Технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Русский язык. 3 класс. УМК: Перспектива. Тема: Дательный падеж
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русский язык 3 класс. Тема: Дательный падеж | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Смазнова Инна Леонидовна
Класс: 3 класс
УМК: Перспектива
Предмет: Русский язык
Тема: Дательный падеж
Тип урока: Открытие новых знаний
Место и роль урока в изучаемой теме: Урок № 19 в изучении темы «Имя существительное».
Цель: способствовать развитию умения распознавать дательный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу, предлогу, вспомогательным словам и окончаниям.
*Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
1. Познакомить с падежными и смысловыми вопросами, предлогами, вспомогательными словами, окончаниями имён существительных в дательном падеже. 2. Определять имена существительные в дательном падеже. | - самостоятельно определять учебную задачу; - планировать свою деятельность по решению учебной задачи; - адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия; -самостоятельно организовывать свое рабочее место; -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -прогнозировать предстоящую работу (составлять план); -осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | -уметь извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; -выявлять сущность, особенности объектов (понимают, что такое дательный падеж имен существительных, его вопросы, предлоги, окончания); -на основе анализа объектов делать выводы; -обобщать и классифицировать по признакам; -ориентироваться на развороте учебника;
. | -уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и группе; -формулировать собственное мнение и позицию; - применять правила делового сотрудничества; - участвовать в продуктивном диалоге. | -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; -оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
Ход урока
**Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Организовать самоопределение учащихся к учебной деятельности | Фронтальная | Учитель организует обучающихся, контролирует их готовность к уроку, обеспечивает включение в деловой ритм. Организационный момент. Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок (хором)…готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу (хором) …помогать. Повторение правил правильной посадки. –Ребята, откройте тетрадь. –Напишите число и вид работы. Возьмите зеленый карандаш, подчеркните орфограммы. Прокомментируйте выделенные орфограммы. | Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места. Личностные: настрой на работу, уважение к окружающим. Предметные: развитие орфографической зоркости. | Подготовка класса к работе | Фиксация положительного настроя на обучение |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности | Фронтальная | Учитель выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки, актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала. Чистописание а п д е ж Образец написания букв по эталону. Выполнение задание в тетради и у доски учеником. -Как Вы думаете, почему я именно эти буквы выбрала для чистописания, соберите слово из данных букв и попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Дети формулируют цель урока) Сегодня на уроке мы продолжим изучать падежи имен существительных. Давайте проверим, насколько близко вы знакомы с падежными признаками. Послушайте и узнайте падеж. Игра «Блиц -турнир» 1. Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы: Кто? Что? (существительное) 2. Как изменяется имя существительное? (по числам и падежам) 3. Имена существительные, отвечающие на вопрос, кто? называются? (одушевленные) 4.Имена существительные, отвечающие на вопрос что? называются? …(неодушевленные) 5.Как называется изменение имен существительных по падежам? (склонение) 6.Сколько всего падежей в русском языке? (6 падежей) 7. Восстановите пословицу, употребив слово «друг» в нужном падеже. Познаётся, в, друг, беде. Ответ: Друг познаётся в беде. - Объясните смысл пословицы. - Запишите пословицу правильно. С места комментирует ученик написания предложения. - Определите падеж имён существительных. Как определили падеж выделенных существительных? Проверь себя! Проверка по эталону. Молодцы! Справились с заданием! Зарядка для глаз | Личностные: мобилизация внимания. Коммуникативные: определение цели деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. Предметные: признаки именительного, родительного, дательного, винительного падежей, умение выполнять синтаксический разбор предложения. | Выполнение задания, тренирующего отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки | Активизация имеющихся знаний |
3 | Постановка учебной задачи, выявление затруднения: в чём сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия . | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести к выявлению места и причины затруднения. | Фронтальная | Учитель создает проблемную ситуацию. - Составь пословицу правильно, употребив слово «работа» в нужном падеже. По работа и награда. - Определи падеж выделенного существительного. - Постарайтесь сформулировать тему урока, о каком падеже идет речь. 1) - А вы знаете, почему этот падеж назвали «дательным»? - Давайте разберемся. - От какого слова произошло название падежа? (От слова «дать») - Подберите синонимы к этому слову. ( вручить, предоставить). Работа с учебником с.29. Сообщение профессора Самоварова. Дательный падеж (кому? чему?) — его название происходит от слова «дать», потому что он нередко указывает на того, кому что-либо дают. | Регулятивные: формулирование темы и целей; познавательные общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; познавательные логические: формулирование проблемы Предметные: расширение лексического запаса слов. | Постановка цели, формулирование (уточнение) темы урока | Наличие целеполагания |
4 | Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. | Построить проект выхода из затруднения. | Фронтальная | Учитель побуждает к построению проекта выхода из затруднения. Конкретизируйте цель нашего урока. – Составим план, по которому мы будем изучать особенности существительных в дательном падеже. План. 1) Падежные вопросы. 2) Смысловые вопросы. 3) Вспомогательное слово. 4) Предлоги. 5) Окончания. 6) Член предложения. - Сравните свой план с выведенным на слайде. Требуется ли корректировка плана? -Скажите, какую информацию мы уже можем внести в кластер о существительных в Д. п.?(падежные вопросы) -Чтобы выяснить другие особенности существительных в Д. п., нам необходимо будет провести исследование. -Какой способ исследовательской работы в нашем коллективе показал себя как весьма эффективный? (групповой) | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Предметные: фиксирование названия падежа и падежных вопросов. | Составление плана достижения цели и определение средств (алгоритм, модель и т.д.) | Фиксирование плана деятельности |
5 | Реализация выбранного плана по разрешению затруднения («открытие» нового знания) | Реализовать построенный проект . | Групповая | Учитель организует работу в микрогруппах по уровню сложности выполнения задания. Побуждает обучающихся к выдвижению гипотез, высказываний, к анализу и синтезу языкового материала. Формирует способность поиска нужной информации для доказательства мнения в микрогруппе.
1 группа. – Найдите имена существительные в дательном падеже. Определите смысловые вопросы существительных в Д.п. Подплыл корабль к пристани. По лестнице капитан сошёл на берег. Он привёз подарки своим родным. Матери капитан привёз пуховый платок, жене жемчужное ожерелье, дочери красивую ракушку. Все довольны подаркам. 2 группа. Найдите имена существительные в дательном падеже. Понаблюдай за существительными в дательном падеже. С какими предлогами они употребляются?
В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. (А. С. Пушкин)
Вот и слышит будто стон… (А.С. Пушкин) 3 группа Отметь «галочкой» ряд, в котором все существительные стоят в форме Д.п., определи число, выдели окончания.
4 группа. Разберите по членам предложения и скажите, каким членом предложения являются существительные в Д.п. Девочка побежала по дорожке. Она пришла к пекарю в пекарню. Маша протянула денежки пекарю и купила сладкий пряник. Девочка вернулась домой и сказала слова благодарности милой бабушке. 2. Заполнение кластера. – Представитель от группы отчитывается о проделанной работе в форме защиты работы у доски. Каждый ребенок заполняет личный кластер и (падежные вопросы, смысловые вопросы, предлоги, вспомогательные слова и падежные окончания имен существительных в творительном падеже, синтаксическая роль таких существительных) 3. Сравнение кластера «Дательный падеж» с эталоном на экране. | Познавательные: -извлекать необходимую информацию из прослушанного и увиденного. -самостоятельное выделение в тексте необходимой информации, - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе. Регулятивные: оценка деятельности группы, самооценка Коммуникативные: владение монологической и диалогической речью. Предметные: давать определения новым понятиям темы- падежным и смысловым вопросам, предлогам, вспомогательными словам, окончаниями имён существительных в дательном падеже и их синтаксической роли. | Работа по теме урока в группах. | Реализация построенного проекта. Обобщение и систематизация полученных знаний. |
6 | Первичное закрепление нового знания. | Организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи. | Фронтальная Групповая | Учитель устанавливает осознанность восприятия, организует первичное закрепление. Все ли пункты нашего плана мы реализовали? Кто из ребят может дать пояснение о Дательном падеже по плану. Игра «Соя игра» - На какие вопросы отвечают существительные в Д. п? - Какие бывают предлоги у существительных в Д.п.? - Назовите вспомогательные слова Д.п. - Приведите примеры имен существительных в Д.п. Спасибо, ребята, молодцы! Физминутка. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Предметные: признаки имен существительных в дательном падеже. | Решение типовых заданий с проговариванием алгоритма вслух | Наличие первичного закрепления |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых задачах. | Индивидуальная | Учитель организует деятельность по применению новых знаний. - Прослушайте стихотворение Корнея Чуковского. - Ваша задача - выписать все существительные в дательном падеже. Сколько существительных выписали? - Самопроверка по эталону. Зарядка для глаз. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, Регулятивные: самооценка. Предметные: поиск имен существительных в дательном падеже в тексте. | Самостоятельная работа. Самопроверка, пошаговое сравнение с эталоном. | Развитие учебно –языковых умений. |
8 | Включение в систему знаний и умений | Выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.
| Фронтальная Индивидуальная | Учитель организует деятельность по применению новых знаний. 1.Работа в учебнике. Упр. 51, стр. 29 – развивается умение составлять словосочетания с существительными в Д.п. с предлогами и предложения с однородными членами. Почтальон[у] все рады. Он каждый день вручает заказные письма люд[ям]. Почтальон отдаёт поздравительные открытки именинник[ам]. Он приносит газеты бабушк[ам] и дедушк[ам] прямо домой, носит детские журналы ребят[ам]. Работа почтальона очень важная и нужная. | Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: анализ объектов, построение логической цепочки рассуждений. Предметные: упражнения в употреблении имен существительных в дательном падеже | Повторение учебного содержания | Обеспечения содержательной непрерывности обучения |
9 | Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | Организация рефлексии и самооценки учениками своей учебной деятельности на уроке. | Индивидуальная Фронтальная | Учитель организует рефлексию. Игра «Хочу всё знать!» Правильные ответы обведи в кружок. 1. Выбери вопросы дательного падежа: р) кто? что? з) кому? чему? н) кого? чего? 2. Выбери вспомогательное слово дательного падежа. н) дам л) есть в) нет 3. Найдите предлоги дательного падежа. о) от, под е) о, об а) к (ко), по 4. Каким членом предложения является имя существительное в дательном падеже? т) второстепенным д) главным 5. Найди имя существительное в дательном падеже. ю) без подруги и) друг о) к берегу 6. Сколько всего падежей в русском языке? к) 6 р) 7 б) 8 – Удалось ли выполнить задание полностью? Проверка по эталону. - Все ли получили звание «Знаток»? – Что получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? -Не забудьте сделать отметку на экране деятельности (дети при выходе на перемену прикрепляют стикер с именем (имя ребенка пишется на оборотной стороне стикера) на экран по графам: 1. Теперь я умею определять имена сущ. в Д.п. 2. Было трудно, но я справился. 3. Я не справился. Мне требуется помощь) - Из неё я получу информацию о планировании дальнейшей работе на следующем уроке. Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам! За то, что упорно и дружно трудились, И новые знания всем пригодились! Учитель организует и контролирует запись домашнего задания Упр. 52 на стр. 30 | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Личностные: осознавать успешность своей деятельности. | Самооценка собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов. | Высокая степень соответствия целей и результатов |
*Таблица заполняется с учетом этапа формирования, применения или контроля предметных знаний, действий, УУД по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы необязательно).
**Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики.
Ссылка для технологической карты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...