Тема: Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи –ши
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Бондаренко Ирина Васильевна
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Цель: создать условия для ознакомления с правилом написания слов с сочетаниями жи – ши Оборудование: I. Организационный момент. - Ребята! На уроках русского языка вы открываете для себя что-то новое, и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями о русском языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok4.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 1 классе УМК «Школа России» 

Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» 1 класс/ М., Просвещение,

 2023 г.

Тема: Правописание  гласных после шипящих в  сочетаниях жи –ши

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: создать условия для ознакомления с правилом написания слов с сочетаниями

 жи – ши

Оборудование:

I. Организационный момент.

- Ребята! На уроках русского языка вы открываете для себя что-то новое, и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями о русском языке.

II .Минутка чистописания.

-На уроках обучения грамоте (Азбука) мы говорили, что раньше книги были рукописные. И писали их только те, кто умел очень красиво писать .Мы с вами тоже учимся писать красиво на каждом уроке и называется это … чистописанием.

- Но сначала подготовим наши пальчики к работе.

Замок!
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. 

Я напоминаю вам правила правильного письма.
Я тетрадку наклоню,

Ручку правильно возьму,

Сяду прямо, не согнусь –

На отлично потружусь. 

Минутка чистописания(ищут закономерность)

Жж Жи Жии Жиии

Шш Ши Шии Шиии

 Прочитайте хором слоги ЖИ и ШИ. Какие виды соединений букв здесь используются?(Верхнее соединение)

- Обратите внимание, при написании слога ШИ соединение немножечко длиннее.

- Как вы думаете, все ли мы знаем об этих буквах? (Нет).

- Хотите узнать один секрет о буквах Ж и Ш? (Да)

Тогда нам надо подготовиться к этому, но сначала повторив пройденный материал.

III. Актуализация знаний

- Сегодня мы продолжаем говорить о звуках и буквах. Но сначала повторим то, что мы знаем. Нам это поможет в дальнейшей работе.

- Что вы знаете о звуках?(Звуки мы слышим и произносим)

- На какие две группы делятся все звуки?

- Что вы знаете о гласных?

- А что вы можете сказать о согласных звуках?

- Как звуки обозначаются на письме?

- Что вы знаете о буквах?(Буквы мы видим и пишем)

- Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкие согласные звуки.

- А какие буквы обозначают всегда твёрдые согласные звуки?

IV. Постановка цели урока. 

1.Вставь пропущенную букву (Сигнальные карточки)

Лыжи, машина, груши, живёт, дыши, кувшин, жизнь, снежинка.

- Какое задание? Какова его цель? Какая орфограмма? Что нужно знать, чтобы выполнить упражнение?

-Назовите тему нашего урока. Чему будем учиться?

ЖИ и ШИ такие слоги,

Что всегда к ребятам строги.

ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ

Только с И всегда пиши!

V. Работа по теме урока

1.Словарная работа.

Отгадать загадку: Чтобы я тебя повез, не нужен мне овес…

Накорми меня бензином, на копытца дай резины.

(машина)

Анализ слова:

Сколько слогов в слове? (3 слога, потому что 3 гласных звука) На какой слог падает ударение? (ударение падает на второй слог)

Какой слог безударный? (в первом слоге безударная гласная а)

Какую букву надо писать? (а)

Найдите шипящий звук в слове. (ж)

Какой это звук? (согласный, всегда твердый, шипящий, парный)

Какой звук мы слышим после него? (ы)

Образование слов от слова машина.

Как называют игрушечную машину? (машинка)

Где стоят новые машины? (машинный двор)

2.Работа по учебнику

1.Упр. 5 (с. 117)

— Прочитайте. Что вы заметили? (Строки расположены не по порядку.)

— Расположите строки стихотворения в нужном порядке. Назовите автора этих строк. (С. Маршак.)

— Найдите слова с буквосочетаниями ЖИ — ШИ.

— Запишите стихотворение, расположив строки в правильном порядке. 

Физкультминутка

3.Играем в игру «Ты мне - я тебе». (Дети задают вопросы друг другу по содержанию текста. Объясняют написание ответов. Ответы пишут через запятую, подчеркивая орфограммы (у доски по одному).

Прочитайте

Вот шмель пушистый, жирный

В шиповнике жужжит.

Поужинать душистым

Нектаром он спешит.

4.Работа с деформированным предложением

Загадка

Нет ушей, не видно ножек.
Шар в колючках – это 
(ёжик).

- Какое ошибкоопасное место встретилось в слове ёжик?

как шуршит слышит камыш Ёжик

Ёжик приехал к нам на поезде и просит составить с ним предложение

(Ёжик слышит как шуршит камыш.)

- Ставим вагончики в нужном порядке.

- Какие правила нужно вспомнить прежде, чем записать это предложение?

Дети повторяют правила

1)Первое слово в предложении пиши с заглавной буквы.

Буква обычная выросла вдруг.

Но почему, за какие заслуги?

Буква расти не сама захотела.

Букве поручено важное дело.

2)В конце предложения-точка.

Достойна точка уважения

В конце любого предложения.

Не убежит слово из строчки,

Когда стоит на страже точка.

3)Все слова пишутся отдельно.

-Запишем это предложение с новой рабочей строки.

Поменяйтесь тетрадями. (Взаимопроверка).

Списывание с печатного шрифта.

5.Заучивание- Согласные шипящие звуки [ж], [ш] всегда твердые.  В слогах после «ж», «ш» пишется буква «и».

О чем говорит правило? Чему учит? Вспомните слова, где встречается наша орфограмма.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия 

Назовите тему нашего урока.

 -  Чему научились на уроке?

-  Что нового узнали на уроке?

 Рефлексия. 

-Оцените свои достижения (показывают смайлики).

- Ребята, вы можете на следующий урок принести загадки, в отгадках которых будут слова с сочетаниями  ЖИ-ШИ.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздаточный материал по теме " Ь после шипящих на конце разных частей речи"

Данный раздаточный материал составлен для определения уровня знаний и умений по теме "Ь после шипящих в конце слов-разных частей речи" и даёт возможность учителю откорректировать план работы по устран...

Презентация на тему: "Гласные после шипящих"

Данная презентация рекомендована на уроках русского языка коррекционной школы VIII вида. Является дополнительным материалом при изучении темы "Гласные после шипящих". Содержит в себе задания на закреп...

Тема: «Гласные после шипящих в сочетаниях ча-ща, чу-щу»

Каждый урок раскрывает перед нами чудеса русского языка....

Урок по теме "Ь после шипящих"

Урок с применением ИКТ. На уроке учащиеся работают в парах, фронтально, присутствует дифференцированная работа....

ЭОР. Тест по русскому языку по теме "Гласные после шипящих" выполнен с использованием шаблона Microsoft Power Point

ЭОР.  Тест по русскому языку по теме "Гласные после шипящих" выполнен с использованием шаблона Microsoft Power Point...

Карточка для самостоятельной работы по теме "ь после шипящих у существительных"

В материале содержится карточка, в которой собраны слова по данной орфограмме, для ее отработки....