Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме "Глагол как часть речи" УМК "Школа России".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Данный урок относится к типу "Актуализация имеющихся знаний и умений". Урок включает в себя работу учащихся по карточкам, работу с толковым словарём С.И. Ожегова, выполнение упражнений по учебнику, работу в парах, самооценку на каждом этапе урока и рефлексию в конце урока. Цель урока: вспомнить ранее имеющиеся знания о глаголе и подготовиться к усвоению новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Рогачёвская средняя общеобразовательная школа

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата проведения 12 марта 2024г.

Предмет: русский язык                          

Класс: 4

УМК: «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,  «Русский язык. 4 класс»

Учитель: Струкова Светлана Юрьевна.

Тема урока: «Глагол как часть речи».                                                                

Тип урока

Актуализация знаний и умений.

Педагогические задачи

Создать условия для формирования представлений о роли глаголов в речи; совершенствовать умение называть глаголы, передающие звуки; способствовать развитию навыка указывать грамматические признаки глагола; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируе

мые предметные результаты

Научатся указывать роль глаголов в речи; называть глаголы, передающие звуки; объяснять изученные орфограммы; определять число глаголов; выполнять звуко-буквенный разбор слова; определять тип текста; подбирать заголовок к тексту.

Метапредметные УУД

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

Ресурсы урока

Учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

                                                                                         Ход урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Организационный момент. Мотивация познавательной деятельности.

Педагог проверяет собранность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует обучающихся.

– Проверим готовность к уроку.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем!

Прочитайте пословицу:

Где труд, там и радость.

-Как вы понимаете смысл пословицы? (любой труд должен приносить радость).

-Пусть эта пословица станет девизом нашего урока, и надеюсь наша работа принесёт вам радость.

Определение самоорганизации («Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»).

2.Актуализация знаний.

3.Постановка учебной задачи.

На ваших столах лежат карточки с текстом. Прочитайте его.

Весна. Солнышко. Снег. Ручейки. Деревья. Птицы.

-Что вы можете сказать о тексте.

-Из каких частей речи он состоит?

-Как вы думаете, имеет ли картина, изображённая в тексте, какое-то движение, жизнь?

-Правильно, изображаемый мир кажется застывшим, неподвижным. Измените текст так, чтобы картинка ожила, зазвучала.

Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

   Последний снег сходит (с) п.лей. Звенят (по)оврагам ручейки. Л.мают зимний лёд реки. В.сной ож.вает з.мля. (На) д.рев.ях набухли клейкие поч…ки. Появились первые цв.ты. Птицы рады солнцу. 

С помощью какой части речи вам удалось оживить эту картинку?

Сформулируйте тему урока.

Работают с информацией.

Работают в парах. Составляют текст с помощью опорных слов.

Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Записывают текст, обосновывают правильность выбора необходимых слов.

(Коллективная проверка. Самооценка)

Анализируют, формулируют выводы. Сравнивают, высказывают предположения.

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

.

3.Проверка домашнего задания.

-Послушайте стихотворение и догадайтесь, о какой части речи в нём говорится.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет

Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам …(глагол)

А что вы знаете о глаголе?

 

Прослушивание знакомой информации по диску.

Ребята, дома вам нужно было найти информацию о значении слова «глагол» и однокоренных слов.

Из словаря С.И. Ожегова:

Глагол — 1. В грамматике: часть речи, обозначающая действие или состояние и изменяющаяся по временам

2. Речь, слово (старинное слово)

Глаголать — говорить, высказывать.

Глаголица — древнейшая славянская азбука.

Глаголь — старинное название буквы «г».

Из толкового словаря В. Даля:

Глагол — слово, речь, выражение; словесная речь человека.

Глаголать — говорить, сказывать.

Из учебника «Русский язык»- 3 кл.

Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глаголица — одна из первых славянских азбук.

Учащиеся слушают стихотворение, вставляют пропущенное слово, доказывают свою точку зрения.

Рассказывают о глаголе.

Учащиеся делятся найденной информацией.

4. Работа по теме урока.

Упр 139. Выписать глаголы.

- На какие две группы можно разделить эти глаголы?

-Выполните грамматические разборы, указанные в упражнении.

 

О каком времени года говорится в стихотворении? Назовите приметы весны.

Как определить глагол в предложении? (По вопросу)

Выписывают глаголы, выполняют разборы (У доски и в тетрадях) Проверка

Физкультминут-

ка

Предлагает выполнить.

Выполняют движения.

Предлагает выполнить задание в учебнике упр. 140.

Прочитай глаголы, вставь каждый глагол в тематическую группу.

Мяукать, радоваться, бежать, идти, грустить, работать, спросить, ехать, рассказывать, думать, лететь, жужжать, размышлять, строить, говорить, рисовать.

По цепочке выходят к доске и распределяют слова в тематические группы. (Работа с заданиями на диске). Записывают в тетрадь глаголы, обозначающие движение. Оценивают свою работу.

  - Выполним упр.141(Работа в парах).

- Каким членом предложения является глагол?

-Какие глаголы являются омонимами?

Выполняют упражнение в парах, обсуждают лексическое значение глагола, делают вывод. Оценивают свою работу.

5.Закрепление изученного материала.

Предлагает обсудить вопрос: «Можем ли мы обойтись без этой части речи?»

Вывод: глагол – это самостоятельная часть речи, обозначают действие предметов и отвечают на вопросы: …В предложении являются сказуемыми. Подчеркиваем двумя чертами.

Упр. 143, стр. 69

Предлагает прочитать предложения и ответить на вопрос: «Что интересного заметили?»

- По каким признакам можно различить части речи?

- Выполните письменные задания к упражнению.

- Назовите глаголы, которые вы подчеркнули. Докажите, что это глаголы.

В предложении есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение и относятся к разным частям речи.

По вопросам и лексическому значению.

1) от мыла – отмыла

2) к попугаю – попугаю

3) не зная правил – правил

4) свети, светило – светило

5) без белил – белил

Самооценка деятельности.

Упр. 144.

– Прочитайте. Озаглавьте текст.

– Определите тип текста. Какова в нем роль глаголов? Назовите глаголы, передающие звуки.

– Спишите. Подчеркните в словах изученные орфограммы

Списывают. Подчеркивают в словах изученные орфограммы.

6.Подведение итогов урока..

Предлагает выполнить задания на карточке.

Прочитайте. Подчеркните глаголы (Самостоятельно). Затем проверяем коллективно.

Вот и солнце встаёт,

Из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Читают, подчёркивают глаголы. Заполняют памятку-подсказку.

Памятка — подсказка       

Часть речи

Обозначает

Вопросы

Изменяется

В предложении

7. Рефлексия.

- Что мы повторили сегодня на уроке?

- Какое задание было интересно выполнять?

- Расскажите при помощи глаголов, чем вы занимались на уроке?

Высказывают своё мнение, оценивают свою работу, записывают домашнее задание (упр. 142, стр. 69)

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

 На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок для меня показался

За урок я

Мое настроение

Материал урока мне был


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".

Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Самостоятельные и служебные части речи."

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Самостоятельные и служебные части речи."...

Технологическая карта урока по русскому языку 1 класс. «Школа России» Тема: Письмо прописной буквы Т.

Цели:  Знакомство с написанием буквы Т,  слов с  буквой Т Задачи: ·   учить писать букву Т, развивать графические навыки;·  развивать словарный запас учащих...

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему: " Местоимение как часть речи". Школа России

Развивать у учащихся умения определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных....

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс "Местоимение как часть речи".

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс "Местоимение как часть речи"....

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс "Имя прилагательное как часть речи".

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделе...

Технологическая карта урока по русскому языку. 3 класс. Школа России. Части речи

Технологическая карта урока по теме "Части речи", повторение....