УРОК «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ В 1 КЛАССЕ
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цель урока: познакомить с новым звуком, его особенностями и буквой Т, т,
Формируемые УУД:
Предметные:
1. Познакомить с новой буквой и звуком.
2. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с изученной буквой .
3. Совершенствовать навыки осознанного чтения и развивать фонематический слух, обогащать словарный запас;
Метапредметные:
1. Познавательные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, формулировать и удерживать учебную задачу.
2. Регулятивные: выделять группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
3. Коммуникативные: строить понятные высказывания, работать в паре; выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать и исправлять свои ошибки, делать выводы.
4. Личностные: формировать интерес к предметно- исследовательской деятельности; определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Оборудование: Климанова Л.Ф. Азбука 1 класс, презентация, карточки для составления звуковых схем (или цветные карандаши), карточки с текстом, конверты со словами для составления предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_t_i_t._bukva_t_t.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ В 1 КЛАССЕ
Тема урока: «Звуки [т и т’]. Буква Т, т».
Цель урока: познакомить с новым звуком, его особенностями и буквой Т, т,
Формируемые УУД:
Предметные:
1. Познакомить с новой буквой и звуком.
2. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с изученной буквой .
3. Совершенствовать навыки осознанного чтения и развивать фонематический слух, обогащать словарный запас;
Метапредметные:
1. Познавательные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, формулировать и удерживать учебную задачу.
2. Регулятивные: выделять группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
3. Коммуникативные: строить понятные высказывания, работать в паре; выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать и исправлять свои ошибки, делать выводы.
4. Личностные: формировать интерес к предметно- исследовательской деятельности; определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Оборудование: Климанова Л.Ф. Азбука 1 класс, презентация, карточки для составления звуковых схем (или цветные карандаши), карточки с текстом, конверты со словами для составления предложений.
Ι. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создать мотивацию к учебной деятельности.
Вот и прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты,
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем!
-Ребята, для чего мы будем это делать? (Чтобы что -то узнать новое)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель: 1) повторить признаки гласных и согласных звуков.2) повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
#1044;авайте вместе вспомним те знания, которые у нас есть
- Для начала вспомним особенности гласных и согласных звуков.
- Назовите признаки гласных звуков. (Произносятся с голосом, при произнесении воздух во рту не встречает препятствий, образуют слоги)
- Назовите признаки согласных звуков. (Произносятся с шумом, при произнесении воздух встречает преграды в виде языка, зубов и губ)
- На какие группы можно разбить гласные? (те которые служат для обозначения мягкости предшествующего согласного звука и те, которые служат для обозначения твердости предшествующего согласного звука)
- Назовите гласные, которые служат для обозначения мягкости предшествующего согласного. (и)
Читаем слоги
3. Пробное действие.
-Ребята, какие предметы изображены на слайде? Соберите в 2 чемоданчика (Все начинаются со звука [к], а со звука т]
- Дайте характеристику звуку [к](согласный, твердый, мягкий, глухой, на письме обозначается буквой «ка»).
- Составьте звуковые схемы на партах карандаш и шапка (2 человека работают у доски)
-Дайте характеристику звуку [т] ?
- Почему вы затрудняетесь? (мы еще не знакомы с этим звуком)
- Можем мы сейчас составить звуковую схему к слову щетка? (нет)
- Почему возникло затруднение? Мы еще такую работу не выполняли.
Сформулируйте теперь тему нашего урока.
Учитель «Звук [т]. Буква Т,т»
-Продолжим открывать новые знания.
- Что нужно сделать? (остановиться и подумать, как преодолеть трудности)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: построить проект выхода из затруднения.
- Какие цели поставите перед собой на уроке? (Узнать новые сведения о звуке [т] и понять, как этот звук обозначается на письме).
- Давайте вместе составим план наших действий. Продолжите предложения:
#1055;ознакомиться (со звуком [т’] и буквой, которая обозначает этот звук).
2. Давать характеристику (звуку [т’]).
3. Учиться читать (слоги и слова с новой буквой).
5. Реализация проекта выхода из затруднения.
Цель: 1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; 2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи; 3) организовать уточнение общего характера нового знания
1. Учитель. Произнесите и послушайте звук[т`]. Дайте ему характеристику. Ученики. Звук [т`] – согласный (когда произносим, образуется преграда: зубы соединяются), глухой, мягкий и твердый. Учитель. На письме звук [т`] обозначается буквой Т (уточняется правильное название буквы).
- Посмотрите на ленту букв и найдите букву Т. Придумайте слова с буквой Т.
- Для чего нам нужна заглавная буква Т? (Чтобы писать имена собственные) Приведите примеры.
2. Откройте учебник с. 52. Давайте еще раз хором прочитаем слоги на доске.
- Как произносится звук [щ`] перед гласными а, о, у? (мягко).
- Как произносится звук [щ`] перед гласными и, е ? (мягко).
Вывод: звук [т] – непарный мягкий согласный.
Итак, ребята, все ли пункты плана мы реализовали? Можем теперь составить звуковую схему слова щетка? (да). (Составляют на листочках с проговариванием вслух, а я фиксирую на доске) Справились мы с трудностями?
Физкультминутка.
Цель: Снять усталость и напряжение глаз, внести элемент непринуждённости и расслабления.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.
Учитель. Отгадайте загадку.
Опасней всех она в реке, Хитра, прожорлива, сильна, Притом — такая злюка! Конечно, это… Ученики. Щука.
-Учитель. Что вы знаете об этой рыбе?
Ученики. Живет в реках, питается маленькими рыбками…
Учитель. Давайте прочитаем рассказ о щуке на с. 53 жужжащим чтением.
- Где же еще, вы, узнали, может водиться щука?( в озерах, прудах ). А теперь прочитайте этот текст по предложениям по цепочке.
- Как двигается щука? (быстро)
- С чем сравнивают ее умение быстро плавать?
-Учитель. Составьте звуковую схему к слову «щука». Эту работу будем выполнять в парах. Напомните правила работы в парах. Ученики составляют схему, одна пара – у доски. После самостоятельного составления идет проверка и комментарии. звук [щ`] – согл. мягкий непарный, глухой, шипящий, на письме обозначается буквой Щ и т. д.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Цель: организовать самопроверку и самооценку учащимися умения находить изученную букву в тексте, работать с текстом.
8. Работа с текстом.
1)лексическое значение слова.
Учитель. Значение каких слов непонятно? (Разбираются слова «роща», «чаща»). Роща и чаща - это разновидности леса. Посмотрите на две картины русского художника Ивана Ивановича Шишкина, который на своих картинах нередко изображал лес. Посмотрите на первую картину «Лесная глушь».
-Как растут деревья? Ученики, подбирая слова, должны «подойти» к слову «часто». Какое слово оно напоминает по звучанию?
Ученики. Чаща. Учитель. Подумайте, какой лес называется чащей?
Ученик. Густой, частый лес. Учитель. Почему художник использовал темные краски?
Ученики. Солнечным лучам трудно проникнуть сквозь густую листву.
Учитель. Посмотрите на другую картину Шишкина «Дождь в дубовом лесу».
-Чем отличается лес на этой картине от леса на предыдущей?
Ученики. Деревья растут не близко друг к другу, есть широкие тропинки, больше света.
Учитель. Это и есть роща – небольшой лес. Ученики проговаривают составленные предложения. Закройте глаза и представьте теплый день в роще. Звучит пение соловья. Учитель обращает внимание, что дети услышали пение соловья – одну из лучших певчих птиц.
2)У каждого ученика карточка с текстом. Прочитайте и подчеркните в словах букву щ.
В роще.
Шумят березы. Это роща. Там свищут соловьи. Высоко стучат дятлы. Даша и Ваня увидели душистые ландыши. Щенок Дружок бегал за бабочками.
Проверка по образцу.
У кого все правильно? Молодцы.
- У кого есть ошибки?
- Как надо действовать, чтобы не допускать ошибок? Прочитайте текст еще раз.
3)Анализ текста.
- Как зовут детей? - Как зовут щенка? - Какие птицы поют в роще? - Какие цветы увидели дети? - Какое время года описывается? Почему вы так решили?
Учитель. Найдите слова из текста с буквосочетаниями, написание которых надо запомнить. Ученики. Роща, свищут, стучат, душистые, ландыши.
Учитель. Найдите слово из текста, которое соответствует схеме. Ученики. Щенок.
9. Включения в систему знаний и повторение.
Цель: организовать тренинг умения читать слова с новой буквой, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
- С какой буквой мы познакомились?
- А для чего она нужна нам?
1. Игра «Догадайся» Щ И Русский суп. Щ И Т Этим защищались древние воины. Щ У К А Зубастая рыба. Щ Е К А Часть лица. ЩЕ Л Ь Дырочка в полу, в стене. Щ Е П К А Осколок дерева. Щ Е Н О К Маленькая собачка. Щ Ё Т К А Они разные: ими чистят зубы, одежду, пол.
Работа с деформированными предложениями (работа в парах).
Учитель. У кого дома есть щенок или взрослая собака? Кто хотел бы завести четвероногого друга? Ответы детей. Учитель. Собака – не только друг, с которым можно поиграть, за ней необходимо правильно ухаживать, заботиться.
Сейчас будем работать в парах. Каждая пара получит конверт со словами. Из этих слов надо составить предложение – правило ухода за собакой. Ученики в парах работают со словами, составляя правила.
1 ряд. После мойте лапы. собаке прогулки каждой (После каждой прогулки мойте собаке лапы.) Шампунем, надо в месяц раз Купать специальным собаку (Купать собаку надо раз в месяц специальным шампунем)
2 ряд. чистите Обязательно ушки любимцу. вашему (Обязательно чистите ушки вашему любимцу.) расчёсывайте Специальной шерсть щёткой собаки. (Специальной щеткой расчесывайте шерсть собаки).
3 ряд. Учите и выполнению собаку поведения правилам команд. (Учите собаку правилам поведения и выполнению команд.) подальше Устройте для сна от сквозняков. место собаки (Устройте для сна собаки место подальше от сквозняков) Ученики зачитывают получившиеся правила. Если необходимо, даются комментарии.
#1056;ефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности.
- Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?
- Достигли ли цели?
– Все ли поставленные задачи выполнили?
- Дайте характеристику звуку [щ`] (Согласный, непарный мягкий, глухой, шипящий) Какой буквой обозначается звук?
- Кто знал ответы почти на все вопросы, задания не вызывали затруднений, поднимите зеленый смайлик.
- У кого некоторые задания вызывали трудности, некоторые вопросы казались сложными, выберите желтый смайлик.
- Кому сложно было выполнять почти все задания, кто не знал, как отвечать на многие вопросы, выберите красный смайлик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Составные уравнения. (Урок открытия нового знания. 3 класс. Образовательная система "Школа 2100")
Урок открытия нового знания. 3 класс. Образовательная система «Школа 2100»...
Урок математики Тема: Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями Тип урока: Урок «открытия» нового знания 4 класс (Система Л.В. Занкова)
Данный урок способствует организации действий учащихся, направленных на усвоение умения решать примеры на умножение многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями через письменное решение с запис...
Сценарий урока "открытия" нового знания 1 класс
Представлена подробная технологическая карта урока "открытия" нового знания 1 класс по теме "Письмо заглавной и строчной буквы Х, х...
Конспект урока открытия новых знаний 1 класс
Конспект урока открытия новых знаний (ОНЗ) в соответствии с требованиями ФГОС НОО 1 класс программа «Начальная школа 21 века». Учитель начальных классов: Балашова Вера Васильевна...
Русский язык. Тема: «Непроизносимые согласные»Тип урока: открытие новых знанияй У МК «Планета знаний» 2 класс
Урок 149 «Предлоги. Союзы»Учитель начальных классов : Долгалова В.Д.Тип урока: открытие нового знания.У МК «Планета знаний» 2 классЗадачи урока: углубить представление о с...