Урок русского языка в 3 классе по теме: "Синонимы и антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шилина Оксана Сергеевна

Урок русского языка по теме: "Синонимы и антонимы". В конспекте урока прописаны личностные результаты освоения урока, метапредметные результаты (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД, предметные результаты усвоения урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.yaz_.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Синонимы и антонимы»

 Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по изучению темы: «Синонимы и антонимы» и умению использовать синонимы и антонимы в собственной речи, на основе сравнения и выделения существенных признаков.

Результаты деятельности:

Личностные результаты усвоения урока: учебно–познавательный интерес к учебному материалу «Синонимы и антонимы», умению использовать синонимы и антонимы в собственной речи.

Метапредметные результаты усвоения урока:

Регулятивные (УУД): умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность действий на уровне адекватной оценки, правильно планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.  
Познавательные (УУД): используя учебник, свой жизненный опыт,

информацию, полученную на уроке, сравнивать, выделять и обобщать существенные признаки; строить речевое высказывание.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения, приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы.

Предметные результаты усвоения урока: ученик узнает определение понятий «синоним» и «антоним»; получит возможность научиться различать оттенки значений синонимов; подбирать синонимы и антонимы для более точной характеристики предметов при их сравнении.  Пользоваться словарём синонимов и антонимов.

Ход урока

1. Орг. момент. Слайд 2.

Время даром не теряем,

Наш урок мы начинаем!

Работаем старательно

Слушаем внимательно!

- Обратите внимание на правильную посадку.

2. Актуализация знаний.    

- Что такое лексическое значение слова?

 - Где можно узнать о лексическом значении слова? В толковом словаре.

  Слайд 3.

А) - Я называю лексическое значение словарного слова, а вы пишите его в тетрадях. (Дети записывают в тетрадь, а 1 ученик работает у доски и записывает слова с обратной стороны школьной доски.)

 - Коробка для школьных принадлежностей (пенал).

 - Столица нашей родины (Москва).

 - Страна, в которой мы живём (Россия).

 - Плод яблони (яблоко).

 - Инструмент для копания земли (лопата). 

(Проверка, выполненной работы)

- Кто правильно написал словарные слова, на полях ставим «+».

Б) Дидактическая игра «Угадай слово» (Ученики по 1 выходят к доске, снимают картинку и называют слово. 8 человек). Слова-коса, кисть, лук, гриф и др.

Гриф-хищная крупная птица семейства ястребиных, обитает в гористых местностях.

Гриф-представляет собой часть гитары в виде длинной деревянной рукоятки.

3. Постановка цели урока

Слайд 4.

-Прочитаем вслух небольшое стихотворение.

а) Мы с приятелем вдвоём

Дружно, весело живём.

Я иду, и он шагает,

Я смеюсьхохочет он.

Если грустно мне бывает,

Он печалится со мной.

– Чем интересны данные слова? (Слова, которые имеют близкое значение)

- Продолжите предложения.

б) - Если в комнате не светло, то в ней …… (темно)

- Если сумка не тяжёлая, то она ………… (лёгкая)

- Если нож не тупой, то он ……………… (острый)

– А чем интересны данные слова? (Это слова имеют противоположное значение)

Слайд 5

– Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

(О словах, которые имеют близкое значение и с противоположным значением)

- Как вы думаете, какая тема урока? 

Слайд 6. 

Тема урока: Синонимы и антонимы.

– Откроем учебник на стр.42 и прочитаем правило.

4. Физ. минутка.

– Ребята, я называю пары слов, а вы думаете и, если эти слова синонимы, то встают девочки, если антонимы – встают мальчики.

Сторожить – охранять(девочки), близкий – далёкий (мальчики), автомобиль – машина(девочки), буря-ураган (девочки), зима – лето(мальчики), сладкий – горький(мальчики), багаж-вещи(девочки), день – ночь(мальчики), лётчик-пилот(девочки), толстый – тонкий(мальчики), храбрость – трусость(мальчики), промчался – пробежал(девочки).

5. Первичное закрепление темы урока.

 - Давайте попробуем применить наши знания на практике.

 А) Знакомство со словарём синонимов и антонимов, стр.154-155 учебника.

-учитель читает слово, ученики находят синоним (антоним) к данному слову;

- ученик читает слово и предлагает товарищам найти синоним (антоним).

 Б) Работа с упр. 68

- Откройте учебники на странице 42 и найдите упражнение 68.

-Прочитаем задание: какие буквы нужно поставить в словах?

-Проверяем. Читаем «цепочкой» по 1 слову.

- Запишите слова из учебника так:

1 ряд-первые 7 слов (до слова магазин).

2 ряд- следующие 7 слов (до слова спасибо).

3 ряд-следующие 7 слов (до конца).

В) Работа в парах.

-К каким из данных слов можно подобрать синонимы? Трудно?

- Предлагаю поработать в парах.

Здравствуйте-привет, магазин-лавка, вместе-сообща, весело-радостно, вьюга-метель, работа-труд, спасибо-благодарю, дорога-путь, хлеб-булка, мороз-холод, до свидания-пока, хорошо-удачно, извините-простите.

- А теперь подберите антонимы к данным словам.

Здравствуйте-до свидания, сахар-соль, весело-грустно, работа-безделье, мороз-жара, хорошо-плохо.

Слайд 7.

-Проверим, такие слова у вас получились?

 Дидактическая игра «Наоборот»

(Учитель читает стихотворение, а учащиеся хором называют подходящие антонимы)

Нам с тобой
Пришёл черёд
Сыграть в игру
“Наоборот”.
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь
Низко,
Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь
Близко.
Скажу я слово
 потолок,
А ты ответишь
Пол.
Скажу я слово 
потерял,
И скажешь ты:
Нашёл.

6. Итог урока.

- Какие новые слова узнали? (синонимы, антонимы)

- Что такое синонимы?  (слова, близкие по смыслу)

- Что такое антонимы?  (противоположные по смыслу слова)

- Чему научились на уроке?

- Чем отличаются синонимы от антонимов?

7. Рефлексия

Слайд 8.

-На уроке мне было трудно (в тетради нарисовать после работы на полях красный смайлик).

-На уроке я работал неплохо (жёлтый смайлик).

-Я доволен своей работой на уроке (зелёный смайлик).

8. Домашнее задание.

Вот закончился урок,

 Подведём сейчас итог.

Мы много вспомнили, друзья.

Без этого никак нельзя.

Правила мы повторили,

На практике их применили.

Антонимы, синонимы

К словам мы подбирали.

А теперь, внимание,

Домашнее задание… 

- Откройте учебники на странице 44. Упражнение 73 (инструктаж по выполнению упр.)

- Получили отметки…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс Тема: Антонимы Форма: урок – игра «Цветик - семицветик»

формирование знаний об антонимах; закрепление знаний по теме «Синонимы»; развитие творческого мышления, речи, умений подбирать антонимы к словам, расширение кругозора учащихся....

Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Синонимы"

Презентация может быть использована на уроке русского языка в 3 классе по теме "Синонимы" (программа "Перспектива")...

Урок русского языка 3 класс, УМК «Перспектива» Тема урока: «Слово и его значение. Антонимы»

Урок «открытия нового знания», построенный  на основе  деятельностного  метода...

Урок русского языка 4 класс по теме "Роль прилагательных- антонимов в речи"

Это урок- исследование по теме " Роль прилагательных - антонимов в речи". Данный урок соответствует требованиям ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Имя прилагательное. Антонимы"

Технологическая карта урока русского языка 3 класс по теме: "Имя прилагательное. Антонимы".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний учащихся о роли ант...