2 класс Русский язык "Что такое местоимение?" УМК "Школа России" В.П. Канакина, В.Г. Горецкого
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Каюн Инна Анатольевна

Тема урока: Что такое местоимение? 
(Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи.)

Первый урок по теме «Местоимение». 
Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: Знакомство с новой частью речи - местоимением, его значением и употреблением в речи.
Задачи урока: Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении; различать местоимения и имена существительные. 
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка УМК «Школа России» Что такое местоимение? 2 класс Составитель учитель нач. классов Каюн И.А ГБОУ СОШ №334 Невского района СПб

Слайд 2

10 а преля К ла сс н ая р а бота

Слайд 3

Минутка чистописания Яя/Яяя//Яяяя/// Мы/Мыы//Мыыы///

Слайд 4

«Учитесь тайны открывать!» Тайна / И. С. Ожегова / 1.Нечто неразгаданное, ещё не познанное. Тайны Вселенной. 2. Нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет. Хранить тайну. Держать в тайне. Сердечные тайны. 3. Скрытая причина чего-н. Т. успеха. В чём т. её обаяния?

Слайд 5

Актуализация опорных знаний Загадка Давно живу я в этом мире, Даю названия предметам.

Слайд 6

Загадка Определяю я предметы, Они со мной всегда приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!

Слайд 7

Загадка Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду- Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады, И хлеб в полях растёт.

Слайд 8

1 задание Работа в парах 1 ряд Что такое имя существительное? 2 ряд Что такое имя прилагательное? 3 ряд Что такое глагол? Каждая группа получает набор карточек со словами: имя существительное, имя прилагательное, глагол часть слова, часть речи, обозначает действие предмета, обозначает предмет, обозначает признак предмета отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? отвечает на вопросы что делает? что сделает ?... отвечает на вопросы кто? что?

Слайд 9

Работа в парах 1 ряд Что такое имя существительное? 2 ряд Что такое имя прилагательное? 3 ряд Что такое глагол? Каждая группа получает набор карточек со словами: имя существительное , имя прилагательное, глагол часть слова, часть речи , обозначает действие предмета, обозначает предмет , обозначает признак предмета отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? отвечает на вопросы что делает? что сделает? …. отвечает на вопросы кто? что?

Слайд 10

Работа в парах 1 ряд Что такое имя существительное? 2 ряд Что такое имя прилагательное? 3 ряд Что такое глагол? Каждая группа получает набор карточек со словами: имя существительное , имя прилагательное , глагол; часть слова, часть речи , обозначает действие предмета, обозначает предмет , обозначает признак предмета; отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? отвечает на вопросы что делает? что сделает? …. отвечает на вопросы кто? что?

Слайд 11

Работа в парах 1 ряд Что такое имя существительное? 2 ряд Что такое имя прилагательное? 3 ряд Что такое глагол? Каждая группа получает набор карточек со словами: имя существительное , имя прилагательное , глагол часть слова, часть речи , обозначает действие предмета , обозначает предмет , обозначает признак предмета отвечает на вопросы что делает? что сделает и другие отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? отвечает на вопросы кто? что?

Слайд 12

Имя существительное Имя прилагательное ГЛАГОЛ ручьи тёплый светит ветерок яркое дует солнце звонкие бегут весной весёлый шумят птиц радует 2 задание Работа в парах

Слайд 13

Составьте предложения Бегут звонкие ручьи. Дует тёплый ветерок. Светит яркое солнце.

Слайд 14

Составьте предложения Бегут звонкие ручьи. Ручьи шумят. Дует тёплый ветерок. Ветерок такой веселый! Светит яркое солнце. Весной солнце радует птиц. Замени, повторяющиеся слова.

Слайд 15

Составьте предложения Бегут звонкие ручьи. Они шумят. Дует тёплый ветерок. Он такой веселый! Светит яркое солнце. Весной оно радует птиц. Понаблюдай. Повторяющиеся слова называют объекты или указывают на них?

Слайд 16

П.льто, л.пата, .прель, т.пор, .тец, к.ртина. Словарная работа

Слайд 17

П а льто, л о пата, а прель, т о пор, о тец, к а ртина. Словарная работа

Слайд 18

П а льто, л о пата, а прель, т о пор, о тец, к а ртина. пл а ток Словарная работа

Слайд 19

Пл а ток Словарная работа

Слайд 20

Словарная работа Пл а ток – предмет одежды – кусок ткани или вязаное, трикотажное изделие квадратной формы.

Слайд 21

Словарная работа Составь и запиши предложение со словом. Подчеркни в нем грамматическую основу. Носовой пл а ток лежит на столе. Какого цвета платок? Запиши предложение.

Слайд 22

Словарная работа. Составь и запиши предложение со словом. Подчеркни в нем грамматическую основу. Замени слово, подходящим по смыслу. Носовой пл а ток лежит на столе. Пл а ток красный.

Слайд 23

Словарная работа О чём говорится в первом (втором) предложении? Вместо какого слов употреблено слово он? Место какой части речи заняло это слово? Носовой пл а ток лежит на столе. Он красный. Так эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ. Так какая тема сегодняшнего урока.

Слайд 24

Масько Любовь Георгиевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №14 город Мончегорск Мурманская область Физминутка-офтальмотренажер «Береги зрение» 2013

Слайд 25

Игра «Помоги братьям Лосям спуститься на землю!»

Слайд 26

Что такое местоимение? Прочитайте правило на с.101 В речи мы часто употребляем слова я, ты, мы, вы он, она, оно, они. Эти слова не называют предметы, а только на них указывают. Слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Местоимение – это часть речи.

Слайд 27

Назовите сказку. Обратите внимание на выделенные слова. Разыграйте сценку разговора сказочных персонажей.

Слайд 28

Слова я, ты, мы, он, они –местоимения. Называют ли они конкретное лицо или предмет? Кто себя называет словом я ? К кому обращаются с речью, употребляя слово ты ? Вместо каких имён существительных употребляется слово они ? Ты, вы – указывают на собеседника. Он, она, оно, они –указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят. Спишите только диалог, вставляя пропущенные слова.

Слайд 29

Какая речевая ошибка допущена? Нина поливает цветы. Нина помогает бабушке. Папа строит дом. Дом такой светлый, красивый.

Слайд 30

Местоимения я, ты, он, она, она, оно, они не называют предметы, а только на них указывают. Я, мы -- указывают на говорящего. Ты, вы – указывают на собеседника. Он, она, оно, они – указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят.

Слайд 31

С.101 Упр.172 Работа по схеме. Выпиши из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их _ МЕСТОИМЕНИЕ _ Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Я, мы -- указывают на говорящего. Ты, вы – указывают на собеседника. Он, она, оно, они –указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят. Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Я, мы -- указывают на говорящего. Ты, вы – указывают на собеседника. Он, она, оно, они –указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят.

Слайд 32

Игра « Узнай местоимение» (хлопните в ладоши, если услышите местоимения) Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если все: и я , и ты - Если мы сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты… И не будет красоты. Если только я и ты - Если мы сорвём цветы. Т.Собакин А какая главная мысль стихотворения?

Слайд 34

Замените каждое из данных существительных местоимением ( он, она, оно, они) Солнце (оно), лампа(…), цветок(…), мальчики (…), птица(…), зверь (…).

Слайд 35

Проверь себя! Солнце ( оно ), лампа ( она ), цветок ( он ), мальчики ( он ), птица ( она ), зверь ( он ).

Слайд 36

Индивидуальная дифференцированная работа по карточкам Карточка №1 Подчеркните местоимения. Сынок, когда ты успел все убрать? На ветке сидел воробей, он чистил свои перышки. Мы живем в одном доме. Они помогают мне учиться. Вы очень старались на уроке. Я учусь во втором классе. Карточка №2 Вставьте местоимения. _____ рисую елочку, а ____ что будешь рисовать? Завтра ____ пойдем на речку. Кого _____ ждешь? Почему ____ улетают? Завтра _____ пойду в лес. Карточка №3 Вставьте местоимения . ______ рисую елочку, а ______ что будешь рисовать? Завтра _____ пойдем на речку. Кого _____ ждешь? Почему ______ улетают? Завтра _____ пойду в лес. _____ очень старались на уроке. ____ учусь во втором классе. Выбери любое одно предложение и распространи его второстепенными членами. Я пою. Они поют. Мы поём. ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________

Слайд 37

Распредели слова по группам, опираясь на местоимениями, которыми можно их заменить .

Слайд 38

Тест по теме «Местоимение» 1.Местоимение – это … А) часть речи Б) часть слова 2.Местоимение… А) называет предмет Б) указывает на предмет 3. Укажи предложение, в котором встречается местоимение А) Из леса доносилось пение птиц. Б) Ранним утром мы отправились на рыбалку. 4. Найди лишнее: А) я Б) он В) мы Г) мышь

Слайд 39

Проверь себя! А 2. Б 3. Б 4. Г

Слайд 40

Итог урока С какой частью речи познакомились? – Что нового для себя узнали? Что получилось хорошо? Что вызвало затруднение? Оцените свою работу. Кто работал при помощи учителя, мало отвечал и не всегда правильно, не всех целей достиг – то покажите карточку с местоимением мы . Кто хорошо работал самостоятельно и в группе , часто поднимал руку и правильно отвечал, достиг целей – то возьмите и покажите местоимение я . Оцените своё настроение (тучка, солнышко)

Слайд 41

Рефлексия Я понял, что такое местоимения, и могу это объяснить одноклассникам. Я не совсем понял, что такое личные местоимения.

Слайд 42

10.04.24 Домашнее задание КАРТОЧКА Задание 1. Выпиши из словаря 10 слов и замени их местоимениями. Задание 2. Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями. Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на берёзовой веточке. Задание 3. Составь и запиши несколько предложений о сегодняшнем уроке, используя местоимения.

Слайд 43

Источники: Физминутка - офтальмотренажёр «Береги зрение» ( автор Масько Л.Г.) Музыкальный файл - Диск Музыка для души, 2007г. №0-002 «Сказочная мелодия», звук в формате MP 3. Весёлая физминутка (автор Фирсова О. А.)



Предварительный просмотр:

ГБОУ школа №334 Невского района Санкт-Петербурга «Образовательный комплекс «Невская перспектива»

Открытый урок русского языка

УМК «Школа России»  В. П. Канакиной, В.Г.Горецкого

Технологическая карта урока.

Тема: « Что такое местоимение?»

2 класс

 

                                                                                                                                           Выполнила:

                                                                                                                                                                 Каюн Инна Анатольевна

                                                                                                                                                                      учитель начальных классов

                                                                                                                                                       ГБОУ СОШ №334

Невского района Санкт-Петербурга

                                                                                                                                                                          «Образовательный комплекс

                                                                                                                                                                «Невская перспектива»

Тема

 Что такое местоимение?

Педагогическая цель

Способствовать ознакомлению с личным местоимением, его значением, употреблением в речи (общее представление); развитию умения распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении; создать условия для формирования экологических представлений, правописания словарного слова платок \

Тип урока

Изучение нового материала

Формы, приемы, методы

Фронтальная, работа в паре, в группе, индивидуальная работа,  подводящий диалог(постановка проблемы)

Планируемые результаты (предметные)

 1. Распознавать личные местоимения среди  других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.

Личностные результаты

1. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

2.Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

 3.Проявляют бережное отношение к природе  

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

- ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

- осознают ценности своего языка.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Основное содержание темы, понятия и термины

Личное местоимение, его значение, употребление в речи (общее представление). Распознание личных местоимений среди других слов и в предложении. Природу надо беречь. Слово с непроверяемым написанием платок

Образовательные ресурсы

  Интерактивная доска, компьютер, презентация, электронное приложение, схема «Местоимение», карточки.

Знать :                          

Уметь                                                     Предполагаемый результат

 Определение местоимения как части речи , его употребление и  значение в речи

  1. Распознают личные местоимения среди  других слов в предложении

 2. Различают местоимения и имена существительные.

Компетенции/УУД

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Педагогические технологии

метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве 

Оборудование

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Формируемые умения

I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)

 - Приветствие. Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

- Проверка готовности к уроку.

«Правила посадки и работы в тетради»

- Руки?

На месте.

-Ноги?

На месте.

-Руки?

У края.

-Спина.

Прямая.

  Сейчас у нас урок русского языка,- наверно самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

Вы любите преодолевать трудности?

-Поднимите руку, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

-Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

-А давайте  прислушаемся к  себе, какое настроение у нас сейчас?

-У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая  из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

-Всё ваше хорошее настроение я обозначу большим солнышком, а не очень хорошее - тучками.  

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

 Отражают с помощью солнышка и тучки своё настроение.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II.Чистописание

Слайд 2-3

Массаж кистей рук.

Возьмите карандаш. Зажав его между ладонями, растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до появления ощущения в ладонях приятного тепла.

 (запись числа, классная работа)

Чистописание

«Буква потерялась»
_ ГОДА, _ КОРЬ,  МА_К
 

Яя/Яяя//Яяяя///

Мы/Мыы//Мыыы///

Запишите, продолжив закономерность.

- Мы не зря писали именно такое чистописание. Каждый из вас может сказать о себе «я». Но все вместе – это «мы»!

- Посмотрите на девиз нашего урока:

 «Учитесь тайны открывать!»  Слайд 3
-А что такое тайна?     (ответы детей)    словарь!
-А вы готовы открывать тайны?     (да) 
И сегодня мы откроем с вами ещё одну тайну русского языка.

- Чтобы её открыть, хорошо потрудиться нужно каждому из вас, а всем вместе работать дружно.

Запишите, продолжив закономерность.

 

Массируют кисти рук.

Выполняют письмо по образцу

Называют пропущенные буквы.

Дают характеристику согласному звуку

Устанавливают закономерность

Вырабатывают каллиграфический почерк, характеризуют согласные звуки, устанавливают закономерность.

III.Актуализация опорных знаний.

Постановка учебной задачи.

Слайд- 4-15

 - Давайте вспомним, какие части речи в курсе русского языка мы уже изучали.

Я вам буду загадывать загадки, а вы говорить о какой части речи идёт в них речь?

     1.Давно живу я в мире этом,

 Даю названия всем предметам.

2.Определяю я предметы,

      Они со мной всегда приметны.

Я украшаю вашу речь,

 Меня вам надо знать, беречь!

3.Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт.

-Как вы думаете, все ли части речи мы уже знаем?

 -А вы готовы  тайны открывать?

-А что такое тайна?

-  Итак, начнём.

Работа в парах

1 задание

1 ряд.  Что такое имя существительное?

2 ряд.  Что такое имя прилагательное?

3 ряд.  Что такое глагол?

 Каждая группа  получает  набор карточек со словами:

имя существительное, имя прилагательное, глагол, часть слова, часть речи, обозначает действие предмета, обозначает предмет, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

 отвечает на вопросы что делает? что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать? ….

 отвечает на вопросы кто? что?

2 задание

Распределите данные слова  по частям речи.

-Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания и откроем новое.  

Карточки со словами:  Светит, теплый, оно, ручьи, ветерок, я, дует, яркое, солнце, вы, бегут, звонкие, весной, радует, птиц, веселый, шумят.

Имя существительное

Имя прилагтельное  

Глагол

ручьи

 тёплый

 светит

 ветерок

 яркое

 дует

 солнце

 звонкие

 бегут

весной

весёлый

шумят

птиц

радует

Постановка проблемы.

  Все ли  слова распределили? (Нет. остались слова оно, вы, я)

А мы можем определить, какой частью речи являются эти слова?

На какой вопрос нам предстоит ответить на уроке?

Что такое местоимение?

  Где можно проверить свои предположения?

Откройте учебник на с.101 и прочитайте правило сначала про себя, а затем вслух.

 Слушают учителя. Отгадывают загадки.

Определяют части речи.

Рассказывают правило. Приводят примеры.

Ставят учебную задачу.

- Имя существительное.

 Имя прилагательное.

Глагол.

Нет, мы изучили не все части речи.

1 группа

 Имя существительное.

 

2 группа

 Имя  прилагательное

 

3группа  

Глагол.

1группа находит имена существительные;

2 группа прилагательные;

3 группа глаголы

Нет.

Отвечают на вопрос.

(Нет. остались слова она, вы, они, я)

Дети высказывают свои предположения.

Какой частью речи являются слова «оно, вы, я»?

В учебнике.

Читают.

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Работают в группе с набором карточек.

 

 Определяют  части речи, группируют слова, заполняют таблицу.

 

Представители от групп выполняют задание у доски по электронному приложению, остальные проверяют

- Прочитайте два текста и сравните их.

(Слайд 3)

Сова - хищная птица. Сова охотится на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных. 

- О чём говорится в первом тексте?

-О чём говорится во 2 тексте?

- Вместо каких слов употреблены слова он, они?

-Место какой части речи заняли эти слова?

- Так эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ.

Так какая тема сегодняшнего урока.

(Слайд 4)

Переворачивает карточку с названием темы урока.

Дети читают со слайдов тексты.

- О сове.

Дети могут сразу сказать, что о сове, а могут сказать, что не поняли, о чём говорится.

- Она -сова, они – совы.

- Место имени существительного.

- Местоимение.

Учебно-познавательная

IV. Словарно-орфографическая работа. 

Платок

Слайд 16-23

2 задание

Словарная работа (в парах)

-Вставьте орфограммы. Запишите слова, начиная с заглавной буквы через запятую в строчку.      

  П…льто, л..пата, …прель, т..опор, …тец, к…ртина.                          

  - Что это за слова?                                                                                                                                                - Какие слова записали?- Какие трудные орфограммы  подчеркнем? Проверьте, правильно ли вы написали эти слова.

 - Сегодня мы познакомимся с написанием еще одного словарного слова.

Лег в карман и караулю:

Реву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слез,

Не забуду и про нос.

Догадайтесь, что это за слово? Для этого возьми первые буквы каждого словарного слова. Какое слово получилось?

ПЛАТОК

- Прочитайте словарное слово, объясните, что оно означает спишите его, запомните написание.

 - Прочитайте новое словарное слово платок. Объясните, что оно означает спишите его, запомните написание, объясните значение

Платок- предмет одежды кусок ткани или вязаное, трикотажное изделие квадратной формы.

Словарь: платок

Запись   словарных слов: посуда, пальто, пенал, одежда.

 Вставьте подходящие по смыслу слова в предложения:

(Электронное приложение)

На чужой … не накинешь платок.

 И тебя, моя мама, согреет оренбургский пуховый ….

 

Запоминают правописание слова.

Работают с толковым словарём

( Толковый словарь Ожегова)

 Ставят ударение, объясняют орфограмму.

 

Записывают предложения, вставляют пропущенное слово.

2 ученика работают у доски (интерактивная доска)

Усваивают написание непроверяемого слова,  записывают и проверяют  предложения ,  

 

Зрительная гимнастика.

Слайд-24

Зрительная гимнастика  

Офтальмотренажёр.

Выполняют упражнения для глаз

Осуществляют профилактику утомления глаз

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

  1. Поиск  решения учебной задачи.

Что такое местоимение?

(упр.171)

Правило (учебник, с.100-101)

  Слайд 25-27

 Работа по учебнику. 

Прочитайте. Назовите сказку.   («Теремок»)

Предлагает ответить на вопросы, списать диалог, вставляя пропущенные слова, разыграть сценку разговора сказочных персонажей. Знакомит с правилом.

Разыгрывание сказки.

Упражнение 171.

Стоит в поле теремок.

Он не низок, не высок.

Прискакала к теремку лягушка- квакушка и спрашивает:

- Терем- теремок! Кто в тереме живёт?

-Я, мышка-норушка! А ты кто?

я, лягушка_- квакушка.

- Иди ко мне жить!

Стали они вдвоём жить.

(по заданию учебника)

   Скажите, с  какой целью автор употребляет выделенные слова. Называют ли они конкретное лицо или предмет?

На что указывает слово он?(терем)

Кто себя называет словом я?(мышка, лягушка)

Вместо каких имён существительных употребляется слово они? (мышка, лягушка)

Спишите только диалог, вставляя пропущенные слова. Подчеркните выделенные слова.   

  Какой частью речи являются слова: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они ? 

-Что такое местоимение?

  Читают, отвечают на вопросы. Списывают диалог, вставляя пропущенные слова, разыгрывают сценку разговора сказочных  персонажей. Запоминают правило.  

    Списывают диалог, вставляя пропущенные слова,   Запоминают правило.

Отвечают.

Это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Определяют роль местоимений в предложении, значение и употребление в речи. Определяют диалог. Умеют работать в паре. Составляют текст-диалог. Извлекают необходимую информацию в учебном тексте, воспроизводят ее

  1. Наблюдение над ролью местоимений

Сведения о языке(учебник, с.102)

Слайд 29

 

 

 На доске запись:

Нина  поливает цветы. Нина помогает бабушке.

Папа строит дом. Дом такой светлый, красивый.

  Прочитайте предложения. Что вы заметили? Какая речевая ошибка встретилась?

Как избежать повтора?

Вместо какой части речи вы употребили местоимение? (вместо имени существительного)

  Сведения о языке. В языке есть такие слова, которые указывают на предмет или признак, но не называют его. Эти слова- местоимения. Если местоимения отвечают на вопрос кто? или что? – это местоимения существительные (я. ты. он, она, оно, мы. вы, они)

Если местоимения отвечают на вопросы какой? какая? какое? чей? Чья? Чьё? Чьи? – это местоимения – прилагательные (твой, мой, наш, ваш, его, её, их ит.д)

 

 В каждом предложение повторяется слово  Нина.

 Заменить слово Нина местоимением она.

Заменить слово дом местоимением он.

Слушают сказку.

Отвечают на вопрос.

  Осуществляют замену названий предметов местоимениями.

4. Составление схемы

С.101 упр.172 «Местоимение»

Слайд -30 - 31

Работают в паре.

 Выпишите из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их.

В речи мы часто употребляем слова

я, ты, мы, вы он, она, оно, они.

Эти слова не называют предметы, а только на них указывают.

Слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения.

Местоимение – это часть речи

Заполните схему.

Читают правило с.101, упр.172

Заполняют схему.

 Проверка по эталону.

Находят и выписывают  из  определения местоимения, заполняют схему «Местоимение», используют памятку в   дальнейшей работе.

  1. Упражнение в распознавании местоимений (упр. 173)

Слайд-32

     Читает стихотворение.

  Хлопните в ладоши, если услышите местоимения.

Определите главную мысль стихотворения.

Игра «  Узнай местоимение»

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты-

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты.

Если только я и ты-

Если мы сорвём цветы.

Т.Собакин

Какие местоимения услышали?

А какая главная мысль стихотворения?

(Беречь природу.)

 Слушают, узнают и называют местоимения, определяют главную мысль стихотворения.    

Распознают личные местоимения среди других слов. Называют отсутствующие в тексте местоимения

Проявляют бережное отношение к природе.

 Физминутка  

Слайд -33

 Весёлая физминутка.

Выполняют упражнения под музыку

Осуществляют профилактику утомления.

V. Закрепление знаний и способов действий.

 

 1.Замена названий предметов местоимениями (упр. 174).

Слайд- 34-35

 Рассмотрите рисунки. Назовите предметы. Запишите названия предметов и местоимения, их заменяющие. Задание: Замените каждое из данных существительных местоимением  ( он, она, оно, они) 

 Солнце (оно), лампа(…), цветок(…), мальчики (…),

птица(…), зверь (…).  

 Заменяют рисунки словами, названия предметов – местоимениями.

 

Взаимопроверка.

 

Осуществляют замену слов - названий предметов местоимениями, контролируют действия друг друга

2..Индивидуальная дифференцированная работа

Слайд-36

2.Индивидуальная дифференцированная работа по карточкам    

  1 уровень 

   Подчеркните  местоимения. 

Сынок, когда ты успел все убрать? На ветке сидел воробей, он чистил свои перышки.

  Мы живем в одном доме. Они помогают мне учиться. Вы очень старались на уроке. Я учусь  во втором классе.

   2 уровень 

 Вставьте  местоимения. 

 _____ рисую елочку, а ____ что будешь рисовать?  Завтра  ____ пойдем на речку. Кого  _____  ждешь? Почему  ____ улетают?  Завтра  _____  пойду в лес.

 3 уровень

  Вставьте  местоимения . 

 ______  рисую елочку, а ______ что будешь рисовать? Завтра _____  пойдем на речку. Кого _____  ждешь?

 Почему  ______  улетают?  Завтра  _____ пойду в лес.

_____ очень старались на уроке.  ____ учусь во втором  классе.    

 Выбери  любые два предложения     и распространи  их второстепенными членами.  

Я  пою.   Они  поют.  Мы поём. 

 

Индивидуальная работа.

Задания различаются по объему и по уровню знания материала)

Самостоятельно выполняют выбранное задание.

1 уровень.

Распознают личные местоимения среди других слов.

2 уровень.

Правильно используют личные местоимения

3 уровень.

Правильно используют личные местоимения, умеют превращать нераспространённое предложение в распространённое предложение.

Осуществляют самопроверку.

3.Игра. «Помоги братьям Лосям спуститься на землю!» (электрон. приложение)

Слайд 37

(электронное приложение)

3.Игра. «Помоги братьям Лосям спуститься на землю!» (электрон. приложение)

Для этого правильно распредели  мешочки по корзинам.  

Распредели слова по группам, опираясь на местоимения, которыми можно их заменить.

Озеро, платок,  книга, деревья, лампа, ученица, ребята, облако, мальчик, пальто,  платье, заяц,  лисица,  коньки.

Он

Она

Оно

Они

платок

книга

озеро

деревья

мальчик

ученица

облако

ребята

заяц

лампа

пальто

коньки

лисица

платье

На что указывают местоимения?

4. Развитие речи. У детей на столах карточки с текстом.

1) Ёж нашёл гриб. Ёж был очень рад.

2) Орлы парят над землёй. Орлы высматривают добычу.

3) Оса летает над вареньем. Оса хочет полакомиться.

- Прочитаем предложения.

- Что вы заметили необычного?

- Задание. Заменить повторяющиеся имена существительные местоимениями.

- Списать: 1 ряд- первую строчку, 2 ряд-2 строчку, 3 ряд- 3 строчку.

- Поверка:  читаем по рядам, ученик, который читал, работает у мультимединой доски.

Распределяют слова по группам «цепочкой»

Осуществляют замену слов местоимениями, распределяют их по группам, делают вывод.

4.Тест.

Слайд-38-39

1.Местоимение – это …

  • А) часть  речи
  • Б) часть слова

2.Местоимение…

  •  А)  называет предмет
  •  Б)  указывает на предмет

 3. Укажи предложение, в котором встречается местоимение

  • А) Из леса доносилось пение птиц.
  •  Б)  Ранним утром мы отправились на рыбалку.

 4. Найди лишнее:

  •  А)  я
  •  Б)  он
  •  В) мы
  •              Г)  мышь

Выполняют тест.

Осуществляют самопроверку и оценивают свою работу.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Слайд-40-41

- Что нового узнали сегодня на уроке? Что получилось хорошо? Что вызвало затруднения? О чем хотели бы узнать подробнее?

Оцените свою работу на уроке. Если вы не смогли самостоятельно изучить материал и в течение урока работали при помощи учителя, возьмите местоимение МЫ; если вы продуктивно работали самостоятельно и в группе, то возьмите местоимение Я.

Отразите своё настроение (тучка, облачко)

Отвечают на вопросы.

Отражают своё настроение.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке с помощью местоимений я и мы.

Отражают с помощью солнышка и тучки своё настроение.

VII. Домашнее задание.

Дифференцированная дом. работа

(карточки)

Слайд-42

    

 

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания (по выбору учащихся)

 Задание 1. 

Выпиши из словаря 10 слов и замени их местоимениями.                                                                               Задание 2. 

Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями. 

Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на берёзовой веточке.                                                                                                                          Задание 3. 

Составь и запиши несколько предложений о сегодняшнем уроке, используя местоимения.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития

Литература:

  • Канакина В.П. , В.Г.Горецкий. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных школ с приложением на электронном носителе. Просвещение, 2022
  • Электронное приложение к учебнику русского языка  для 2 класса В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого
  • Русский язык.  2 класс.Технологические карты уроков по учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого/ Автор – составитель Е.В.Кислякова
  • Толковый словарь Ожегова.
  • Физминутка - офтальмотренажёр  «Береги зрение» ( автор Масько Любовь Георгиевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №14 город Мончегорск Мурманская область)
  • Весёлая физминутка  (автор Фирсова Ольга Андреевна  учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1738 им. авиаконструктора М.Л.Миля г.Москва)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку 4 класс авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Помещаю авторское тематическое планирование по русскому языку для 4 клааса по учебникам В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого, т.к. готового планирования не нашла нигде....

Календарно - тематическое планирование по русскому языку, 2 класс, УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, программа «Школа России».

Календарно - тематическое планирование по русскому языку,  2 класс,  УМК   В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, программа «Школа России»...

Календарно - тематическое планирование по русскому языку, 2 класс, Автор: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Программа: «Школа России»Автор: Канакина В.П., Горецкий В.Г.Учебник:  «Русский язык» 2 класс М. «Просвещение», 2012...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса общеобразовательной школы, Канакина В.П, Горецкий В.Г. (М.: Просвещение, 2012 г.)

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на ос...

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык» 4 класс УМК «Школа России» Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Календарно-тематическое планирование  по учебному предмету «Русский язык»  4 класс УМК «Школа России»...

входной тест по русскому языку 2 класс умк В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого "Школа России"

данный тест позволяет быстро провести входную диагностику по знаниям, полученным учащимися в 1 классе. Тестирование помогает увидеть достижения учащихся по освоению отдельных тем 1 класса....