2 класс Русский язык "Что такое местоимение?" УМК "Школа России" В.П. Канакина, В.Г. Горецкого
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Тема урока: Что такое местоимение?
(Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи.)
Первый урок по теме «Местоимение».
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: Знакомство с новой частью речи - местоимением, его значением и употреблением в речи.
Задачи урока: Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении; различать местоимения и имена существительные.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
10 а преля К ла сс н ая р а бота
Минутка чистописания Яя/Яяя//Яяяя/// Мы/Мыы//Мыыы///
«Учитесь тайны открывать!» Тайна / И. С. Ожегова / 1.Нечто неразгаданное, ещё не познанное. Тайны Вселенной. 2. Нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет. Хранить тайну. Держать в тайне. Сердечные тайны. 3. Скрытая причина чего-н. Т. успеха. В чём т. её обаяния?
Актуализация опорных знаний Загадка Давно живу я в этом мире, Даю названия предметам.
Загадка Определяю я предметы, Они со мной всегда приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
Загадка Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду- Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады, И хлеб в полях растёт.
1 задание Работа в парах 1 ряд Что такое имя существительное? 2 ряд Что такое имя прилагательное? 3 ряд Что такое глагол? Каждая группа получает набор карточек со словами: имя существительное, имя прилагательное, глагол часть слова, часть речи, обозначает действие предмета, обозначает предмет, обозначает признак предмета отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? отвечает на вопросы что делает? что сделает ?... отвечает на вопросы кто? что?
Работа в парах 1 ряд Что такое имя существительное? 2 ряд Что такое имя прилагательное? 3 ряд Что такое глагол? Каждая группа получает набор карточек со словами: имя существительное , имя прилагательное, глагол часть слова, часть речи , обозначает действие предмета, обозначает предмет , обозначает признак предмета отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? отвечает на вопросы что делает? что сделает? …. отвечает на вопросы кто? что?
Работа в парах 1 ряд Что такое имя существительное? 2 ряд Что такое имя прилагательное? 3 ряд Что такое глагол? Каждая группа получает набор карточек со словами: имя существительное , имя прилагательное , глагол; часть слова, часть речи , обозначает действие предмета, обозначает предмет , обозначает признак предмета; отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? отвечает на вопросы что делает? что сделает? …. отвечает на вопросы кто? что?
Работа в парах 1 ряд Что такое имя существительное? 2 ряд Что такое имя прилагательное? 3 ряд Что такое глагол? Каждая группа получает набор карточек со словами: имя существительное , имя прилагательное , глагол часть слова, часть речи , обозначает действие предмета , обозначает предмет , обозначает признак предмета отвечает на вопросы что делает? что сделает и другие отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? отвечает на вопросы кто? что?
Имя существительное Имя прилагательное ГЛАГОЛ ручьи тёплый светит ветерок яркое дует солнце звонкие бегут весной весёлый шумят птиц радует 2 задание Работа в парах
Составьте предложения Бегут звонкие ручьи. Дует тёплый ветерок. Светит яркое солнце.
Составьте предложения Бегут звонкие ручьи. Ручьи шумят. Дует тёплый ветерок. Ветерок такой веселый! Светит яркое солнце. Весной солнце радует птиц. Замени, повторяющиеся слова.
Составьте предложения Бегут звонкие ручьи. Они шумят. Дует тёплый ветерок. Он такой веселый! Светит яркое солнце. Весной оно радует птиц. Понаблюдай. Повторяющиеся слова называют объекты или указывают на них?
П.льто, л.пата, .прель, т.пор, .тец, к.ртина. Словарная работа
П а льто, л о пата, а прель, т о пор, о тец, к а ртина. Словарная работа
П а льто, л о пата, а прель, т о пор, о тец, к а ртина. пл а ток Словарная работа
Пл а ток Словарная работа
Словарная работа Пл а ток – предмет одежды – кусок ткани или вязаное, трикотажное изделие квадратной формы.
Словарная работа Составь и запиши предложение со словом. Подчеркни в нем грамматическую основу. Носовой пл а ток лежит на столе. Какого цвета платок? Запиши предложение.
Словарная работа. Составь и запиши предложение со словом. Подчеркни в нем грамматическую основу. Замени слово, подходящим по смыслу. Носовой пл а ток лежит на столе. Пл а ток красный.
Словарная работа О чём говорится в первом (втором) предложении? Вместо какого слов употреблено слово он? Место какой части речи заняло это слово? Носовой пл а ток лежит на столе. Он красный. Так эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ. Так какая тема сегодняшнего урока.
Масько Любовь Георгиевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №14 город Мончегорск Мурманская область Физминутка-офтальмотренажер «Береги зрение» 2013
Игра «Помоги братьям Лосям спуститься на землю!»
Что такое местоимение? Прочитайте правило на с.101 В речи мы часто употребляем слова я, ты, мы, вы он, она, оно, они. Эти слова не называют предметы, а только на них указывают. Слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Местоимение – это часть речи.
Назовите сказку. Обратите внимание на выделенные слова. Разыграйте сценку разговора сказочных персонажей.
Слова я, ты, мы, он, они –местоимения. Называют ли они конкретное лицо или предмет? Кто себя называет словом я ? К кому обращаются с речью, употребляя слово ты ? Вместо каких имён существительных употребляется слово они ? Ты, вы – указывают на собеседника. Он, она, оно, они –указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят. Спишите только диалог, вставляя пропущенные слова.
Какая речевая ошибка допущена? Нина поливает цветы. Нина помогает бабушке. Папа строит дом. Дом такой светлый, красивый.
Местоимения я, ты, он, она, она, оно, они не называют предметы, а только на них указывают. Я, мы -- указывают на говорящего. Ты, вы – указывают на собеседника. Он, она, оно, они – указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят.
С.101 Упр.172 Работа по схеме. Выпиши из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их _ МЕСТОИМЕНИЕ _ Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Я, мы -- указывают на говорящего. Ты, вы – указывают на собеседника. Он, она, оно, они –указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят. Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Я, мы -- указывают на говорящего. Ты, вы – указывают на собеседника. Он, она, оно, они –указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят.
Игра « Узнай местоимение» (хлопните в ладоши, если услышите местоимения) Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если все: и я , и ты - Если мы сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты… И не будет красоты. Если только я и ты - Если мы сорвём цветы. Т.Собакин А какая главная мысль стихотворения?
Замените каждое из данных существительных местоимением ( он, она, оно, они) Солнце (оно), лампа(…), цветок(…), мальчики (…), птица(…), зверь (…).
Проверь себя! Солнце ( оно ), лампа ( она ), цветок ( он ), мальчики ( он ), птица ( она ), зверь ( он ).
Индивидуальная дифференцированная работа по карточкам Карточка №1 Подчеркните местоимения. Сынок, когда ты успел все убрать? На ветке сидел воробей, он чистил свои перышки. Мы живем в одном доме. Они помогают мне учиться. Вы очень старались на уроке. Я учусь во втором классе. Карточка №2 Вставьте местоимения. _____ рисую елочку, а ____ что будешь рисовать? Завтра ____ пойдем на речку. Кого _____ ждешь? Почему ____ улетают? Завтра _____ пойду в лес. Карточка №3 Вставьте местоимения . ______ рисую елочку, а ______ что будешь рисовать? Завтра _____ пойдем на речку. Кого _____ ждешь? Почему ______ улетают? Завтра _____ пойду в лес. _____ очень старались на уроке. ____ учусь во втором классе. Выбери любое одно предложение и распространи его второстепенными членами. Я пою. Они поют. Мы поём. ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________
Распредели слова по группам, опираясь на местоимениями, которыми можно их заменить .
Тест по теме «Местоимение» 1.Местоимение – это … А) часть речи Б) часть слова 2.Местоимение… А) называет предмет Б) указывает на предмет 3. Укажи предложение, в котором встречается местоимение А) Из леса доносилось пение птиц. Б) Ранним утром мы отправились на рыбалку. 4. Найди лишнее: А) я Б) он В) мы Г) мышь
Проверь себя! А 2. Б 3. Б 4. Г
Итог урока С какой частью речи познакомились? – Что нового для себя узнали? Что получилось хорошо? Что вызвало затруднение? Оцените свою работу. Кто работал при помощи учителя, мало отвечал и не всегда правильно, не всех целей достиг – то покажите карточку с местоимением мы . Кто хорошо работал самостоятельно и в группе , часто поднимал руку и правильно отвечал, достиг целей – то возьмите и покажите местоимение я . Оцените своё настроение (тучка, солнышко)
Рефлексия Я понял, что такое местоимения, и могу это объяснить одноклассникам. Я не совсем понял, что такое личные местоимения.
10.04.24 Домашнее задание КАРТОЧКА Задание 1. Выпиши из словаря 10 слов и замени их местоимениями. Задание 2. Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями. Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на берёзовой веточке. Задание 3. Составь и запиши несколько предложений о сегодняшнем уроке, используя местоимения.
Источники: Физминутка - офтальмотренажёр «Береги зрение» ( автор Масько Л.Г.) Музыкальный файл - Диск Музыка для души, 2007г. №0-002 «Сказочная мелодия», звук в формате MP 3. Весёлая физминутка (автор Фирсова О. А.)
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа №334 Невского района Санкт-Петербурга «Образовательный комплекс «Невская перспектива»
Открытый урок русского языка
УМК «Школа России» В. П. Канакиной, В.Г.Горецкого
Технологическая карта урока.
Тема: « Что такое местоимение?»
2 класс
Выполнила:
Каюн Инна Анатольевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №334
Невского района Санкт-Петербурга
«Образовательный комплекс
«Невская перспектива»
Тема | Что такое местоимение? | |
Педагогическая цель | Способствовать ознакомлению с личным местоимением, его значением, употреблением в речи (общее представление); развитию умения распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении; создать условия для формирования экологических представлений, правописания словарного слова платок \ | |
Тип урока | Изучение нового материала | |
Формы, приемы, методы | Фронтальная, работа в паре, в группе, индивидуальная работа, подводящий диалог(постановка проблемы) | |
Планируемые результаты (предметные) | 1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении. 2. Различать местоимения и имена существительные. | |
Личностные результаты | 1. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей 2.Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве 3.Проявляют бережное отношение к природе | |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные результаты: - самостоятельно определять учебную задачу - планировать свою деятельность по решению учебной задачи - адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия. Познавательные результаты: - ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме - осознают ценности своего языка. Коммуникативные: слушают и понимают речь других | |
Основное содержание темы, понятия и термины | Личное местоимение, его значение, употребление в речи (общее представление). Распознание личных местоимений среди других слов и в предложении. Природу надо беречь. Слово с непроверяемым написанием платок | |
Образовательные ресурсы | Интерактивная доска, компьютер, презентация, электронное приложение, схема «Местоимение», карточки. | |
Знать : | Уметь Предполагаемый результат | |
Определение местоимения как части речи , его употребление и значение в речи | 1. Распознают личные местоимения среди других слов в предложении 2. Различают местоимения и имена существительные. | |
Компетенции/УУД | учебно-познавательная, информационная, коммуникативная | |
Педагогические технологии | метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве | Оборудование |
Литература:
- Канакина В.П. , В.Г.Горецкий. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных школ с приложением на электронном носителе. Просвещение, 2022
- Электронное приложение к учебнику русского языка для 2 класса В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого
- Русский язык. 2 класс.Технологические карты уроков по учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого/ Автор – составитель Е.В.Кислякова
- Толковый словарь Ожегова.
- Физминутка - офтальмотренажёр «Береги зрение» ( автор Масько Любовь Георгиевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №14 город Мончегорск Мурманская область)
- Весёлая физминутка (автор Фирсова Ольга Андреевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1738 им. авиаконструктора М.Л.Миля г.Москва)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по русскому языку 4 класс авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Помещаю авторское тематическое планирование по русскому языку для 4 клааса по учебникам В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого, т.к. готового планирования не нашла нигде....
Рабочая программа по русскому языку 1 класс автор В.П.Канакина, В.Г. Горецкий (ФГОС)
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС....
Календарно - тематическое планирование по русскому языку, 2 класс, УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, программа «Школа России».
Календарно - тематическое планирование по русскому языку, 2 класс, УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, программа «Школа России»...
Календарно - тематическое планирование по русскому языку, 2 класс, Автор: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Программа: «Школа России»Автор: Канакина В.П., Горецкий В.Г.Учебник: «Русский язык» 2 класс М. «Просвещение», 2012...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса общеобразовательной школы, Канакина В.П, Горецкий В.Г. (М.: Просвещение, 2012 г.)
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на ос...
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык» 4 класс УМК «Школа России» Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык» 4 класс УМК «Школа России»...
входной тест по русскому языку 2 класс умк В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого "Школа России"
данный тест позволяет быстро провести входную диагностику по знаниям, полученным учащимися в 1 классе. Тестирование помогает увидеть достижения учащихся по освоению отдельных тем 1 класса....