Тема урока: «Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с существительными». | Класс: 4 Б Доп. класс II отделение Дата проведения: 28.11.2023 |
Цель: - Обобщить знания об именах прилагательных, - Точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи. |
Планируемые результаты |
Предметные - Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка. - Формировать возможность составлять предложения, соблюдая в речи грамматические закономерности. - Изменять имена прилагательные по родам и числам при сочетании с существительными. - определять число, род и падеж, правильно писать падежные окончания имен прилагательных в единственном и множественном числе. | Метапредметные познавательные УУД: - Активное использование речевых средств в соответствии с речевыми возможностями обучающегося. - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам. - Овладение начальными сведениями и практическая систематизация основных грамматических закономерностей языка. коммуникативные УУД: - готовность слушать собеседника и вести диалог, - формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос. регулятивные УУД: - выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя; - реализация сформированных умений и навыков в коммуникации. | Коррекционно-развивающие - развитие внятной, выразительной связной речи обучающихся; - развитие умения оформлять ответы фразой; - развитие слухового восприятия на материале урока; - восприятие на слух словосочетаний и фраз, материала, связанного с изучением учебных предметов, - развитие умения исправлять ошибки в своей речи и речи товарищей. Характеризовать имя прилаг. как самостоятельную часть речи, раскрывать морфологич. и синтаксич. особенности. Повторить изученное об имени прилаг. путем наблюдения, сравнения, обобщения. | Личностные 1) Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения 2) Овладение речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, развитие навыков связной речи). 3) Практическое овладение языковыми закономерностями, их использование в связной речи. 4) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 5) Развитие связной устной и письменной речи обучающихся с ОВЗ.
|
Межпредметные связи: «Литературное чтение» - тема «Авторские сказки». «Окружающий мир» - тема «Морские птицы, Леса России, Жизнь леса». |
Ресурсы занятия (оборудование): тексты рассказов (адаптированные в соответствии с возможностями обучающихся с ОВЗ), таблички, разрезные таблицы, рисунки, раздаточный материал - карточки с заданиями, толковый словарь русского языка. |
Этапы урока
Виды работ | Содержание деятельности учителя | Характеристика деятельности обучающихся | Используемые методы. / Реализация коррекционно-развивающей направленности урока |
Организация начала занятия 1. Приветствие 2. Мотивация на совместную деятельность
| Побуждает к приветствию. - Будем выполнять речевую зарядку: Речевая зарядка - С__ с___ с____ - су_ су_ сущест – сущест-вительное, имя .... - при – при –прилага-тельное, имя ….. - Един –единст - венного, единственного числа. - Мно – мно – множест – свенного – Множественного числа. | Приветствуют учителя.
Ученики проговаривают хором слоги и слова. Ученики задают друг другу вопросы о занятии. - Какой сейчас урок? - Сейчас урок русского языка. - Как мы будем заниматься на уроке? Мы будем: - внимательно слушать, - правильно говорить. | Фронтальная работа / На всех этапах урока с учётом слуховых возможностей обучающихся проводится работа по РСВ (с использованием смены местоположения педагога по отношению к обучающимся) или слухозрительного восприятия. |
I. Первый этап занятия 1. Актуализация полученных знаний. | Просит обучающихся определить тему и задачи урока. 1) - Прочитайте стихотворение Белые чайки над синей волной, Им.п. мн.ч. Быстрые рыбки в воде голубой. (П.п.) Белое облако в небе плывёт, Им.п., ед.ч. Словно в далёкий зовёт нас полёт. В.п. ед.ч. - Назовите имена прилагательные, которые встретились в стихотворении. - Учитель выставляет карточки. - Задайте вопросы к этим словам. - Поставим имена прилагательные в Им. падеж! - Прочитайте словосочетания /имя прилаг. + имя сущ. / - учитель сам делит на 2 группы !!! - На какие 2 группы мы разделили словосочетания? - В форме какого числа ИП в 1 столбике? - В форме какого числа ИП во 2 столбике? 2) Какого рода имена сущ. (ИС) в первом столбике? - Значит и имена прилагательные будут какого рода?
| Слушают учителя. Составляют план урока. /Словосочетания имя прилаг. + имя сущ. / /Единственного / Множествен- числа/ ного числа./ Зак. какое ? что? какие? кто? ср. р. - белое облако белые чайки какая? что? ж. р. - голубая вода быстрые рыбки какой ? что? м. р. - далёкий полёт - ИП: белые, быстрые, / белое. - Слова отвечают на вопросы : «какие ? кто?», «какое что?» - Ученик выставляет на доску табл. / Ед.ч. / мн.ч./ - Вода – ж. р., полёт – м. р., облако – ср. р. /// - Голубая вода - ж. р., далёкий полёт – м. р., белое облако – ср. р. - Ученик выставляет на доске таблички / Мужского рода, женского рода, среднего рода / | Фронтальная Работа / При затруднении восприятия на слух речевой материал предъявляется слухозрительно, потом снова на слух.
|
2. Самоопределение к учебной деятельности
- Называние темы урока.
| - Что такое Имя прилагательное? - Как изменяются им. прилаг.? - В форме какого числа бывают имена прилаг. ?
- Как изменяются ИП в единственном числе?
- Прочитайте тему урока. (открыть) - Прочитайте задачи урока. - Назовите задачи урока: 1) Мы будем определять число и род имён прилагательных, 2) - повторим как изменяются имена прилагательные во множественном числе, 3) - повторим как связаны имена существительные и прилагательные. | - Имя прилаг. – это часть речи, которая обозначает … …. . и отвечает на вопросы «…..? ……? ….. ? …..?» - Имена прилаг. изменяются по числам. - Они могут быть в форме единственного и множественного числа.. - ИП в единственном числе изменяются по родам. - «Изменение имен прилагательных по родам и числам (при сочетании Тема с существительным)»
|
На протяжении всего урока осуществляется контроль за речью обучающихся (звукопроизношение, словесное ударение, слитность, интонация).
|
3. Работа по теме урока.
- Окончания имен прилагательных в ед. ч. м.р., ж.р., и ср.р.
| Прочитайте 1 пункт плана: 1) Мы будем определять число и род имён прилагательных, - Возьмите карточки. Карточка 1. Прочитайте текст. Растёт в лесу красив…. дерево. Это стройн… сосна. Прилетел и сел на сосну пёстр…(-ый) дятел. Задание 1. - Допишите окончания имён прилагательных, поставьте к ним вопросы, определите род. - Запишите в таблицу. Вопросы, род | Имена прилагательные | Окончания в Им. п. | ….. ? ... р. ….. ? … р. ….. ? … р. | ……… ……… ……… | - …., - ….., - ….., |
- Определите род и число имён прилагательных. - Что общего у всех этих слов? В форме какого числа они стоят? - Как изменяются ИП в единственном числе? Сделайте вывод.
|
Ученики работают на карточках, 1 ученик у доски.
- Дерево какое? – «красивое», имя прилагательное «красивое» отвечает на вопрос: какое?, имеет окончание – ое. _________________________________. Правило 1. - Имя прилагательное «………» отвечает на вопрос …….?, имеет окончание - …., значит оно (какого?) …… рода. __________________________________. - Имя прилагательное «красивое» отвечает на вопрос какое?, имеет окончание - ое, значит оно женского рода. - Все эти ИП единственного числа. - ИП - ые в единственном числе изменяются по родам. (см. Т.3.2.) ИП - ое всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу. |
В ходе урока исправляются аграмматизмы в речи обучающихся с опорой на грамматический вопрос с последующим обязательным повторением правильно оформленной фразы.
|
Физкультминутка | Потрудились – отдохнём, (ходьба) Встанем, глубоко вздохнём. (потянуться) Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. (поворот корпуса, руки на пояс) | Обучающиеся выполняют движения, совместно проговаривают текст.
- Руки плавно опустили, (ходьба) Всем улыбки подарили. | При проведении физкультминутки используется сопряжённое («хоровое») проговаривание. |
II. Второй этап занятия.
4. Закрепление изученного материала.
| Прочитайте 2 п. плана: 2) вспомним как изменяются имена прилагательные во множественном числе. - Откройте тетради. Запишите число. Классная работа, тему урока. Карточка 2. Прочитайте текст. Ягоды растут в своих любимых местах. Земляника любит расти на светлых солнечных полянах. Черника может расти в тёмных еловых лесах. Клюкву вы найдёте на топком болоте. Когда ягоды созревают, они лежат на мягкой подушке из зелёного мха. Образец: На светлых полянах (на …. их? П.п. мн.ч.) Задание 2 : (прочитайте задание) - Выпишите из рассказа выделенные ИП вместе со словами, с которыми они связаны. - Укажите число, род (в ед. ч.) и падеж ИП.
- О чем говорится в тексте? Открыть картинки - Откройте тетради. Запишите сл. /сочетания - Прочитайте первые два словосочетания. - С каким словом связано ИП «на светлых», а с каким «в тёмных»? на (в) каких? - на светлых полянах - в тёмных лесах - В каком падеже стоят ИС - ые? - Как вы определили падеж и число ИП – ых? - В форме какого числа стоят имена прилагательные «на светлых», «в тёмных» ?
- Имя существительное «поляна» какого рода? А ИС «лес» - ?
Сделайте вывод. - Как изменяются ИП во множественном числе? Закройте тетради. |
- Открывают тетради. Делают запись. - Изменение имен прилагательных по родам и числам. ________________________________ . Правило 2. - Имя прилагательное « …………» связано по смыслу с именем сущ. « … ……….», значит оно тоже стоит в ……. -ом падеже множественного числа. .
- Ученики пишут в тетрадях: - на светлых полянах (на каких? П.п. мн.ч) - в тёмных лесах (в каких? П.п. мн.ч.), - на топком болоте (на каком? П.п. ср.р.), - на мягкой подушке (на какой? П.п. ж.р. ед.ч.) - В тексте говорится о … Картинки: ягоды – Земляника, черника, клюква. - Словосочетания: - на светлых полянах, в тёмных лесах. – ИП связано с ИС «на полянах», «в лесах». – ИС стоит в Предложенном падеже мн. числа. - Имя прилагательное «на светлых» связано по смыслу с именем сущ. «на полянах», значит оно тоже стоит в П. падеже множественного числа. - ИС «поляна» женского рода, а ИС «Лес» мужского рода. - ИП во мн.ч. не изменяются по родам. - ИП - ые во множественном числе изменяются по падежам, они не изменяются по родам. - ИП - ое всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу. |
При ошибках в воспроизведении слов, словосочетаний, учебной терминологии необходима запись на доске с нотированием (расстановкой словесного ударения, орфоэпических знаков).
|
5. Рефлексия.
- Употребление имен прилагательных в устной речи
| Прочитайте 3 пункт плана: 3) - повторим как связаны имена существительные и прилагательные. - Сейчас мы посмотрим, как вы научились точно употреблять ИП. - Прочитайте названия сказок на плакате, назовите автора. - Правильно говорите окончания прилагательных. Картинки с сюжетами из сказок и портреты авторов сказок. - Сделайте вывод (устно). - Имя прилагательное связано с именем существительным по смыслу. | Читают задание на доске. Плакат Сказка | Автор сказки | 1. Сказка о золот… петушк…. . 2) Красн … шапочка 3) Сказка о глуп… мышонк… . 4) Сер… Шейка. | - Шарль Перро - Д. Мамин - Сибиряк - А. Пушкин - Самуил Маршак |
|
|
III. Организация окончания занятия Рефлексия учебной деятельности - организация подведения итогов. Рефлексия, самооценка достижений обучающихся - общая оценка учителя. | Подводит итог занятия с учетом плана деятельности. - Какую часть речи мы изучали сегодня на уроке? / - Как связано ИП с ИС? - Как изменяется ИП – е при сочетании с существительным? /
- Как вы сегодня работали на уроке? Возьмите карточку № 2 и нарисуйте смайлик. Предлагает оценить свою и коллективную деятельность на занятии. - Молодцы. | Отвечают на вопросы. - Сегодня мы изучали имя прилагательное. - Имя прилагательное связано с именем существительным по смыслу. - ИП - ое всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.
Оценивают свою работу. Определяют, чему научились, как отвечали на занятии. - Я работал отлично. - Я работал хорошо. - Мне было трудно, но я буду стараться. |
Учитель оценивает речевую активность обучающихся и произносительную сторону речи. |