Технологическая карта урока
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Гайворонская Светлана Николаевна

Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся 2-го класса на тему: "Глагол: значение. Для чего нужны глаголы в нашей речи?".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx48.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Гайворонская Светлана Николаевна

Предмет: русский язык

Класс: 2 класс

Тип урока: комбинированный урок

Тема урока

Глагол: значение. Для чего нужны глаголы в нашей речи?

Цели урока

Уточнить представление о глаголе как части речи;  показать роль глаголов в речи; развивать умения распознавать глаголы среди других частей речи.

Задачи урока

Образовательные:

- создать условия для углубления представлений о роли глаголов в нашем языке;

- сформировать умения определять, каким членом предложения является глагол.

Развивающие:

- развивать речь учащихся и способность чётко формировать свои мысли;

- развивать умения оценивать результаты своей деятельности.

Воспитательная: 

- воспитывать самостоятельность и познавательную активность на уроке.

Оборудование

Компьютер, проектор, презентация, учебник «Русский язык» 2 класс 2часть автор В.П. Канакина, В.Г.Горецкий,  карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы, тесты для выполнения домашнего задания, светофоры.

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная.

Приёмы активизации познавательной деятельности

Самоконтроль, самооценка, взаимооценка.

                                                                     Планируемые образовательные результаты

Планируемые результаты (предметные)

Личностные результаты

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

  • Распознают слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и другие.
  • Определяют тему текста и озаглавливают  текст, отражая его тему.

Формулируют простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно  (1- 2 предложения).

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Владеют навыками сотрудничества  с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Сравнивают результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивают их по предложенным критериям.

Умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

  • Находят в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения.
  • Извлекают информацию из учебного текста.
  • Осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение.
  • Строят рассуждения, соотносят с известными понятиями.

  • Проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога.
  • Признают возможность существования разных точек зрения.

Строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнёра высказывания.

Структура урока

Этапы урока

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы,  методы

1. Организационный этап.

Цель - организовать детей, настроить на работу.

1. Приветствие учащихся.                                    Слайд №2

Для ребят звенит звонок, начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, подарим улыбки нашим гостям и начнём урок.

2. Проверка готовности к уроку.        

- Сядьте все ровно,  школьные принадлежности положите на уголок стола.

Приветствуют учителя.  Эмоционально настраиваются на урок.

Организуют своё рабочее место.

Фронтальная работа.

Словесный метод.

2. Проверка домашнего задания, восприятие и коррекция опорных знаний. Актуализация знаний учащихся

Цель – повторить изученный материал, необходимый для «открытия» нового знания.

1. Проверка домашнего задания.                           Слайд №3

- Обратите внимание на слайд. Прочитайте слова, записанные на первой строке.

Весна, пенал, улетел, мороз, волк.

- Назовите лишнее слово.

- Почему вы считаете, что это слово лишнее?

- На какие вопросы отвечают  остальные слова?

- Какой частью речи они являются?

- Прочитайте слова, записанные на второй строке.

Танцевать, читает, убежал, вода, зашумит.

- Назовите лишнее слово.

- Почему вы считаете, что это слово лишнее?

- Назовите части речи, с которыми вы уже знакомы.

- Для определения части речи мы используем  алгоритм.

-  Итак, давайте назовём этапы  алгоритма.

Алгоритм определения части речи.                 Слайд №4

1.Задай вопрос к  слову.

2. Определи, что обозначает это слово.

3. Назови часть речи.

Работа по группам.                           Приложение №1.docx

- Сейчас мы с вами поработаем в группах. На доске вы видите картинки.

 - Определите, к какой части речи относятся слова:

1 группа - собака,  2 группа - пенал, 3 группа - танцуют.

- Проверим знания правил об имени существительном и глаголе.                                                                    

Карточка №1                                     Приложение №2.docx

- Перед вами карточки с заданием.  Вспомните правила об имени существительном и глаголе. Выполните задание. Соедините  линиями названия частей речи и их признаки.

кто? что?                        глагол                               предмет

что делать?                     имя                                  действие

что сделать?            существительное                предмета

что делает?

что сделает?

- Обменяйтесь карточками с соседом по парте  и сравните по образцу.                                                                Слайд №5

- Возьмите свою карточку и сделайте самооценку знания правил о частях речи  в соответствии с критериями,  которые вы видите на доске.           Приложение №3.docx

!  Молодец, нет ошибок.      

+  Хорошо,  1 ошибка.      

-  Нужна помощь, 2 - 3 ошибки.

2. Минутка чистописания.                                   Слайд №6

- Сядьте все ровно, проверьте свою осанку. Положите тетрадь под наклоном.

- В тетрадях запишите число. Классная работа.

Выполните минутку чистописания по образцу.

я   яя   яг   яз  ям  ся  ня

язык  язычок  русский язык

Хорошую речь приятно слушать.

- Ребята, как вы понимаете  смысл  этой пословицы?

Вывод: Намного приятнее и понятнее слушать человека с грамотно поставленной речью. Сразу можно понять, о чём повествует рассказчик, что он хочет сообщить.

Отвечают на вопросы учителя.

Обосновывают правильность отнесения слова к имени существительному и глаголу.

Называют этапы  выполнения алгоритма и сравнивают с образцом.

Обсуждают в группе свой ответ. Отвечает  один  учащийся от группы.

Выполняют задание на карточке №1.

Соотносят имена существительные, глаголы  и вопросы к ним.

 Проводят взаимопроверку работ учащихся.

Проверяют по образцу.

Делают самооценку знания правил.

Списывают с образца. Вырабатывают каллиграфический почерк.

Анализируют смысл пословицы, высказывают своё мнение.

Фронтальная

работа.

Словесный метод.

Групповая работа.

Словесный метод.

Индивидуальная работа.

Работа в парах.

Практический метод.

Индивидуальная работа.

Практический метод.

3. Постановка цели и задач урока.

Цель – организация формирования  темы урока учащимися.

- Сегодня мы продолжим открывать тайны великого русского языка.

- Определит тему урока  нам поможет следующее задание.

- Я предлагаю отгадать  загадку.    

 Слайд №7

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт,

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам ……!

- О какой части речи говорится в загадке?

- Давайте попытаемся сформулировать тему нашего урока.

- О чём  мы будем говорить на уроку?

 (Предположения учащихся.)

- Давайте проверим, правильно  ли вы назвали  тему урока? Тема урока «Глагол: значение. Для чего нужны глаголы в нашей речи».                                                            Слайд №8    

- Молодцы! Вы правильно догадались, о чём мы будем говорить. 

- Дети, что вы уже знаете о глаголе?

- А хотите узнать, для чего нужны глаголы в речи?

- Это будет наше новое открытие.

- Тема урока подскажет нам дальнейший  план работы  и цели, которых мы должны достичь. 

Цели урока: уточнить представление о глаголе как части речи;  показать роль глаголов в речи; развивать умения распознавать глаголы среди других частей речи.

Слушают учителя.

Отгадывают загадку

Пытаются самостоятельно сформулировать тему урока.

Слушают учителя.

Обобщают свои знания о глаголе, как части речи.

Пытаются сами назвать учебные цели урока.

Читают цели урока на слайде №8.

Фронтальная работа.

Проблемный метод.

 

Словесный метод.

4. Первичное усвоение знаний.

Цель – подведение детей к самостоятельному выводу.

- В учебнике на стр.70 найдите №121. Ученик читает текст.

- Определите тему текста.

- О ком говорится в тексте?

- Что говорится о дятле, чем он занят?

- Озаглавьте текст.

- В этом тексте дятла сравнивают с профессией человека.

В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает.

- А кто такой плотник?

Плотник — это рабочий строительной отрасли, который работает по дереву.

- Найдите в тексте глаголы. Назовите их.

- Послушайте,  как будет звучать текст без глаголов.

-  Понятен ли вам смысл предложений, когда вы услышали текст без глаголов?

- Для чего нужны глаголы в нашей речи?              Слайд №9

Вывод: Глаголы служат для того, чтобы с их помощью описывать какое-нибудь действие. Слово - глагол оживляет высказывание,  смысл прочитанного становится понятным.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Распознают глаголы среди других частей речи.

Делают выводы о значении глаголов в речи.

Фронтальная работа.

Словесный метод.

5. Первичная проверка понимания.

Цель – применение нового знания в типовых заданиях.

- Запишите в тетради упр. №121 (стр. 70.)           Слайд №10

- Спишите второе предложение.

В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает.

- Подчеркните в нём главные члены предложения.

- Над подлежащим  и сказуемым укажите, какой частью речи они выражены.

- Ребята, назовите главные члены этого предложения.  

- Какой частью речи в предложении  выражено подлежащее? (Подлежащее выражено именем существительным.)

- А какой частью речи выражено сказуемое? (Сказуемое выражено глаголом).

- Кроме главных членов (подлежащего и сказуемого) в предложении есть ещё слова.

- Как  называются эти члены предложения?

ФИЗМИНУТКА                                                 Слайд №11

«Мы писали»

Мы писали, мы писали.          

Наши пальчики устали.

Вы скачите, пальчики,

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок –

Прискакали на лужок.

Прыг-скок, прыг-скок –

Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает,

Влево - вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.

Самостоятельно записывают второе предложение и выполняют к нему задание.

Подчёркивают подлежащее и сказуемое. Устанавливают,  какими частями речи  являются  главные члены.

Отвечают на вопрос.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

Осуществляют профилактику утомления.

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.

Практический метод.

Коллективная работа.

Практический метод.

6. Первичное закрепление, самостоятельная работа.

 Цель – умение решать познавательные задачи, выявить затруднения учащихся.

На стр. 71 найдите №122.

- Прочитайте текст. Какую картину вы представили?

- Какие слова помогают вам ярко представить ледоход?

- Прочитайте строки, в которых идёт описание движения льдин.

Льдины прыгают, кружатся,

Друг на друга громоздятся,

Друг за другом вдаль спешат,

И грохочут, и трещат.

- Назовите  глаголы. На какие вопросы они отвечают?

- Ребята, кто из вас может объяснить значение слова «громоздятся».

(Наталкиваются друг на друга, образуя беспорядочные кучи льда.)

- Если у вас возникли затруднения с пониманием лексического значения слова, то куда вы можете обратиться? (Толковый словарь русских слов, интернет)    

- В интернете дана следующая трактовка этого слова.

                                                                       

  Слайд №12

Громоздятся - поднимаются, возвышаются беспорядочной кучей, грудой; располагаются, образуя беспорядочное нагромождение.

- Самостоятельно спишите последние четыре строчки,  в которых идёт описание движения льдин. (Прочитать ещё раз).

- Найдите слова обозначающие действия, подпишите какой частью речи они выражены?

Читают текст.

Отвечают на вопросы.

Называют глаголы и вопросы к ним.

Высказывают своё мнение о значении слова «громоздятся».

Сравнивают значение слова «громоздятся» на слайде №12 со своими высказываниями.

Читают  текст.

Самостоятельно списывают часть текста, выполняют задание.

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.

Словесный метод.

Самостоятельная работа.

Практический метод.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Цель – проверка умения работать с заданием.

Слайд №13

Карточка №2.                Приложение №4.docx

- Ребята, перед вами  карточка №2

- Прочитайте отрывок.

Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали,
Ножками затопали.

- Из какого произведения взяты эти строки?

- Кто  написал это произведение?

- Выпишите в тетрадь через запятую все слова, обозначающие действия.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте количество выписанных слов.

!   Молодец, выписано 5 слов.

+  Хорошо,  выписано 4 слова.

-  Нужна помощь, выписано 3 слова.

- Ребята, сосед по парте оценит вашу работу в тетради на полях.

Читают текст.

Говорят  название произведения и называют автора, откуда взят отрывок.

Распознают глаголы среди других частей речи.

Самостоятельно выписывают глаголы в тетрадь.

Проводят взаимопроверку  

выполненной работы.

Индивидуальная форма.

Самостоятельная работа.

Практический метод.

Парная форма.

Практический метод.

8. Информация о домашнем задании

Цель – инструктаж по выполнению домашнего задания.

- Домашнее задание – тест по изученной теме. Слайд №14

                                                             Приложение №5.docx

-  В нём задания с разными уровнями сложности.  

1 уровень – 5 заданий, 2 уровень  - 7 заданий.

- Все задания будете выполнять сразу на  этом листе.

Например:

- Выберите  и обведите  в кружочек номер верного утверждения.

- С помощью светофора  покажите, понятен ли вам инструктаж по выполнению домашнего задания.

Красный цвет светофора  - есть затруднения.

Зеленый цвет светофора - инструктаж понятен.

Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания.

С помощью светофора показывают, понятен ли им инструктаж.

Фронтальная работа.

Словесный метод.

9. Рефлексия

Цель – подведение итогов урока, оценивание результатов собственной деятельности.

- Наш урок подходит к концу.                              Слайд №15

- Ребята, вспомните цели нашего урока.

- Удалось ли нам их достичь?

- Какое задание показалось самым интересным?

- Какое задание показалось трудным?

- Кто доволен своей работой на уроке?

- У каждого из вас есть светофор, чтобы оценить свою деятельность на уроке.

- Красный цвет светофора  означает, что у вас возникли трудности при выполнении заданий и необходимо уделить ещё внимание этой теме.

- Зеленый цвет светофора  означает, что в данной теме вы разобрались и у вас не возникло никаких сложностей при выполнении заданий.

- А теперь подумайте и покажите соответствующий  цвет  вашего светофора.

- Урок окончен. Всем большое спасибо.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке  с помощью светофора  красного и зелёного цвета.

Фронтальная работа. Словесный метод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...