Тема: «Гласные после шипящих в сочетаниях ча-ща, чу-щу»
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Русский язык
Тема: «Гласные после шипящих в сочетаниях ча-ща, чу-щу»
1 класс система Л.В. Занкова.
Цель урока: - формирование навыков правописания слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу.
- развитие орфографической зоркости, навыков звукового анализа слов через
составление схем, обобщение представлений детей о функциях гласных букв е, ё, ю, я.
- воспитание внимания, навыков аккуратного письма.
Ход урока:
- Организационный момент.
Учитель.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
А ну, проверь скорей, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Дети.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою-
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
(На доске: Грамоте учиться – всегда пригодится)
Учитель. Давайте прочитаем русскую пословицу.
Учитель. Как вы понимаете её смысл? (Выслушать ответы детей)
Итог учителя: Правильно никому никогда не поздно учиться, а вам – особенно.
Каждый урок раскрывает перед нами чудеса русского языка.
Вы познакомились пока с немногими из них. Сегодня мы с
вами попробуем сделать новое для себя открытие.
II. Работа над новым материалом.
Сообщение цели урока.
Учитель. Все бы хорошо, да поселилась у нас в классе Баба-Яга в своей избушке. Секрет-то наш она уже знает, да спрятала его в своем жилище, и не хочет поворачивать избушку к нам передом. Не хочет она нам помочь, а за секрет предлагает нам много заданий. Может попробуем их выполнить?
Повторение изученного.
Учитель. Для начала она хочет услышать, что вы уже знаете. И приготовила она такие вопросы:
- Из чего состоит ваша речь? - А предложения? - А слова?
- Чем отличаются буквы от звуков? - На какие 2 группы делятся все звуки?
- Какими могут быть гласные? - А согласные?
- Что такое слабая позиция для гласного?- А сильная?
- Когда согласный находится в сильной позиции?- Какие буквы не обозначают звуков?
- А чем интересны буквы е,ё,ю,я? - Какие согласные всегда твердые?
Учитель. Испугалась Баба-Яга, правильно вы ответили на её вопросы.
Новое. И вот с этими знаниями – вперед, за новым открытием. Чем быстрей и правильней мы справимся с её заданиями, тем быстрее откроем новое чудо. (Тетрадь №4 стр. 22)
Прочитаем голосом Бабы-Яги 1 задание (ученик читает)
У доски работают и в тетради. Работа по схеме
3.Физминутка.
- Очень трудно так стоять
Ножку на пол не пускать
И не падать, не качаться,
За соседей не держаться.
- Чудеса на белом свете –
Стали карликами дети
А потом все дружно встали –
Великанами вы стали.
Учитель. Сил набрались, вперед!
Нас ждет новое задание.
Учитель. Давайте прочитаем текст. (1 ученик читает) - Что вы узнали?
- А знаете ли вы, что чай в нашу страну завезли много веков назад монголо-татары.
По душе пришелся этот напиток русским!
Чтение задания Бабы-Яги.
Дети подчеркивают родственные слова.
Учитель. Докажите, что они родственные.
Дети. 1) Имеют общий корень 2) Близкие по смыслу.
Учитель. Запишите последнее предложение. - Все ли слова понятны?
Подбор синонимов к слову: не случайно, не зря.
- Подчеркните опасные места для гласных в этом слове. Поставим ударение.
Пальчиковая гимнастика.
Физминутка. 1-2- выше голова. 3-4- руки шире!
5-6 – тихо сесть. 7-8 – тишину попросим.
Учитель. Отдохнули – и опять за дело! Прочитаем слова.
- Как звучат согласные в подчеркнутых сочетаниях букв?
- Что слышим на месте гласных у, а,? (ю, я) - А почему мы их не пишем?
Дети делают вывод, что согласные (ч) и (щ) – всегда мягкие и обозначать мягкость уже не нужно.
Так и пишутся они ча-ща
чу- щу
Вот оно, еще одно чудо русского языка! Повторите его.
- А теперь прочитаем, что ж за секрет спрятала от нас Баба-Яга.
(Поворачиваю избушку «передом», где написано: Ча –Ща пиши с А, Чу-Щу пиши с У)
-Повторите, почему ж мы не пишем то, что слышим? (Дети доказывают)
Учитель. Запишем правильно слова. Подчеркнем опасные места для гласных. (Дети пишут)
Учитель вывешивает на доске таблицу:
Учитель.
-На свободных строчках запишем составленные слова. (Работа ведется и на доске, и в тетрадях)
-Подчеркиваем опасные места. - Чем опасны они? (Написание расходится с произношением)
4.Проверка приобретенных знаний.
Тестовая работа.
Задание: исправь ошибки Бабы-Яги.
Лыжы, чюдеса, шыны, лечю, чашка, щюка, малыши, чючело, пружина, пушыстый.
5.Рифмовки (игра). Ча –чу – ча –чу….(Дети договаривают)
Ща – щу - щу – ща ….
Ча – ща – чу – щу….
Ща – ча – щу – ча…
Дополнительно: попросить детей немного пофантазировать и сочинить сказку о том, почему не дружат: Ч и Я, Щ и Я, Ч и Ю, Щ и Ю.
5. Итог урока. - Что ж новенького узнали на уроке?
- Почему ж мы не пишем после Ч и Щ Ю и Я?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Гласные после шипящих"
Данная презентация рекомендована на уроках русского языка коррекционной школы VIII вида. Является дополнительным материалом при изучении темы "Гласные после шипящих". Содержит в себе задания на закреп...
ЭОР. Тест по русскому языку по теме "Гласные после шипящих" выполнен с использованием шаблона Microsoft Power Point
ЭОР. Тест по русскому языку по теме "Гласные после шипящих" выполнен с использованием шаблона Microsoft Power Point...
План-конспект по русскому языку 3 класс для детей,обучающихся по программе 3.3.Тема "Гласные после шипящих. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу."
Данный урок посвящен теме "Гласные после шипящих. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу." и составлен с учетом особенностей незрячих детей с лёгкой степенью УО. На данном уроке св...
Урок по русскому языку в 1 классе на тему: «Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ»
В процессе урока используются инновационные методы, которые позволяют заложить в каждом ученике механизмы самореализации,саморазвития. Материал урока формирует у учащихся осознанное, прави...
Словарная работа по теме «Гласные после шипящих и сочетания – чк -, -чн-»
Словарная работа по теме «Гласные после шипящих и сочетания – чк -, -чн-»на уроках русского языка в 1 классе...
Правописание гласных после шипящих в сочетаниях –ЖИ-, -ШИ-.
Конспект урока с использованием карточек с сайта учи.ру...
Тема: Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи –ши
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Цель: создать условия для ознакомления с правилом написания слов с сочетаниями жи – ши Оборудование: I. Организационный момент. - Ребята! На у...