урок русского языка "Суффиксы и их значения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок составлен в соответствии с ФГОС НОО 3 класс "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа-интернат № 1 имени К. К. Грота

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Предмет: русский язык

Класс: 3б

Учитель: Гуревич И.М.

Тема: Суффиксы и их значения.

Программа "Школа России".

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: учебник по русскому языку 3 класс Т.Г. Рамзаевой, карточки с заданиями, электронная доска.

Мультимедийное обеспечение: презентация, созданная в программе Smart Notebook

Цель урока: познакомить со значениями суффиксов.

Коррекционная составляющая урока:

  • развивать прослеживающую функцию глаза, зрительное восприятие и зрительную память;
  • развивать мелкую моторику,
  • развивать ориентировку в малом пространстве,
  • пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас,
  • развивать диалогическую и монологическую речь;
  • коррекция и развитие связной письменной речи;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать функции фонематического анализа через звуко-буквенный анализ слова;
  • формировать навыки самоконтроля;
  • развивать быструю переключаемость внимания;
  • развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей).

Планируемые результаты:

предметные:

  обобщить и систематизировать знания о словообразовательной роли суффикса в русском языке;

  формировать умение образовывать слова с помощью суффиксов, выполнять разбор слов по составу;

метапредметные:

  • научиться выделять существенную информацию из читаемого текста;
  •  учиться строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателям.
  •  учиться делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

личностные:

  • учиться владеть диалоговой формой речи;
  • учиться учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
  • учиться договариваться и приходить к общему решению.

Сценарий урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент.

- Проверьте свою готовность к уроку. Перечислите, что должно лежать на парте.

- Сели ровно, проверили свою осанку.

- Начинаем урок русского языка.

- Дневник, тетрадь, подставка для учебника, учебник «Русского языка», ручки с черной и зеленой пастой, линейка, простой карандаш.

  1. Актуализация знаний.

1) Повторение изученного материала

– Назовите тему, которую мы изучаем?
– Что вы должны знать по данной теме?


– Что вы должны уметь?

2)

-  Отгадайте загадку:

Я хороший, я пригожий,
Я на кактус чуть похожий.
Я фырчу, меня не трож,
Уколю тебя. Я - … (ЁЖ)

- Откройте тетрадь, найдите первую рабочую строку и запишите отгадку в тетрадь.

- Какая орфограмма на конце слова ЁЖ?

- Как проверить парную согласную на конце слова?

- Запишите отгадку в тетрадь. Давайте подберём и запишем ещё несколько однокоренных слов.

Запись на обычной доске:

ёжИК, ежОВый, ежАТа, ежИХа.

- Что объединяет эти слова? Какие слова вы записали?

- Докажите.

- Как образовались родственные слова, при помощи какой части слова?

- Состав слова.

- Из каких частей состоит слово. Что такое корень, приставка, суффикс и окончание.

- Выполнять разбор слова по составу.

- Ёж.

(Дети выполняют задание в тетради)

- Парная согласная.

- Надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная: ЕЖИ.

Дети выполняют задание.

ёжИК, ежОВый, ежАТа, ежИХа

- Это однокоренные слова (или родственные).

- Однокоренные слова – это слова с общим (одинаковым) корнем, в котором содержится его основное значение.

- При помощи суффиксов.

3. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности.

- Как вы думаете, какова тема урока?

- Что мы знаем по этой теме?

- Чего не знаем, не понимаем?

- Какую цель себе поставим?

- Для чего мы изучаем эту тему?

- Что вы сможете сделать, решив эту проблему?

- Где будем искать информацию?

- Тема урока: Суффиксы и их значения.

- Знаем, что такое суффикс. Знаем, где он находится и для чего служит.

- Я не знаю, какие значения придают суффиксы словам.

 

- Выяснить, какое значение придают суффиксы словам, находить и выделять суффиксы.

- Чтобы правильно разбирать слово по составу и образовывать новые слова.

- Грамотно писать и говорить.

- В учебнике.

  1. Планирование деятельности.

- Что мы запланируем, чтобы добиться тех целей, что мы поставили?

1.Повторим, что такое суффикс, где он находится, для чего служит, и как мы его выделяем.

2. Будем работать с учебником,   выполнять тренировочные упражнения.

4. Работать в парах.

5. Работать в группах.

6. Контролировать себя и товарища.

5.Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

- Начнём по порядку:

что такое суффикс?

Где стоит суффикс?

Для чего служит? ( правило)

 Как выделяем? Покажите руками.

Выделите суффикс в словах, которые мы  записали.

Проверяем, Василиса, прочитай.

- Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

- Выделяем уголком. (Показывают руками)

ёжИК, ежОВый, ежАТа, ежИХа.

6.Изучение нового материала.

Работа с учебником.

- Откройте учебник на с.69, найдите упр.152.

Читаем задание.

Проверяем. Какие суффиксы выделили?

Какое значение придают эти суффиксы словам?

- Уменьшительно-ласкательное значение.

7.Первичное закрепление в знакомой ситуации.

РАБОТА В ПАРАХ

А сейчас предлагаю ребятам повернуться друг к другу и ласково назвать по именам:

Полиночка – Настенька

Димочка – Сонечка

Тамерланчик – Алисочка (Алисонька)

Василисочка (Василисонька) – Славочка

Ярославчик - Антошенька

- Запишите в тетради ласковое имя своего соседа, выделите суффикс.

- Какие суффиксы вы выделили?        

ЗАКРОЙТЕ УЧЕБНИКИ.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте работу. Если все правильно – ставим на полях плюс зеленой пастой, если есть ошибки – то минус.

Дети выполняют задание.

Полиночка – Настенька

Димочка – Сонечка

Тамерланчик – Алисочка (Алисонька)

Василисочка (Василисонька) – Славочка

Ярославчик - Антошенька

-очк-, -ечк-, -еньк-, - чик-,

8. Гимнастика для глаз.

- Сели прямо, сняли очки.

Поморгали глазами.

Зажмурили глаза, открыли. (3 раза)

Зафиксировали голову.

Смотрим вверх, вниз. (3 раза)

Влево, вправо. (3 раза)

Ладошки потерли друг о друга так, чтобы стало горячо.

Приложили ладошки к глазам.

Если глазам стало тепло, то вы выполнили задание верно.

Поморгали, надеваем очки.

Продолжаем работать.

(Ученики выполняют задания.)

9.Первичное закрепление в измененной ситуации.

– Положите перед собой карточку. Читаем задание.

Задание: обсудите с соседом по парте, как превратить предметы в маленькие. Какие суффиксы будете использовать? Запишите в тетрадь только новые слова, выделите суффикс.

- Работаем в парах. Советуйтесь друг с другом.

Кот, мост, река, рука.  

- Проверяем. Какие слова у вас получились? Какие суффиксы использовали?

-Какое значение придают словам суффиксы -ИК-, -К-?

- Перевернули карточки и убрали их под дневник.

- Задание: Превратите предметы в маленькие.  Какие суффиксы будете использовать? Запишите в тетрадь только новые слова, выделите суффикс.

(Ученики читают вслух по очереди)

Котик, мостик, речка, ручка.

- -ИК-, -К-

- Уменьшения и ещё ласковое название.

10.Динамическая пауза.

Пролетает самолет.

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел – посмотрел.

Левое крыло отвел – посмотрел.

Я мотор завожу и внимательно гляжу.

Поднимаюсь ввысь, лечу!

Возвращаться не хочу.

11.Творческое применение знаний.

 - У меня рассыпались слова. Вам нужно соединить распавшиеся части так, чтобы получились слова. Выделить суффикс и сделать вывод о том, какое значение придал суффикс слову.

Подойдите к партам.

1 группа: София, Полина, Ярослав, Дима

2 группа: Василиса, Тамерлан, Алиса, Слава

Задание:

 1 группа: хвост (хвостище), нос (носище), лапа (лапища), усы (усищи)

2 группа: большой (большУЩий), хитрый – хитрЮЩий, длинный – длиннЮЩий, худой - худющий

Проверяем!

- С помощью каких суффиксов образовали новые слова?

- Какие у вас получились слова (предметы)?

- Почему? Какое значение придают суффикс  –ищ- словам?

- 2 группа, слова с какими качествами у вас получились?

Ученики выполняют работу

Работы крепятся на доску на магниты. Дети стоят перед доской.

Задание:

 1 группа: хвост (хвостище), нос (носище), лапа (лапища), усы (усищи)

2 группа: большой (большУЩий), хитрый – хитрЮЩий, длинный – длиннЮЩий, худой - худющий

-1 группа: -ищ-.

- Большушие.

- Увеличение.

-2 группа: -УЩ-, -ЮЩ-.

- Слова с усиленным, увеличенным значением. Можно сказать: очень.

12.Рефлексия учебной деятельности.

- Давайте вспомним начало урока: какие цели мы себе поставили?

- Достигли мы этих целей?

- Что такое суффикс?

- С какими новыми суффиксами познакомились?

-Какие смысловые оттенки вносят суффиксы в слова?

- Поднимите руки, кто доволен своей работой!

- Закончите предложение:

(ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСКА)

- А сейчас дополните предложения:        

  • я узнал …
  • я понял …
  • мне понравилось …
  • было трудно …

- Оценим свою работу на уроке.

Давайте зажжём наш «Небосклон успеха». Зелёный смайлик       - всё поняли и можете использовать свои знания в дальнейшем.

Жёлтый смайлик - всё поняли, но еще необходима помощь учителя в работе. Красный смайлик       -  остались вопросы, не всё понятно.

Дети стоят у доски.

-1. Выяснить, какое значение придают суффиксы словам, находить и выделять суффиксы.

- Достигли.

Дети отвечают.

- оньк-, -еньк-, -ик-, -к-, -ищ-, -ущ-, - ющ-

(Дети отвечают)

(Дети выбирают смайлики.)

  1. Домашнее задание.

- Устно подготовить рассказ по теме суффиксы:

  1. Что такое суффикс?
  2. Где находится суффикс?
  3. Для чего служит суффикс?
  4. Какое значение придают суффиксы словам:
  • - оньк-, - еньк-? Например:
  • -к-, ик. Например:
  • -ищ-, -ющ-. Например:



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа-интернат № 1 имени К. К. Грота

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Предмет: русский язык

Класс: 3б

Учитель: Гуревич И.М.

Тема: Суффиксы и их значения.

Программа "Школа России".

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: учебник по русскому языку 3 класс Т.Г. Рамзаевой, карточки с заданиями, электронная доска.

Мультимедийное обеспечение: презентация, созданная в программе Smart Notebook

Цель урока: познакомить со значениями суффиксов.

Коррекционная составляющая урока:

  • развивать прослеживающую функцию глаза, зрительное восприятие и зрительную память;
  • развивать мелкую моторику,
  • развивать ориентировку в малом пространстве,
  • пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас,
  • развивать диалогическую и монологическую речь;
  • коррекция и развитие связной письменной речи;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать функции фонематического анализа через звуко-буквенный анализ слова;
  • формировать навыки самоконтроля;
  • развивать быструю переключаемость внимания;
  • развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей).

Планируемые результаты:

предметные:

  обобщить и систематизировать знания о словообразовательной роли суффикса в русском языке;

  формировать умение образовывать слова с помощью суффиксов, выполнять разбор слов по составу;

метапредметные:

  • научиться выделять существенную информацию из читаемого текста;
  •  учиться строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателям.
  •  учиться делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

личностные:

  • учиться владеть диалоговой формой речи;
  • учиться учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
  • учиться договариваться и приходить к общему решению.

Сценарий урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент.

- Проверьте свою готовность к уроку. Перечислите, что должно лежать на парте.

- Сели ровно, проверили свою осанку.

- Начинаем урок русского языка.

- Дневник, тетрадь, подставка для учебника, учебник «Русского языка», ручки с черной и зеленой пастой, линейка, простой карандаш.

  1. Актуализация знаний.

1) Повторение изученного материала

– Назовите тему, которую мы изучаем?
– Что вы должны знать по данной теме?


– Что вы должны уметь?

2)

-  Отгадайте загадку:

Я хороший, я пригожий,
Я на кактус чуть похожий.
Я фырчу, меня не трож,
Уколю тебя. Я - … (ЁЖ)

- Откройте тетрадь, найдите первую рабочую строку и запишите отгадку в тетрадь.

- Какая орфограмма на конце слова ЁЖ?

- Как проверить парную согласную на конце слова?

- Запишите отгадку в тетрадь. Давайте подберём и запишем ещё несколько однокоренных слов.

Запись на обычной доске:

ёжИК, ежОВый, ежАТа, ежИХа.

- Что объединяет эти слова? Какие слова вы записали?

- Докажите.

- Как образовались родственные слова, при помощи какой части слова?

- Состав слова.

- Из каких частей состоит слово. Что такое корень, приставка, суффикс и окончание.

- Выполнять разбор слова по составу.

- Ёж.

(Дети выполняют задание в тетради)

- Парная согласная.

- Надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная: ЕЖИ.

Дети выполняют задание.

ёжИК, ежОВый, ежАТа, ежИХа

- Это однокоренные слова (или родственные).

- Однокоренные слова – это слова с общим (одинаковым) корнем, в котором содержится его основное значение.

- При помощи суффиксов.

3. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности.

- Как вы думаете, какова тема урока?

- Что мы знаем по этой теме?

- Чего не знаем, не понимаем?

- Какую цель себе поставим?

- Для чего мы изучаем эту тему?

- Что вы сможете сделать, решив эту проблему?

- Где будем искать информацию?

- Тема урока: Суффиксы и их значения.

- Знаем, что такое суффикс. Знаем, где он находится и для чего служит.

- Я не знаю, какие значения придают суффиксы словам.

 

- Выяснить, какое значение придают суффиксы словам, находить и выделять суффиксы.

- Чтобы правильно разбирать слово по составу и образовывать новые слова.

- Грамотно писать и говорить.

- В учебнике.

  1. Планирование деятельности.

- Что мы запланируем, чтобы добиться тех целей, что мы поставили?

1.Повторим, что такое суффикс, где он находится, для чего служит, и как мы его выделяем.

2. Будем работать с учебником,   выполнять тренировочные упражнения.

4. Работать в парах.

5. Работать в группах.

6. Контролировать себя и товарища.

5.Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

- Начнём по порядку:

что такое суффикс?

Где стоит суффикс?

Для чего служит? ( правило)

 Как выделяем? Покажите руками.

Выделите суффикс в словах, которые мы  записали.

Проверяем, Василиса, прочитай.

- Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

- Выделяем уголком. (Показывают руками)

ёжИК, ежОВый, ежАТа, ежИХа.

6.Изучение нового материала.

Работа с учебником.

- Откройте учебник на с.69, найдите упр.152.

Читаем задание.

Проверяем. Какие суффиксы выделили?

Какое значение придают эти суффиксы словам?

- Уменьшительно-ласкательное значение.

7.Первичное закрепление в знакомой ситуации.

РАБОТА В ПАРАХ

А сейчас предлагаю ребятам повернуться друг к другу и ласково назвать по именам:

Полиночка – Настенька

Димочка – Сонечка

Тамерланчик – Алисочка (Алисонька)

Василисочка (Василисонька) – Славочка

Ярославчик - Антошенька

- Запишите в тетради ласковое имя своего соседа, выделите суффикс.

- Какие суффиксы вы выделили?        

ЗАКРОЙТЕ УЧЕБНИКИ.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте работу. Если все правильно – ставим на полях плюс зеленой пастой, если есть ошибки – то минус.

Дети выполняют задание.

Полиночка – Настенька

Димочка – Сонечка

Тамерланчик – Алисочка (Алисонька)

Василисочка (Василисонька) – Славочка

Ярославчик - Антошенька

-очк-, -ечк-, -еньк-, - чик-,

8. Гимнастика для глаз.

- Сели прямо, сняли очки.

Поморгали глазами.

Зажмурили глаза, открыли. (3 раза)

Зафиксировали голову.

Смотрим вверх, вниз. (3 раза)

Влево, вправо. (3 раза)

Ладошки потерли друг о друга так, чтобы стало горячо.

Приложили ладошки к глазам.

Если глазам стало тепло, то вы выполнили задание верно.

Поморгали, надеваем очки.

Продолжаем работать.

(Ученики выполняют задания.)

9.Первичное закрепление в измененной ситуации.

– Положите перед собой карточку. Читаем задание.

Задание: обсудите с соседом по парте, как превратить предметы в маленькие. Какие суффиксы будете использовать? Запишите в тетрадь только новые слова, выделите суффикс.

- Работаем в парах. Советуйтесь друг с другом.

Кот, мост, река, рука.  

- Проверяем. Какие слова у вас получились? Какие суффиксы использовали?

-Какое значение придают словам суффиксы -ИК-, -К-?

- Перевернули карточки и убрали их под дневник.

- Задание: Превратите предметы в маленькие.  Какие суффиксы будете использовать? Запишите в тетрадь только новые слова, выделите суффикс.

(Ученики читают вслух по очереди)

Котик, мостик, речка, ручка.

- -ИК-, -К-

- Уменьшения и ещё ласковое название.

10.Динамическая пауза.

Пролетает самолет.

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел – посмотрел.

Левое крыло отвел – посмотрел.

Я мотор завожу и внимательно гляжу.

Поднимаюсь ввысь, лечу!

Возвращаться не хочу.

11.Творческое применение знаний.

 - У меня рассыпались слова. Вам нужно соединить распавшиеся части так, чтобы получились слова. Выделить суффикс и сделать вывод о том, какое значение придал суффикс слову.

Подойдите к партам.

1 группа: София, Полина, Ярослав, Дима

2 группа: Василиса, Тамерлан, Алиса, Слава

Задание:

 1 группа: хвост (хвостище), нос (носище), лапа (лапища), усы (усищи)

2 группа: большой (большУЩий), хитрый – хитрЮЩий, длинный – длиннЮЩий, худой - худющий

Проверяем!

- С помощью каких суффиксов образовали новые слова?

- Какие у вас получились слова (предметы)?

- Почему? Какое значение придают суффикс  –ищ- словам?

- 2 группа, слова с какими качествами у вас получились?

Ученики выполняют работу

Работы крепятся на доску на магниты. Дети стоят перед доской.

Задание:

 1 группа: хвост (хвостище), нос (носище), лапа (лапища), усы (усищи)

2 группа: большой (большУЩий), хитрый – хитрЮЩий, длинный – длиннЮЩий, худой - худющий

-1 группа: -ищ-.

- Большушие.

- Увеличение.

-2 группа: -УЩ-, -ЮЩ-.

- Слова с усиленным, увеличенным значением. Можно сказать: очень.

12.Рефлексия учебной деятельности.

- Давайте вспомним начало урока: какие цели мы себе поставили?

- Достигли мы этих целей?

- Что такое суффикс?

- С какими новыми суффиксами познакомились?

-Какие смысловые оттенки вносят суффиксы в слова?

- Поднимите руки, кто доволен своей работой!

- Закончите предложение:

(ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСКА)

- А сейчас дополните предложения:        

  • я узнал …
  • я понял …
  • мне понравилось …
  • было трудно …

- Оценим свою работу на уроке.

Давайте зажжём наш «Небосклон успеха». Зелёный смайлик       - всё поняли и можете использовать свои знания в дальнейшем.

Жёлтый смайлик - всё поняли, но еще необходима помощь учителя в работе. Красный смайлик       -  остались вопросы, не всё понятно.

Дети стоят у доски.

-1. Выяснить, какое значение придают суффиксы словам, находить и выделять суффиксы.

- Достигли.

Дети отвечают.

- оньк-, -еньк-, -ик-, -к-, -ищ-, -ущ-, - ющ-

(Дети отвечают)

(Дети выбирают смайлики.)

  1. Домашнее задание.

- Устно подготовить рассказ по теме суффиксы:

  1. Что такое суффикс?
  2. Где находится суффикс?
  3. Для чего служит суффикс?
  4. Какое значение придают суффиксы словам:
  • - оньк-, - еньк-? Например:
  • -к-, ик. Например:
  • -ищ-, -ющ-. Например:



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа-интернат № 1 имени К. К. Грота

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Предмет: русский язык

Класс: 3б

Учитель: Гуревич И.М.

Тема: Суффиксы и их значения.

Программа "Школа России".

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: учебник по русскому языку 3 класс Т.Г. Рамзаевой, карточки с заданиями, электронная доска.

Мультимедийное обеспечение: презентация, созданная в программе Smart Notebook

Цель урока: познакомить со значениями суффиксов.

Коррекционная составляющая урока:

  • развивать прослеживающую функцию глаза, зрительное восприятие и зрительную память;
  • развивать мелкую моторику,
  • развивать ориентировку в малом пространстве,
  • пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас,
  • развивать диалогическую и монологическую речь;
  • коррекция и развитие связной письменной речи;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать функции фонематического анализа через звуко-буквенный анализ слова;
  • формировать навыки самоконтроля;
  • развивать быструю переключаемость внимания;
  • развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей).

Планируемые результаты:

предметные:

  обобщить и систематизировать знания о словообразовательной роли суффикса в русском языке;

  формировать умение образовывать слова с помощью суффиксов, выполнять разбор слов по составу;

метапредметные:

  • научиться выделять существенную информацию из читаемого текста;
  •  учиться строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателям.
  •  учиться делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

личностные:

  • учиться владеть диалоговой формой речи;
  • учиться учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
  • учиться договариваться и приходить к общему решению.

Сценарий урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент.

- Проверьте свою готовность к уроку. Перечислите, что должно лежать на парте.

- Сели ровно, проверили свою осанку.

- Начинаем урок русского языка.

- Дневник, тетрадь, подставка для учебника, учебник «Русского языка», ручки с черной и зеленой пастой, линейка, простой карандаш.

  1. Актуализация знаний.

1) Повторение изученного материала

– Назовите тему, которую мы изучаем?
– Что вы должны знать по данной теме?


– Что вы должны уметь?

2)

-  Отгадайте загадку:

Я хороший, я пригожий,
Я на кактус чуть похожий.
Я фырчу, меня не трож,
Уколю тебя. Я - … (ЁЖ)

- Откройте тетрадь, найдите первую рабочую строку и запишите отгадку в тетрадь.

- Какая орфограмма на конце слова ЁЖ?

- Как проверить парную согласную на конце слова?

- Запишите отгадку в тетрадь. Давайте подберём и запишем ещё несколько однокоренных слов.

Запись на обычной доске:

ёжИК, ежОВый, ежАТа, ежИХа.

- Что объединяет эти слова? Какие слова вы записали?

- Докажите.

- Как образовались родственные слова, при помощи какой части слова?

- Состав слова.

- Из каких частей состоит слово. Что такое корень, приставка, суффикс и окончание.

- Выполнять разбор слова по составу.

- Ёж.

(Дети выполняют задание в тетради)

- Парная согласная.

- Надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная: ЕЖИ.

Дети выполняют задание.

ёжИК, ежОВый, ежАТа, ежИХа

- Это однокоренные слова (или родственные).

- Однокоренные слова – это слова с общим (одинаковым) корнем, в котором содержится его основное значение.

- При помощи суффиксов.

3. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности.

- Как вы думаете, какова тема урока?

- Что мы знаем по этой теме?

- Чего не знаем, не понимаем?

- Какую цель себе поставим?

- Для чего мы изучаем эту тему?

- Что вы сможете сделать, решив эту проблему?

- Где будем искать информацию?

- Тема урока: Суффиксы и их значения.

- Знаем, что такое суффикс. Знаем, где он находится и для чего служит.

- Я не знаю, какие значения придают суффиксы словам.

 

- Выяснить, какое значение придают суффиксы словам, находить и выделять суффиксы.

- Чтобы правильно разбирать слово по составу и образовывать новые слова.

- Грамотно писать и говорить.

- В учебнике.

  1. Планирование деятельности.

- Что мы запланируем, чтобы добиться тех целей, что мы поставили?

1.Повторим, что такое суффикс, где он находится, для чего служит, и как мы его выделяем.

2. Будем работать с учебником,   выполнять тренировочные упражнения.

4. Работать в парах.

5. Работать в группах.

6. Контролировать себя и товарища.

5.Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

- Начнём по порядку:

что такое суффикс?

Где стоит суффикс?

Для чего служит? ( правило)

 Как выделяем? Покажите руками.

Выделите суффикс в словах, которые мы  записали.

Проверяем, Василиса, прочитай.

- Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

- Выделяем уголком. (Показывают руками)

ёжИК, ежОВый, ежАТа, ежИХа.

6.Изучение нового материала.

Работа с учебником.

- Откройте учебник на с.69, найдите упр.152.

Читаем задание.

Проверяем. Какие суффиксы выделили?

Какое значение придают эти суффиксы словам?

- Уменьшительно-ласкательное значение.

7.Первичное закрепление в знакомой ситуации.

РАБОТА В ПАРАХ

А сейчас предлагаю ребятам повернуться друг к другу и ласково назвать по именам:

Полиночка – Настенька

Димочка – Сонечка

Тамерланчик – Алисочка (Алисонька)

Василисочка (Василисонька) – Славочка

Ярославчик - Антошенька

- Запишите в тетради ласковое имя своего соседа, выделите суффикс.

- Какие суффиксы вы выделили?        

ЗАКРОЙТЕ УЧЕБНИКИ.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте работу. Если все правильно – ставим на полях плюс зеленой пастой, если есть ошибки – то минус.

Дети выполняют задание.

Полиночка – Настенька

Димочка – Сонечка

Тамерланчик – Алисочка (Алисонька)

Василисочка (Василисонька) – Славочка

Ярославчик - Антошенька

-очк-, -ечк-, -еньк-, - чик-,

8. Гимнастика для глаз.

- Сели прямо, сняли очки.

Поморгали глазами.

Зажмурили глаза, открыли. (3 раза)

Зафиксировали голову.

Смотрим вверх, вниз. (3 раза)

Влево, вправо. (3 раза)

Ладошки потерли друг о друга так, чтобы стало горячо.

Приложили ладошки к глазам.

Если глазам стало тепло, то вы выполнили задание верно.

Поморгали, надеваем очки.

Продолжаем работать.

(Ученики выполняют задания.)

9.Первичное закрепление в измененной ситуации.

– Положите перед собой карточку. Читаем задание.

Задание: обсудите с соседом по парте, как превратить предметы в маленькие. Какие суффиксы будете использовать? Запишите в тетрадь только новые слова, выделите суффикс.

- Работаем в парах. Советуйтесь друг с другом.

Кот, мост, река, рука.  

- Проверяем. Какие слова у вас получились? Какие суффиксы использовали?

-Какое значение придают словам суффиксы -ИК-, -К-?

- Перевернули карточки и убрали их под дневник.

- Задание: Превратите предметы в маленькие.  Какие суффиксы будете использовать? Запишите в тетрадь только новые слова, выделите суффикс.

(Ученики читают вслух по очереди)

Котик, мостик, речка, ручка.

- -ИК-, -К-

- Уменьшения и ещё ласковое название.

10.Динамическая пауза.

Пролетает самолет.

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел – посмотрел.

Левое крыло отвел – посмотрел.

Я мотор завожу и внимательно гляжу.

Поднимаюсь ввысь, лечу!

Возвращаться не хочу.

11.Творческое применение знаний.

 - У меня рассыпались слова. Вам нужно соединить распавшиеся части так, чтобы получились слова. Выделить суффикс и сделать вывод о том, какое значение придал суффикс слову.

Подойдите к партам.

1 группа: София, Полина, Ярослав, Дима

2 группа: Василиса, Тамерлан, Алиса, Слава

Задание:

 1 группа: хвост (хвостище), нос (носище), лапа (лапища), усы (усищи)

2 группа: большой (большУЩий), хитрый – хитрЮЩий, длинный – длиннЮЩий, худой - худющий

Проверяем!

- С помощью каких суффиксов образовали новые слова?

- Какие у вас получились слова (предметы)?

- Почему? Какое значение придают суффикс  –ищ- словам?

- 2 группа, слова с какими качествами у вас получились?

Ученики выполняют работу

Работы крепятся на доску на магниты. Дети стоят перед доской.

Задание:

 1 группа: хвост (хвостище), нос (носище), лапа (лапища), усы (усищи)

2 группа: большой (большУЩий), хитрый – хитрЮЩий, длинный – длиннЮЩий, худой - худющий

-1 группа: -ищ-.

- Большушие.

- Увеличение.

-2 группа: -УЩ-, -ЮЩ-.

- Слова с усиленным, увеличенным значением. Можно сказать: очень.

12.Рефлексия учебной деятельности.

- Давайте вспомним начало урока: какие цели мы себе поставили?

- Достигли мы этих целей?

- Что такое суффикс?

- С какими новыми суффиксами познакомились?

-Какие смысловые оттенки вносят суффиксы в слова?

- Поднимите руки, кто доволен своей работой!

- Закончите предложение:

(ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСКА)

- А сейчас дополните предложения:        

  • я узнал …
  • я понял …
  • мне понравилось …
  • было трудно …

- Оценим свою работу на уроке.

Давайте зажжём наш «Небосклон успеха». Зелёный смайлик       - всё поняли и можете использовать свои знания в дальнейшем.

Жёлтый смайлик - всё поняли, но еще необходима помощь учителя в работе. Красный смайлик       -  остались вопросы, не всё понятно.

Дети стоят у доски.

-1. Выяснить, какое значение придают суффиксы словам, находить и выделять суффиксы.

- Достигли.

Дети отвечают.

- оньк-, -еньк-, -ик-, -к-, -ищ-, -ущ-, - ющ-

(Дети отвечают)

(Дети выбирают смайлики.)

  1. Домашнее задание.

- Устно подготовить рассказ по теме суффиксы:

  1. Что такое суффикс?
  2. Где находится суффикс?
  3. Для чего служит суффикс?
  4. Какое значение придают суффиксы словам:
  • - оньк-, - еньк-? Например:
  • -к-, ик. Например:
  • -ищ-, -ющ-. Например:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Значения суффиксов" 2 класс. Программа "21 век"

    Данная презентация предназначена для урока по русскому языку во 2 классе по теме "Значения суффиксов" по программе "21 век" к учебнику Иванова....

Презентация к уроку русского языка - Тема: "Лексическое значение"

Тема: "Лексическое значение"УМК "Школа России2 класс...

урок русского языка по теме "Значение фразеологизмов"

Тема урока: Значение  фразеологизмов.  Цели  урока:1.     Осмысление значения термина «фразеологизм», формирование умения отличать фразеологизмы от свободных словосо...

Урок русского языка по теме: "Значение, происхождение и употребление фразеологизмов в речи". 4 класс.

Урок русского языка по теме: "Значение, происхождение и употребление фразеологизмов в речи". 4 класс....

Конспект урока русского языка 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи и навыков употребления глаголов в речи.Планируемые результаты:Предметные:Знать:особенности глагола как част...

Конспект урока русского языка «Устаревшие слова. Значение устаревших слов» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Устаревшие слова.Значение устаревших слов» Цели деятельности учителя: формирования знаний о понятии «устаревшее слово»; формирование умения определять устаревшее слова, ...

Конспект урока Русский язык по теме: "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России" , 3 класс, 2 часть)

Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи.Планируемые результатыПредметные: Знать часть речи «глагол»;Уметь находить глаголы в тексте...