«Звуки [ф], [ф'], буква Ф, ф».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тема урока: «Звуки [ф], [ф'], буква Ф, ф».
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представлений у учащихся о звуках [ф], [ф'] и буквами Ф, ф; научить выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слова; создать условия для овладения техникой чтения слов и предложений с изученными буквами.
Задачи урока
Дидактические:
- Познакомить учащихся с произношением звуков [ф], [ф'];
- Научить соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует.
Развивающие:
- Развивать навыки звукобуквенного анализа и зрительное внимание путем составления звуковых схем.
- Развивать память, фонематический слух путем звукового анализа схемы слова.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь через работу в парах.
- Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.
Оборудование: учебник «Азбука» Грецкий В.Г., компьютер, экран, колонки, раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
УМК Школа России | 39.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Дата: 6.02.2024 Школа: 42 Класс: 1 «б» Урок: 3 Время: Кабинет: 207 | учитель: Климова Анжелика Андреевна |
Тема урока: «Звуки [ф], [ф'], буква Ф, ф».
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представлений у учащихся о звуках [ф], [ф'] и буквами Ф, ф; научить выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слова; создать условия для овладения техникой чтения слов и предложений с изученными буквами.
Задачи урока
Дидактические:
- Познакомить учащихся с произношением звуков [ф], [ф'];
- Научить соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует.
Развивающие:
- Развивать навыки звукобуквенного анализа и зрительное внимание путем составления звуковых схем.
- Развивать память, фонематический слух путем звукового анализа схемы слова.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь через работу в парах.
- Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.
Оборудование: учебник «Азбука» Грецкий В.Г., компьютер, экран, колонки, раздаточный материал.
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный метод Психологический настрой Фронтальная форма | 1. Приветствует учащихся, настраивает на работу. -Здравствуйте, ребята! Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. - Проверьте свою готовность к уроку, посмотрите, чтобы все необходимое лежало на краю парты. - Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. | Анализируют учителя, выполняют действия. | Л: мотивация учебной деятельности Р:самоопределение к деятельности; | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация 5 мин | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный метод; беседа Фронтальная форма. |
-Играть любите? -Поиграем в игру «Доскажи предложение». Звуки бывают … При произнесении гласного звука … При произнесении согласного звука … Гласные звуки бывают …. Согласные звуки бывают … Молодцы!
| -да. - гласные и согласные. - воздух во рту не встречает преграду. - воздух во рту встречает преграду. - ударные и безударны. - глухие и звонкие, твердые и мягкие, парные и непарные. | Л: проявлять мотивы к учебной деятельности Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания П: структурирование знаний Л: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью П: подведение под понятие | Презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный метод. Беседа. |
-Ребята. Перед уроком нам передали посылку-шкатулку. Давайте её откроем? В шкатулке предметы( учитель показывает, а дети называют) - На какой звук начинаются все слова? -Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? - Правильно, тема нашего урока -Теперь попробуйте по порядку рассказать всё, что мы должны узнать о новых звуках Узнаем …. Научимся …. | - фонарик, фломастеры, фотография, фотоальбом. (На звук [ф] .) «Звуки [ф], [ф']. Буква «Ф», «ф». - характеристику звука [ф] . - находить звук [ф] в словах, читать слоги и слова с буквой ф. | Метапредметные: Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Л: сформированность мотивации к учению и познанию Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивов | Презентация |
«Открытие» детьми нового знания 18 мин | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | 1.Звуковой анализ слов «фонарь», «филин». Моделирование звукового состава слов. - А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки: Дом - стеклянный пузырек, А живёт в нём огонек Днём он спит, а как проснётся, Ярким пламенем зажжется. (фонарь) (Слайд 4) Когда светло, прячусь в дупло, Ночью летаю, мышей пугаю. (филин) -Произнесите эти два слова и послушайте новый звук. Встречает ли воздух при выходе препятствие? Значит, что мы можем сказать о звуке [ ф] ? -Приложили пальчики к горлышку и … какой мы ещё можем сделать вывод? - Проведем звуковой анализ этих слов. -Разделить слова на слоги и поставить ударение. -Таким образом, повторим, что мы узнали о новом звуке [ ф] ? -Почему в первом слове новый звук слышится твёрдо, а во втором мягко?
-Как вы думаете, в каком ряду на ленте букв будет стоять буква, обозначающая звуки [ ф] и [ф]. А есть ли пара у звука [ф] ? - Значит звук [ф] парный. | - фонарь. - филин. - Встречает. - Он согласный. - Звук [ ф ] – глухой. Два ученика у доски. Составление звуковых схем данных слов. - звук[ ф] - согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким. Делают выводы. - Да , звук [в] | Метапредметные: П: структурирование знания К: умение высказывать и аргументировать свои мысли К: инициативность в общем поиске нового знания Предметные: Уметь: - делать частичный звуко-буквенный разбор слов | Презентация Раздаточный материал | |
Динамическая пауза | 1 мин. | - Если я называю слово, где есть звук [ф], то вы хлопаете в ладоши. - Но если я называю слово, где нет этого звука, то вам нужно присесть. Слова: телефон, ферма, стол, флаг, шторы, флот, вилка, пакет, асфальт, филин, кружка, книга, фломастеры, фотография, фотоальбом. | Выполняют динамическую паузу. Хлопнуть: телефон, ферма, флаг, флот, асфальт, филин, фломастеры, фотография, фотоальбом. | |||
Первичное закрепление 4 мин | Усвоение нового способа действий | Словесный. | -Откройте учебник на стр. 71. - Прочитаем все вместе слоги, которые нам даны. - Прочитайте слоги, в которых буква ф обозначает мягкий согласный звук [ ф ]. Объясните. - Прочитайте слоги, в которых буква ф обозначает твёрдый согласный звук [ ф]. Объясните. |
- фе, фи, фё - Слог читается мягко, потому что гласные буквы Е, И, Ё смягчают согласный, который стоит перед ними. - фу, фы, фа, фо - Буквы А,У,О,Ы показывают нам, что перед ними стоит твёрдый согласный. | П: работать по предложенному плану; П: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности | Презентация Учебник |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | «Жужжащее чтение» Словесный: беседа | - На вашем рабочем листе есть предложение, прочитайте его. Фокусник Федя стоял у фонтана. - Выполним несколько заданий. Прочитайте задние номер 1. - Подумайте и запишите ответ в нужно месте. - Прочитайте задание номер 2. - Что нужно сделать, прежде чем нарисовать схему предложения? - Хорошо. - Прочитаем задание номер 3. - Обменяйтесь работой со своим соседом. Возьмите простой карандаш, будем проверять полученный результат. | Читают. - Посчитай сколько слов в предложении и обозначь цифрой. - Сделай схему предложения. - Внимательно посчитать слова. - Подчерки в предложении букву, которую мы изучаем сегодня. Выполняют взаимповерку. | Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям | Презентация Раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение 3 мин | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная форма. Словесный: беседа, Практический метод: работа в парах. |
Работа в парах. - У вас на парте лежит карточка. Давайте поработаем с ней. - Но для начала вспомним правила работы в парах. - Поиграем в игру «Где звук?». Определите место звука [ф] или[ф’] : фартук, ферма, фанера, фонтан, конфета, фарфор, факир, фокус, фикус. - Давайте проверим. Возьмите простой карандаш, на экране появятся правильные ответы, если задание выполнили правильно – ставим плюсик. - Кто выполнил без ошибок? - У кого возникли ошибки? В каком слове? Исправьте. - Прочитайте слова на стр. 71 и объясните их значение. Телеграф – система связи для передачи сообщений на расстоянии при помощи электрических сигналов по проводам или по радио. Ферма – животноводческое подразделение в хозяйстве совхоза или колхоза. Фабрика – промышленное предприятие с машинным способом производства (кондитерская, швейная). Флот – крупное соединение военно-морских судов. - Чтение текста стр. 72 (озаглавить). - Что значит озаглавить текст? - Давайте придумаем ему название. Работа со слоговой таблицей. - Прочитайте слоги, где есть звук [ф]. - Прочитайте слог, где есть звук [в]. | - Один говорит, другой слушает. Работать нужно обоим. Выполнят самопроверку. - телефон, ферма, асфальт, фабрика, флаг, флот. Чтение текста самостоятельно. Чтение текста по цепочке. - Дать тексу название. - «Светофор», «Правила». - фе, фо, фи, фа, фы, фё. - ве,во, ви,ва,вы,вё | К: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий П: обобщение и структурирование знаний в речи | Презентация Раздаточный материал Учебник |
Рефлексия деятельности 1 мин | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания Практический метод |
-О чем мы говорили сегодня с вами на уроке? Вспомните тему урока. -Какую цель мы с вами ставили? Достигли ли мы ее? -Назовите слова в которых есть звук [ф], затем звук [ф']. -Ребята, сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. - На вашем рабочем листе есть круг. Закрасьте его зеленым цветом, если у вас сегодня все получилось, и закрасьте желтым цветом, если не все задания получилось выполнить. | Тема: «Звуки [ф], [ф'], буква Ф, ф». Цель: узнать характеристику звука [ф], научиться находить звук [ф] в словах, читать слоги и слова с буквой ф. Оценивают свою работу на уроке. | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом К: построение речевого высказывания учащимися значения результатов своей деятельности | Презентация Раздаточный материал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)
Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...
Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...
Учебно- методический комплект на тему:"«Звуки [м] [м’], буквы М, м. Буква и- как показатель мягкости предшествующих согласных звуков»" 1 класс.
конспект+презентация+ наглядности на доску...
Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .
Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....
Технологическая карта урока обучения грамоте, тема: «Звуки [м], [м\']. Буквы М, м. Знакомство с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [м], [м\'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Обучение грамоте (чтение). 1 класс....
Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе. Тема Закрепление по теме «Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к,]. Буквы К, к».
Конспект открытого урока в 1 классе по УМК "Планета Знаний"...