Урок русского языка 3 класс УМК Перспектива по теме : "Синонимы и антонимы"
план-конспект урока (3 класс)

Волкова Татьяна Вадимовна

Урок повторения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chistovoy.odt33.6 КБ
Файл na_urok.odp658.1 КБ
Файл samoanaliz.odt25.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Конспект урока по русскому языку

Тема:   «Слова  - синонимы. Слова – антонимы.»

Учебно-методический комплект: «Перспектива»

МКОУ Воскресенская ОШ

Класс:  3

Учитель начальных классов: Волкова Татьяна Вадимовна

                

Дата проведения: 16.11. 2021г.

Формы работы: индивидуальная работа,фронтальный опрос, работа в паре

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые,     словесные, наглядные, практические.

Оборудование:учебник «Русский язык» 3 класс 1ч., компьютер, мультимедийный проектор, презентация урока, карточки с дифференцированными заданиями, конверты с пословицами и поговорками для работы в паре, сигнальные карточки.

Педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения;             объяснительно-иллюстративного обучения; словесной продуктивной и творческой деятельности; педагогика сотрудничества (учебный диалог,          учебная дискуссия).

Тип урока: урок совершенствования  способов действий.

 Цель: систематизировать знания учащихся о синонимах, антонимах, формировать умение грамотно использовать их в речи.

                                                           Задачи урока:      

Обучающие:

повторить и систематизировать знания о словах- синонимах и антонимах;    - научить подбирать синонимы к словам и словосочетаниям (фразеологизмам);

 - подбирать  антонимы к словам и находить их в тексте;

 -познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.

Развивающие:

 -   развитие мыслительных операций (сравнения и классификации,             интеллектуальных умений), творческих способностей, устной  речи;

 -  продолжить работу по формированию самооценки учащихся;

-   развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, устную и

  письменную речь, память;

-  развивать навыки сотрудничества со сверстниками и учителем;

- развивать речь путем составления предложений на заданную тему.

Воспитательные:

- формировать уважительное отношение к иному мнению;                                        - воспитывать  доброжелательность и отзывчивость;                                               - воспитывать уважительное отношение к языку и его  традициям;       

-  воспитывать культуру общения «ученик – учитель», «ученик-ученик», чувство взаимопомощи и поддержки.

                                                  Планируемые результаты:

Предметные результаты:

-ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем)   - учащиеся научатся подбирать синонимы и  антонимы к словам разных частей речи;

 - использовать их в речи;

 - делать выводы о значении синонимов и антонимов в устной и письменной речи.

Личностные:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;                                                                                                                         - развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий. 

Коммуникативные:

- использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками;                                                                                                                                  - осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь;                                                        - уважать другую точку зрения, продолжать учиться работать в парах.

Регулятивные:

- определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока;

 - умение планировать своё действие в соответствии  с поставленной задачей;

  • умение высказывать своё предположение.

Этапы урока

                        Деятельность учителя и учащихся

Мотивация к деятельности

-(Учитель)Что такое, что случилось?

                   Почему звенит звонок?

- (Дети)     Мы готовы, стол в порядке,

                   Начинается урок

-Добрый день, ребята. Меня Зовут Татьяна Вадимовна. Я хочу вас попросить подарить мне свою улыбку.

Спасибо,я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.

Актуализация знаний имеющихся

   Игра да/нет

  • Проверка домашнего задания пройдет в форме игры.
  • Ребята, на ваших партах лежат сигнальные карточки, если утверждение верное, то вы поднимаете зеленую карточку,  а если нет-красную.

Итак, приступаем:

1)Значение слова –это его смысл. То, что означает слово, является его тематическим значением.

Почему нет?  Это лексическое значение .

2)Слова могут объединяться в группы по темам. Такие группы называются тематическими.

3)Слова с двумя или более лексическими значениями –это однозначные слова. ,          это многозначные слова

4)Лексическое значение слова может быть прямым и переносным.

5)Высказывание – это мысль, выраженная одним или несколькими выражениями по определенной теме.

А сейчас возьмите лист оценивания и оцените свою работу (прокомментирую)

ПОВТОРЕНИЕ

ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ

ПОДБЕРИ КАРТИНКИ , ПОДПИШИ АНТОНИМЫ

ОЦЕНИ СЕБЯ ЗА ВЕСЬ  УРОК

         

       -нет ошибок

       -1-2 ошибки

       - 3 и более ошибок

Совместное открытие знания

 Постановка проблемы:

Учитель ставит перед ребятами проблему:

 - Послушайте диалог Маши и Пети (Имена детей будут изменены)

1.  1-й – Дюймовочка маленькая…, просто крошечная.

     2-й – Подожди, какая Дюймовочка – маленькая или крошечная?

    1-й – Я же говорю, маленькая, просто крошечная.

     2-й – Ничего не понятно!

-Что обозначают слова маленькая и крошечная( обозначают одно и тоже, но по- разному и отличаются друг от друга оттенками значения и употребления в речи). Как называются такие слова?

- Послушайте диалог Ани  и Вани .

2.Аня - Ну и жарко!

Ваня  - Да ты что? Холодно!

Аня -  Да я  покраснела от жары!

Ваня - А я побледнел от холода!

Аня - Ты, что такой кислый?

Ваня - А ты что сладкая?

Аня - Нет! Я бодрая! А что это мы все время с тобой спорим? Жарко-холодно, покраснел-побледнел, кислый- сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может они как-нибудь называются?

Ваня - Конечно, это слова-спорщики, как мы с тобой.

- Помогите им. Что это за слова? (Антонимы)

-Ребята, значит, чему посвящается наш урок? (Синонимам и антонимам)

-А это урок открытия нового знания или урок-закрепления?

Значит, я могу спросить вас, какие слова называют синонимами и антонимами.

Слайд -А знаете ли вы откуда пришли эти слова. Оказывается....(чтение со слайда)

-Попробуйте сформулировать цель нашего урока (привести знания в систему, в порядок)

Откройте тетради, и отступив 2 стоки, запишите 16 ноября, классная работа.

Откройте учебник на стр.77, упр.123

Давайте сравним слова:

   лежебока – труженик.

- Какие это слова по написанию по их значению.

 

Первичное закрепление во внешней речи

Физминутка

 Работа  у доски

 - Прочитайте  записанные слова. Разделите тетрадь на 3 столбика. В первый стобик запишите слова, которые видете, во 2-ой  столбик-синонимы к данным словам, а в 3-ий- антонимы.У нас получится таблица.

Маша, как ты поняла задание, что ты будешь  делать?

 - На какой вопрос отвечают слова первой строчки и какой частью речи являются , второй,......?

 

 

синонимы

антонимы

молодость

юность

старость

здоровый

крепкий

больной

смеяться

хохотать

плакать

пасмурно

хмуро

ясно

работать

трудиться

отдыхать

кислый

прокисший

сладкий

Возьмите лист оценивания и оцените свою работу

- Я вам называю  движение, вы выполняете его наоборот

                              Встать – сесть

                              Руки вверх – вниз

                              Наклон вперёд – наклон назад

                              Наклон  вправо – влево

Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко

Скажу я слово далеко. Ты отвечаешь – близко.

Скажу я слово потолок, а ты ответишь -пол

Скажу я слово потерял. И скажешь ты – нашёл.

Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты  - храбрец.

Теперь начало я скажу. Ну, отвечай, - конец!

- Отдохнули ребята? А теперь продолжим работу!

  Слайд     Делу время, а потехе час.

- Скажите, а что означает эта пословица?

Ответы детей.

-Мы с вами знаем, что нужно экономно использовать время!  Я знаю, что недавно вы  познакомились с рассказом Евгения Шварца  «Сказка о потерянном времени» по лит. чтению, из этой поучительной мстории вы  узнали, что люди, которые попусту теряют время…. (превратились в старичков)

-Скажите, а какие слова мы встретили в этой пословице? (антонимы)

  • А давайте попробуем подобрать к этим словам синонимы.

Включение в систему знаний и повторение

-Молодцы, ребята! Вы отлично работаете! Думаю, мы можем перейти к следующему заданию.

Предлагаю поработать в паре. Сейчас я выдам вам  файл с карточками.Вам необходимо  подобрать картинки антонимы, приклеить на лист и подписать, какие слова на картинках зашифрованы.

А также  группе, которая справится быстро, придумать одну пословицу, используя одну пару антонимов

Например:

Глазами плачет, а сердцем смеется

К чистому грязное не прильнет

Проверьте, правильно ли выполнено задание ( на слайде)

Отметьте в карточке, правильность выполнения задания

Рефлексия

-Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?

Используется метод «незаконченного  предложения»

«На уроке я узнал…»

«Мне на уроке удалось…»                            

«Мне бы хотелось похвалить…»                            

 «Самым интересным на уроке было…»

-А теперь оцените свою работу за весь урок на карточке.

Встаньте те ребята, которые не обводили красный кружок в карточке.

-Молодцы, ребята.

-Ребята, готовясь к этому уроку, я вложила в него частичку своего седца, своей души. Мне бы хотелось, чтобы мы зажгли это сердце вашими маленькими сердечками. Кто считает, что он сегодня поработал на совесть, с душой и рад нашему знакомству, подойдите к моему седечку и наклейте на него свое.

Домашнее задание

Откройте дневники и запишите домашнее задание. Составить 6 предложений с синонимами и антонимами (объясняю)

Ребята, спасибо вам за урок!

                                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ï

Слайд 2

Происхождение слов Слова синоним и антоним пришли к нам из греческого языка. Слово синоним в переводе означает „одноименный“. Слово антоним произошло от греческих слов анти -“против“ (противоположный) и онима -“имя“

Слайд 3

Учебник, стр. 77, упр.123

Слайд 4

Делу время, а потехе час

Слайд 5

Делу время, а потехе час

Слайд 6

чистый-грязный

Слайд 7

Домашнее задание Совставить 6 предложений с синонимами и антонимами



Предварительный просмотр:

                                          Самоанализ  урока  русского языка 

 Уважаемые члены жюри и коллеги, вашему вниманию представлен самоанализ урока в 3 классе по учебно-методическому комплексу «Перспектива». В классе 32 учащихся

Тема урока: «Слова-синонимы. Слова – антонимы.»

Тип урока:  Урок совершенствования  способов действий.

В структуру урока я включила:

- организационный момент, обеспечивающий эмоциональный настрой класса;

- мотивирование на результат;

- повторение, изученного на предыдущем уроке;

-постановку учебной задачи;

- совместное открытие нового знания;

- включение в систему знаний;

- рефлексию учебной деятельности;

- самооценку.

    Данный урок ставит целью дальнейшее знакомство и систематизацию знаний учащихся о синонимах, антонимах, формирует  умение грамотно использовать их в речи.

.

При разработке данного урока я старалась учитывать возрастные особенности , реальные возможности   класса,  активность учащихся на уроке,  развитие эмоционально-волевой сферы учеников.

З    

Обучающие задачи урока

повторить и систематизировать знания о словах- синонимах и антонимах;    - научить подбирать синонимы к словам

 - подбирать  антонимы к словам и находить их в тексте;

 -познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах, поговорках, загадках, сказках

Развивающие:

 -   развитие мыслительных операций (сравнения и классификации,             интеллектуальных умений), творческих способностей, устной  речи;

 -  продолжить работу по формированию самооценки учащихся;

-   развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, устную и

  письменную речь, память;

-  развивать навыки сотрудничества со сверстниками и учителем;

Воспитательные:

- формировать уважительное отношение к другому  мнению;                                        - воспитывать  доброжелательность и отзывчивость;                                               - воспитывать уважительное отношение к языку и его  традициям;       

-  воспитывать культуру общения «ученик – учитель», «ученик-ученик», чувство взаимопомощи и поддержки

Предметные планируемые результаты:

-ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем)    - учащиеся учатся подбирать синонимы и  антонимы к словам разных частей речи;

 - использовать их в речи;

 - делать выводы о значении синонимов и антонимов в  речи.

Личностные:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;                                                                                                                         - развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий. 

Коммуникативные:

- использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками;                                                                                                                                                    - осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь;                                                        - уважать другую точку зрения, продолжать учиться работать в парах.

Регулятивные:

- определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме.

 - умение планировать своё действие в соответствии  с поставленной задачей;

- умение высказывать своё предположение.

Урок начался  с организационного момента, который подготовил  и настроил обучающихся на активную работу. Для этого я использовала стихотворение, которое смогло задать рабочий ритм урока. Этот этап,  хотя и был непродолжительным, но он  позволил быстро включить обучающихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

      Я ставила целью систематизировать полученные ранее знания.

Старалась создавать условия  для формирования  интеллектуальных умений      (извлекать информацию из текста, словаря, сравнивать и группировать факты, делать выводы на основе обобщения знаний.)

      В ходе урока создавались условия для дальнейшего формирования умений  подбирать синонимы и анонимы к словам, находить их в  текстах, поэтому считаю главным этапом - включение в систему знаний, повторение. Для повторения и закрепления  правил использовались следующие формы работы: фронтальная, в паре, самостоятельная.  На протяжении всего урока Старалась поддерживать благоприятный эмоциональный настрой учащихся. Деление учеников и работа в парах строились на основе дифференцированного подхода. Ребята, которые боятся самостоятельной работы, с увлечением работали  в парах, уверенно высказывали своё мнение товарищу. На данном этапе  использовались компьютер и мультимедийный проектор. Это было необходимо для поддержания благоприятной  эмоциональной атмосферы на уроке.

В течение всего урока мои действия как педагога включали способы поддержания физического, психического и нравственного здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, смена видов деятельности: чередование устных ( работа с пословицами и поговорками, называние слов – антонимов)  и письменных видов деятельности ( работа в тетрадях).

На уроке проведена физкультминутка .

Работоспособность обучающихся на протяжении всего урока  обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий.

Каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои      знания и умения в практической деятельности и получить  одобрение педагога и одноклассников. Все ребята находились в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияло на развитие каждого ученика.

      В течение всего урока соблюдалась  логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой. Учебный материал для урока был достаточно содержательным, достаточно объёмным и соответствовал возрастным  интересам и способностям обучающихся.

     Благоприятная психологическая атмосфера поддерживалась формами       коллективной  и парной работы, т. к. снималась тревожность, нерешительность.   В результате общение на уроке было продуктивным и качественным.

 Считаю, что все поставленные  мною задачи удалось реализовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное" 2 класс

Контрольный диктант проведён  с учётом требований ФГОС....

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Алфавит" во 2 классе

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий может быть проведён не только во 2 классе, но и в 1-ом (на усмотрение учителя в зависимости от подготовки и подбора класса).Презента...

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира. Тема: "Части речи. Правила поведения человека в природе." (3 класс)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3674193","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок русск...

Урок русского языка по УМК «Гармония» Тема: «Антонимы»

Работаю по УМК «Гармония» много лет,  очень благодарна авторам этой программы за чудесный курс русского языка.  Стараюсь учить детей общаться с окружающими их людьми, грамотно выражать свои ...

Конспект урока русского языка "Лексическое значение слов: омонимы, синонимы, антонимы"

Урок русского языка по теме : Лексическое значение слов: омонимы, синонимы, антонимы. Урок разработан по ФГОС с элементами Сингапурской системы....