над которым мы работали? - Чему можно научиться у Марфы? - Чему можно научиться у соседа? Оцените свою работу на уроке на листах самооценки. (см. Приложение 2) | Отвечают на вопросы и оценивают свою работу на листах самооценки | Самооценка учащихся: осознание своих возможностей в учении; способности адекватно судить о своих возможностях (личностные). |
8 | Домашнее задание | Составить и записать 3-4 предложения о том, как можно помочь близким. Подчеркнуть глаголы, указать их число и время. |
Приложение 1
Карточка орфографической подготовки
Вставьте пропущенные буквы. Объясните друг другу написание слов. |
В__йна, пос__дил, созр__вали, пл__ды, дер__во, в__сна, сп__лить, м__лоденькая |
Поги__, сла__кие, моро__ |
Ж__ла, угощ__ла |
Раскройте скобки - слитно или раздельно? |
(с)фронта, (со)жгли, (у)гощала, (с)рубить, (на)ней, (по)просила, на том(же)месте, (у)видела |
Обратите внимание, как пишутся слова. Написание каких из этих слов вы можете объяснить? |
Будапешт, однажды, обрадована, когда |
Приложение 2
Оценочный лист _________________________________
В каждой строке выбери и отметь знаком + подходящий тебе ответ
1 | На уроке мне было | скучно | интересно | |
2 | Я работал на уроке | активно (отвечал на вопросы учителя) | пассивно (слушал ответы других) | |
3 | Я запомнил содержание рассказа | хорошо | не очень хорошо | |
4 | Я написал изложение | без грамматических ошибок | с грамматическими ошибками | |
5 | Я написанное изложение | проверил | не хотел проверять | не успел проверить |
6 | Своей работой на уроке я | доволен | не очень доволен |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изложение. Алешина яблоня.
В ясный полдень, на исходе лета, Шел старик дорогой полевой; Вырыл вишню молодую где-то И, довольный, нес ее домой. Он глядел веселыми глазами На поля, на дальнюю межу И подумал: «Дай-ка я на память У дороги вишню посажу. Пусть растет большая-пребольшая, Пусть идет и вширь и в высоту И, дорогу нашу украшая, Каждый год купается в цвету. Путники в тени ее прилягут, Отдохнут в прохладе, в тишине, И, отведав сочных, спелых ягод, Может статься, вспомнят обо мне. А не вспомнят — экая досада,— Я об этом вовсе не тужу: Не хотят — не вспоминай, не надо,— Все равно я вишню посажу!» М.Исаковский.
Прочитайте текст. Перед самой войной посадил Алеша яблоню. С фронта он не вернулся. Погиб в боях за город Будапешт. А яблоня жила. Каждый год на ней созревали вкусные сладкие плоды. Мать Алеши – Марфа щедро угощала всех яблоками. Но выдалась лютая зима. Морозы сожгли яблоньку. Долго не решалась Марфа срубить сухое дерево. Однажды весной она попросила соседа спилить яблоню. Он спилил, но на том же месте посадил новую. Как была обрадована бабушка Марфа, когда увидела молоденькую яблоньку!
1 часть Перед самой войной посадил Алеша яблоню. С фронта он не вернулся. Погиб в боях за город Будапешт. А яблоня жила. Каждый год на ней созревали вкусные сладкие плоды. Мать Алеши – Марфа щедро угощала всех яблоками. Что мы узнаем из этой части? Как можем озаглавить?
План. 1.) Алёша посадил яблоню.
Трудные слова 1 части. Будапешт – столица Венгрии. Марфа – старинное женское имя. Щедро - охотно делясь с другими своими яблоками, не беря что-то взамен.
Вспомним 2 часть. Но выдалась лютая зима. Морозы сожгли яблоньку. Долго не решалась Марфа срубить сухое дерево. Однажды весной она попросила соседа спилить яблоню. Он спилил, но на том же месте посадил новую. Что узнали из этой части? Как можно озаглавить эту часть?
План. 1.) Алёша посадил яблоню. 2.) Морозы сожгли яблоньку.
Трудные слова 2 части. Сожгли – заморозили.
Вспомним 3 часть. Как была обрадована бабушка Марфа, когда увидела молоденькую яблоньку! Что узнали из этой части? Как можно озаглавить эту часть?
План. 1.) Алёша посадил яблоню. 2.) Морозы сожгли яблоньку. 3.) Молодая яблонька.
Вспомните текст. Перед самой войной посадил Алеша яблоню. С фронта он не вернулся. Погиб в боях за город Будапешт. А яблоня жила. Каждый год на ней созревали вкусные сладкие плоды. Мать Алеши – Марфа щедро угощала всех яблоками. Но выдалась лютая зима. Морозы сожгли яблоньку. Долго не решалась Марфа срубить сухое дерево. Однажды весной она попросила соседа спилить яблоню. Он спилил, но на том же месте посадил новую. Как была обрадована бабушка Марфа, когда увидела молоденькую яблоньку!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....
Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)
Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...
Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...
Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...
Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).
Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...