Технологическая карта урока русский язык 4 класс
материал по русскому языку (4 класс)

Иванова  Надежда Юрьевна

«Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx42.28 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА: «Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель деятельности учителя: создание условия для знакомства с изменением местоимений 1-го и 2-го лица по падежам

Планируемые результаты:

  • предметные: сформировать представление об изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам, правильно употреблять их;
  • метапредметные: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися; умение осуществлять самоконтроль;
  • личностные: прививать любовь и интерес к предмету

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организация начала занятия

Цель: приветствие,

проверка готовности,

организация внимания.

Задачи: знакомство с

детьми.


- Здравствуйте, ребята, садитесь!

- Давайте сейчас проверим, всё ли у нас есть на партах: учебник, тетрадь, пенал, дневник и самое главное – ваше желание учиться!

(Приветствуют учителя, садятся, проверяют готовность к уроку.)

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Л: самоопределение.

Средства: слово учителя

Формы работы: фронтальная

Приёмы:

Методы: словесный

2. Целеполагание, мотивация и актуализация опорных знаний

Цель: обеспечить мотивацию,

принятие целей урока,

актуализировать опорные

знания.

-Давайте откроем свои тетради, отступим 2 строки от последней записи вниз и запишем сегодняшнее число – «12 марта» и «Классная работа».

-Давайте, напишем соединение буквы м с буквой л и наоборот соединение буквы л с буквой м
(Пишу на доске, а дети пишут в тетради)

- Прочитайте слова на презентации.

Редкос..ный, трос..никовый, грус..ный, вкус..ный, прекрас..ный, ужас..ный, гиган..ский, ненас..ный.

-Чем похожи все слова?

-Какое правило поможет правильно написать слова?

-Сейчас к доске выйдет один ученик для того, чтобы записать и вставить в слова, где необходимо, непроизносимые согласные. Остальные будут делать это задание у себя в тетрадях.

-Приступайте. Не забудьте подчёркивать буквы, которые вставляете.

-А теперь давайте проверим.

-Как вы написали слова Редкос..ный, трос..никовый, грус..ный, вкус..ный, прекрас..ный, ужас..ный, гиган..ский, ненас..ный. Объясните свой ответ.

- Ребята, проверьте, правильно ли вы написали слова.

-Откройте учебник стр. 55, посмотрите упражнение под номером 117. В каком падеже употреблено местоимение ты

- Есть ли в этом стихотворении другие местоимения?

- Скажите, какого лица эти местоимения. В каком падеже эти местоимения? 

- Какой вывод можно сделать? 

-Сегодня мы с вами научимся изменять местоимения 1-го и 2-го лица по падежам, также распознавать местоимения 1-го и 2-го лица в косвенных падежах

(Дети открывают тетради, записывают число и «Классная работа».)

(Пишут соединение букв)

(Дети читают слова на доскепрезентации)

- У этих слов есть непроизносимые согласные

- Чтобы проверить написание непроизносимого согласного, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный, или подобрать такое родственное слово, чтобы этот звук стоял на конце 

(Дети выполняют задание индивидуально)

(Ученик, стоящий у доски, объясняет написание слов.)

-Слово редкостный пишется с непроизносимой согласной «т», так как однокоренное слово редкость.

-Слово тростниковый пишется с непроизносимой согласной «т», так как однокоренное слово трость. 

- Слово грустный пишется с непроизносимой согласной «т», так как однокоренное слово грусть. 

- Слово вкусный пишется без непроизносимой согласной «т», так как однокоренное слово вкусы.

- Слово прекрасный пишется без непроизносимой согласной «т», так как однокоренное слово прекрасен.

- Слово ужасный пишется без непроизносимой согласной «т», так как однокоренное слово ужасы.

- Слово гигантский пишется с непроизносимой согласной «т», так как однокоренное слово гигант.

- Слово ненастный пишется с непроизносимой согласной «т», так как однокоренное слово ненастье.

-В именительном падеже

-Нам, тобой

-Это местоимения 1-го и 2-го лица в косвенных падежах

-Местоимения 1-го и 2-го лица изменяются по падежам

П: ориентироваться в своей системе знаний.
К: отвечать на вопросы учителя; строить понятные для собеседника высказывания.

Средства: Доска, проектор, экран, учебник

Формы работы: фронтальная

Приемы:  

Методы: Словесный, наглядный

3. Открытие новых знаний и способов деятельности

Цель: обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания.

-Откройте стр.56. Найдите упражнение 118.

(Упражнение выполняется самостоятельно)

-Прочитайте текст.

- Что вы узнали о стрекозе?

- Найдите местоимения 1-го лица единственного числа. Прочитайте их.

- Обратите внимание, что выделенные слова - это разные формы личного местоимения я.

-Выпишите местоимения вместе с предлогами. В скобках укажите падеж местоимения.
(Учитель показывает образец на презентации)

Давайте проверим

-Какие местоимения с предлогами вы выписали?

-Как определить падеж? Скажите, какого падежа эти местоимения

-Правильно. Поставьте вопрос к каждому из выделенных местоимений. Спрашиваю по поднятой руке.

-Вы заметили, какие вопросы вы задавали к местоимениям?

-Определите падеж местоимения я в каждом предложении по цепочки, начиная с 1 парты 2 ряда.

-Личное местоимение, стоящее в И.п., является в предложении подлежащим. Но местоимение может быть и второстепенным членом предложения, если стоит в одном из косвенных падежей. Например, Я сижу на речке. Я - подлежащее, потому что стоит в И.п. и отвечает на вопрос кто? А вокруг меня носятся комары. Местоимение меня является второстепенным членом предложения, т.е. дополнение, потому что стоит в Р.п. и отвечает на вопрос кого?

-Прочитайте правило

-Скажите, как изменяются личные местоимения?

-На какие вопросы отвечают личные местоимения?

-Приведите примеры

-Ещё раз прочитайте, выучите и расскажите своему соседу по парте.

-Сейчас к доске рассказать правило выйдет один ученик

-Ребята, давайте немного отдохнём. Вставайте со своих мест

 (Один ученик читает текст)

-Стрекозы питаются комарами

Я, меня, мне, меня, мной, мне

(Выполняют упражнение самостоятельно)

Выполненное упражнение

Я( И.п.), вокруг меня-.(Р.п.), ко мне- (Д.п.), на меня-( В.п.), надо мной(Т.п.), на мне(П.п).

-Я, вокруг меня, ко мне, на меня, надо мной, на мне.

Нужно задать вопрос местоимению. Я( И.п.), вокруг меня-.(Р.п.), ко мне- (Д.п.), на меня-( В.п.), надо мной(Т.п.), на мне(П.п).

-Я - кто? Меня - кого? Мне - кому? Меня - кого? Мной - кем? Мне - кому?

-Падежные вопросы.

(Дети читают предложения по цепочке, определяют падеж)

- Я сижу на речке, ловлю пескарей.- местоимение я - И.п.

- Вокруг меня носятся комары -местоимение меня - Р.п.

- Ко мне на удочку присела стрекоза.- местоимение мне – Д.п

- Стрекоза повела глазищами и смотрит на меня- местоимение меня - Р.п.

- Вдруг сорвалась стрекоза, скользнула надо мной- местоимение мной – Т.п.

- Послышался какой-то щелчок, и на мне оказалось блестящее комариное крылышко- местоимение мне – Д.п.

 

(Правило читает хорошо читающий ученик)

 -По падежам

-Отвечают на те же вопросы, что и имена существительные в каждом из падежей.

-кто? -я(мальчик/девочка),кто?- ты (мальчик/девочка),кто?- мы(мальчики/девочки),кто?- вы(мальчики/девочки)

-кого?- меня(мальчика/девочку), кого?- тебя(мальчика/девочку), кого?- нас(мальчика/девочку), кого?- вас(мальчика/девочку)

-кому?- мне(мальчику/девочке), кому?-тебе(мальчику/девочке), кому?-нам(мальчику/девочке),кому?-вам(мальчику/девочке)

(Дети самостоятельно читают правило, учат его и рассказывают своему соседу по парте)

(Один ученик выходит к доске и рассказывает правило)

(Дети встают со своих мест)

П: применять полученные знания в самостоятельной работе, анализировать услышанное, воспроизводить в виде краткого ответа.

К: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и форме; умение работать в парах.


Средства: учебник, слово учителя, презентация

Формы работы: фронтальная

Приемы:

Методы: словесный, практический

4. Физминутка

Цель:  осуществить отдых, сопряжённый

с учебным материалом.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – нагнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

(Дети повторят за учителем.)

Р: проводить физическую разгрузку в ходе работы.

5. Первичное проверка понимания и первичное закрепление.

Цель: установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления, провести коррекцию.

-Рассмотрите таблицу на стр. 57

-Прочитайте, как называется эта таблица

-Что интересного вы заметили?

-В каких падежах изменения личных местоимений 1-го и 2-го лица одинаковы? Почему, как вы думаете?

-Ещё раз рассмотрите таблицу. Запомните правописание выделенных орфограмм в личных местоимениях.

-Найдите в упр.117 местоимения. Объясните, как определить их лицо и число.

-Да, верно. Поставьте эти местоимения в начальную форму, можете посмотреть по таблице.

-Прочитайте правило

-Какая начальная форма местоимения?

-Для чего нужно поставить местоимение в начальную форму?

-Приведите примеры

-Ещё раз прочитайте, выучите и расскажите своему соседу по парте.

-Сейчас к доске рассказать правило выйдет один ученик 

(Дети рассматривают таблицу)

-Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа

-Местоимения в косвенных падежах не похожи на местоимения в именительном падеже

 -в Р.п и В. п. Потому что у этих падежей одинаковый вопрос кого?

-Местоимения нам и тобой нужно поставить в начальную форму, т.е. в И.п.

-У местоимения нам начальная форма мы, а у местоимения тобой – ты.

(Правило читает хорошо читающий ученик)

-Форма именительного падежа

-Для того, чтобы узнать лицо и число личных местоимений, которые употреблены в косвенных падежах.

-Местоимение мне в начальной форме я.

-Местоимение вам в начальной форме вы.

-Местоимение нам в начальной форме мы.

(Дети самостоятельно читают правило, учат его и рассказывают своему соседу по парте)

(Один ученик выходит к доске и рассказывает правило)

Р: при выполнении заданий действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; организовать выполнение заданий учителя.

К: строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; слушать и понимать речь других.

Средства: слово учителя

Формы работы: фронтальная

Приемы:  

Методы: словесный

6. Закрепление знаний и способов действий: пробное, в знакомой ситуации и в изменённой ситуации

Цель : обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу; обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания и применения в разнообразных ситуациях

Задачи:  содействовать усвоению материала. 

-Ребята, посмотрите на упр. 121. Прочитайте загадку.

-Самостоятельно спишите эту загадку, подчеркните местоимения и определите их лицо, число и падеж. Лицо, число и падеж напишите над местоимением.

-Давайте проверим.

Назовите местоимения, которые вы подчеркнули.

-Объясните, как вы определили их лицо, число и падеж?

-Скажите лицо, число и падеж местоимений тебя, ты.

-Почему местоимение тебя Р.п.?

-А почему местоимение ты И.п.?

(Один ученик читает загадку, остальные слушают и следят за текстом)

(Дети выполняют задание)

Кто тебя передразнивает,
А
ты не сердишься?

Над местоимением тебя пишем 2 л., ед.ч., Р.п.

Над местоимением ты пишем 2 л., ед.ч., И.п.

-Тебя, ты.

-Поставить местоимения в начальную форму, т.е. в И.п.

-Тебя-2 лицо, ед.ч., Р.п.
Ты-2 лицо, ед.ч., И.п.

-Потому что местоимение тебя отвечает на вопрос кого?

- Потому что местоимение ты отвечает на вопрос кто?

Р: при выполнении заданий действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; организовать выполнение заданий учителя.

П: ориентироваться в содержании предмета; использовать информацию для решения учебной задачи;

Средства: учебник

Формы работы: фронтальная

Приемы:

Методы: словесный, практический

7. Контроль усвоения и самопроверка знаний

Цель; выявить

качество и уровень

усвоения учащимися знаний и

способов действий,

выявить недостатки в

знаниях и способах

действий, установить их

причины; обеспечить

развитие способности к оценочным действиям.

-Ребята, сейчас я раздам вам карточки. На карточках найдите личные местоимения 1-го и 2-го лица, в скобках укажите их лицо, число и падеж.
1. Я (________) нарисую ёлочку.
2. Завтра мы(_________) пойдем на речку.
3. Кого вы(_________) ждете?

4. Вечером мне(__________) читают сказки.
5. Какую задачу нам(__________) задали?
-Закончили?
-Давайте проверим. Посмотрите на доску.
1. Я(1л., ед.ч., И.п.) нарисую ёлочку.
2. Завтра мы (1л., мн.ч., И.п.) пойдем на речку.
3. Кого вы (2л., мн.ч., И.п.) ждете?

4. Вечером мне (1л., ед.ч., Д.п.) читают сказки.
5. Какую задачу нам (2л., мн.ч., Д.п.) задали?

(Дети выполняют задание на карточках)

-Да

(Дети проверяют свою работу по презентации)

П: ориентироваться в своей системе знаний.

Р: оценивать свою работу: контроль ,коррекция, оценка.

Средства: раздаточный материал

Формы работы: самостоятельная работа

Приемы:

Методы: практический

8. Подведение итогов занятия

Цель: дать

качественную оценку

работы класса и

отдельных учащихся.

-Итак, ребята, какую тему мы сегодня проходили?

-Как изменяются личные местоимения?

-На какие вопросы отвечают личные местоимения?

-Что нужно сделать, что бы узнать лицо, число личных местоимений, которые употреблены в косвенных падежах

-Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам

-По падежам

-На вопросы косвенных падежей

-Нужно поставить местоимение в начальную форму.

П: строят речевое высказывание.

Р: осуществляют итоговый контроль.

 Средства: слово учителя

Формы работы: фронтальная

Приемы: вопросы

Методы: словесный

9. Рефлексия

Цель:  проверить качество урока

Задачи:

1.Определить что детям не понравилось.

 2. Выяснить проблему (если она есть)

-Ребята, хорошо мы с вами сегодня потрудились, все молодцы, а теперь оцените свою работу на уроке. На листочках, которые лежат перед вами, подчеркните слова, как считаете нужным.

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Материал урока мне был понятен / не понятен, интересен / скучен

(Выполняют задание на листочках)

Р: оценивает собственную деятельность на уроке.

Л: самооценка умений и поступков, объективное оценивание успехов.

Средства:

Формы работы: фронтальная

Приемы:

Методы: словесный

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель:  обеспечить

понимание учащимися

цели, содержания и

способов выполнения домашнего задания.

-Откройте свои дневники, и запишите домашнее задание.

Чтоб  вы лучше запомнили материал, выполните дома упр. 122 на стр. 58 письменно.

Уберите дневники и откройте учебник на стр.58 и посмотрите на упр. 122. Под упражнением написано задание. Устно ответьте на вопросы, спишите стихотворение, найдите личные местоимения в начальной форме и определите их лицо и число.

-Всем большое спасибо за урок. До свидания

(Дети записывают домашнее задание)

-До свидания

Средства: слово учителя

Формы работы: фронтальная

Приемы:

Методы: словесный




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...