Тема: «Гласные после шипящих в сочетаниях ча-ща, чу-щу»
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) на тему

Играева Инна Александровна

Каждый урок раскрывает перед нами чудеса русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

                                                                     

Тема: «Гласные после шипящих в сочетаниях ча-ща, чу-щу»

                        1 класс система Л.В. Занкова.

Цель урока: - формирование навыков правописания слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу.

                    - развитие орфографической зоркости, навыков звукового анализа слов через

               составление схем, обобщение представлений детей о функциях гласных букв е, ё, ю, я.

                - воспитание внимания, навыков аккуратного письма.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель. 

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

А ну, проверь скорей, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Дети.   

 Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я от вас, друзья, не скрою-

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

(На доске: Грамоте учиться – всегда пригодится)

Учитель.  Давайте прочитаем русскую пословицу.

Учитель.  Как вы понимаете её смысл? (Выслушать ответы детей)

Итог учителя:  Правильно никому никогда не поздно учиться, а вам – особенно.

Каждый урок раскрывает перед нами чудеса русского языка.

Вы познакомились пока с немногими из них. Сегодня мы с

вами попробуем сделать новое для себя открытие.

II. Работа над новым материалом.

 Сообщение цели урока.

 Учитель. Все бы хорошо, да поселилась у нас в классе Баба-Яга в своей избушке. Секрет-то наш она уже знает, да спрятала его в своем жилище, и не хочет поворачивать избушку к нам передом. Не хочет она нам помочь, а за секрет предлагает нам много заданий. Может попробуем их выполнить?

Повторение изученного.

Учитель. Для начала она хочет услышать, что вы уже знаете. И приготовила она такие вопросы:

        - Из чего состоит ваша речь? - А предложения?        - А слова?

        - Чем отличаются буквы от звуков? - На какие 2 группы делятся все звуки?

        - Какими могут быть гласные? - А согласные?

        - Что такое слабая позиция для гласного?- А сильная?

        - Когда согласный находится в сильной позиции?- Какие буквы не обозначают звуков?

        - А чем интересны буквы е,ё,ю,я? - Какие согласные всегда твердые?

Учитель. Испугалась Баба-Яга, правильно вы ответили на её вопросы.

Новое. И вот с этими знаниями – вперед, за новым открытием. Чем быстрей и правильней мы справимся с её заданиями, тем быстрее откроем новое чудо. (Тетрадь №4 стр. 22)

             Прочитаем голосом Бабы-Яги 1 задание (ученик читает)

                У доски работают и  в тетради. Работа по схеме

3.Физминутка.

  1. Очень трудно так стоять

        Ножку на пол не пускать

        И не падать, не качаться, 

        За соседей  не держаться.

  1. Чудеса на белом свете –

        Стали карликами дети

        А потом все дружно встали –

        Великанами вы стали.

Учитель. Сил набрались, вперед!

                 Нас ждет новое задание.

Учитель. Давайте прочитаем текст. (1 ученик читает) - Что вы узнали?  

- А знаете ли вы, что чай в нашу страну завезли много веков назад монголо-татары.

По душе пришелся этот напиток русским!

                          Чтение задания Бабы-Яги.

               Дети подчеркивают родственные слова.

Учитель.  Докажите, что они родственные.

Дети. 1) Имеют общий корень 2) Близкие по смыслу.

Учитель. Запишите последнее предложение. - Все ли слова понятны?

      Подбор синонимов к слову: не случайно, не зря.

 - Подчеркните опасные места для гласных в этом слове. Поставим ударение.

                    Пальчиковая гимнастика.

Физминутка.   1-2- выше голова. 3-4- руки шире!

                          5-6 – тихо сесть. 7-8 – тишину попросим.                                                

Учитель. Отдохнули – и опять за дело! Прочитаем слова.

- Как звучат согласные в подчеркнутых сочетаниях букв?

- Что слышим на месте гласных у, а,? (ю, я) - А почему мы их не пишем?

Дети делают вывод, что согласные (ч) и (щ) – всегда мягкие и обозначать мягкость уже не нужно.

          Так и пишутся они ча-ща

                                           чу- щу

Вот оно, еще одно чудо русского языка! Повторите его.

- А теперь прочитаем, что ж за секрет спрятала от нас Баба-Яга.

(Поворачиваю избушку «передом», где написано: Ча –Ща пиши с А,  Чу-Щу пиши с У)

-Повторите, почему ж мы не пишем то, что слышим? (Дети доказывают)

Учитель. Запишем правильно слова. Подчеркнем опасные места для гласных. (Дети пишут)                  

                      Учитель вывешивает на доске таблицу:

Учитель.

-На свободных строчках запишем составленные слова. (Работа ведется и на доске, и в тетрадях)

-Подчеркиваем опасные места. - Чем опасны они?  (Написание расходится с произношением)               

4.Проверка приобретенных знаний.

                                                 Тестовая работа.

Задание: исправь ошибки Бабы-Яги.

Лыжы, чюдеса, шыны, лечю, чашка,  щюка, малыши, чючело, пружина, пушыстый.

5.Рифмовки (игра). Ча –чу – ча –чу….(Дети договаривают)

                                           Ща – щу -  щу – ща ….

                                           Ча – ща – чу – щу….

                                          Ща – ча – щу – ча…

Дополнительно: попросить детей немного пофантазировать и сочинить сказку о том, почему не дружат: Ч и Я,  Щ и Я,  Ч и Ю,  Щ и Ю.

5. Итог урока. - Что ж новенького узнали на уроке?

                           - Почему ж мы не пишем после Ч и Щ    Ю и Я?

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Гласные после шипящих"

Данная презентация рекомендована на уроках русского языка коррекционной школы VIII вида. Является дополнительным материалом при изучении темы "Гласные после шипящих". Содержит в себе задания на закреп...

ЭОР. Тест по русскому языку по теме "Гласные после шипящих" выполнен с использованием шаблона Microsoft Power Point

ЭОР.  Тест по русскому языку по теме "Гласные после шипящих" выполнен с использованием шаблона Microsoft Power Point...

План-конспект по русскому языку 3 класс для детей,обучающихся по программе 3.3.Тема "Гласные после шипящих. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу."

Данный урок посвящен теме "Гласные после шипящих. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу." и составлен с учетом особенностей незрячих  детей с лёгкой степенью УО. На данном уроке св...

Урок по русскому языку в 1 классе на тему: «Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ»

В процессе урока используются инновационные методы, которые позволяют  заложить в каждом ученике механизмы самореализации,саморазвития. Материал урока формирует у учащихся осознанное, прави...

Словарная работа по теме «Гласные после шипящих и сочетания – чк -, -чн-»

Словарная работа по теме «Гласные после шипящих и сочетания – чк -, -чн-»на уроках русского языка в 1 классе...

Правописание гласных после шипящих в сочетаниях –ЖИ-, -ШИ-.

Конспект урока с использованием карточек с сайта учи.ру...

Тема: Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи –ши

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Цель: создать условия для ознакомления с правилом написания слов с сочетаниями жи – ши Оборудование: I. Организационный момент. - Ребята! На у...