Технологическая карта урока "неоределенная форма глагола
план-конспект урока по русскому языку

Терпигорева Ольга Васильевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование понятия глагола в неопределённой формы.

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о неопределенной форме глаголов;

2)  учить определять глагол в неопределённой форме

 

Предметные:

1)учиться определять суффиксы в глаголах неопределенной формы;

2) учиться определять глаголы неопределенной формы

Развивающие:

1) развивать логическое мышление, память, внимание;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

3)формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности

2)  воспитывать умение работать в коллективе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neopredelennaya_forma_glagola.docx428.23 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 17.03.2023

Школа: №148

Класс: 4 «З»

Урок: 5

Время:16:45-17:25          Кабинет: 112

Студент: Терпигорева Ольга Васильевна

Группа: 35

Учитель: Ляпина Оксана Валерьевна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока: «Неопределенная форма глагола»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование понятия глагола в неопределённой формы.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о неопределенной форме глаголов;

2)  учить определять глагол в неопределённой форме

Предметные:

1)учиться определять суффиксы в глаголах неопределенной формы;

2) учиться определять глаголы неопределенной формы

Развивающие:

1) развивать логическое мышление, память, внимание;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

3)формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности

2)  воспитывать умение работать в коллективе

УМК: УМК «Школа России», учебник русского языка 4 кл.: Учебник в 2ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий . – М.: Просвещение, 2017. -Ч.2

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ольга Васильевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку

- Проверьте, у вас на парте должен лежать учебник, тетрадь и пенал, всё остальное уберите в рюкзак.

- Давайте с вами узнаем, какой ряд сядет тише всех. Сначала садится 1 ряд, теперь 2 ряд пробует сесть ещё тише, а теперь 3 ряд садится совсем тихо.

3. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

-Посмотрите пожалуйста на экран , на нем написанна пословица , прочитайте ее пожалуста и обьясните ее смысл : «Лучше один раз увидеть ,чем сто раз услышать»

-Все верно. Не всегда стоит доверять тому, что говорят другие, лучше увидеть своими глазами, что это так, а не иначе, — таков смысл этой пословицы.

У вас на партах лежат карточки, в которых вы будете оценивать себя в течение урока

1.Приветсвуют учителя.

2. Проверяют свою готовность к уроку

3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

1 слайд

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Организует минутку чистописания

- Ребята, откройте свои тетради, отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число  и «Классная работа».

На минутке чистописания мы напишем соединение букв ть ,ти  обратите внимание на нижнее соединение.(показ , с коментарием) Пишем строчку данного соединения в своих тетрадях.

-Отлично.

2. Отвечают на вопросы учителя

 

Прописывают соединение букв (по примеру с доски за учителем)

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

2 слайд

 

3 слайд

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

 Ребята, обратите внимание на доску, на ней записаны слова.  

-Давайте благодаря этим словам заполним схему.

- Дети, сейчас на экране вы видите 2 группы слов , я вас попрошу определить время каждого глагола

«1. Читаю сказку, играл в шахматы, повторим правило, слушали радио.

2. Читать сказку, играть в шахматы, повторить правило, слушать радио.»

-У какой группы слов вы не смогли определить время? От чего мы можем определить время у глагола?

- Давайте ко второй группе слов мы с вами зададим вопрос ?

-Какие это глаголы у которых нельзя определить время , в какой форме?

-Вы уже догадались, какая тема нашего урока?

- Верно. Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока

- Посмотрите на слайд, у вас есть опорные слова:

- Узнать, как …

- Учиться определять …

- Для достижения поставленных целей, мы должны составить план урока.

На экране есть план, но он перепутался, попробуйте в парах поставить пункты плана в правильном порядке

Давайте проверим, правильно ли вы составили план.  Кто хочет прочитать, какой план у вас получился?

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

-Глаголом

-Что они являются самостоятельной частью речи,указывают на действие предмета,в предложении являются сказуемым

-По временам и числам, глаголы пр.времени в ед.ч изменяются по родам

- у второй . От существительного

-что делать? что сделать?

Тема: Неопределенная форма глагола

Цели:

1. Узнать, как определить форму глагола

2. Учиться определять суффиксы у неопределенных глаголов

План:

1.Составить правило неопределенных глаголов

2.Поработать с правилом в учебнике

3.Выполнить тест

4.Подвести итоги урока

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

4 слайд

5 слайд

6 слайд

7 слайд

«Открытие детьми нового знания»

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Показ презентации

Внешний контроль

1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

Возьмите синие карточки . На какие вопросы сегодня на уроке мы должны найти ответы.

НА ДОСКЕ И В КАРТОЧКЕ У УЧАЩИХСЯ  ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ УРОКА:

1.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

2. На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеет?

3.На что не указывает неопределенная форма глагола?( на время и число.)

– Чем похожи данные глаголы?

Нести

Идти

Вести

Везти

Войти

Беречь

Стеречь

Увлечь

Стричь

Лечь

Играть

Петь

Жить

Решать

Любть

– Какие у вас будут мнения? Как же можно назвать их?

– Да верно, это неопределенная форма глагола. Ответ на вопрос найден.

– А теперь вы сможете на вопросы карточки. Поработайте в парах.

– Ребята, приведите свои примеры неопределенной формы глагола.

– Глаголы в неопределенной форме используются для выражения мысли о каком-то действии, не указывая на лицо, число и время. К примеру, "мы, умеющие считать". Автору неважно, кто умеет считать: я, вы, ваши мамы и папы, неважно когда: сегодня, вчера или завтра. Важно, что все-таки мы, люди, умеем считать, писать. Итак, неопределенная форма используется для указания на обобщенное значение

1. Выполняют задание и знакомятся с правилом

-Отвечают на вопрос что делать? и что сделать? имеют окончание – ти и оканчиваются на – чь.

-Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? и по которым нельзя определить ни время, ни число имеют окончание -ть, – ти, и оканчиваются на – чь.

Заполняют карточки.(работа в парах)

1.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?( Что делать? Что сделать?)

2. На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеет?( -ТЬ, -ТИ,-ЧЬ.)

3.На что не указывает неопределенная форма глагола?( на время и число.)

УУПД:

Формулировать выводы и  подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

8 слайд

Работа с учебником

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

  1. Организует первичное закрепление.

– Сейчас поиграем в игру "Найди, четвертый лишний". Определи лишний глагол в каждой группе.

1.играть, гулять, думал, петь (думал)

– Объясните почему вы считаете, что это слово лишнее

– Запишите это слово.

2.читает, пишет, считает, дружить (дружить)

3.привезти, принести, отпустил, занести (отпустил)

4.рассказал, подмёл, расцвести, рассадил (расцвести)

-Проверите друг у друга , по образцу

1. Выполняют задание и объясняют свой выбор

 

- это слово лишнее т.к это неопределенная форма глагола

УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

9 слайд

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест.

ВИДЕОРОЛИК

- Хорошо, присаживайтесь на свои места.

1.Выполняют динамическую паузу.

11 слайд

Самостоятельная работа с самопроверкой

(20-25)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов: изготовление изделия

Внешний контроль

1.Организует самостоятельную работу.  

А сейчас для проверки знаний прошу вас выполнить задание на листочках, а затем  выполнить самопроверку

-А теперь давайте проверим, как вы выполнили это задание. Сверьте с ответами на экране.

Оценка «5»- без ошибок, «4»- 1-2 ошибки, «3»- 3 ошибки, если больше трех ошибок - нужна помощь

1.Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют задание

УУПД:             Определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

12 слайд

13 слайд

14 слайд

15 слайд

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Теперь открываем учебники и смотрим на упр 150

,что нам нужно сделать со словами салютовать и приказ ?

- Выполним упр 151 по цепочке

Прочитайте. Объясните, какой частью речи являются выделенные слова.

Расстояние в двести к..л..метров, идти в б..бл...те-ку, ве́сти из г..зеты, вести́ под руку, лесть вредна, эл..ктрич..ская печь1, печь п..роги, п..мочь товарищу, боярская знать, знать ру...кий язык.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите над каждым выделенным словом часть речи.

- Откройте дневник и запишите домашнее задание:

Учебник с.72 (выучить правило),  с. 74, Упр. 152

-салютовать разобрать как часть речи, приказ разобрать по составу

Записывают домашнее задание

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

16 слайд

Работа с учебником

Рефлексия деятельности

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

1.Организует анализ работы по критериям.

- Что бы я могла полностью убедиться ,что новую тему мы усвоили хорошо , давайте попробуем заменить фразеологизм глаголом неопределённой формы:

Зарубить на носу-запомнить.

Держать язык за зубами-молчать.

Вешать нос-унывать

Продолжите любую фразу на экране:

Сегодня на уроке я узнал …

Теперь я могу ...

Я испытывал затруднения, когда …

-Теперь давайте посмотрим в свои карточки. У кого отмечены все пункты?

-Ребята, вы молодцы. Спасибо за урок!

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

Ответы обучающихся

Проводят самооценку деятельности

УУРД:

Оценивать свою работу

   18 слайд

19 слайд

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта как форма перспективного планирования учебного процесса

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока,...

Технологическая карта изучения темы "Глагол как часть речи"

Главная проблема урока : Глагол как часть речи....

Технологическая карта – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся

Данный материал позволяет получить объективную информации о состоянии и динамике уровня сформированности компетенций у школьников в условиях реализации нашего проекта и позволяет своевременно пр...

Технологическая карта по теме Глагол 2 класс

Научно-методическая разработка по теме "Глагол" с презентацией (к учебнику Климановой Л.Ф.) УМК "Перспектива"...

Технологическая карта русского языка «Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока «Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы...