Времена глаголов
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Копица Дарья Андреевна

Изучение времён глаголов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_glagolov.docx78.18 КБ

Предварительный просмотр:

ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж»

К уроку допущена  __________________________.

Руководитель практики: Смагина К. Д.

 

КОНСПЕКТ

урока по русскому языку на тему

«__Что такое обращение? _»,

проведенного в __3__ классе

студентками ___211НК____ группы

Копицей Дарьей Андреевной

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ:30.01.2024

КУРАТОР ПРАКТИКИ: Смагина К. Д. ____________

ОЦЕНКА:__________

 

Белгород 2023

Тема занятия: «Времена глаголов»

Класс: 3

Цель занятия: Создание условий для формирования у обучающихся представление о временных формах глагола.

Задачи:

Дидактические: познакомить детей со временем глагола, повторить и закрепить изученные признаки глагола.

Развивающие:  развивать орфографическую зоркость посредством выполнения упражнений, навыки каллиграфического письма через выполнение заданий на чистописание.  

Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи и любовь к русскому языку через выполнение заданий при работе в паре, группе, самостоятельно.

УУД: Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, развитие мотивации к обучению и познанию, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Планируемые результаты

Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

Метапредметные:

Регулятивные: научатся понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Познавательные: научатся обобщать имеющие знания.

Коммуникативные: научатся строить речевое высказывание в устной форме, принимать участие в определении общей цели и путем ее достижения.

Личностные: научатся формировать и удерживать учебную задачу; самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ, понимая личную ответственность за результат.

Формы работы: Фронтальная, самостоятельная.

Методы и приемы: Словесный метод, прием целеполагания, практический метод, наглядный метод, прием самопроверки.

Используемые ресурсы:  презентация, учебник.

Ход урока:

Этапы урока,            время

Содержание педагогического взаимодействия

Виды работы, формы, методы, приёмы

Планируемые результаты

УУД

Деятельность учителя        

Деятельность обучающихся

I. Этап мотивации к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Андреевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Присаживайтесь.

- Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

-Сейчас тихо сядут девочки и еще тише сядут мальчики.

Приветствуют учителя. Занимают рабочие места.

Приём эмоционального настроя.

Фронтальная работа.

ЛУУД (сформированность потребности в самовыражении и самореализации).

КУУД (умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации).

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Ребята, у меня для вас есть одно очень интересное задание, но для начала откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

-Прочитайте стихотворение, которое представлено на экране.

Сосенка отошла к дороге,

А мать — высокая сосна –

Следит за дочкою с тревогой,

Не заплуталась бы она.

Зовёт — протягивает ветви...

А ей соседки шелестят: —

И любопытны ж эти детки,

Увидеть сами всё хотят.

В. Кашин

-Выпишите из этого стихотворения глаголы. Определите у выписанных глаголов число.(Один ученик у доски, а остальные в тетради)

Проверка:

-Ученик у доски озвучивает, что выписал и называет число, остальные проверяют.

-Как оценим работу учащегося?

-Хорошо!

-Посмотрите, на доске записаны предложения.

-Прочитайте предложения.

Начался урок.

Начинается урок.

Начнется урок.

-Найдите в предложениях глаголы. Сравните их. Чем они отличаются?

Слушают задание.

Работают в тетрадях

Отошла (ед.ч), следит(ед.ч), заплуталась( ед.ч), зовет(ед.ч), протягивает (ед.ч), шелестят(мн.ч), увидеть(н.ф), хотят(мн.ч).

Отличаются окончаниями, вопросами и тд.

Фронтальная проверка.

Словесные методы.

Практические методы: упражнения.

ПУУД (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения).

РУУД (выполнение учебных действий).

КУУД (умение слушать и понимать речь других).

III. Этап выявления места и причины затруднений

-Кто-нибудь догадался , о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Тема нашего урока: «Времена глаголов»

 -Какие цели мы можем поставить перед собой?

Отвечают на вопросы учителя

Узнать что такое времена глаголов, как их определить.

Словесные методы: беседа.

Фронтальная работа.

Словесные методы

КУУД (умение слушать и понимать речь других).

ПУУД (совершенствуют умение структурировать знания).

РУУД (целеполагание).

IV. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

-Приступим к достижению наших целей!

-Посмотрите в окно. Составьте и запишите предложение о том, что происходит в настоящем времени.( Например :Светит солнце. Едут машины.)

-Напишите о том, что уже произошло.(Например: Растаял снег)

-Напишите о том, что может произойти. (Например: Скоро закончится урок.)

-Прочитайте глаголы из составленных предложений. На какие вопросы они отвечают?

-Что можно сказать об этих глаголах?

-Хорошо!

-Давайте сверим наши выводы с правилом на стр.112.

- Совпали ли наши выводы с правилом в учебнике?

-Что обозначают в настоящем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в прошедшем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в будущем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Прочитайте это правило еще раз  каждый про себя. Расскажите правило друг другу в парах.

-Кто попробует рассказать правило всем, без учебника?

-Хорошо, молодцы!

Называют предложения и записывают.

Отвечают на вопросы учителя.

Действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи.

Отвечают на вопросы: что делает? Что делают?

Действия, которые происходили или произошли, до момента речи.

Отвечают на вопросы: что делал? что сделал? что делали? что сделали?

Действия, которые произойдут, после момента речи.

Отвечают на вопросы :что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?

Отвечают на вопросы учителя.

Словесные методы

ПУУД (формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности).

КУУД (использование речевых средств для аргументации своей позиции).

V. Реализация построенного проекта

- Продолжаем с вами работать по теме урока.

-Откройте стр.111, найдите упр. 195.Выполняем упражнение устно.

-Прочитайте упражнение.

-В каких предложениях глаголы называют действия, которые происходят сейчас, в настоящем времени, в момент речи? Поставьте вопросы к этим глаголам?

-В каких предложениях глаголы называют действия, которые происходят сейчас, в прошедшем времени, в момент речи? Поставьте вопросы к этим глаголам?

-В каких предложениях глаголы называют действия, которые происходят сейчас, в будущем времени, в момент речи? Поставьте вопросы к этим глаголам?

-Хорошо! Молодцы!

- Ребята, вы хорошо поработали и сейчас я вам предлагаю дать отдохнуть вашим глазкам.

Физминутка.

Описание: https://sun9-4.userapi.com/impf/c840331/v840331101/5a2aa/hssbXFzWylM.jpg?size=960x720&quality=96&sign=acebc136d0a2581bb33059cea27e73de&c_uniq_tag=DZO9yxQJ2aDW0VE_DUL26n7pF3FUHb-_30RynmP0zRo&type=album

Читают задание Выполняют упражнение

Работают в тетрадях

Выполняют физкультминутку

Фронтальная работа

ПУУД (формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления).

КУУД (использование речи для регуляции своего действия).

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

-Закрепим наши знания и поработаем письменно.

- Продолжаем с вами работать по теме урока.

-Откройте стр.112, найдите упр. 197.

-Прочитайте упражнение.

-Какие глаголы употреблены в переносном значении? Что они обозначают?

-Спишите  предложения под цифрами 1 и 2 к себе в тетрадь, вставляя пропущенные буквы (буквы подчеркнуть).

-Подчеркните глаголы, определите время и число глаголов в каждом предложении.

-Как определить число глагола?

-Как определить время глагола?

Проверка:

Один ученик проверяет 1 предложение, читает глаголы, которые подчеркнул,  называет число и время глаголов.

Один ученик проверяет 2 предложение, читает глаголы, которые подчеркнул,  называет число и время глаголов.

-Как оценим работу ребят?

1.Перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает.

2.Распустятся.

3.Вышел, постучал, пробежал, поиграл.

1.Гром перекатывается (ед.ч., наст.вр), грохочет (ед.ч., наст.вр), ворчит (ед.ч., наст.вр),  рокочет (ед.ч., наст.вр), встряхивает(ед.ч., наст.вр.) землю.

2.Скоро ли луга позеленеют (мн.ч.,буд.вр), скоро ль у кудрявой березы распустятся (мн.ч.,буд.вр) клейкие листочки.

Словесные методы: беседа.

Фронтальная форма работы

ЛУУД (формирование мотивов достижения целей).

ПУУД (установление причинно-следственных связей).

РУУД (различение способа и результата действия).

VII. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

-У вас на столах лежат карточки с заданием. Это задание вы будете выполнять каждый самостоятельно.

-Прочитайте, что нужно сделать? Кому непонятно задание?

Приступайте к работе.

Карточка

Определите время глаголов.

Зеленела, поют, расцветёт, посинел, побежал, плетёт, полетели, нарисует, пригрела, споёт, появятся, рисует, читает, позвонит, съездит.

Проверка:

-Обменяйтесь карточками с соседом по парте и проведите взаимопроверку по эталону на слайде.

-Поднимите руку у кого 5?

-Поднимите руку у кого 4?Почему?

-Поднимите руку у кого 3? Почему

-Поднимите руку у кого 2?Что не понято? Почему не получилось?

Вывод:

-Как определить время глагола?

-Что обозначают глаголы в настоящем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в прошедшем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в будущем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Прочитайте это правило еще раз  каждый про себя. Расскажите правило друг другу в парах.

-Кто попробует рассказать правило всем, без учебника?

Определить время глаголов.

Зеленела(прош. вр), поют(наст.вр), расцветёт(буд.вр), посинел(прош.вр), побежал(прош.вр), плетёт(наст.вр), полетели(прош.вр), нарисует(буд.вр), пригрела(прош.вр), споёт(буд.вр), появятся(буд.вр), рисует(наст.вр), читает(наст.вр), позвонит(буд.вр), съездит(буд.вр).

По вопросу.

Действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи.

Отвечают на вопросы: что делает? Что делают?

Действия, которые происходили или произошли, до момента речи.

Отвечают на вопросы: что делал? что сделал? что делали? что сделали?

Действия, которые произойдут, после момента речи.

Отвечают на вопросы :что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?

Практический метод

Взаимопроверка

Взаимооценивание

Проверка по эталону

РУУД(осуществление самопроверки).

ПУУД(структурирование знаний).

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения

-Мы продолжаем работать. Откройте учебники на стр.113, найдите упр.198.

-Прочитайте текст упражнения.

-Хорошо! Какой темой можно объединить эти стихотворения?

-Над этим упражнением вы поработаете в парах.

-Вам нужно списать стихотворения в тетрадь, найти глаголы, подчеркнуть их и определить у них время. У вас есть 4 минутки.

Проверка:

Пара, которая быстрее всех справилась с заданием, зачитывает глаголы, которые они подчеркнули, и называет их время. Остальные проверяют в своих тетрадях.

Как оценим работу ребят?

Выводы:

-Что обозначают в настоящем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в прошедшем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в будущем времени?

-На какие вопросы отвечают?

Весна.

Тает(наст.вр), бегут (наст.вр) ,повеяло(наст.вр), засвищут (буд.вр), оденется( буд.вр).

Оденет( буд.вр),  будут играть (буд.вр), будут  бегать (буд.вр).

Действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи.

Отвечают на вопросы: что делает? Что делают?

Действия, которые происходили или произошли, до момента речи.

Отвечают на вопросы: что делал? что сделал? что делали? что сделали?

Действия, которые произойдут, после момента речи.

Отвечают на вопросы :что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?

Практические методы: упражнения.

Словесные методы: беседа.

Проверка по эталону Самопроверка Самооценивание

РУУД (оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки).

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

-Вы все молодцы!

- А теперь подведём итоги нашего урока.

-Ребята, скажите, как звучала тема нашего урока? Какие цели мы ставили?

-Посмотрите на экран.

-Запишите предложение, употребляя глагол из скобок сначала в форме настоящего времени, затем в форме прошедшего времени, затем в форме будущего времени.

Без росы и трава не (расти).

-Дополните предложения, представленные на экране.

Сегодня на уроке

Я узнал…

Я учился…

Я могу…

Спасибо за урок. Урок окончен.-На уроке, самые активные получают оценку 5, это …

- Урок окончен. Всем спасибо за работу.  Все Молодцы!

Подводят итоги, вспоминают тему и цель урока, оценивают свою деятельность на роке.

Рефлексия деятельности

Словесные методы: беседа.

Практические методы: тест

Рефлексия

ЛУУД (формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия).

РУУД (адекватная самооценка).

ПУУД (установление причинно-следственных связей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Глагол. Времена глагола.

ИЗУЧЕНИЕ ГЛАГОЛА....

Глагол: "Будущее время глагола". 3 класс. УМК "Гармония"

Презентация выполнена к уроку руского языка в 3 классе по УМК "Гармония" по теме "Будущее время глагола"...

Глагол: "Настоящее время глагола". 3 класс. УМК "Гармония"

Презентация выполнена к уроку русского языка в 3 классе по теме "Настоящее время глагола", УМК "Гармония"....

Глагол: "Прошедшее время глагола". 3 класс. УМК "Гармония"

Презентация разработана к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Гармония" по теме 2Прошедшее время глагола"....

Урок русского языка. 3 класс. "Как определить время глагола? Когда глаголы изменяются по лицам?"

На этом уроке я ставлю перед собой следующие задачи: развивать умение определять время глагола; помочь учащимся осмыслить особенности временных значений; выделить внешние приметы каждого из времён; пр...

Глагол. Времена глаголов. 3 класс

Материал включает в себя разработку урока обобщения и закрепления по теме "Изменение глаголов по временам", проверочную работу, тренировочную карточку "Изменение глаголов по временам", карточка "Мои д...

Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)

Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)...