Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Предложения с однородными членами».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Создание условий на уроке для проявления познавательной активности для учащихся в совершенствовании знаний об однородных членах предложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_predlozheniya_s_odnorodnymi_chlenami.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Тема: «Предложения с однородными членами».
Тип урока;
Цель урока: | создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся в совершенствовании знаний об однородных членах предложения. |
Задачи урока: |
|
Планируемый результат | ||||
Личностные умения - проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; - проявление творческого отношения к процессу обучения. | Метапредметные умения Познавательные: - умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию; - умение вести наблюдение; - умение прогнозировать ситуацию. Регулятивные: - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; - умение соотносить учебные действия с известными правилами; - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные: - умение формулировать высказывание; - умение согласовывать позиции и находить общее решение; - умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата. | Предметные умения - умение находить однородные члены предложения; -умение объяснять условия постановки знаков препинания при однородных членах предложения; - умение составлять кластер по теме и делать вывод; -умение работать с электронным тестом . | ||
Организация образовательного пространства | ||||
Тема урока | Ресурсы | Форма работы | ||
Предложения с однородными членами | Мультимедийный проектор ; презентация; разработка урока, созданная в программе MimioStudio (интерактивная доска). | фронтальная - индивидуальная – в группе - | ||
I этап. Вызов | ||||
Цели деятельности | Планируемый результат | |||
-активизировать имеющиеся знания, связанные с однородными членами предложения, - мотивировать обучающихся к изучению темы, - определить проблемные вопросы урока; | 1. Организационная часть урока. Слайд-1 Наш урок начинается. Новый день продолжается. Солнышко проснулось. Нам всем улыбнулось. Посмотрели все в окошко. До весны ещё немножко. Будем мы работать дружно. Знаний набираться нужно. О каком времени говориться в стихотворение? О весне? И слова сегодня у нас весенние усложним нашу работу. Слайд 2.Записали число, классная работа. #1057;ловарно-орфографическая работа: На доска слова: Слайд 3 осветило, лучиками,солнце, полянку,заиграло, реки, на глади. Объясните буквы на месте пропусков. ( Дети объясняют какие буквы должны вставить). - Можно ли все эти слова собрать в одно предложение? Запишите предложение. Солнце осветило полянку, заиграло лучиками на глади реки.Слайд 4 Без чего не бывает предложение? Без главных членов предложений Давайте выполним синтаксический разбор. -Что вы заметили? -Вы встречались с таким явлением в предложениях? - А что вы уже знаете о предложениях? 3. Работа по учебнику на стр 64 . Учащиеся читают правило. Работа с толковым словарём, что за слово «однородные» . Ребята,ещё в древние времена люди говорили о том, как важно быть грамотным. А что же происходит в наши дни? Современный мир нельзя представить без компьютерных технологий. Мы часто общаемся друг с другом при помощи СМС и интернета. Так ли важно быть грамотным, соблюдать правила орфографии и пунктуации? Как вы считаете? Давайте разберём эту ситуацию на конкретном примере из жизни. У нас наступает весна. Дети часто болеют. И девочка Аня у нас заболела. Она написала письмо Ване на электронную почту с просьбой написать, кто из одноклассников в её команде. Ваня присылает ей ответ: « в группу записались Света Катя Вася, Женя Толик Наташа записались во вторую группу». - Вы смогли понять, кто в какой группе? Прочитать стихотворение. -Почему? -Какие правила не соблюдал Ваня. -Запомните: правила пунктуации надо соблюдать, что бы наша речь была понятной, правильной, красивой. Первый вариант запишет первое предложение. Второй вариант запишет второе предложение. Проверяем . На интерактивной доске ученики видят следующую запись: В первую группу записались Света, Катя, Вася. Женя,Толик, Наташа записались во вторую группу. #1060;изминутка. Слайд 5. Буратино потянулся. Раз-нагнулся Два-нагнулся Три- нагнулся Руки в сторону развёл. Ключик видно не нашёл. Чтобы ключик нам достать. Надо на носочки встать. Какие действия выполняли мы вместе с Буратино. ( Это однородные сказуемые,они отвечают на один и тот же вопрос и обозначает действия) #1057;лайд 6. Какие члены предложения могут быть однородными? Рабочий разложил перед собой рубанки, молотки, ножи, гвозди. Зелёные,красные,синие,жёлтые шарики поднимались высоко в небе. Ребята в группе чётко, быстро, слаженно, аккуратно выполнили задание. 6. Деление на группы: Каждая группа получают задания по карточке. И в каждом предложение находят однородные члены предложения. С каждой группы ученик объясняет задание, выходят к доске и пишут предложение. 7. Физминутка на внимание.
На клумбе растут цветы. На клумбе растут астры и розы. Над полем кружатся бабочки. Над полем кружатся бабочки, стрекозы и шмели. Летом солнце светит и греет. Синквейн к слову урок. Весёлый, познавательный. Изучали,находили,определяли. Мы узнали об однородных членах предложения. Знания. На следующем уроке мы продолжим работать по теме «Однородные члены предложения», узнаем об обобщающих словах при однородных членах. - В той атмосфере, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке каждый из вас, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались. Красная – все понравилось, все понятно! Синяя – остались еще вопросы по теме… Зеленая – мне показалась данная тема очень трудной, я бы хотел еще раз разобраться в ней. – закрасьте кружок в тот цвет, который соответствует характеристике вашей работы на уроке. Оценки за урок «Теоретики» и «Практики» (слова поделены на части «Те-орет-ики» и «Прак-тики» - учащиеся вытягивают листочек и отыскивают участников своей группы) Водная часть урока- «вызов». На интерактивной доске ученики видят следующую запись: Кто грамоте горазд, как без свечки в потёмках. Грамоте учиться – тому не пропасть. Без грамоты — всегда пригодится. (Интерактивная доска. Лист 1.)
Ученики при помощи интерактивной доски собирают части предложений. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Грамоте учиться – всегда пригодится. Без грамоты — как без свечки в потёмках.
Для мотивирования учащихся используется следующая проблемная ситуация: Ребята, еще в древние времена люди говорили о том, как важно быть грамотным. А что же происходит в наши дни? Современный мир нельзя представить компьютерных технологий. Мы часто общаемся друг с другом при помощи СМС и интернета. Так ли важно быть грамотным, соблюдать правила орфографии и пунктуации? Как вы считаете? Давайте разберем эту ситуацию на конкретном примере из жизни: (Интерактивная доска. Лист 2.) Ребята в классе разбились на группы для выполнения совместного проекта. Аня болела. Она написала письмо Ване на электронную почту с просьбой написать, кто из одноклассников в ее команде . Ваня присылает ей ответ: «в группу записались Алёна Таисия Алиса Алексей Невзоров Алексей Шишин записались во вторую группу» Вы смогли понять, кто в какой группе? - Почему? - Какие правила не соблюдал Ваня? - А вы попадали в такие ситуации? - Запомните: правила пунктуации надо соблюдать, чтобы наша речь была понятной, правильной, красивой. - Давайте исправим пунктуационные ошибки. Запишем предложения. Первая группа запишет первое предложение, а вторая – второе. Я помогу вам интонацией. (Учитель читает) - Проверим по эталону. Если вы справились с заданием, поставьте + на полях. - А что мы можем сказать об этих предложениях? Задание. -Как вы думаете, какова тема нашего урока? ( «Однородные члены предложения» ) В ходе изучения темы необходимо ответить на несколько вопросов: - Когда и какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения? - Когда между однородными членами предложения знаки препинания не ставятся? Эти вопросы будут для вас главными на уроке. В конце урока мы должны будем на них ответить. (Отсроченная догадка) -Что вы знаете об однородных членах предложения? (все высказывания обучающихся фиксируются на доске без комментариев и оценки правильности) | Личностный: - проявление интереса к поставленной проблеме Предметный: - знание основных изученных понятий по теме «Члены предложения»; -умение объяснить данные понятия Коммуникативный: -умение работать с информацией на опережение; Регулятивный - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью. Предметный: - знание основных понятий по теме «Однородные члены предложения»; -умение объяснить данные понятия Коммуникативный: -умение анализировать и обсуждать услышанное или прочитанное; Коммуникативный -обмен мнениями о новой информации Мотивационный -побуждение к дальнейшему расширению информационного поля Оценочный -соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса | ||
II этап. Осмысление содержания | ||||
Цели деятельности | Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | Планируемый результат | ||
Познакомиться с новой информацией, сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом, учиться делать взаимопроверку по эталону. | Задание 1 «Теоретикам» (П) Прочитайте статью «Однородные члены предложения», составьте кластер по определению, подготовьте рассказ об однородных членах предложения. (Используя материалы в учебнике с. 67). Приложение #1050;ластер Задание 1 «Практикам» (П) Изучить материал по теме «Постановка знаков препинания при однородных членах предложения» на странице 67 учебника. Составьте схемы по постановке знаков препинания при однородных членах предложения . Приложение 1. Правила расстановки запятых при однородных членах. Представление группами промежуточных результатов работы используя интерактивную доску (составление и комментирование кластера и схем предложений). Внесение дополнений в свои работы результатов другой группы (Экспертиза работы). (Интерактивная доска. Лист 3. Лист 4.) Обобщение полученных знаний (на материале упр. 102, с. 67 в учебнике). (Интерактивная доска. Лист 5.) Упражнение выполняется при помощи интерактивной доски. Предложения записаны на доске. Задача «Практиков» - найти в предложениях однородные члены. Задача «Теоретиков» - правильно расставить знаки препинания. Задание 2 «Теоретикам» и «Практикам» (У) упр. 104, стр. 68 – записать предложения, расставляя запятые на месте пропусков, объяснить постановку знаков препинания. Составить схемы предложений. Взаимопроверка. - Обменяйтесь тетрадями в группах, проверьте работу по эталону, поставьте оценку соответственно критериям. Задание 3. (З) Контроль проделанной работы (тест по теме «Однородные члены предложения) Приложение 2. | Регулятивный - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью. Предметный: - знание основных понятий по теме «Однородные члены предложения»; -умение объяснить данные понятия Коммуникативный: -умение анализировать и обсуждать услышанное или прочитанное; | ||
Цели деятельности | III этап. Рефлексия | Планируемый результат | ||
Научиться соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат своей деятельности; - оценивать результат учебной деятельности | Ответы на проблемные вопросы. (Отсроченная догадка) - Когда и какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения? -Соотнесите свои «новые» знания с вашими высказываниями, записанными на доске в начале урока. - На следующем уроке мы продолжим работать по теме «Однородный члены предложения», узнаем об обобщающих словах при однородных членах. - В той атмосфере, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке каждый из вас, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались. На доске вы видите схемы предложений с однородными членами (Интерактивная доска. Лист 6.) Красная – все понравилось, все понятно! Синяя – остались еще вопросы по теме… Зеленая – мне показалась данная тема очень трудной, я бы хотел еще раз разобраться в ней. – закрасьте кружок в тот цвет, который соответствует характеристике вашей работы на уроке. | Коммуникативный -обмен мнениями о новой информации Мотивационный -побуждение к дальнейшему расширению информационного поля Оценочный -соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса | ||
Домашнее задание | ||||
В рабочей тетради с. 45, упр. 68. |
Приложение 1.
Однородные члены предложения.
Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения.
Однородные члены чаще всего выражаются словами одной части речи, но не всегда. В предложении может быть не один ряд однородных членов, а два и больше.
Однородные члены связываются с помощью сочинительных союзов и перечислительной интонации или только при помощи такой интонации.
При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные. Обобщающие слова стоят или перед однородными членами, или после них.
Кластер.
Запятые между однородными членами.
#1052;ежду однородными членами при отсутствии союзов ставятся запятые.
В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются. (С. Аскаков)
Схема:
#1047;апятая между однородными членами ставится, если они соединены противительными союзами а, но.
Мячик был не голубой, а красный.
Мальчик ответил на уроке хорошо, но допустил несколько ошибок при написании слов.
Схема:
#1047;апятая между однородными членами ставится, если они соединены повторяющимся соединительным союзом и
Ночь была и морозная, и звездная, и ясная.
Схема:
#1047;апятая ставится между группами однородных членов, соединенных союзами попарно:
На прилавке лежали кучками яблоки и груши, вишни и сливы, смородина и черника.
Схема:
#1047;апятая между однородными членами не ставится, если они соединены неповторяющимся союзом И .
Книга была интересной и поучительной.
Схема:
Приложение 2.
ТЕСТ «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».
#1063;лены предложения называются однородными, если …
- отвечают на один и тот же вопрос;
- относятся к одному и тому же члену предложения.
- состоят из одних и тех же частей речи;
- пишутся с одной и той же орфограммой.
- Как связаны между собой однородные члены предложения?
- Интонацией перечисления;
- Союзами;
- Предлогами.
- Выбери союзы.
- и 2) из 3) а 4) на 5) но 6) над
- В каком случае между однородными членами предложения ставится запятая?
- Если однородные члены связаны интонацией перечисления;
- Если однородные члены связаны союзами а, но;
- Если однородные члены связаны союзом и;
- В каком случае между однородными членами предложения не ставится запятая?
- Если однородные члены связаны союзами а, но;
- Если однородные члены связаны союзом и;
- Перед какими союзами между однородными членами всегда ставится запятая?
- а 2) но 3) и
7. В каких предложениях между однородными членами нужно поставить запятые? Поставь их.
1) Издавна дружат люди с березой хранят любовь к этому замечательному дереву. 2) Береза любит свет и простор не боится лютых морозов и весенних заморозков. 3) Растет наша белоствольная красавица быстро. 4) С удовольствием пьют березовый сок не только люди но и животные. 5) Лакомятся живительной влагой синицы зяблики малиновки. 6) Любят сладкие березовые слезы медведь глухарь муравьи бабочки. 7) В состав «эликсира здоровья» входят фруктовый сахар яблочная кислота витамины и другие полезные для человека вещества. (Л. Сонин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по русскому языку по теме "Предложения с однородными членами" - 4 класс
Цель проверочной работы по русскому языку по теме "Предложения с однородными членами" для 4 класса - проверка предметных знаний по теме "Однородные члены предложения"...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Независимые и зависимые члены словосочетания" 4 класс
Цели деятельности учителя: Формирование новых понятий о независимых и зависимых членах словосочетаний (подлежащие сказуемое; определение, обстоятельство, дополнение). Планируемые результаты.Предметные...
Проверочная работа по русскому языку по теме:"Предложения с однородными членами"
Проверочная работа по русскому языку по теме:"Предложения с однородными членами" ...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения".
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения....
Технологическая карта урока по русскому языку УМК Перспектива 4 класс "Главные члены предложения. Подлежащее".
Технологическая карта и презентация урока по русскому языку по теме: "Главные члены предложения. Подлежащее".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формировани...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Предложения с однородными членами»
Цель урока: формирование представления о языке об однородных членах предложения, умения находить, определять и ставить знаки препинания между однородными членами предложения.Задачи урока:Дидактические...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Предложения с однородными членами»
Цель урока: формирование представления о языке об однородных членах предложения, умения находить, определять и ставить знаки препинания между однородными членами предложения.Задачи урока:Дидактические...