Занимательный русский язык 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Занимательный русский язык.
Цели:
1.Формировать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию.
2.Развивать мышление, воображение, интеллектуальные и творческие способности.
3.Воспитывать культуру письменной и устной речи.
Ход занятия:
Сегодня мы отправимся в весёлое путешествие по Стране русского языка.
Тем, кто русский язык любит без сомнения,
Кто отдаст языку всё своё стремление,
Путь открыт сегодня. Покажите знания,
Ум, смекалку и старание.
Сегодня у нас играют три команды: 1)«Смекалистые», 2)«Сообразительные», 3)«Догадливые».
Приветствие команд.
«Смекалистые»
Мы, смекалистые дети,
Всё хотим узнать на свете.
Мы искали и нашли,
Много правил мы прошли.
«Сообразительные»
Мы всегда соображаем,
Никого не обижаем.
Будем русский изучать
И пятёрки получать.
«Догадливые»
Сколько слов в словаре, столько у нас знаний
И попробуйте теперь вы сразиться с нами.
Первый конкурс «Фразеологическая разминка».
Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, различные меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
Послушайте рассказ и найдите там фразеологические обороты.
«Кашу маслом не испортишь».
- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит…
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё… Отберу молоток!
А Саша продолжает стучать.
- Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал. Я машину чиню…
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла? – хнычет Саша.
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
- Не все: мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать!
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами поговорками пересыпана. Что ни слово, то фразеологический оборот.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
А сейчас я называю фразеологический оборот, а вы замените его одним словом.
- Зарубить на носу. (Запомнить)
Язык проглотить. (Молчать)
Перемывать косточки. (Сплетничать)
- Обвести вокруг пальца. (Обмануть)
Душа ушла в пятки. (Испугаться)
Бить баклуши. (Бездельничать)
- Повесить нос. (Грустить)
Очки втирать. (Обманывать)
В час по чайной ложке. (Медленно)
Второй конкурс «Угадай пословицу».
- Век живи - … (век учись)
Дружба дружбой, а … (служба – службой)
По платью встречают, по … (уму провожают)
- Чужой ум – хорошо, а … (свой – лучше)
Ученье – свет, а … (неученье – тьма)
Труд человека кормит, а … (лень портит)
- Один ум – хорошо, а … (два лучше)
Человек без друзей, что … (дерево без корней)
Дружба крепка не лестью, а …(правдой и честью)
Третий конкурс «Ответь на 5».
От каждой команды выступает по три человека.
1) Прочти правильно, что здесь написано:
- Портфель, случай, красивее, средство, баловать, арест, петля.
- Алфавит, статуя, звонит, столяр, повторим, каталог, начать.
- Километр, магазин, творог, библиотека, шофёр, партер, начал.
2) Вставь пропущенные буквы там, где это нужно:
- Чудес..ный, мес..ность, гла..кий, но..ки, по..писать, об..явление, тр..пинка, к..ртофель.
- Прекрас..ный, трос..ник, сколь..кий, ло..ки, о..дать, под..езд, сн..жинка, м..рковь.
- Опас..ный, прелес..ный, ре..кий, сторо..ка, о..крыть, с..ехал, прин..сут, ж..нглёр.
3) Сосчитай, сколько букв и звуков в словах:
- Коньки, солнце, яблоки.
- Сердце, деньги, юла.
- Лестница, васильки, ёж.
Четвёртый конкурс «Кто больше найдёт слов».
Из букв слова ТРАНСПОРТ составьте как можно больше новых слов. Побеждает тот, кто назовёт последнее слово.
(Спорт, торт, рот, нос, спор, трос, сорт, порт, сор, рост, тост, пост, наст, ар, тон, нота, тропа, нора, трап, рота, напор, трон, транс.)
Пятый конкурс «Разведчики».
Расшифровать и записать слова, буквы которых обозначены цифрами, обозначающими их порядковый номер в алфавите.
- 14, 16, 18, 22, 16, 13, 16, 4, 10, 33. (Морфология – раздел грамматики, в котором изучается слово как часть речи.)
- 16, 18, 22, 16, 4, 18, 1, 22, 10, 33. (Орфография – раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.)
- 17, 21, 15, 12, 20, 21, 1, 24, 10, 33. (Пунктуация – раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правила их постановки.)
Шестой конкурс «Анаграммы».
Это слово, из которого можно получить другое слово, путём перестановки букв или слогов.
- Кулак (кукла), коршун (шнурок), право (повар), волос (слово).
- Каприз (приказ), клоун (кулон), адрес (среда), лето (тело).
- Камыш (мышка), масло (смола), просо (опрос), куст (стук).
Седьмой конкурс «Метаграммы».
Это задача, основанная на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв.
1) С «М» - приятен, золотист, очень сладок и душист,
С «Л» - зимой бывает, а весной исчезает.
(Мёд - Лёд)
2) Когда я с «Д» - меня сорвут,
Когда я с «Т» - на мне плывут.
(Плод – Плот)
3) С буквой «Р» она течёт,
С буквой «П» - для нас печёт
Кулебяки и ватрушки,
Варит кашу и галушки.
(Речка – Печка)
4) С буквой «О» - арктический и антарктический,
Без неё – я знак математический.
(Полюс – Плюс)
5) С мягким «Л» я под землёй,
Бываю каменным и бурым.
А с твёрдым – в комнате любой,
И в геометрической фигуре.
(Угол – Уголь)
6) С «М» меха я пожираю,
С «Р» актёру я нужна,
С «С» - для повар важна.
(Моль – Роль – Соль)
Восьмой конкурс «Загадки – шутки».
1) Может ли в слове быть сто одинаковых букв? (Сто-л, сто-г, сто-к)
2) Что стоит посредине Волги? (Буква Л)
3) Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком)
4) Ключом нельзя открыть замок? (Музыкальным, источником)
5) Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Строчку, прошитую на швейной машинке)
6) Какое слово имеет 5 букв О? (Опять)
7) Как КАПЛЮ превратить в ЦАПЛЮ? (поменять букву К на Ц)
8) Какие буквы никогда не бывают в начале слова? (Буквы Ъ, Ь, Ы)
9) Как написать СУХАЯ ТРАВА четырьмя буквами? (Сено)
Девятый конкурс «Составь слово».
По названым частям составь слово.
- Его корень в слове ХОДИТЬ, приставка в слове ПОЛЁТ, суффикс в слове СТРЕЛКА, окончание в слове ТРАВА. (Походка)
- Его корень в слове ДОРОЖЕНЬКА, приставка в слове попрыгать, суффикс в слове лесник, окончание в слове ЗАЯЦ. (Подорожник)
- Его корень в слове ЦЕНА, приставка в слове ОХВАТИЛ, суффикс в слове ГОРКА, окончание в слове ВОДА. (Оценка)
Десятый конкурс «Конкурс капитанов».
Капитаны должны проявить смекалку и отгадать шарады.
- Первый слог – последняя буква в алфавите,
Второй слог – детская болезнь.
А в целом – то, что выбрасывают, когда он нужен,
И поднимают, когда не нужен.
(Я - корь)
- Из писка птиц мой первый слог возьми,
Второй – с бараньей головы,
Откройте печь и там найдёте,
То, что не раз едали вы.
(Пи - рог)
- В начале октября ищи слог первый мой,
В начале ноября ищи второй,
А в дом жилой войдёшь,
Там целое найдёшь.
(Ок - но)
Подсчитываются очки, награждаются победители.
Ведущий читает стихотворение «Родной язык»
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка,
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Занимательный русский язык." Урок в 3 классе.
Данный урок содержит занимательный материал по русскому языку. Он позволяет развивать интерес к предмету, развивает логическое мышление,кругозор,орфографическую зоркость...
Программа внеурочной деятельности .Занимательный русский язык.1-4 класс
Программа внеурочной деятельности предназначена для работы в 1-4 классах, с целью развития интереса к русскому языку....
Рабочая программа внеурочнрй деятельности "Занимательный русский язык" для обучающихся 1-х классов (58 часов).
Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" реализуется через занятия кружка, содержание которого предусматривает взаимосвязь с программой "Русский язык" под редакцией В.П. Канакино...
Презентация и разработка к уроку русского языка . 3 4 класс "Час занимательного русского языка"
Цели:Проверить знания и умения учащихся по общим вопросам русского языка.Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавател...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс...
Внеурочная деятельность по русскому языку 4 класс "Занимательный русский язык
Внеурочная деятельность...