Технологическая карта урока литературы «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (детство Валежникова)» 3 класс УМК « Перспективная начальная школа» Чуракова Н.А.
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся об особенностях характера героя произведения Н. А. Некрасова «На Волге» (детство Валежникова)
Задачи урока
Дидактические:
· учить детей анализировать литературное произведение;
· выделять качества характера героя;
· формировать представление детей о честности, отзывчивости, смелости;
Развивающие:
· при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст;
· работать над развитием речи, мышления;
Воспитательные:
· воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности;
· воспитывать уважение к мнению других учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatuy_nekrasov.doc | 95 КБ |
dopolnitelnyy_material.docx | 12.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧЕНИЯ
Дата: 13.04.21 Школа: МАОУ «МЛ №148» Класс: 3 «е» Урок: 3 Время: 9:50 - 10:30 Кабинет: 112 | Студент: Симакова Вероника Группа: 36 Учитель: Ляпина Оксана Валерьевна Методист: Кондратьева Ирина Ивановна |
Тема урока: Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (детство Валежникова)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся об особенностях характера героя произведения Н. А. Некрасова «На Волге» (детство Валежникова)
Задачи урока
Дидактические:
- учить детей анализировать литературное произведение;
- выделять качества характера героя;
- формировать представление детей о честности, отзывчивости, смелости;
Развивающие:
- при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст;
- работать над развитием речи, мышления;
Воспитательные:
- воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности;
- воспитывать уважение к мнению других учащихся.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П М Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесный: беседа | Проверяет готовность к уроку Создание эмоционального настроя Приветствует детей. - Здравствуйте ребята! Меня зовут Вероника Анатольевна, и сегодня я проведу у Вас урок литературного чтения. Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь, пожалуйста. | Встают, приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу | М: личностное включение в учебную деятельность (Р) | Учебная презентация |
Актуализация знаний и мотивация | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: беседа Наглядный: демонстрация слайдов | Подводит детей к формированию темы урока - Нам авторы произведенья написали, Чтобы мы их внимательно читали. Читая, должны мы героев понять И через поступки их чувства узнать.» - Для чего мы этому учимся? - Что делает человека литературным героем? - Чем отличаются сказочные герои от героев стихотворных произведений? Проводит литературную игру - Посмотрите на экран. Это мой друг Книгочей, он очень любит читать. И кажется он подготовил нам небольшое задание. У Книгочея есть несколько карточек на них есть отрывки из произведений. Но вот авторы произведений не указаны, давайте попробуем соотнести авторов и их произведения. А также вспомним, главных героев этих произведений. | Слушают учителя, отвечают на вопросы - Для того чтобы понимать чувства героя, его переживания. - Сказочный герой - выдуманный. Герой стихотворений - может быть реальным человеком. Желающие называют русских поэтов Играют, выполняют задания | М: личностное включение в учебную деятельность | Учебная презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: беседа | Помогает детям сформулировать цель, тему и план урока Задает наводящие вопросы - У нас осталась пустая карточка. Кажется, наш Книгочей что-то напутал. Или же… Он не знает данное произведение, и поэтому не может ничего записать на своей карточке. - Ребята, поможем Книгочею добавить в свою коллекцию ещё одну карточку? - Отлично! Как вы думаете какова тема нашего сегодняшнего урока? - А какую цель мы перед собою поставим? | Формулирую цель и тему, отвечая на вопросы учителя - Да. - Произведение Николая Некрасова «На Волге». - Познакомиться с произведением Н. А. Некрасова «На Волге», охарактеризовать героя этого произведения. | М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); М: планирование (П) | Учебная презентация |
- Совершенно верно. Сегодня на уроке мы познакомимся с Николаем Некрасовым «На Волге». В этом произведении он вспоминает о своем детстве. Хотя пишет и от третьего лица - Валежникова. | ||||||
«Открытие» нового знания | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Метод: Словесный: диалог, беседа Фронтальная форма работы Наглядный слайд | Повторяют биографию Некрасова - Перед тем как познакомиться с произведением давайте немного поговорим об авторе. - Что вы знаете об Н. А. Некрасове? -Где маленький Николай проводил большинство своего времени? - С кем дружил маленький Николай Некрасов? - Вы совершенно правы. Некрасов дружил с крестьянскими детьми, с увлечением слушал рассказы местных бурлаков, изучал природу вдоль берегов Волги. Всё это отразилось в его произведениях. - Я предлагаю вам прослушать одно из его стихотворений. Слушайте внимательно, постарайтесь определить ваше отношение к герою. Мы будем говорить об этом герое более подробно на уроке, вы сможете сравнить или уточнить свои предположения. Включает аудио с чтением стихотворения Организует работу в группах -Нам встретились трудные слова. Книгочей выписал их. Давайте попробуем разобраться с их значением. Сейчас я раздам карточки с определением этих слов. Работу вы будете выполнять в группах. Ваша задача прочитать определения и выбрать одного человека из группы, который сможет рассказать определение всему классу. - Но перед тем как начать работу, давайте повторим правила работы в группах. - Кто хочет прочитать? - Я вижу вы готовы. Тогда приглашаю к доске человека из 1 группы. - Приглашаю к доске человека из 2 группы. - Приглашаю к доске человека из 3 группы. - Приглашаю к доске человека из 4 группы. - Приглашаю к доске человека из 5 группы. - Приглашаю к доске человека из 6 группы. - Вы отлично поработали! | Повторяют биографию Некрасова Отвечают на вопросы - (Ответы детей) - На Волге. - С крестьянскими детьми.
Слушают произведение Слушают учителя Повторяют правила работы в парах По очереди выходят к доске и рассказывают определения - Бурлак… Глушь … - Кулик… Челнок… - Круча… Удаль… - Леший… Чёрт… - Рига… Всезрящий… - Взвиться… Говор… | М: Понимание и выражение в речи цели задания (Л); Принятие учебной задачи к исполнению (Р); Принятие и освоение социальной роли обучающегося (Л); Знание хода работы (П) | Учебная презентация Карточки с парной работой |
Динамическая пауза | Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности | Практические: выполнение физических упражнений | Организует динамическую паузу Включает видео файл | Выполняют упражнения | М: умение соотносить свои действия с действиями учителя(Р) | Учебная презентация |
Первичное закрепление во внешней речи | Усвоение нового способа действий | Ф, П Практические: выполнение заданий Словесные: беседа, учебный диалог, чтение, выборочное чтение, анализ текста Наглядность: Прослушивание аудиозаписи | Знакомит детей с произведением - Предлагаю поработать с первой частью произведения. Во время чтения стихотворения, постарайтесь запоминать предложения, характеризующие героя. - Кто хочет прочитать первый отрывок? Остальные следите по тексту. В любой момент я могу остановить чтение и спросить другого. - Хорошо. У Книгочея возникло несколько вопросов, давайте поможем ему с ними разобраться. 1. Любит ли мальчик мир природы? Почему? 2.С кем сравнивает себя герой? Что автор подчёркивает этим сравнением? 3. Как вы думаете: сколько лет мальчику? Почему вы так решили? - Молодцы. Кто хочет прочитать второй отрывок? Остальные следите по тексту. В любой момент я могу остановить чтение и спросить другого. - Хорошо. Давайте посмотрим какие ещё задания нам подготовил Книгочей. 1.Подтвердите строчкой из стихотворения, что герой не взрослый юноша, а мальчик. 2.Верит ли герой в нянины сказки? Подтвердите словами отрывка. 3.Можно ли мальчика назвать послушным? Докажите.
- Отлично. Кто хочет прочитать третью часть стихотворения? Остальные следите по тексту. В любой момент я могу остановить чтение и спросить другого. - Хорошо. Давайте посмотрим какие вопросы остались у Книгочея. 1.Какой показалась природа главному герою? 2.Страшно ли было мальчику на пути к пруду? 3. Что заставило героя идти на пруд, несмотря на нянин запрет? | Желающий читает первый отрывок - Любит: Он видит красоту природы. - С играющим зверьком. (ловкий, вольный, свободный) - 10-12 лет. Он играет, бросает камешки, прыгает с кручи. - «Не бегай ночью – волк сидит за нашей ригой, а в саду гуляют черти на пруду» - «И в ту же ночь пошёл я в сад. Не то, чтоб я чертям был рад, а так – хотелось видеть их.» - Нет. Он, несмотря на запрет няни всё-таки выходит в сад. - Всезрящей, она наблюдала за ним, кругом была тишина. - Да. «…не воротиться ли домой?» - Любопытство. | П: уметь работать с картой; М: уметь работать в парах | Учебная презентация Карточки |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф Методы: словесный: беседа Наглядный: слайд, наглядный материал для работы | Проводит самостоятельную работу - Сейчас обобщим всё что мы рассказали, для этого я предлагаю вам выполнить не большую самостоятельную работу. Перед вами лежат карточки с заданием. Ваша задача ответить на вопросы. Обратите внимание. На вопрос 1 и 3 нужно ответить письменно. В задние номер 2 подчеркнуть верные варианты ответа. Можете приступать к выполнению задания. 1. Кто главный герой произведения «На Волге»? 2. Какие качества присущи герою? Умный, трудолюбивый, злой, любящий природу, любопытный, общительный, непослушный, ленивый 3. Опишите ваше отношение к герою произведения. 4. Можно ли назвать данного героя сказочным? - Кто хочет рассказать какие ответы у него получились? | Выполняют самостоятельную работу Выполняют взаимопроверку и оценивание работы товарища Желающие рассказывают получившиеся ответы | М: владение общим приемом решения учебных задач | Учебная презентация |
Включение в систему знаний, повторение | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесные: учебный диалог Практический: упражнении | Организует работу с иллюстрациями учебника - Книгочей очень заинтересовался картинками на страницах учебника. Давайте рассмотрим иллюстрацию на стр.138. - Что на ней изображено? - Найдите в произведении строчки, которые подходят к иллюстрации. - Теперь рассмотрим иллюстрацию на стр. 139. Какие строчки подходят к этой иллюстрации. -Какую иллюстрацию мы еще не рассмотрели? (На стр.140 - А какие строки подходят к ней? - Вы большие молодцы мы отлично поработали. Как вы думаете теперь Книгочей сможет заполнить свою карточку новым произведением? - Абсолютно верно. | Работает с иллюстрациями учебника Описывают иллюстрации Приводят предложения - Да. | П: знать страны и их столицы М: контроль, коррекция, оценка (Р) | Учебная презентация |
Рефлексия деятельности | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный: беседа, диалог Наглядный: критерии, работы учеников | Организует предметную рефлексию - Наш урок подходит к концу. - Давайте вспомним, тему нашего урока? - Какая была цель нашего урока? - Что вам запомнилось больше всего? - Помогли мы Книгочею заполнить его карточку? - Верно. Вы большие молодцы, хорошо поработали на уроке. Организует эмоциональную рефлексию -Оцените свою работу на уроке. - «Не понял(а) тему» - «Понял(а), но не до конца» - «Всё понял» Наш урок закончен, всем спасибо. | Подводят итоги урока - Николай Некрасов «На Волге». - Знакомство с биографией Н. А. Некрасова и его произведением «На Волге» - Мне запомнилось… - Да. Проводят эмоциональную рефлексию | М: рефлексия способов и условий действия (П); М: контроль и оценка процесса и результативность деятельности (П); Л: самооценка | Учебная презентация |
Предварительный просмотр:
Бурлак - крестьянин, уходивший на заработки, преимущественно на речные суда.
Глушь - отдалённое, глухое место.
Кулик - небольшая болотная птица с длинными ногами.
Челнок - выдолбленная из дерева лодка.
Круча - крутой спуск, обрыв.
Удаль - лихая смелость.
Леший - человекообразное сказочное существо.
Чёрт - в суеверии: злое рогатое существо.
Рига - большой сарай для сушки и обмолачивании снопов хлеба.
Всезрящий – всевидящий, человек который видит всё.
Взвиться - стремительно подняться, взлететь вверх.
Говор – это разновидность языка, используемая в общении на определённой территории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира в разнотрансформируемом пространстве "Твоя безопасность на улице" 2 класс. УМК: Перспективная начальная школа
Технологическая карта урока окружающего мира в разнотрансформируемом пространстве "Твоя безопасность на улице" 2 класс. УМК: Перспективная начальная школа...
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (Детство Валежникова) 1 часть». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением Н.А. Некрасова «На Волге» (детство Валежникова) 1 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение Н. Некрасова &laqu...
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (Детство Валежникова) 2 часть». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением Н.А. Некрасова «На Волге» (детство Валежникова) 2 частью.Планируемые резьутатыПредметные: знать произведение Н. Некрасова «...
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (Детство Валежникова) 3 часть». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением Н.А. Некрасова «На Волге» (детство Валежникова) 3 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение Н. Некрасова &laqu...
Конспект урока литературного чтения «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (Детство Валежникова) 1 часть» 3 класс
Цели деятельности учителя:Ознакомление с автором Николаем Некрасовым и с его произведением «На Волге» Планируемые результаты:Предметные:Уметь выразительно читать произведение «...
Технологическая карта урока технологии "Прямое плетение из бумажных полос» Изделие: открытка «Рыбка" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель урока: создание условий для освоения технологии прямого плетения из полосок бумаги.Задачи урокаДидактические:Познакомить с понятием «плет...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Георгий Юдин "Вытри лапы и входи" (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Г. Юдина «Вытри лапы и входи».Зада...