"Корень. Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок руссуого языка в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_koren.docx | 33.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ЯНАО г Новый Уренгой МОУ СОШ № 17 Учитель Кауфман А.В.
Урок русского языка в 3 классе.
Тема урока: «Корень. Состав слова».
Цель урока: - обобщить знания по теме «Корень слова»;
- развивать орфографическую зоркость;
- вырабатывать навыки грамотного письма;
- расширять словарный запас учащихся;
- воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока
- Организационный момент.
Настрой на урок.
- Повторение (Слайд 1, 2)
Решим кроссворд и узнаем ключевое слово нашего урока.
Задания для кроссворда:
- Что ставится в конце предложения?
- Из чего состоят предложения?
- Как называется наш родной язык?
- Сколько в алфавите гласных?
- Сколько парных согласных?
- Все про корни будешь знать,
то получишь в школе …
Прочтите слово по вертикали под цифрой 7. (Хором читают “Корень”).
3 Тема и цель урока (слайд 3)
Запишите пословицу «Корень ученья горек, а плод его сладок»
- Как вы её понимаете. Объясните орфограммы.
(Слайд 4)
Есть такая игра «Как стать миллионером». Мы поиграем в игру «Кто хочет помочь ёлочке». Холодно елочке зимой. Укутаем её пушистым снежком. За работу на уроке будем получать снежки.
Задание игры (Слайд 5)
- Какой корень изучают на уроках русского языка!
А_ корень дерева Б_ корень зуба
В_ корень слова Г_ корень волоса
Цель урока
Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме «Корень слова», повторим состав слова, изученные правила корня.
4 Словарная работа (Слайд 6)
Запишите словарные слова, вставьте буквы.
М*роз, л*мон, *бед, б*гаж, в*гон.
- Что объединяет эти слова? (Словарные и состоят из одного корня)
- Придумайте задание.
Кроме корня мы знаем и другие части слова.
(Стихи читают дети)
Корень:
Корень я, фундамент слова,
Иногда его основа.
Поручиться не боюсь:
Корни есть на всякий вкус.
Для дворца и для избушки,
Для банкира и старушки.
(Достает из пакета и демонстрирует всем карточки с корнями: изб–, двор–, дом–.).
Окончание:
Обратите вы внимание
На меня. Я – Окончание.
Не люблю собой гордиться,
Вмиг готова измениться.
В слове “море” буду – е,
Что понятно вам вполне.
Если много – то “моря”,
Здесь уже не -е, а -я.
Суффикс:
Ну а я совсем особый,
И скажу без хвастовства,
Что в секунду дом огромный
В домик превращаю я.
(Показывает карточку с суффиксом -ик).
Приставка:
В корне – смысл, но не весь.
Главный – но не полный.
Потому приставка есть –
Смысл она дополнит.
_ Теперь каждая часть слова займёт своё место .
Задание. (Слайд)
Подбери слово к схеме (ученики-части слова)
5 Новый материал.
Послушайте сказку. (Слайд 7)
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова – веточки, и назвали их однокоренными. А так как они все были дети одного корня – папы, то еще их назвали родственными. Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех под корнем.
Однокоренные слова называют родственными. Вот вам одна загадка-шутка. ( Слайд 8)
– Посмотрите сценку и скажите, родня ли Гусеница Гусю?
Гусеница.
– Вы кто такие?
Гуси.
– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.
– А ты кто?
Гусеница.
– А я ваша тетка – Гусеница.
Учитель.
– Есть ли в этой сценке “родственники”?
- Будут слова родственными?
(Слайд 9)
Задание ( по вариантам)
_ Подчеркни лишнее слово.
Задание 1 варианта
1 задание.
Желток, железо, жёлтый.
Печурка, печать, печка.
Задание 2 варианта
1 задание.
Горе, нагорный, горевать.
Часовщик, часть, часы.
(Два ученика работают у доски)
(Продолжение сказки) Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой красивый и уютный. (Слайд 10)
От дома идут три дорожки. Две дорожки нам знакомы. Чтобы узнать куда приведут эти дорожки выполним следующее задание.
Задание выполняется по вариантам. (Слайд 11)
- Списать стихотворение и вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограммы.
Зима.
У нас на улице мороз.
Мороз по всей земле
И ветки хрупкие берёз
Сверкают в хрустале,
И в первых отблесках зари
Стоит хрустальный сад,
И на деревьях снегири,
Как яблоки, висят.
В. Курлаш
1 вариант – безударные гласные
2 вариант- парные согласные
Стоит чудесный зимний день. Светит солнце.
Вот на аллее появились дети. Они стали лепить снеговика. Сердца ребят переполняли радостные чувства.
3 вариант
Проверка задания (Слайд 12)
6 Закрепление
Работа в группах
1 группа
(Магнитная доска с гласными буквами)
_ Какие гласные в корне слова нужно проверять? Подобрать примеры.
2 группа
Записать парные согласные. Подобрать примеры.
3 группа
Найти ошибку.
Енод- красавец смотрит вниз
Там потянулась сладко рызь.
Плывёт могучий бегемод,
Медветь над нерпою ревёт.
4 группа
Мальчик поласкал собаку.
Все спустились с горы, а Петя всё слезал.
Андрей, приходи с мячом - поиграем в футбол.
5 группа
Выписать из текста слова с непроизносимой согласной.
Прошла ненастная осень. Солнце греет всё меньше. Наступила зима. Ударил сильный мороз. В воздухе чувствуется свежесть. Снег покрыл окрестности деревни. Счастливые мальчишки и девчонки бегут на каток. Лопатами чистят снег, метлой подметают лёд. Каток готов. Радостно ребятам. Хорошо будет кататься по скользкому льду на коньках.
Проверка (Слайды 13, 14, 15, 16,17)
6 Итог урока
Кто считает , что он работал на уроке хорошо, возьмите снежинки.
Вот сколько получилось снега. Он укроет нашу ёлочку до самого Нового года. (Слайд 18) Снежки необычные. Каждый снежок – корень. Образуйте слова от этих корней.
Самостоятельная работа.
Закончи предложение, употребив однокоренное слово. Однокоренные слова разбери по составу.
В столовой стоит большой круглый …
В голубятню принесли нового …
Садовник ухаживает за …
Лесник бережёт ...
В солонку насыпали …
В кормушке был …
Из конюшни вышел …
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. 2 класс. Тема: Состав слова. Корень.
Данный урок разработан по программе 2 класса с использованием учебника "Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. О.В.Пронина. Русский язык. 2 класс."Усвоение учащимися понятия "родственные слова", умение ...
Конспект урока по русскому языку во 3 классе на тему: «Состав слова. Корень»
3 класс УМК ПерспективаТема: Состав слова. КореньТип урока: Урок усвоения новых знанийЦели: 1. Создание условий для формирования представления о частях слова; обогащать словарный запас через вве...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме :Состав слова.Корень слова.
Урок русского языка (ОС "Школа России") по учебнику В.П. Канкиной, В.Г. Горецкого с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)...
"Состав слова. Корень слова" 3 класс
Конспект урока по русскому языку для 3 класса с применением ИКТ....
Тест по теме "Состав слова. Корень, однокоренные слова, окончание" 2 класс
Данный тест проводится во втором классе при закреплении темы. Материал теста содержит два варианта выполнения задания. В ходе проверки учащиеся могут самостоятельно сделать вывод, какие темы требуют п...
Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова». Цель: формировать общее представление об однокоренных с...
Технологическая карта "Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова"
Технологическая карта "Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова"...