урок русского языка "Суффиксы и их значения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок составлен в соответствии с ФГОС НОО 3 класс "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_suffiksy_i_ih_znacheniya.docx | 34.05 КБ |
urok_suffiksy_i_ih_znacheniya.docx | 34.05 КБ |
urok_suffiksy_i_ih_znacheniya.docx | 34.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа-интернат № 1 имени К. К. Грота
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Предмет: русский язык
Класс: 3б
Учитель: Гуревич И.М.
Тема: Суффиксы и их значения.
Программа "Школа России".
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: учебник по русскому языку 3 класс Т.Г. Рамзаевой, карточки с заданиями, электронная доска.
Мультимедийное обеспечение: презентация, созданная в программе Smart Notebook
Цель урока: познакомить со значениями суффиксов.
Коррекционная составляющая урока:
- развивать прослеживающую функцию глаза, зрительное восприятие и зрительную память;
- развивать мелкую моторику,
- развивать ориентировку в малом пространстве,
- пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас,
- развивать диалогическую и монологическую речь;
- коррекция и развитие связной письменной речи;
- развивать фонематический слух;
- развивать функции фонематического анализа через звуко-буквенный анализ слова;
- формировать навыки самоконтроля;
- развивать быструю переключаемость внимания;
- развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей).
Планируемые результаты:
предметные:
обобщить и систематизировать знания о словообразовательной роли суффикса в русском языке;
формировать умение образовывать слова с помощью суффиксов, выполнять разбор слов по составу;
метапредметные:
- научиться выделять существенную информацию из читаемого текста;
- учиться строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателям.
- учиться делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
личностные:
- учиться владеть диалоговой формой речи;
- учиться учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
- учиться договариваться и приходить к общему решению.
Сценарий урока:
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| |
- Проверьте свою готовность к уроку. Перечислите, что должно лежать на парте. - Сели ровно, проверили свою осанку. - Начинаем урок русского языка. | - Дневник, тетрадь, подставка для учебника, учебник «Русского языка», ручки с черной и зеленой пастой, линейка, простой карандаш. |
| |
1) Повторение изученного материала – Назовите тему, которую мы изучаем?
2) - Отгадайте загадку: Я хороший, я пригожий, - Откройте тетрадь, найдите первую рабочую строку и запишите отгадку в тетрадь. - Какая орфограмма на конце слова ЁЖ? - Как проверить парную согласную на конце слова? - Запишите отгадку в тетрадь. Давайте подберём и запишем ещё несколько однокоренных слов. Запись на обычной доске: ёжИК, ежОВый, ежАТа, ежИХа. - Что объединяет эти слова? Какие слова вы записали? - Докажите. - Как образовались родственные слова, при помощи какой части слова? | - Состав слова. - Из каких частей состоит слово. Что такое корень, приставка, суффикс и окончание. - Выполнять разбор слова по составу. - Ёж. (Дети выполняют задание в тетради) - Парная согласная. - Надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная: ЕЖИ. Дети выполняют задание. ёжИК, ежОВый, ежАТа, ежИХа - Это однокоренные слова (или родственные). - Однокоренные слова – это слова с общим (одинаковым) корнем, в котором содержится его основное значение. - При помощи суффиксов. |
3. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности. | |
- Как вы думаете, какова тема урока? - Что мы знаем по этой теме? - Чего не знаем, не понимаем? - Какую цель себе поставим? - Для чего мы изучаем эту тему? - Что вы сможете сделать, решив эту проблему? - Где будем искать информацию? | - Тема урока: Суффиксы и их значения. - Знаем, что такое суффикс. Знаем, где он находится и для чего служит. - Я не знаю, какие значения придают суффиксы словам.
- Выяснить, какое значение придают суффиксы словам, находить и выделять суффиксы. - Чтобы правильно разбирать слово по составу и образовывать новые слова. - Грамотно писать и говорить. - В учебнике. |
| |
- Что мы запланируем, чтобы добиться тех целей, что мы поставили? | 1.Повторим, что такое суффикс, где он находится, для чего служит, и как мы его выделяем. 2. Будем работать с учебником, выполнять тренировочные упражнения. 4. Работать в парах. 5. Работать в группах. 6. Контролировать себя и товарища. |
5.Воспроизведение и коррекция опорных знаний. | |
- Начнём по порядку: что такое суффикс? Где стоит суффикс? Для чего служит? ( правило) Как выделяем? Покажите руками. Выделите суффикс в словах, которые мы записали. Проверяем, Василиса, прочитай. | - Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. - Выделяем уголком. (Показывают руками) ёжИК, ежОВый, ежАТа, ежИХа. |
6.Изучение нового материала. Работа с учебником. | |
- Откройте учебник на с.69, найдите упр.152. Читаем задание. … Проверяем. Какие суффиксы выделили? Какое значение придают эти суффиксы словам? | - Уменьшительно-ласкательное значение. |
7.Первичное закрепление в знакомой ситуации. | |
РАБОТА В ПАРАХ А сейчас предлагаю ребятам повернуться друг к другу и ласково назвать по именам: Полиночка – Настенька Димочка – Сонечка Тамерланчик – Алисочка (Алисонька) Василисочка (Василисонька) – Славочка Ярославчик - Антошенька - Запишите в тетради ласковое имя своего соседа, выделите суффикс. - Какие суффиксы вы выделили? ЗАКРОЙТЕ УЧЕБНИКИ. - Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте работу. Если все правильно – ставим на полях плюс зеленой пастой, если есть ошибки – то минус. | Дети выполняют задание. Полиночка – Настенька Димочка – Сонечка Тамерланчик – Алисочка (Алисонька) Василисочка (Василисонька) – Славочка Ярославчик - Антошенька -очк-, -ечк-, -еньк-, - чик-, |
8. Гимнастика для глаз. | |
- Сели прямо, сняли очки. Поморгали глазами. Зажмурили глаза, открыли. (3 раза) Зафиксировали голову. Смотрим вверх, вниз. (3 раза) Влево, вправо. (3 раза) Ладошки потерли друг о друга так, чтобы стало горячо. Приложили ладошки к глазам. Если глазам стало тепло, то вы выполнили задание верно. Поморгали, надеваем очки. Продолжаем работать. | (Ученики выполняют задания.) |
9.Первичное закрепление в измененной ситуации. | |
– Положите перед собой карточку. Читаем задание. Задание: обсудите с соседом по парте, как превратить предметы в маленькие. Какие суффиксы будете использовать? Запишите в тетрадь только новые слова, выделите суффикс. - Работаем в парах. Советуйтесь друг с другом. Кот, мост, река, рука. - Проверяем. Какие слова у вас получились? Какие суффиксы использовали? -Какое значение придают словам суффиксы -ИК-, -К-? - Перевернули карточки и убрали их под дневник. | - Задание: Превратите предметы в маленькие. Какие суффиксы будете использовать? Запишите в тетрадь только новые слова, выделите суффикс. (Ученики читают вслух по очереди) Котик, мостик, речка, ручка. - -ИК-, -К- - Уменьшения и ещё ласковое название. |
10.Динамическая пауза. | |
Пролетает самолет. С ним собрался я в полет. Правое крыло отвел – посмотрел. Левое крыло отвел – посмотрел. Я мотор завожу и внимательно гляжу. Поднимаюсь ввысь, лечу! Возвращаться не хочу. |
11.Творческое применение знаний. | |
- У меня рассыпались слова. Вам нужно соединить распавшиеся части так, чтобы получились слова. Выделить суффикс и сделать вывод о том, какое значение придал суффикс слову. Подойдите к партам. 1 группа: София, Полина, Ярослав, Дима 2 группа: Василиса, Тамерлан, Алиса, Слава Задание: 1 группа: хвост (хвостище), нос (носище), лапа (лапища), усы (усищи) 2 группа: большой (большУЩий), хитрый – хитрЮЩий, длинный – длиннЮЩий, худой - худющий Проверяем! - С помощью каких суффиксов образовали новые слова? - Какие у вас получились слова (предметы)? - Почему? Какое значение придают суффикс –ищ- словам? - 2 группа, слова с какими качествами у вас получились? | Ученики выполняют работу Работы крепятся на доску на магниты. Дети стоят перед доской. Задание: 1 группа: хвост (хвостище), нос (носище), лапа (лапища), усы (усищи) 2 группа: большой (большУЩий), хитрый – хитрЮЩий, длинный – длиннЮЩий, худой - худющий -1 группа: -ищ-. - Большушие. - Увеличение. -2 группа: -УЩ-, -ЮЩ-. - Слова с усиленным, увеличенным значением. Можно сказать: очень. |
12.Рефлексия учебной деятельности. | |
- Давайте вспомним начало урока: какие цели мы себе поставили? - Достигли мы этих целей? - Что такое суффикс? - С какими новыми суффиксами познакомились? -Какие смысловые оттенки вносят суффиксы в слова? - Поднимите руки, кто доволен своей работой! - Закончите предложение: (ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСКА) - А сейчас дополните предложения:
- Оценим свою работу на уроке. Давайте зажжём наш «Небосклон успеха». Зелёный смайлик - всё поняли и можете использовать свои знания в дальнейшем. Жёлтый смайлик - всё поняли, но еще необходима помощь учителя в работе. Красный смайлик - остались вопросы, не всё понятно. | Дети стоят у доски. -1. Выяснить, какое значение придают суффиксы словам, находить и выделять суффиксы. - Достигли. Дети отвечают. - оньк-, -еньк-, -ик-, -к-, -ищ-, -ущ-, - ющ- (Дети отвечают) (Дети выбирают смайлики.) |
| |
- Устно подготовить рассказ по теме суффиксы:
|
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа-интернат № 1 имени К. К. Грота
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Предмет: русский язык
Класс: 3б
Учитель: Гуревич И.М.
Тема: Суффиксы и их значения.
Программа "Школа России".
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: учебник по русскому языку 3 класс Т.Г. Рамзаевой, карточки с заданиями, электронная доска.
Мультимедийное обеспечение: презентация, созданная в программе Smart Notebook
Цель урока: познакомить со значениями суффиксов.
Коррекционная составляющая урока:
- развивать прослеживающую функцию глаза, зрительное восприятие и зрительную память;
- развивать мелкую моторику,
- развивать ориентировку в малом пространстве,
- пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас,
- развивать диалогическую и монологическую речь;
- коррекция и развитие связной письменной речи;
- развивать фонематический слух;
- развивать функции фонематического анализа через звуко-буквенный анализ слова;
- формировать навыки самоконтроля;
- развивать быструю переключаемость внимания;
- развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей).
Планируемые результаты:
предметные:
обобщить и систематизировать знания о словообразовательной роли суффикса в русском языке;
формировать умение образовывать слова с помощью суффиксов, выполнять разбор слов по составу;
метапредметные:
- научиться выделять существенную информацию из читаемого текста;
- учиться строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателям.
- учиться делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
личностные:
- учиться владеть диалоговой формой речи;
- учиться учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
- учиться договариваться и приходить к общему решению.
Сценарий урока:
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| |
- Проверьте свою готовность к уроку. Перечислите, что должно лежать на парте. - Сели ровно, проверили свою осанку. - Начинаем урок русского языка. | - Дневник, тетрадь, подставка для учебника, учебник «Русского языка», ручки с черной и зеленой пастой, линейка, простой карандаш. |
| |
1) Повторение изученного материала – Назовите тему, которую мы изучаем?
2) - Отгадайте загадку: Я хороший, я пригожий, - Откройте тетрадь, найдите первую рабочую строку и запишите отгадку в тетрадь. - Какая орфограмма на конце слова ЁЖ? - Как проверить парную согласную на конце слова? - Запишите отгадку в тетрадь. Давайте подберём и запишем ещё несколько однокоренных слов. Запись на обычной доске: ёжИК, ежОВый, ежАТа, ежИХа. - Что объединяет эти слова? Какие слова вы записали? - Докажите. - Как образовались родственные слова, при помощи какой части слова? | - Состав слова. - Из каких частей состоит слово. Что такое корень, приставка, суффикс и окончание. - Выполнять разбор слова по составу. - Ёж. (Дети выполняют задание в тетради) - Парная согласная. - Надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная: ЕЖИ. Дети выполняют задание. ёжИК, ежОВый, ежАТа, ежИХа - Это однокоренные слова (или родственные). - Однокоренные слова – это слова с общим (одинаковым) корнем, в котором содержится его основное значение. - При помощи суффиксов. |
3. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности. | |
- Как вы думаете, какова тема урока? - Что мы знаем по этой теме? - Чего не знаем, не понимаем? - Какую цель себе поставим? - Для чего мы изучаем эту тему? - Что вы сможете сделать, решив эту проблему? - Где будем искать информацию? | - Тема урока: Суффиксы и их значения. - Знаем, что такое суффикс. Знаем, где он находится и для чего служит. - Я не знаю, какие значения придают суффиксы словам.
- Выяснить, какое значение придают суффиксы словам, находить и выделять суффиксы. - Чтобы правильно разбирать слово по составу и образовывать новые слова. - Грамотно писать и говорить. - В учебнике. |
| |
- Что мы запланируем, чтобы добиться тех целей, что мы поставили? | 1.Повторим, что такое суффикс, где он находится, для чего служит, и как мы его выделяем. 2. Будем работать с учебником, выполнять тренировочные упражнения. 4. Работать в парах. 5. Работать в группах. 6. Контролировать себя и товарища. |
5.Воспроизведение и коррекция опорных знаний. | |
- Начнём по порядку: что такое суффикс? Где стоит суффикс? Для чего служит? ( правило) Как выделяем? Покажите руками. Выделите суффикс в словах, которые мы записали. Проверяем, Василиса, прочитай. | - Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. - Выделяем уголком. (Показывают руками) ёжИК, ежОВый, ежАТа, ежИХа. |
6.Изучение нового материала. Работа с учебником. | |
- Откройте учебник на с.69, найдите упр.152. Читаем задание. … Проверяем. Какие суффиксы выделили? Какое значение придают эти суффиксы словам? | - Уменьшительно-ласкательное значение. |
7.Первичное закрепление в знакомой ситуации. | |
РАБОТА В ПАРАХ А сейчас предлагаю ребятам повернуться друг к другу и ласково назвать по именам: Полиночка – Настенька Димочка – Сонечка Тамерланчик – Алисочка (Алисонька) Василисочка (Василисонька) – Славочка Ярославчик - Антошенька - Запишите в тетради ласковое имя своего соседа, выделите суффикс. - Какие суффиксы вы выделили? ЗАКРОЙТЕ УЧЕБНИКИ. - Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте работу. Если все правильно – ставим на полях плюс зеленой пастой, если есть ошибки – то минус. | Дети выполняют задание. Полиночка – Настенька Димочка – Сонечка Тамерланчик – Алисочка (Алисонька) Василисочка (Василисонька) – Славочка Ярославчик - Антошенька -очк-, -ечк-, -еньк-, - чик-, |
8. Гимнастика для глаз. | |
- Сели прямо, сняли очки. Поморгали глазами. Зажмурили глаза, открыли. (3 раза) Зафиксировали голову. Смотрим вверх, вниз. (3 раза) Влево, вправо. (3 раза) Ладошки потерли друг о друга так, чтобы стало горячо. Приложили ладошки к глазам. Если глазам стало тепло, то вы выполнили задание верно. Поморгали, надеваем очки. Продолжаем работать. | (Ученики выполняют задания.) |
9.Первичное закрепление в измененной ситуации. | |
– Положите перед собой карточку. Читаем задание. Задание: обсудите с соседом по парте, как превратить предметы в маленькие. Какие суффиксы будете использовать? Запишите в тетрадь только новые слова, выделите суффикс. - Работаем в парах. Советуйтесь друг с другом. Кот, мост, река, рука. - Проверяем. Какие слова у вас получились? Какие суффиксы использовали? -Какое значение придают словам суффиксы -ИК-, -К-? - Перевернули карточки и убрали их под дневник. | - Задание: Превратите предметы в маленькие. Какие суффиксы будете использовать? Запишите в тетрадь только новые слова, выделите суффикс. (Ученики читают вслух по очереди) Котик, мостик, речка, ручка. - -ИК-, -К- - Уменьшения и ещё ласковое название. |
10.Динамическая пауза. | |
Пролетает самолет. С ним собрался я в полет. Правое крыло отвел – посмотрел. Левое крыло отвел – посмотрел. Я мотор завожу и внимательно гляжу. Поднимаюсь ввысь, лечу! Возвращаться не хочу. |
11.Творческое применение знаний. | |
- У меня рассыпались слова. Вам нужно соединить распавшиеся части так, чтобы получились слова. Выделить суффикс и сделать вывод о том, какое значение придал суффикс слову. Подойдите к партам. 1 группа: София, Полина, Ярослав, Дима 2 группа: Василиса, Тамерлан, Алиса, Слава Задание: 1 группа: хвост (хвостище), нос (носище), лапа (лапища), усы (усищи) 2 группа: большой (большУЩий), хитрый – хитрЮЩий, длинный – длиннЮЩий, худой - худющий Проверяем! - С помощью каких суффиксов образовали новые слова? - Какие у вас получились слова (предметы)? - Почему? Какое значение придают суффикс –ищ- словам? - 2 группа, слова с какими качествами у вас получились? | Ученики выполняют работу Работы крепятся на доску на магниты. Дети стоят перед доской. Задание: 1 группа: хвост (хвостище), нос (носище), лапа (лапища), усы (усищи) 2 группа: большой (большУЩий), хитрый – хитрЮЩий, длинный – длиннЮЩий, худой - худющий -1 группа: -ищ-. - Большушие. - Увеличение. -2 группа: -УЩ-, -ЮЩ-. - Слова с усиленным, увеличенным значением. Можно сказать: очень. |
12.Рефлексия учебной деятельности. | |
- Давайте вспомним начало урока: какие цели мы себе поставили? - Достигли мы этих целей? - Что такое суффикс? - С какими новыми суффиксами познакомились? -Какие смысловые оттенки вносят суффиксы в слова? - Поднимите руки, кто доволен своей работой! - Закончите предложение: (ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСКА) - А сейчас дополните предложения:
- Оценим свою работу на уроке. Давайте зажжём наш «Небосклон успеха». Зелёный смайлик - всё поняли и можете использовать свои знания в дальнейшем. Жёлтый смайлик - всё поняли, но еще необходима помощь учителя в работе. Красный смайлик - остались вопросы, не всё понятно. | Дети стоят у доски. -1. Выяснить, какое значение придают суффиксы словам, находить и выделять суффиксы. - Достигли. Дети отвечают. - оньк-, -еньк-, -ик-, -к-, -ищ-, -ущ-, - ющ- (Дети отвечают) (Дети выбирают смайлики.) |
| |
- Устно подготовить рассказ по теме суффиксы:
|
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа-интернат № 1 имени К. К. Грота
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Предмет: русский язык
Класс: 3б
Учитель: Гуревич И.М.
Тема: Суффиксы и их значения.
Программа "Школа России".
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: учебник по русскому языку 3 класс Т.Г. Рамзаевой, карточки с заданиями, электронная доска.
Мультимедийное обеспечение: презентация, созданная в программе Smart Notebook
Цель урока: познакомить со значениями суффиксов.
Коррекционная составляющая урока:
- развивать прослеживающую функцию глаза, зрительное восприятие и зрительную память;
- развивать мелкую моторику,
- развивать ориентировку в малом пространстве,
- пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас,
- развивать диалогическую и монологическую речь;
- коррекция и развитие связной письменной речи;
- развивать фонематический слух;
- развивать функции фонематического анализа через звуко-буквенный анализ слова;
- формировать навыки самоконтроля;
- развивать быструю переключаемость внимания;
- развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей).
Планируемые результаты:
предметные:
обобщить и систематизировать знания о словообразовательной роли суффикса в русском языке;
формировать умение образовывать слова с помощью суффиксов, выполнять разбор слов по составу;
метапредметные:
- научиться выделять существенную информацию из читаемого текста;
- учиться строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателям.
- учиться делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
личностные:
- учиться владеть диалоговой формой речи;
- учиться учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
- учиться договариваться и приходить к общему решению.
Сценарий урока:
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| |
- Проверьте свою готовность к уроку. Перечислите, что должно лежать на парте. - Сели ровно, проверили свою осанку. - Начинаем урок русского языка. | - Дневник, тетрадь, подставка для учебника, учебник «Русского языка», ручки с черной и зеленой пастой, линейка, простой карандаш. |
| |
1) Повторение изученного материала – Назовите тему, которую мы изучаем?
2) - Отгадайте загадку: Я хороший, я пригожий, - Откройте тетрадь, найдите первую рабочую строку и запишите отгадку в тетрадь. - Какая орфограмма на конце слова ЁЖ? - Как проверить парную согласную на конце слова? - Запишите отгадку в тетрадь. Давайте подберём и запишем ещё несколько однокоренных слов. Запись на обычной доске: ёжИК, ежОВый, ежАТа, ежИХа. - Что объединяет эти слова? Какие слова вы записали? - Докажите. - Как образовались родственные слова, при помощи какой части слова? | - Состав слова. - Из каких частей состоит слово. Что такое корень, приставка, суффикс и окончание. - Выполнять разбор слова по составу. - Ёж. (Дети выполняют задание в тетради) - Парная согласная. - Надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная: ЕЖИ. Дети выполняют задание. ёжИК, ежОВый, ежАТа, ежИХа - Это однокоренные слова (или родственные). - Однокоренные слова – это слова с общим (одинаковым) корнем, в котором содержится его основное значение. - При помощи суффиксов. |
3. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности. | |
- Как вы думаете, какова тема урока? - Что мы знаем по этой теме? - Чего не знаем, не понимаем? - Какую цель себе поставим? - Для чего мы изучаем эту тему? - Что вы сможете сделать, решив эту проблему? - Где будем искать информацию? | - Тема урока: Суффиксы и их значения. - Знаем, что такое суффикс. Знаем, где он находится и для чего служит. - Я не знаю, какие значения придают суффиксы словам.
- Выяснить, какое значение придают суффиксы словам, находить и выделять суффиксы. - Чтобы правильно разбирать слово по составу и образовывать новые слова. - Грамотно писать и говорить. - В учебнике. |
| |
- Что мы запланируем, чтобы добиться тех целей, что мы поставили? | 1.Повторим, что такое суффикс, где он находится, для чего служит, и как мы его выделяем. 2. Будем работать с учебником, выполнять тренировочные упражнения. 4. Работать в парах. 5. Работать в группах. 6. Контролировать себя и товарища. |
5.Воспроизведение и коррекция опорных знаний. | |
- Начнём по порядку: что такое суффикс? Где стоит суффикс? Для чего служит? ( правило) Как выделяем? Покажите руками. Выделите суффикс в словах, которые мы записали. Проверяем, Василиса, прочитай. | - Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. - Выделяем уголком. (Показывают руками) ёжИК, ежОВый, ежАТа, ежИХа. |
6.Изучение нового материала. Работа с учебником. | |
- Откройте учебник на с.69, найдите упр.152. Читаем задание. … Проверяем. Какие суффиксы выделили? Какое значение придают эти суффиксы словам? | - Уменьшительно-ласкательное значение. |
7.Первичное закрепление в знакомой ситуации. | |
РАБОТА В ПАРАХ А сейчас предлагаю ребятам повернуться друг к другу и ласково назвать по именам: Полиночка – Настенька Димочка – Сонечка Тамерланчик – Алисочка (Алисонька) Василисочка (Василисонька) – Славочка Ярославчик - Антошенька - Запишите в тетради ласковое имя своего соседа, выделите суффикс. - Какие суффиксы вы выделили? ЗАКРОЙТЕ УЧЕБНИКИ. - Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте работу. Если все правильно – ставим на полях плюс зеленой пастой, если есть ошибки – то минус. | Дети выполняют задание. Полиночка – Настенька Димочка – Сонечка Тамерланчик – Алисочка (Алисонька) Василисочка (Василисонька) – Славочка Ярославчик - Антошенька -очк-, -ечк-, -еньк-, - чик-, |
8. Гимнастика для глаз. | |
- Сели прямо, сняли очки. Поморгали глазами. Зажмурили глаза, открыли. (3 раза) Зафиксировали голову. Смотрим вверх, вниз. (3 раза) Влево, вправо. (3 раза) Ладошки потерли друг о друга так, чтобы стало горячо. Приложили ладошки к глазам. Если глазам стало тепло, то вы выполнили задание верно. Поморгали, надеваем очки. Продолжаем работать. | (Ученики выполняют задания.) |
9.Первичное закрепление в измененной ситуации. | |
– Положите перед собой карточку. Читаем задание. Задание: обсудите с соседом по парте, как превратить предметы в маленькие. Какие суффиксы будете использовать? Запишите в тетрадь только новые слова, выделите суффикс. - Работаем в парах. Советуйтесь друг с другом. Кот, мост, река, рука. - Проверяем. Какие слова у вас получились? Какие суффиксы использовали? -Какое значение придают словам суффиксы -ИК-, -К-? - Перевернули карточки и убрали их под дневник. | - Задание: Превратите предметы в маленькие. Какие суффиксы будете использовать? Запишите в тетрадь только новые слова, выделите суффикс. (Ученики читают вслух по очереди) Котик, мостик, речка, ручка. - -ИК-, -К- - Уменьшения и ещё ласковое название. |
10.Динамическая пауза. | |
Пролетает самолет. С ним собрался я в полет. Правое крыло отвел – посмотрел. Левое крыло отвел – посмотрел. Я мотор завожу и внимательно гляжу. Поднимаюсь ввысь, лечу! Возвращаться не хочу. |
11.Творческое применение знаний. | |
- У меня рассыпались слова. Вам нужно соединить распавшиеся части так, чтобы получились слова. Выделить суффикс и сделать вывод о том, какое значение придал суффикс слову. Подойдите к партам. 1 группа: София, Полина, Ярослав, Дима 2 группа: Василиса, Тамерлан, Алиса, Слава Задание: 1 группа: хвост (хвостище), нос (носище), лапа (лапища), усы (усищи) 2 группа: большой (большУЩий), хитрый – хитрЮЩий, длинный – длиннЮЩий, худой - худющий Проверяем! - С помощью каких суффиксов образовали новые слова? - Какие у вас получились слова (предметы)? - Почему? Какое значение придают суффикс –ищ- словам? - 2 группа, слова с какими качествами у вас получились? | Ученики выполняют работу Работы крепятся на доску на магниты. Дети стоят перед доской. Задание: 1 группа: хвост (хвостище), нос (носище), лапа (лапища), усы (усищи) 2 группа: большой (большУЩий), хитрый – хитрЮЩий, длинный – длиннЮЩий, худой - худющий -1 группа: -ищ-. - Большушие. - Увеличение. -2 группа: -УЩ-, -ЮЩ-. - Слова с усиленным, увеличенным значением. Можно сказать: очень. |
12.Рефлексия учебной деятельности. | |
- Давайте вспомним начало урока: какие цели мы себе поставили? - Достигли мы этих целей? - Что такое суффикс? - С какими новыми суффиксами познакомились? -Какие смысловые оттенки вносят суффиксы в слова? - Поднимите руки, кто доволен своей работой! - Закончите предложение: (ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСКА) - А сейчас дополните предложения:
- Оценим свою работу на уроке. Давайте зажжём наш «Небосклон успеха». Зелёный смайлик - всё поняли и можете использовать свои знания в дальнейшем. Жёлтый смайлик - всё поняли, но еще необходима помощь учителя в работе. Красный смайлик - остались вопросы, не всё понятно. | Дети стоят у доски. -1. Выяснить, какое значение придают суффиксы словам, находить и выделять суффиксы. - Достигли. Дети отвечают. - оньк-, -еньк-, -ик-, -к-, -ищ-, -ущ-, - ющ- (Дети отвечают) (Дети выбирают смайлики.) |
| |
- Устно подготовить рассказ по теме суффиксы:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Значения суффиксов" 2 класс. Программа "21 век"
Данная презентация предназначена для урока по русскому языку во 2 классе по теме "Значения суффиксов" по программе "21 век" к учебнику Иванова....
Презентация к уроку русского языка - Тема: "Лексическое значение"
Тема: "Лексическое значение"УМК "Школа России2 класс...
урок русского языка по теме "Значение фразеологизмов"
Тема урока: Значение фразеологизмов. Цели урока:1. Осмысление значения термина «фразеологизм», формирование умения отличать фразеологизмы от свободных словосо...
Урок русского языка по теме: "Значение, происхождение и употребление фразеологизмов в речи". 4 класс.
Урок русского языка по теме: "Значение, происхождение и употребление фразеологизмов в речи". 4 класс....
Конспект урока русского языка 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи"
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи и навыков употребления глаголов в речи.Планируемые результаты:Предметные:Знать:особенности глагола как част...
Конспект урока русского языка «Устаревшие слова. Значение устаревших слов» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )
Тема: «Устаревшие слова.Значение устаревших слов» Цели деятельности учителя: формирования знаний о понятии «устаревшее слово»; формирование умения определять устаревшее слова, ...
Конспект урока Русский язык по теме: "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России" , 3 класс, 2 часть)
Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи.Планируемые результатыПредметные: Знать часть речи «глагол»;Уметь находить глаголы в тексте...