Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Род и число имен прилагательных» (4 класс) УМК Школа России
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Задачи урока
Дидактические:
1)формировать понятие о том, как определить род и число по окончаниям и вопросам;
2) учить выделять окончания имен прилагательных.
Развивающие:
1) развивать навыки образовывать однокоренные прилагательные от существительных;
2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.
Воспитательные:
1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности
2) воспитывать умение работать в коллективе.
Планируемые результаты
Предметные:
1) учиться подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные;
2) учиться изменять прилагательные по родам и числам.
Личностные:
1)осознавать необходимость новых знаний;
2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;
3)формировать способность к оценке своих действий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 03.02.2023г Школа: МАОУ «МЛ №148» Класс: 4 «Н» Урок: 2 Время:14:00-14:40 Кабинет: 224 | Студент: Жанабаева Индира Маратовна Группа: 35 Учитель: Васильева Наталья Алексадровна Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна |
Тема урока: «Род и число имен прилагательных»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: формирование умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1)формировать понятие о том, как определить род и число по окончаниям и вопросам; 2) учить выделять окончания имен прилагательных. | Предметные: 1) учиться подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные; 2) учиться изменять прилагательные по родам и числам. |
Развивающие: 1) развивать навыки образовывать однокоренные прилагательные от существительных; 2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы | Личностные: 1)осознавать необходимость новых знаний; 2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом; 3)формировать способность к оценке своих действий. |
Воспитательные: 1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности 2) воспитывать умение работать в коллективе |
УМК: УМК «Школа России», учебник русского языка 4 кл.: Учебник в 2ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий . – М.: Просвещение, с. 7–9.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самооопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Приветствует учащихся - Здравствуйте, ребята, меня зовут Индира Маратовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. 2. Проверяет готовность обучающихся к уроку - Проверьте, у вас на парте должен лежать учебник, тетрадь и пенал. -Обратите внимание на правильную посадку. Садитесь. 3. Психологически настраивает учащихся класса на урок. - посмотрите на слайд, там вы увидите пословицу. Мир освещается солнцем, а человек знанием. - как вы думаете о чем эта пословица? И как она поможет нам на уроке? - сейчас я раздам вам листы самооценивания, в котором вы будете ставить «+» или «-» при выполнении правильного задания. | 1.Приветсвуют учителя. 2. Проверяют свою готовность к уроку 3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний. | УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению | 1 слайд 2 слайд |
Актуализация знаний и мотивации (3 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | - Ребята, посмотрите, какой сегодня солнечный день! Посмотрите в окно. Что вы увидели? - Какая часть речи помогает нам передать увиденное в цвете? - Какой вид из окна? - Какое настроение? - Вы знаете, что имя прилагательное обозначает не только цвет. Общаясь с этой красивой частью речи, из года в год мы узнаем что-то новое. Я предлагаю вам пофантазировать и мысленно отправиться в город Прилагательное, о котором мы уже кое-что знаем, но там ни разу не были. А путеводителем будут наши знания. Вы согласны? - Вы готовы? -Тогда пристегните ремни безопасности, мы начинаем наше путешествие! -Ребята, у каждого пассажира должен быть билет. Нашими билетами будут выполненные домашние задания. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (раздаю карточки с заданием, выполняют и обмениваются с соседом по парте) - Билеты есть у всех, можем отправляться в путь! - Ребята, откройте свои тетради, отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, сегодня у нас «третье февраля». На следующей строке пишем «Классная работа». | Рассказывают что увидели Имя прилагательное Прекрасный, красивый, хороший Отличное Да Да Выполняют задание | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | 3 слайд 4 слайд |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Парная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. - Прочитайте слова (на доске записаны слова: весна, ландыш, солнце, ветерок, птицы, тёплый) -Назовите «лишнее» слово. -Что общего у оставшихся слов? -Что вы знаете об имени существительном? - Расскажите по модели. -А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово тёплое. - Скажите, а сможем ли мы определить род и число этого слова? - Почему возникло затруднение? - Какой частью речи является наше слово ТЁПЛЫЙ? - Что мы уже знаем о прилагательном? - Расскажите по модели. -А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные? -Ребята, кто уже догадался, что нового мы узнаем? Давайте сформулируем тему урока - Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока - Посмотрите на слайд, у вас есть опорные слова: - Научиться… - определять… | 1.Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении. -Теплый -Это имя существительное -Это самостоятельная часть речи, которая обозначает предметы, объекты, явления и отвечает а вопросы кто?что? -Другая часть речи -Прилагательное -Самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? -да - род и число прилагательных -Научиться определять род и число прилагательных | УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий | 5 слайд 6 слайд 7 слайд |
«открытие» нового знания (15-20мин) | - Мы путешествуем дальше. Лингвистическая сказка по русскому языку - Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным -Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным. - В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного? -Давайте понаблюдаем. -Подберите к слову тёплый существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа (у доски). Вызываю одного ребенка. тёплый… день (м.р., ед.ч.) тёплая …погода (ж.р., ед.ч.) тёплое… солнце (ср.р., ед.ч.) тёплые …лучи (мн.ч.) - У прилагательных множественного числа род не определяем. -У прилагательных выделить окончание и основу. Что заметили?- Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, зависит от рода и числа имени существительного так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч. - Как определяется род имени прилагательного? - что добавим в модель? | Отвечают Выполняют задание По существительному | ||||
Динамическая пауза | Снижение эмоционального и физического напряжения | Практический: выполнение динамической паузы | 1.Организует динамическую паузу. В городе Прилагательном есть большое количество спортивных площадок, предлагаю выполнить разминку, если я называю имя прилагательное – вы садитесь, если имя существительное – вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх: Красивый Полет Лимон Скоростной Карандаш Милый Мел Храбрый Честный Книга | 1.Выполняют динамическую паузу. Выполняют движения | ||
Первичное закрепление знаний | Работа по учебнику (упражнение 8 с.7). Устно. – На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие? В каком числе они употреблены? –Приведите примеры имен прилагательных в этом числе. Запишите. Работа со словарными словами -обратите внимание на странице 8, есть слово семена, это словарное слово. -Сначала прочитаем его орфоэпически. -Куда падает ударение? - Теперь прочитаем орфографически. - Давайте узнаем лексическое значение этого слова. -Зерна, предназначенные для посева. -Составьте словосочетания с этими словом, запишите в тетрадь | –Имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие, отвечают на вопрос «какие?». Они употреблены во множественном числе. Приводят примеры и записывают имена прилагательные во множественном числе. Какие? Умн красив чист бел точн нов рыж син -семена -на последний слог -се-ме-на Записывают в тетрадь | Работа с учебником | |||
Самостоятельная работа с самопроверкой (20-25) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа практических методов: изготовление изделия Внешний контроль | 1.Организует самостоятельную работу. - Сейчас вы поработаете самостоятельно. С.7. упр.9. -прочитайте. -о чем говорится в тексте? - определите тему и главную мысль текста. -как вы озаглавите текст? - найдите имена прилагательные. В каком числе они употреблены? - выпишите словосочетания с именами прилагательными. Выделите окончания имен прилагательных. -какой вывод мы можем сделать? | 1.Выполняют самостоятельную работу. Выполняют задание - | УУПД: Определять существенный признак для классификации звуков УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников | Работа с учебником |
Включение в систему знаний, повторение (2 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | Работа в парах. Работа в карточках. Прочитайте. Спишите. Найдите имена прилагательные. Определите число и род имен прилагательных. Вечер зимний в небе синем Звёзды синие зажёг. Ветви сыплют синий иней На подсиненный снежок. - Сформулируйте вывод по следующему плану Как изменяются имена прилагательные? Как определяется род имени прилагательного? На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода? - А если имя прилагательное стоит во множественном числе, мы можем определить род? | Выполняют задание, отвечают на вопросы | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | |
Рефлексия деятельности (по продукту) ( 2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | 1.Организует анализ работы по критериям. -Наше путешествие по городу Прилагательное заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы. - Давайте вспомним, какая была тема нашего урока? - Какую цель на урок мы ставили? -достигли цели? -сейчас это проверим. На слайде показан пример (деревянный(мн.ч. ж.р) стол (ед.ч. м.р.)) -что можете сказать об этой записи? Я сегодня узнал Я научился Мне было Я рад -Какое задание было интересным на уроке? Что показалось трудным? | 1.Анализируютсвоюработунауроке,уровеньусвоенияучебногоматериала. -Тема урока: «род и число имен прилагательных» -Научиться определять род и число прилагательных. отвечают | УУРД: Оценивать свою работу | Слайд с темой урока
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Город Прилагательное
Весна, ландыш, солнце, ветерок, птицы, теплый
Имя Существительное Часть речи предмет Кто? Что? изменяет род число
Имя Прилагательное Часть речи Признак предмета Какой? Какая? Какое?
Род и число имен прилагательных
Определение цели: Научиться… Определять…
Цель урока: научиться определять род и число прилагательных
Имя Прилагательное Часть речи Признак предмета Какой? Какая? Какое? прилагательное существительное род число
с е м е на Зерна, предназначенные для посева
Белые снега (мн.ч., м.р.) Какие?
Род и число имен прилагательных
Цель урока: научиться определять род и число прилагательных
Я сегодня узнал … Я научился …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Обобщение знаний о глаголе" во 2 классе по программе "Школа России"
Урок русского языка с применением интерактивной доски...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"
Данный урок предназначен для учащихся 3 класса по УМК "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Связь между числами при делении" 3 класс УМК "Школа России"
Тема: Связь между числами при деленииКласс: 3Урок открытия нового знанияОборудование: презентация, проектор, раздаточный материал....
Конспект урока по русскому языку на тему "Изменение по числам имен прилагательных"
УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока по русскому языку «Личные окончания глаголов I и II спряжений», 4 класс( УМК "Школа России")
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения правильно писать безударные личные окончания глаголов; совершенствование умения определять лицо, чис...
Технологическая карта урока Русского языка «Закрепление. Единственное и множественное число имени существительного» (2 класс, УМК "Школа России")
Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся об единственном и множественном числе имен существительныхЗадачи урока:Дидактические:1. знать, как изменяются имена существительные, уметь изменять ...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Правописание предлогов с именами существительными» (2 класс), УМК «Школа России»
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умения правописания предлогов с именами существительными Задачи урокаДидактические:1. Формировать право...