Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Род и число имен прилагательных» (4 класс) УМК Школа России
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Жанабаева Индира Маратовна

Задачи урока

Дидактические:

1)формировать понятие  о том, как определить род и число по окончаниям и вопросам;

2) учить выделять окончания имен прилагательных.

Развивающие:

1) развивать навыки образовывать однокоренные прилагательные от существительных;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности

2)  воспитывать умение работать в коллективе.

Планируемые результаты

Предметные:

1) учиться подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные;

2) учиться изменять прилагательные по родам и числам.

Личностные:

1)осознавать необходимость новых знаний;

2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

3)формировать способность к оценке своих действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 03.02.2023г

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс: 4 «Н»

Урок: 2

Время:14:00-14:40          Кабинет: 224

Студент: Жанабаева Индира Маратовна

Группа: 35

Учитель: Васильева Наталья Алексадровна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока: «Род и число имен прилагательных»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: формирование умения изменять  прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)формировать понятие  о том, как определить род и число по окончаниям и вопросам;

2) учить выделять окончания имен прилагательных.

Предметные:

1) учиться подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные;

2) учиться изменять прилагательные по родам и числам.

Развивающие:

1) развивать навыки образовывать однокоренные прилагательные от существительных;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы

Личностные:

1)осознавать необходимость новых знаний;

2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

3)формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности

2)  воспитывать умение работать в коллективе

УМК: УМК «Школа России», учебник русского языка 4 кл.: Учебник в 2ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий . – М.: Просвещение, с. 7–9.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Индира Маратовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку

- Проверьте, у вас на парте должен лежать учебник, тетрадь и пенал.

-Обратите внимание на правильную посадку. Садитесь.

3. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

- посмотрите на слайд, там вы увидите пословицу.

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

- как вы думаете о чем эта пословица? И как она поможет нам на уроке?

- сейчас я раздам вам листы самооценивания, в котором вы будете ставить «+» или «-» при выполнении правильного задания.

1.Приветсвуют учителя.

2. Проверяют свою готовность к уроку

3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

1 слайд

2 слайд

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

- Ребята, посмотрите, какой сегодня солнечный день! Посмотрите в окно. Что вы увидели?

- Какая часть речи помогает нам передать увиденное в цвете?

- Какой вид из окна?

- Какое настроение?

- Вы знаете, что имя прилагательное обозначает не только цвет. Общаясь с этой красивой частью речи, из года в год мы узнаем что-то новое.

Я предлагаю вам пофантазировать и мысленно отправиться в город Прилагательное, о котором мы уже кое-что знаем, но там ни разу не были. А путеводителем будут наши знания. Вы согласны?

- Вы готовы?

-Тогда пристегните ремни безопасности, мы начинаем наше путешествие!

-Ребята, у каждого пассажира должен быть билет. Нашими билетами будут выполненные домашние задания.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

(раздаю карточки с заданием, выполняют и обмениваются с соседом по парте)

- Билеты есть у всех, можем отправляться в путь!

- Ребята, откройте свои тетради, отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, сегодня у нас «третье февраля». На следующей строке  пишем «Классная работа».

Рассказывают что увидели

Имя прилагательное

Прекрасный, красивый, хороший

Отличное

Да

Да

Выполняют задание

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

3 слайд

4 слайд

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

 Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

- Прочитайте слова (на доске записаны слова: весна, ландыш, солнце, ветерок, птицы, тёплый)

-Назовите «лишнее» слово.

-Что общего у оставшихся слов?

-Что вы знаете об имени существительном?

- Расскажите по модели.

-А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово  тёплое.  

 - Скажите, а сможем ли мы определить род и  число этого  слова?

- Почему возникло затруднение?

- Какой  частью  речи  является  наше  слово  ТЁПЛЫЙ?

- Что мы уже знаем о прилагательном?

- Расскажите по модели.

-А могут  ли  изменяться  по  родам  и  числам  прилагательные?

 -Ребята, кто уже догадался, что нового мы узнаем? Давайте сформулируем тему урока

- Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока

- Посмотрите на слайд, у вас есть опорные слова:

- Научиться…

- определять…

1.Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

-Теплый

-Это имя существительное

-Это самостоятельная часть речи, которая обозначает предметы, объекты, явления и отвечает а вопросы кто?что?

-Другая часть речи

-Прилагательное

-Самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

-да

- род и число прилагательных

-Научиться определять род и число прилагательных

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

5 слайд

6 слайд

7 слайд

«открытие» нового знания (15-20мин)

- Мы путешествуем дальше.

Лингвистическая сказка по русскому языку

 
В некотором царстве, в некотором государстве, название которому Морфология, в городе Частиречинск появился новый житель.
Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой я? Я чей?» Царица Морфология посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с этим дальше делать. Обратилась она по такому случаю ко всем своим самостоятельным господам- частям речи:
« Господа мои великие да самостоятельные! Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего государства?» Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни Наречие, ни Числительное: мол, зачем нам это?
Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого!».
А Прилагательное (так его теперь все звать стали с легкой руки Существительного) и радо стараться: как старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь бы не прогнали.
И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе оно, и умное, и милостивое, и самостоятельное… Существительному это ой как нравилось! Так и стали поживать, горя не знать. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец

- Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным

-Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.

- В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

-Давайте понаблюдаем.

 -Подберите к слову тёплый существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа (у доски). Вызываю одного ребенка.

      тёплый… день (м.р., ед.ч.)

      тёплая …погода (ж.р., ед.ч.)

      тёплое… солнце (ср.р., ед.ч.)

      тёплые …лучи (мн.ч.)

- У прилагательных множественного числа род не определяем.

-У прилагательных выделить окончание и основу. Что  заметили?- Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, зависит от рода и числа имени существительного  так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч.

- Как определяется род имени прилагательного?

- что добавим в модель?

Отвечают

Выполняют задание

По существительному

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

В городе Прилагательном есть большое количество спортивных площадок, предлагаю выполнить разминку, если я называю имя прилагательное – вы садитесь, если имя существительное – вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх:

Красивый

Полет

Лимон

Скоростной

Карандаш

Милый

Мел

Храбрый

Честный

Книга

1.Выполняют динамическую паузу.

Выполняют движения

Первичное закрепление знаний

Работа по учебнику (упражнение 8 с.7). Устно.

– На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие? В каком числе они употреблены?

–Приведите примеры имен прилагательных

в этом числе. Запишите.

Работа со словарными словами

-обратите внимание на странице 8, есть слово семена, это словарное слово.

-Сначала прочитаем его орфоэпически.

-Куда падает ударение?

- Теперь прочитаем орфографически.

- Давайте узнаем лексическое значение этого слова.

-Зерна, предназначенные для посева.

-Составьте словосочетания с этими словом, запишите в тетрадь

–Имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие, отвечают на вопрос «какие?». Они употреблены во множественном числе.

Приводят примеры и записывают имена прилагательные во множественном числе.

Какие? Умн красив чист бел точн нов рыж син

-семена

-на последний слог

-се-ме-на

Записывают в тетрадь

Работа с учебником

Самостоятельная работа с самопроверкой

(20-25)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов: изготовление изделия

Внешний контроль

1.Организует самостоятельную работу.

- Сейчас вы поработаете самостоятельно.

С.7. упр.9.

-прочитайте.

-о чем говорится в тексте?

- определите тему и главную мысль текста.

-как вы озаглавите текст?

- найдите имена прилагательные. В каком числе они употреблены?

- выпишите словосочетания с именами прилагательными. Выделите окончания имен прилагательных.

-какой вывод мы можем сделать?

1.Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют задание

-

УУПД:             Определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Работа с учебником

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Работа в парах. Работа в карточках.

Прочитайте. Спишите. Найдите имена прилагательные. Определите число и род имен прилагательных.

Вечер зимний в небе синем

Звёзды синие зажёг.

Ветви сыплют синий иней

На подсиненный снежок.

- Сформулируйте вывод по следующему плану

Как изменяются имена прилагательные?

Как определяется род имени прилагательного?

На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода?

- А если имя прилагательное стоит во множественном числе, мы можем определить род?

Выполняют задание, отвечают на вопросы

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

1.Организует анализ работы по критериям.

-Наше путешествие по городу Прилагательное заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались  к вам  вопросы.

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

- Какую цель на урок мы ставили?

-достигли цели?

-сейчас это проверим. На слайде показан пример (деревянный(мн.ч. ж.р) стол (ед.ч. м.р.))

-что можете сказать об этой записи?

Я сегодня узнал

Я научился

Мне было

Я рад

-Какое задание было интересным на уроке? Что показалось трудным?

1.Анализируютсвоюработунауроке,уровеньусвоенияучебногоматериала.

-Тема урока: «род и число имен прилагательных»

-Научиться определять род и число прилагательных.

отвечают

УУРД:

Оценивать свою работу

Слайд с темой урока

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

Слайд 3

Город Прилагательное

Слайд 5

Весна, ландыш, солнце, ветерок, птицы, теплый

Слайд 6

Имя Существительное Часть речи предмет Кто? Что? изменяет род число

Слайд 7

Имя Прилагательное Часть речи Признак предмета Какой? Какая? Какое?

Слайд 8

Род и число имен прилагательных

Слайд 9

Определение цели: Научиться… Определять…

Слайд 10

Цель урока: научиться определять род и число прилагательных

Слайд 12

Имя Прилагательное Часть речи Признак предмета Какой? Какая? Какое? прилагательное существительное род число

Слайд 13

с е м е на Зерна, предназначенные для посева

Слайд 14

Белые снега (мн.ч., м.р.) Какие?

Слайд 15

Род и число имен прилагательных

Слайд 16

Цель урока: научиться определять род и число прилагательных

Слайд 17

Я сегодня узнал … Я научился …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"

Данный урок предназначен для учащихся 3 класса по УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Связь между числами при делении" 3 класс УМК "Школа России"

Тема: Связь между числами при деленииКласс: 3Урок открытия нового знанияОборудование: презентация, проектор, раздаточный материал....

Технологическая карта урока по русскому языку «Личные окончания глаголов I и II спряжений», 4 класс( УМК "Школа России")

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения правильно писать безударные личные окончания глаголов; совершенствование умения определять лицо, чис...

Технологическая карта урока Русского языка «Закрепление. Единственное и множественное число имени существительного» (2 класс, УМК "Школа России")

Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся об единственном и множественном числе имен существительныхЗадачи урока:Дидактические:1. знать, как изменяются имена существительные, уметь изменять ...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Правописание предлогов с именами существительными» (2 класс), УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умения правописания предлогов с именами существительными Задачи урокаДидактические:1.  Формировать право...