РУССКИЙ ЯЗЫК. Суффикс. Значение суффиксов в слове.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

 
РУССКИЙ ЯЗЫК. Суффикс. Значение суффиксов в слове.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_suffiks_1.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК.

Урок № 45. Суффикс. Значение суффиксов в слове.

Цель: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

  1. Минутка чистописания

- Пропишите слово лебедь.

- Подберите к нему однокоренные слова. (Лебёдушка, лебединая)

- Какими являются эти слова по отношению друг к другу? (Однокоренными.)

- Выделите корень.

- Кто знает, как называется часть слова, стоящая поле корня, с помощью которой мы образовали однокоренные слова? (Суффикс.)

- Что такое суффикс? (Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.)

- Как найти в слове суффикс? (Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.)

IV. Самоопределение к деятельности

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмешкой, -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим.

Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно - было образовывать слова.

В тетради было написано: «Маленький дом».

«Домик», — писал -ик-.

«Большой дом».

«Домище», — писал -ищ-.

«Старый, дряхлый дом».

«Домишко», — писал -ишк-.

Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.

В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.

Дома их всех ждал вкусный торт.

— Тортик! — закричал -ик-.

Тортишко, — усмехнулся -ишк-.

— Тортище, — сказал -ищ-.

Тортилыцик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.

—  Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

- Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом — домик — домишко — домина; брат — браток — братец — братишка. Одни звучат ласково, другие — пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других — отрицательная (деваха, старикан, старикашка).

Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда говорят о мужском роде.

Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду.

Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- -ер  указывают на профессию, -ищ— суффикс места.

Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (баранина, свинина, телятина).

- Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать. С какими суффиксами мы познакомились?

Работа по учебнику

Упр. 168 (с. 91).

(Фронтальная работа у доски по цепочке.)

—  Какое значение словам придают эти суффиксы?

Упр. 169 (с. 91).

—  Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.

—  Прочитайте суффиксы в рамочке.

—  Найдите данные суффиксы в словах.

—  Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей породу их занятий.)

—  Какого суффикса нет словах? (-тель-.)

—  Назовите слова с таким суффиксом.

—  Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

Упр. 170 (с. 92).

—  Прочитайте.

—  Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.

—  Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

—  Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по карточкам

VIII. Рефлексия

Игра «Хитрые вопросы»

—  Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс -ик-.)

—  Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак-.)

—  Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Суффикс -ист-.)

—  Какие значения могут придавать суффиксы словам? Приведите примеры.

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  Что общего между суффиксом и приставкой?

Домашнее задание: с. 94 упр. 176, упр. 177

Дополнительный материал

Суффикс -ёр-

Жил-был суффикс -ер-. Работал он в театре и был мастером на все руки, несколько профессий имел.

Когда -ёр- надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.

И актёр из него превосходный получился, и гримёр. Нужен суфлёр — зовут суффикс -ёр-, дублёр понадобился - а -ёр- уже тут как тут.

Был он и билетёром, да только пропускал в театр всех детей. Хотели его больше на место билетёра не пускать, но куда там: какой же билетёр без суффикса -ёр-

А как назывался бы мастер -ёр-, если бы он занимался боксом, выезжал на гастроли, чинил лифты, ловил «зайцев» в автобусе?

Ф.И. ____________________________

1. Впиши пропущенные слова:

Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для ________________________________.

2. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - чик, - ик, - ок, - ышк-, -к-, - инк-.

Берёза - ______________, стакан - ________________, ягода - _______________, трава - ___________,

погода - _____________, ветер - _____________, город - _______________, гнездо - _______________, карандаш - ______________, морковь - _____________, дождь - _____________, зерно - ___________.

_______________________________________________________________________________________

Ф.И. ____________________________

1. Впиши пропущенные слова:

Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для __________________________________.

2. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - чик, - ик, - ок, - ышк-, -к-, - инк-.

Берёза - ______________, стакан - ________________, ягода - _______________, трава - ___________,

погода - _____________, ветер - _____________, город - _______________, гнездо - _______________, карандаш - ______________, морковь - _____________, дождь - _____________, зерно - ___________.

_______________________________________________________________________________________

Ф.И. ____________________________

1. Впиши пропущенные слова:

Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для _________________________________.

2. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - чик, - ик, - ок, - ышк-, -к-, - инк-.

Берёза - ______________, стакан - ________________, ягода - _______________, трава - ___________,

погода - _____________, ветер - _____________, город - _______________, гнездо - _______________, карандаш - ______________, морковь - _____________, дождь - _____________, зерно - ___________.

_______________________________________________________________________________________

Ф.И. ____________________________

1. Впиши пропущенные слова:

Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для _____________________________________.

2. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - чик, - ик, - ок, - ышк-, -к-, - инк-.

Берёза - ______________, стакан - ________________, ягода - _______________, трава - ___________,

погода - _____________, ветер - _____________, город - _______________, гнездо - _______________, карандаш - ______________, морковь - _____________, дождь - _____________, зерно - ___________.

_______________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка "Суффикс. Образование новых слов"

презентация к уроку русского языка "Суффикс. Образование новых слов." 2 класс. УМК  "Начальная школа 21 век"...

Интегрированный урок по русскому языку «Суффиксы. Знакомство с суффиксом –ищ-"

Комбинированный урок по русскому языку, на котором происходит знакомство с суффиксом -ищ, продолжалось повторение и закрепление  раннее изученных суффиксов во 2 классе....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Группировка слов по значению суффиксов, умение определять значение суффиксов в словах.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Группировка слов по значению суффиксов, умение определять значение суффиксов в словах....

Конспект урока русского языка «Суффикс. Образование новых слов при помощи суффиксов» .2 класс

Тип урока: изучение нового материалаЦель: дать представление о суффиксе, как значимой части слова.Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять в слове суффикс; определять значение, которое суффи...

урок русского языка "Суффиксы и их значения"

Урок составлен в соответствии с ФГОС НОО 3 класс "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка "Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия о суффиксах с уменьшительно-ласкательным значением, умения обозначать суффиксы на письме.Задачи урока Дидактические: 1)...