«Звуки [ф], [ф'], буква Ф, ф».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Климова Анжелика Андреевна

Тема урока: «Звуки [ф], [ф'], буква Ф, ф».

 

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений у учащихся о звуках [ф], [ф'] и буквами Ф, ф; научить выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слова; создать условия для овладения техникой чтения слов и  предложений с изученными буквами.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить учащихся с произношением звуков [ф], [ф'];
  2. Научить соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует.

Развивающие:

  1. Развивать навыки звукобуквенного анализа и зрительное внимание путем составления звуковых схем.
  2. Развивать память, фонематический слух путем звукового анализа схемы слова.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь через работу в парах.
  2. Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.

 

Оборудование: учебник «Азбука» Грецкий В.Г., компьютер, экран, колонки, раздаточный материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл УМК Школа России39.39 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Дата: 6.02.2024

Школа: 42

Класс: 1 «б»

Урок: 3

Время:  Кабинет: 207

учитель: Климова Анжелика Андреевна

Тема урока: «Звуки [ф], [ф'], буква Ф, ф».

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений у учащихся о звуках [ф], [ф'] и буквами Ф, ф; научить выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слова; создать условия для овладения техникой чтения слов и  предложений с изученными буквами.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить учащихся с произношением звуков [ф], [ф'];
  2. Научить соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует.

Развивающие:

  1. Развивать навыки звукобуквенного анализа и зрительное внимание путем составления звуковых схем.
  2. Развивать память, фонематический слух путем звукового анализа схемы слова.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь через работу в парах.
  2. Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.

Оборудование: учебник «Азбука» Грецкий В.Г., компьютер, экран, колонки, раздаточный материал.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный метод

Психологический настрой

Фронтальная форма

1. Приветствует учащихся, настраивает на работу.

-Здравствуйте, ребята!

Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.

- Проверьте свою готовность к уроку, посмотрите, чтобы все необходимое лежало на краю парты.  

- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

Анализируют учителя, выполняют действия.

Л: мотивация учебной деятельности

Р:самоопределение к деятельности;

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

5 мин

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод; беседа Фронтальная форма.

  1. Вспоминают ранее изученное.

-Играть любите?

-Поиграем  в игру «Доскажи предложение».

Звуки бывают …

При произнесении гласного звука …

При произнесении согласного звука …

Гласные звуки бывают ….

Согласные звуки бывают …

Молодцы!

  1. Проверка домашнего задания.

-да.

- гласные и согласные.

- воздух во рту не встречает преграду.

- воздух во рту встречает преграду.

- ударные и безударны.

- глухие и звонкие, твердые и мягкие, парные и непарные.

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: структурирование знаний

Л: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками 

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: подведение под понятие 

Презентация

Постановка учебной задачи
5 мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод. Беседа.

  1. Определяют тему и цель урока.
  2. Составляют план действий на урок.

-Ребята. Перед уроком нам передали посылку-шкатулку. Давайте её откроем?

В шкатулке предметы( учитель показывает, а дети называют)

- На какой звук начинаются все слова?

-Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

- Правильно, тема нашего урока

-Теперь попробуйте по порядку рассказать всё, что мы должны узнать о новых звуках

Узнаем ….

Научимся  ….

- фонарик, фломастеры, фотография, фотоальбом.

(На звук  [ф] .)

«Звуки [ф],  [ф']. Буква «Ф», «ф».

- характеристику звука [ф] .

- находить звук  [ф]   в словах, читать слоги и слова с буквой ф.

Метапредметные:

Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Л: сформированность мотивации к учению и познанию

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивов

Презентация

«Открытие» детьми нового знания  

18 мин

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

1.Звуковой анализ слов «фонарь», «филин». Моделирование звукового состава слов.

 - А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки:

Дом - стеклянный пузырек,

А живёт в нём огонек

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжется. (фонарь)                           (Слайд 4)

Когда светло, прячусь в дупло,

Ночью летаю, мышей пугаю. (филин)

-Произнесите эти два слова и послушайте новый звук. Встречает ли воздух при выходе препятствие?

 Значит, что мы можем сказать о звуке [ ф] ?

-Приложили пальчики к горлышку и … какой мы ещё можем сделать вывод?

- Проведем звуковой анализ этих слов.

-Разделить слова на слоги и поставить ударение.

-Таким образом, повторим, что мы узнали о новом звуке [ ф]  ?

-Почему в первом слове новый звук слышится твёрдо, а во втором мягко?

 

-Как вы думаете, в каком ряду на ленте букв будет стоять буква, обозначающая звуки [ ф] и  [ф]. А есть ли пара у звука  [ф] ?

- Значит звук  [ф]  парный.

- фонарь.

- филин.

- Встречает.

- Он согласный.

- Звук [ ф ] – глухой.

Два ученика у доски. Составление звуковых схем данных слов.

- звук[ ф]  - согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким.

Делают выводы.

- Да , звук  [в]  

Метапредметные:

П: структурирование знания

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

К: инициативность в общем поиске нового знания

Предметные:

Уметь:

- делать частичный звуко-буквенный разбор слов

Презентация

Раздаточный материал

Динамическая пауза

1 мин.

- Если я называю слово, где есть звук [ф], то вы хлопаете в ладоши.

- Но если я называю слово, где нет этого звука, то вам нужно присесть.

Слова: телефон, ферма, стол, флаг, шторы, флот, вилка, пакет, асфальт, филин, кружка, книга, фломастеры, фотография, фотоальбом.

Выполняют динамическую паузу.

Хлопнуть: телефон, ферма, флаг, флот, асфальт, филин, фломастеры, фотография, фотоальбом.

Первичное закрепление

4 мин

Усвоение нового способа действий

Словесный.

 -Откройте учебник на стр. 71.

- Прочитаем все вместе слоги, которые нам даны.

- Прочитайте слоги, в которых буква ф обозначает мягкий согласный звук [ ф ]. Объясните.

- Прочитайте слоги, в которых буква ф обозначает твёрдый согласный звук [ ф]. Объясните.

 

- фе, фи, фё

- Слог читается мягко, потому что гласные буквы Е, И, Ё смягчают согласный, который стоит перед ними.

- фу, фы, фа, фо

- Буквы А,У,О,Ы показывают нам, что перед ними стоит твёрдый согласный.

П: работать по предложенному плану;

П: Овладение логическими  действиями  сравнения,  анализа, синтеза,  обобщения,  классификации

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности

Презентация

Учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
4 мин

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

«Жужжащее чтение»

Словесный: беседа

- На вашем рабочем листе есть предложение, прочитайте его.

Фокусник Федя стоял у фонтана.

- Выполним несколько заданий. Прочитайте задние номер 1.

- Подумайте и запишите ответ в нужно месте.

- Прочитайте задание номер 2.

- Что нужно сделать, прежде чем нарисовать схему предложения?

- Хорошо.

- Прочитаем задание номер 3.

- Обменяйтесь работой со своим соседом. Возьмите простой карандаш, будем проверять полученный результат.

Читают.

- Посчитай сколько слов в предложении и обозначь цифрой.

- Сделай схему предложения.

- Внимательно посчитать слова.

- Подчерки в предложении букву, которую мы изучаем сегодня.

Выполняют взаимповерку.

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Презентация

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

3 мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная форма. Словесный: беседа,

Практический метод: работа в парах.

  1. Организует работу с текстом.

Работа в парах.

- У вас на парте лежит карточка. Давайте поработаем с ней.

- Но для начала вспомним правила работы в парах.

- Поиграем в игру «Где звук?». Определите место звука [ф] или[ф’] : фартук, ферма, фанера, фонтан, конфета, фарфор, факир, фокус, фикус.

- Давайте проверим. Возьмите простой карандаш, на экране появятся правильные ответы, если задание выполнили правильно – ставим плюсик.

- Кто выполнил без ошибок?

- У кого возникли ошибки? В каком слове? Исправьте.

- Прочитайте слова на стр. 71 и объясните их значение.

Телеграф – система связи для передачи сообщений на расстоянии при помощи электрических сигналов по проводам или по радио.                          

Ферма – животноводческое подразделение в хозяйстве совхоза или колхоза.  

Фабрика – промышленное предприятие с машинным способом производства (кондитерская, швейная).                                            

Флот – крупное соединение военно-морских судов.    

- Чтение текста стр. 72 (озаглавить).

- Что значит озаглавить текст?

- Давайте придумаем ему название.

Работа со слоговой таблицей.

- Прочитайте слоги, где есть звук  [ф].

- Прочитайте слог, где есть звук [в].

- Один говорит, другой слушает. Работать нужно обоим.

Выполнят самопроверку.

- телефон, ферма, асфальт, фабрика, флаг, флот.

Чтение текста самостоятельно.

Чтение текста по цепочке.

- Дать тексу название.

- «Светофор», «Правила».

- фе, фо, фи, фа, фы, фё.

- ве,во, ви,ва,вы,вё

К: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Презентация

Раздаточный материал

Учебник

Рефлексия деятельности

1 мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Практический метод

  1. Вспоминают тему и цели урока.
  2. Подводят итоги, делают выводы.
  3. Организуют рефлексию деятельности учащихся. 

-О чем мы говорили сегодня с вами на уроке? Вспомните тему урока.

-Какую цель мы с вами ставили?

Достигли ли мы ее?

-Назовите слова в которых есть звук [ф], затем звук [ф'].

-Ребята, сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

- На вашем рабочем листе есть круг. Закрасьте его зеленым цветом, если у вас сегодня все получилось, и закрасьте желтым цветом, если не все задания получилось выполнить.

Тема: «Звуки [ф], [ф'], буква Ф, ф».

Цель: узнать характеристику звука [ф], научиться находить звук  [ф]   в словах, читать слоги и слова с буквой ф.

Оценивают свою работу на уроке.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: построение речевого высказывания

учащимися значения результатов своей деятельности

 Презентация

Раздаточный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .

Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....