Конспект урока по русскому языку в 2-м классе на тему: «Части речи».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Обобщить знания по теме (умение распознавать части речи, ставить вопросы и использовать их в тексте)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a64bd72a8f8ba7449f9c61282cf47db9.docx | 31.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
«Части речи»
2 класса
Урок русского языка во 2 классе обобщает тему «Части речи». Урок составлен по программе Школа России. В рамках ФГОС на данном уроке планируется достичь следующих результатов:
Личностные:
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные
Познавательные:
- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные:
- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную рефлексию.
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные:
- выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста.
Используемое оборудование:
- учебник: Русский язык. 2 класс, авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, Издательство: Москва “Просвещение”, 2016 г)
- компьютер учителя;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- презентация Smart «Части речи»;
- раздаточные материал, тесты.
При подготовке материала к уроку были использованы следующие возможности ПО SmartNotebook10:
- работа с объектом: выделение, закрепление, группировка, порядок, прозрачность.
- организация навигации.
- Создание темы.
- использование утилиты множественного клонирования.
- анимация объекта.
- слои и фоны.
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Дидактическая задача урока:
контроль за степенью усвоения учебного материала и сформированностью предметных и метапредметных умений.
Цели урока:
обучающие:
- обобщить знания по теме (умение распознавать части речи, ставить вопросы и использовать их в тексте);
развивающие:
- формировать умения анализировать звучащую речь;
- развивать воображение, мышление, речь учащихся;
воспитательные:
- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
- воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью;
- воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.
Педагогические технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности (в том числе игровая технология).
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, игровая, репродуктивная.
Ход урока
1. Организационный момент.
«Лучик солнца я возьму.
И к сердечку положу.
И станет всё вокруг
Добрее и светлее»
- А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2. Актуализация опорных знаний.
Оформление тетрадей.
А) – Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
Минута чистописания.
- Сегодня урок я хочу начать с этого стихотворения:
Ве..на, ве…на! И в…ё ей радо.
Как в забытьи, каком стоишь
И ….лышишь ….вежий запах …..ада
И тёплый запах талых крыш.
- Прочитали? Что вы заметили? (Пропущена буква С)
-Это наверно, потому, что вы иногда пишите её неправильно с другими буквами. Давай вспомним и напишем правильно эту букву.
Сс Сс Сс
со св сы сл яс ас
3.Словарная работа.
Сегодня мы с вами будем путешествовать по стране Речь.
(Маршрутный лист. Карта самооценки)
- На столе лежит листок.
Маршрутом называется.
Он поможет нам в пути
Все задания пройти!
- Познакомимся с оцениванием работы на уроке.
зелёный огонёк – без ошибок
жёлтый огонёк – 1-2 ошибки
красный - 3 ошибки и более
Работа по карточкам. (Карточка № 1)
-Начнём нашу работу с разминки.
-У каждого есть карточка со словарными словами. В них пропущены буквы.
Работа, хорошо, посуда, молоко, собака, машина, корова, платок, пальто.
-Вспомните , впишите нужные буквы.
Один ученик работает у доски.
Работа в парах. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте.
-На экране вы видите правильный вариант. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность написания слов.
Заполните маршрутный лист.
4.Определение темы и задач урока.
Мозговой штурм.
-Разгадайте, какие слова я зашифровала и определите тему сегодняшнего урока.
СЧИТА ЧИЕР
-Части речи. Правильно.
-Какие части речи мы уже с вами знаем?(Ответы детей)
-Но, если мы их уже знаем, зачем снова проводим урок про части речи, как вы думаете?
Учащиеся: Мы вспомним всё, что узнали на уроках. Проверим, хорошо ли мы усвоили эти знания, что знаем хорошо, а что упустили. Умеем ли применять эти знания в работе.
Вот мы сами и сформулировали тему нашего урока.
- Из чего состоит наша речь? (из слов)
- С давних времён существует страна под названием Речь. Она поделена на части, в которых живут слова. Все слова относятся к какой - либо части речи. Каждая из частей имеет своё название. С некоторыми из них вы уже знакомы.
Работа в группах. (Карточка № 2)
1 группа.
Знайте вы теперь отныне-
Есть одно такое имя -
Назову любой предмет
И на все вам дам ответ.
Я – главная часть речи,
Обозначаю все на свете,
Без меня никак нельзя.
Существительным ура!
Правило (Дети)
Задание для 1 группы:
Составьте из слов предложения и запишите их в тетрадь. Подчеркните все имена существительные. Определите число.
Землю, яркое, осветило, солнышко. На, нежные, распустились, деревьях, листочки. Расцвёл, в, душистый, лесу, ландыш. Птиц, наполнили, звонкие, лес, голоса.
1 группа.
Сильно любознательное
Имя прилагательное.
В чём предметов-то секрет?
На вопросы дай ответ:
Он какой? Она какая?
Сильный, добрая, родная.
А оно? Оно смешное,
Тёплое и озорное.
Эти признаки важны,
Речь обогатить должны.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Со мною все слова красивы,
Им краски радуги дарю!!!
Правило.
Задание: Составьте из слов предложения и запишите их. Подчеркните все имена прилагательные. Определите число.
Землю, яркое, осветило, солнышко. На, нежные, распустились, деревьях, листочки. Расцвёл, в, душистый, лесу, ландыш. Птиц, наполнили, звонкие, лес, голоса.
3 группа.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам глагол.
Правило
Задание: Составьте из слов предложения и запишите их. Подчеркните все глаголы. Определите число.
Землю, яркое, осветило, солнышко. На, нежные, распустились, деревьях, листочки. Расцвёл, в, душистый, лесу, ландыш. Птиц, наполнили, звонкие, лес, голоса.
4 группа.
Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый твердо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руки помощи дает.
Им помогает, связи бережет.
И пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно.
Правило
Составьте из слов предложения и запишите их. Подчеркните все предлоги.
Землю, яркое, осветило, солнышко. На, нежные, распустились, деревьях, листочки. Расцвёл, в, душистый, лесу, ландыш. Птиц, наполнили, звонкие, лес, голоса.
Каждая группа выполняет свои задания и обобщает их вслух.
– Расскажите, как вы определяли части речи?
Выявим алгоритм определения частей речи и будем пользоваться им на протяжении урока.
Часть речи Роль в речи Вопрос Член предложения
Заполните маршрутный лист.
Пользуясь нашим алгоритмом, определите какой частью речи является слово СОЛНЦЕ?
5. Динамическая пауза
6. Актуализация.
Фронтальная работа. (Карточка № 3)
Заполните таблицу.
Существительное | Глагол | Прилагательное |
дерево | ||
вишня | ||
девочка | ||
кошка | ||
дом |
Заполните маршрутный лист.
6. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. (Карточка № 4)
Звучит мелодия
– Какое время года изобразил в своем произведении Петр Ильич Чайковский?
–С помощью какой части речи вы можете описать весну? (Прилагательные) весна какая?(ответы детей)
У каждого из вас на столе лежит текст. Прочитайте текст. Какой текст вы прочитали? (Текст-описание). Какую роль сыграли прилаг. в этом тексте? Они украсили, разнообразили текст. Он стал красивее, мы смогли представить себе весну……
В выделенных предложениях подчеркните главные и второстепенные члены предложения, с которыми вы знакомы.
Пришла Весна
Пришла Весна. Взяла Весна тонкие мягкие кисточки и начала рисовать.
На широкой лесной поляне вывела большую весеннюю лужу. А вокруг неё рассыпала первые цветы – подснежники. Всё ожило. У Весны есть свои краски, которые она подарила природе. Своим любимым цветом Весна раскрасила молодую травку. Зелёной дымкой она покрыла сад, а яблоньке подарила белое платьице. Почуяв тепло, прилетели к нам птицы. Не забыла Весна и жёлтую краску. Она разбросала по зелёному полю жёлтые огоньки. Это весенние цветы. Яркое солнышко прогрело землю.
Какое прекрасное настроение весной!
А теперь посмотрите на экран. Сверьте выполненное задание.
Заполните маршрутный лист.
10.Подведение итогов.
Что интересного узнали на уроке?
Какая работа на уроке вам понравилась?
Что мы должны помнить о частях речи? (возвращаемся к кластеру)
– Что было самым трудным?
Подсчёт баллов. Выставление оценок.
-В оценочном листе подсчитайте заработанные баллы.
4 зеленых огонька – «5»
3 зеленых огонька – «4»
2 зеленых огонька – «3»
-Согласно бальной таблице, поставьте себе оценку.
Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зеленый квадрат
Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – желтый квадрат
Если не разобрались, было не очень интересно – красный квадрат
Спасибо за старание!
Ведь главное – желание!
А навык и умение
Мы приобретем!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: "Изменение и правописание частей речи"
Конспект подходит для проведения уроков русского языка в 4 классе....
Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)
Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...
Конспект урока по русскому языку Жизнь корня в составе слов разных частей речи.
Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что родственные слова могут отно...
Конспект урока по русскому языку "Характеристика предложения и разбор слова как часть речи" 4 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Данный урок будет полезен учителям начальных классов....
Конспект урока по русскому языку «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»
В ходе данного урока мы сможем показать детям, что родственные слова могут относиться к разным частям речи....
Открытый урок по русскому языку в 4-м классе по теме: « Части речи» (Урок систематизации и обобщения знаний).
Урок систематизации и обобщения знаний по разделу "Части речи"....
Конспект урока по русскому языку «Жизнь корня в составе слов разных частей речи» 3 класс УМК «ПНШ»
Цели деятельности учителя: Создать условия по обобщению учебного материала, обеспечить понимание обучающимися, что родственные слова могут относиться к разным частям речи.Задачи урокаДидактическ...