"Корень. Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кауфман Анна Владимировна

Урок руссуого языка в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_koren.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:

ЯНАО г Новый Уренгой  МОУ СОШ № 17 Учитель Кауфман А.В.

Урок русского языка в 3 классе.

Тема урока: «Корень. Состав слова».

Цель урока: - обобщить знания по теме «Корень слова»;

- развивать орфографическую зоркость;

- вырабатывать навыки грамотного письма;

- расширять словарный запас учащихся;

- воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Настрой на урок.

  1. Повторение  (Слайд 1, 2)

Решим кроссворд и узнаем ключевое слово нашего урока.

F:\data\articles\50\5051\505136\image1.JPG Задания для кроссворда:

  1. Что ставится в конце предложения?
  2. Из чего состоят предложения?
  3. Как называется наш родной язык?
  4. Сколько в алфавите гласных?
  5. Сколько парных согласных?
  6. Все про корни будешь знать,

то получишь в школе …

Прочтите слово по вертикали под цифрой 7. (Хором читают “Корень”).

3 Тема и цель урока (слайд 3)

Запишите пословицу «Корень ученья горек, а плод его сладок»

- Как вы её понимаете. Объясните орфограммы.

(Слайд 4)

Есть такая игра «Как стать миллионером». Мы поиграем в игру «Кто хочет помочь ёлочке». Холодно елочке зимой. Укутаем её пушистым снежком. За работу на уроке будем получать снежки.

Задание игры (Слайд 5)

- Какой корень изучают на уроках русского языка!

А_ корень дерева               Б_ корень зуба
В_ корень слова                  Г_ корень волоса

Цель урока

Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме «Корень слова», повторим состав слова, изученные правила корня.

4 Словарная работа (Слайд 6)

Запишите словарные слова, вставьте буквы.

М*роз, л*мон, *бед, б*гаж, в*гон.

- Что объединяет эти слова? (Словарные и состоят из одного корня)

- Придумайте задание.

Кроме корня мы знаем и другие части слова.

(Стихи читают дети)

Корень:

Корень я, фундамент слова,
Иногда его основа.
Поручиться не боюсь:
Корни есть на всякий вкус.
Для дворца и для избушки,
Для банкира и старушки.

(Достает из пакета и демонстрирует всем карточки с корнями: изб–, двор–, дом–.).

Окончание:

Обратите вы внимание
На меня. Я – Окончание.
Не люблю собой гордиться,
Вмиг готова измениться.
В слове “море” буду – е,
Что понятно вам вполне.
Если много – то “моря”,
Здесь уже не -е, а -я.

Суффикс:

Ну а я совсем особый,
И скажу без хвастовства,
Что в секунду
дом огромный
В
домик превращаю я.
(Показывает карточку с суффиксом -ик).

Приставка:

В корне – смысл, но не весь.
Главный – но не полный.
Потому приставка есть –
Смысл она дополнит.

_ Теперь каждая часть слова займёт своё место .

Задание. (Слайд)

Подбери слово к схеме (ученики-части  слова)

5 Новый материал.

Послушайте  сказку. (Слайд 7)

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова – веточки, и назвали их однокоренными. А так как они все были дети одного корня – папы, то еще их назвали родственными. Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех под корнем.

Однокоренные слова называют родственными.  Вот вам одна загадка-шутка. ( Слайд 8)

– Посмотрите сценку и скажите, родня ли Гусеница Гусю?

Гусеница.

– Вы кто такие?

Гуси.

– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.

– А ты кто?

Гусеница.

– А я ваша тетка – Гусеница.

Учитель.

– Есть ли в этой сценке “родственники”?

- Будут слова родственными?

(Слайд 9)

Задание ( по вариантам)

_ Подчеркни лишнее слово.

Задание 1 варианта

1 задание.

Желток, железо, жёлтый.

Печурка, печать, печка.

Задание 2 варианта

1 задание.

Горе, нагорный, горевать.

Часовщик, часть, часы.

(Два ученика работают у доски)

(Продолжение сказки) Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой красивый и уютный. (Слайд 10)

От дома идут три дорожки. Две дорожки нам знакомы. Чтобы узнать куда приведут эти дорожки выполним следующее задание.

Задание выполняется по вариантам. (Слайд 11)

- Списать стихотворение и вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограммы.

        Зима.

У нас на улице мороз.

Мороз по всей земле

И ветки хрупкие берёз

Сверкают в хрустале,

И в первых отблесках зари

Стоит хрустальный сад,

И на деревьях снегири,

Как яблоки, висят.  

                                                         В. Курлаш  

1 вариант – безударные гласные

2 вариант- парные согласные

Стоит чудесный зимний день. Светит солнце.

  Вот на аллее появились дети. Они стали лепить снеговика. Сердца ребят переполняли радостные чувства.

3 вариант

Проверка задания (Слайд 12)

6 Закрепление

Работа в группах

1 группа

(Магнитная доска с гласными буквами)

_ Какие гласные в корне слова нужно проверять? Подобрать примеры.

2 группа

Записать парные согласные. Подобрать примеры.

3 группа

Найти ошибку.

Енод- красавец смотрит вниз

Там потянулась сладко рызь.

Плывёт могучий бегемод,

Медветь над нерпою ревёт.

4 группа

Мальчик поласкал собаку.

Все спустились с горы, а Петя всё слезал.

Андрей, приходи с мячом  - поиграем в футбол.

5 группа

Выписать из текста слова с непроизносимой согласной.

Прошла ненастная осень. Солнце греет всё меньше. Наступила зима. Ударил сильный мороз. В воздухе чувствуется свежесть. Снег покрыл окрестности деревни. Счастливые мальчишки и девчонки бегут на каток. Лопатами чистят снег, метлой подметают лёд. Каток готов. Радостно ребятам.  Хорошо будет кататься по скользкому льду на коньках.

Проверка (Слайды 13, 14, 15, 16,17)

6 Итог урока

Кто считает , что он работал на уроке хорошо, возьмите снежинки.

Вот сколько получилось снега. Он укроет нашу  ёлочку до самого Нового года. (Слайд 18) Снежки необычные. Каждый снежок – корень. Образуйте слова от этих корней.

Самостоятельная работа.

Закончи предложение, употребив однокоренное слово. Однокоренные слова разбери по составу.

В столовой стоит большой круглый …
В
голубятню принесли нового …
Садовник ухаживает за …
Лесник бережёт ...
В
солонку насыпали …
В кормушке был …
Из конюшни вышел …

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 2 класс. Тема: Состав слова. Корень.

Данный урок разработан по программе 2 класса с использованием учебника "Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. О.В.Пронина. Русский язык. 2 класс."Усвоение учащимися  понятия "родственные слова", умение ...

Конспект урока по русскому языку во 3 классе на тему: «Состав слова. Корень»

3 класс  УМК ПерспективаТема: Состав слова. КореньТип урока: Урок усвоения новых знанийЦели: 1. Создание условий для формирования представления о частях слова; обогащать словарный запас через вве...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме :Состав слова.Корень слова.

Урок русского языка (ОС "Школа России") по учебнику В.П.  Канкиной, В.Г. Горецкого с   использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)...

"Состав слова. Корень слова" 3 класс

Конспект урока по русскому языку для 3 класса с применением ИКТ....

Тест по теме "Состав слова. Корень, однокоренные слова, окончание" 2 класс

Данный тест проводится во втором классе при закреплении темы. Материал теста содержит два варианта выполнения задания. В ходе проверки учащиеся могут самостоятельно сделать вывод, какие темы требуют п...

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...

Технологическая карта "Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова"

Технологическая карта "Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова"...