Конспект урока : «Упражнение в написании слов с парными по глухости – звонкости согласными в корне»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Плетнева Вера Алексеевна

Конспект урока : «Упражнение в написании слов с парными  по глухости – звонкости согласными в корне»   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 2 г. Котельниково Волгоградской области

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по ФГОС

Предмет: русский язык

по программе «Школа России» класс: 3

Тема: «Упражнение в написании слов с парными по глухости – звонкости согласными в корне»

Автор - составитель: Плетнева В.А.

сентябрь, 2023 г.

Организационная информация

Предмет

Русский язык

УМК

Школа России

Тема

Упражнение в правописании слов с парными по глухости – звонкости согласными в корне

Класс

3

Автор урока

Плетнева Вера Алексеевна

Образовательное учреждение

МКОУ СШ № 2 г.Котельниково

Методическая информация

Тип урока

обобщение знаний

Цель

Создать условия для систематизации знаний и способов проверки парных согласных по глухости – звонкости в корне путем изменения формы слова и путем подбора однокоренных слов.

Планируемые результаты

Личностные:- развитие самостоятельности и личной ответственности, навыки самопроверки, взаимопроверки, воспитывать навыки сотрудничества, уважения к иному мнению.

-проявление интереса к учебной деятельности, положительное отношение к школе, одноклассникам, учителям.

-самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при определении проверочных слов.

Предметные: совершенствовать умения распознавать и обнаруживать орфограммы слабых позиций и проверять их; научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами.

Метапредметные: развивать умение анализировать, обобщать, формулировать вывод, систематизировать учебный материал; обогащать словарный запас учащихся, развивать речь; находить способы решения проблем творческого и поискового характера; развивать умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результатов

Время реализации

45 минут

Используемые знания, умения и навыки

  • знания о согласных звуках (звонких и глухих);
  • знания о характеристике звонких и глухих согласных звуках;
  • знания о парности согласных звуков по звонкости-глухости

Электронные ресурсы

  • мультимедийный ресурс «Проверка парных согласных в корне слова» (презентация PowerPoint)
  • физминутка GOM М
  • коррегирующая гимнастика для глаз (PowerPoint, мр3)

Источники информации

  • Учебник «Русский язык» (3 класс). Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
  • Поурочные разработки по русскому языку (3 класс). Авторы: О. И. Дмитриева
  • Уроки русского языка с применением информационных технологий. Авторы: О.А. Архипова, О.С. Асафьева
  • Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» (3 класс)
  • Интернет (картинки, фоны для презентации, физкультминутка)

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Формируемые УУД

#1054;рганизационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Я с удовольствием приглашаю вас на борт нашего комфортабельного лайнера, чтобы совершить увлекательное путешествие в страну Умников и умниц. (СЛАЙД 2)

- Давайте улыбнёмся и пожелаем друг другу успеха в нашей сегодняшней кампании (учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят):

- желаю (большой палец)

- успеха (указательный палец)

-большого (средний палец)

- во всем (безымянный палец)

- и везде (мизинец).

- Теперь мы не ученики, а самые настоящие путешественники. Я надеюсь, что наше путешествие будет нелегким и где-то даже слегка опасным, но интересным и поучительным. Поэтому нам пригодятся ваши знания, трудолюбие и готовность прийти друг другу на помощь.

- Перед отплытием необходимо пройти таможенный досмотр. Давайте приготовим ваши записные книжки путешественников, в которых мы будем записывать свои открытия.

В нашем бортовом журнале мы напишем дату начала нашего путешествия. (СЛАЙД 3)

-Чтоб ошибок на уроке избежать,

Орфографическую зоркость будем развивать!

(СЛАЙД 3)

В _ Волгоградской области вырубка сосновых лесов запрещена!

Прочитайте предложение и назовите изученные орфограммы.

-Считаете ли вы правильным это утверждение? Почему?

Правильно. Краса хвойных лесов – так называют в народе сосну. Самое главное – сосна помогает человеку сохранить здоровье. Хвоя сосны богата многими витаминами, поэтому при многих болезнях медики советуют пить отвар из хвои. Этот целебный напиток веками спасал путешественников от тяжелейшей болезни – цинги. Поэтому сосновые леса можно по праву назвать нашим национальным достоянием, которое надо беречь.

Дети выполняют

Дети записывают дату.

Фронтальная работа.

Фронтальная работа

Контроль правильности рассуждения

2 мин

Личностные: проявление интереса к учебной деятельности, положительное отношение к школе, одноклассникам, учителям

II. Самоопределение к деятельности.

Актуализация знаний.

Ой, ребята, забыла сказать, что для того, чтобы отправиться в путь нам нужно набрать сильную команду. И я слышу, что она уже готова взойти на борт нашего корабля и приступить к выполнению своих обязанностей. Давайте с ними познакомимся.

(СЛАЙД 4)

Но для начала, похоже, нам нужно некоторых матросов потрудиться отыскать.

- Что это за матросы такие?

- Что они обозначают?

- Ребята, соберите, пожалуйста, всю команду вместе.

- Давайте построим нашу команду на палубе.

(клик по СЛАЙДУ 4

(Проговариваем правило посадки)

Минутка чистописания (СЛАЙД 5 )

Это парные согласные.

[б], [б '], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [з], [з'], [ж],

[п], [п'], [ф], [ф'], [к], [к'], [т], [т], [с], [c'], [ш].

2 мин

Познавательные: классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям

Регулятивные: формирование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

Что интересного вы заметили?

- Могут ли эти буквы быть опасными при письме?

-Чтоб меньше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих
Прислушайтесь к звучанию согласных
Чтобы не путать звонких и глухих.

Это парные согласные.

Да, потому что произношение не всегда соответствует написанию.

III. Открытие

нового знания

#1055;остановка учебной задачи. #1060;ормулирование темы урока

- Ребята, теперь мы можем спокойно отчаливать. Полный вперед!

Наш парус весело качает

Вода блестит на ласковой волне,

Но только кок мне срочно сообщает

О странностях на нашем корабле. (СЛАЙД 6)

- Кто же это на нашем корабле стал безобразничать.

- Сейчас мы с вами поймаем этих шутников. Ребята, прочитайте последние слова в каждой строчке.

(СЛАЙД 7)

- Какую букву вы вставите в слова?

- Что мы затрудняемся определить в этих словах?

- Вы разошлись во мнениях какую букву надо вставить. Как вы думаете почему?

- Тогда что же нам нужно сделать с этими словами?

- На какой вопрос мы будем искать сегодня ответ?

- Может кто-то возьмёт на себя смелость и озвучит тему нашего урока-путешествия?

- Итак, тема урока «Парные согласные. Проверка парных согласных».

Попробуем определить учебную задачу: чему же мы будем учиться на уроке.

- Ребята, а какие предположения у вас возникли для того, чтобы проверить эти слова? Какие способы проверки вы можете предложить нашему уважаемому коку?

- Попробуем проверить данные слова, используя предложенные вами способы проверки.

СЛАЙД 8

СЛАЙД 9

СЛАЙД 10

СЛАЙД 11

- Кто же напроказничал и перепутал все буквы?

- Давайте обрадуем нашего повара, чтобы он спокойно мог продолжать готовить нам обед, и вернем ему уже исправленную записку. (СЛАЙД12)

-Не всегда написание совпадает с произношением.

( на доске табличка « Проверка»)

-Проверить.

-Как проверить написание парных согласных?

- Парные согласные. Проверка парных согласных.

( на доске табличка «Парные согласные»)

(Дети предлагают способы проверки)

- изменить форму слова

- подобрать однокоренное слово

(карточки с этими же словами на доске)

Работают в тетрадях

6 мин

Познавательные: формировать умение видеть несоответствия произношения и написания слов с парным по глухости - звонкости согласным звуком

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; предвосхищать результат своей деятельности в сравнении с обозначенной учебной проблемой и путями ее решения, с поставленной целью деятельности и способами ее достижения.

Физкультминутка

(коррегирующая гимнастика для глаз)

- Ребята, продолжаем наше путешествие. Посмотрите, какая красота нас окружает. (СЛАЙД 13)

1 мин

IV. Работа по теме урока.

1. Формулировка правила проверки

#1057;амостоятельная работа с самопроверкой

по эталону.

(СЛАЙД 14)

- Ребята, пока мы с вами отдыхали, все наши приборы вышли из строя, и мы сбились с намеченного курса. Поэтому я предлагаю проплыть мимо мыса Грамотеев и спросить дорогу у них. Тем более местные жители узнали о том, какая команда собралась на нашем корабле. Они готовы указать нам дорогу, если мы правильно выполним их задание.

Грамотеи предлагают нам поиграть в игру «Словарные слова».

(СЛАЙД 15)

Какие словарные слова здесь спрятались?

- Давайте запишем эти слова в столбик. Проверка

(СЛАЙД 16)

-Назовите парные согласные на конце этих слов.

-Докажите, что вы правы. Запишите проверочные слова во второй столбик.

- Мы подобрали проверочные слова, а теперь сделаем вывод: почему в проверочных словах у нас не возникает сомнений в написании парного согласного, почему мы четко слышим согласный звук?

Что стоит после парного согласного?

- Давайте посмотрим: медведь - медведи. Какой звук идёт после парного согласного? ( и так с каждым словом)

- Теперь мы видим, что в словах второго столбика парный согласный находится в сильной позиции.

-Как вы подбирали проверочное слово?

- А слова первого столбика мы проверяли. Какие парные согласные звуки мы слышим в конце слов этой группы – звонкие или глухие?

- Да, они все находятся в слабой позиции в проверяемых словах.

- Так какой у нас был вопрос в начале урока?

- Давайте вместе попробуем сформулировать правило проверки парных согласных в корне слова? Кто начнет?

- Можно опираться на алгоритм, который мы составили.

Опираясь на алгоритм выполним самостоятельно задание от Грамотеев.

(Напоминаю правило посадки)

а) ро.кий, сколь.кий, ло.кий, у.кий, бли.кий -1 вариант.
б) гла.кий, мя.кий, кре.кий, ре.кий, сла.кий -2 вариант

Что общего у этих слов?

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова?

Как проверить парную согласную в корне слова?

Выполните задание по вариантам по образцу: робок – робкий

медведь, город, сапог, мороз, тетрадь

д,г,з

медведь - нет медведя,

город-городок,

сапог - сапоги,

мороз-морозы,

тетрадь-тетрадочка.

(на доску табличку «Проверочное»)

Потому что после парного согласного идёт гласный.

Гласный звук

я, о,и,ы,о

(Вывешивается табличка «Сильная позиция»).

-Меняли число или подбирали однокоренное слово.

(Вывешивается табличка «Проверяемое»).

-Глухие

(Табличка «Слабая позиция»)

-Как проверить парные согласные?

Формулировка правила.(с опорой на схему на доске)

Чтобы проверить парные согласные …в слабой позиции…

Работа по карточкам

10 мин

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки (самооценки) и учёта допущенных ошибок.

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при определении проверочных слов.

V. Физкультминутка.

Жители мыса Грамотеев довольны вашей работой и предлагают вам отдохнуть.

(СЛАЙД 17)

1 мин

VI.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

#1056;абота в парах.

#1056;абота с учебником.

Грамотеи в благодарность дают нам важную подсказку. «Направляясь в страну Умников и умниц, опасайтесь Бермудского треугольника, который будет находиться у вас на пути». Мы обязательно это учтем и будем осторожны.

(СЛАЙД 18)

- Экипаж, внимание! Впереди Бермудский треугольник.

Здесь бесследно исчезло множество кораблей. Видимо, члены их экипажей плохо учились в школе и не были дружны. Сможем ли мы благополучно миновать это место? Здесь нам нужно показать хорошее знание способов проверки слов с парными согласными. Работать будем дружно, в парах. Вам даны карточки со словами. В каждом ряду по 3 слова. Одно слово является проверочным, а два остальных – проверяемые. Вам нужно найти проверочное слово, там, где парный согласный находится в сильной позиции, и обвести его в кружок, а в проверяемых словах вставить пропущенные буквы и подчеркнуть орфограмму парный согласный. Сделать это нужно быстро, а то наш корабль затянет в морскую пучину. Время на выполнение этого задания – 1 минута.

( ПРОВЕРКА ВЕЕРОМ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ)

Откройте учебники на с. 114. Найдите упр. 217.

Прочитайте стихотворение.

Кто автор этих строк?

Подберите заголовок к стихотворению.

Спишите, выбирая нужную букву из скобок.

Объясните, почему вы выбрали именно эту букву.

ло…ка

ло…ки

ло…очный

сосе…

сосе…ка

сосе…и

горо…а

горо…ской

горо…

лоша…иный

лоша…ка

лоша…ь

тетра…ь

тетра…очка

тетра…ка

зу…

зу…ки

зу…астый

ю…ки

ю…ка

ю…очка

шу…а

шу…ка

шу…ки

ду…ок

ду…

ду…ки

гри…

гри…ок

гри…ки

уда…

уда…чик

уда…ы

рука…

рука…чик

рука…а

гото…ить

гото…

загото…ка

остро…а

остро…

остро…ки

ло…кий

ло…ок

ло…кость

Читают самостоятельно.

В. Лунин

Дружба животных.

Списывают.

Проверка написанного. (Взаимопроверка)

10 мин

Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу.

VII. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

(СЛАЙД 19)

- Ребята, вот уже впереди виднеется страна Умников и Умниц. Жители этой страны передали нам послание.

(СЛАЙД 20)

- Интересно, куда приведет нас это послание. Узнать это мы сможем, если найдем и исправим ошибки. Мне кажется, что уже и здесь наши матросы успели пошалить.

- Ребята, есть в этом послании слова на наше правило?

- Назовите их.

- Кто понял содержание записки? (Вопросы по значению слов: Так, с другом все понятно, а вот про какой лук идет речь? То есть, это не тот лук, который мы кушаем? А какое еще значение может быть у слова плот?

-Спишите текст без ошибок.

-Действуйте по алгоритму, используйте схему.

(СЛАЙД 21)

Есть ли у кого-то затруднения? Иду на помощь!

- Давайте проверим. (СЛАЙД 22)

Графический диктант (СЛАЙД 23)

Холо. , пиро. , зага.ка, подру.ка, заря.ка, ры.ка, сугро. , оши.ка

Взаимопроверка по ключу. Оцените работу соседа.

Д, г, д, ж, д, б, б, б.

Работа в группе (СЛАЙД 24) (СЛАЙД 25)

-Допиши предложения, выбрав подходящее по смыслу слово и кликнув по нему кнопкой мыши. Найдите пословицу и объясните её смысл.

«Дорогой друк! Иди через лук. Справа будет прут, на нём деревянный плод. Вперёт!».

Да.

Друг, лук, пруд, плот, вперед.

Взаимопроверка по ключу. Оценивают работу соседа. Табличка на доске

«0» ошибок- - !

« 1 -2» ошибки - +

«3 и более» - ?

Дети работают в группе с ноутбуком

5 мин

2

мин

4

мин

Регулятивные: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и контролировать их выполнение в ходе работы по карточке

Коммуникативные: воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения; формирование умения слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

(СЛАЙД 26)

- Вот мы и пришли, ребята в самый центр, я бы сказала сердце страны Умников и умниц – к Волшебной яблоне. На этой яблоне кроме обычных яблок выросли 12 необычных. Они крупнее остальных. Что вы видите на них?

У вас на партах есть свои яблочки знаний.

- Если вы смогли сегодня подружиться с парными согласными и считаете, что работали хорошо: научились проверять парные согласные, то возьмите свое яблочко и повесьте на яблоньку, как можно повыше. Если у вас возникали трудности – повесьте на нижние ветви, чтобы ваши знания еще немного созрели и укрепились, а если считаете, что пока не научились проверять парные согласные, то возьмите свои яблочки и положите их под яблоню, чтобы ваши знания напитались волшебной силой познания.

-А сейчас давайте поделимся впечатлениями о нашем уроке. С какими открытиями вы сегодня познакомились, что нового узнали?

Где может находиться парная согласная?

Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово? Как проверить парную согласную в корне слова?

Как вы считаете пригодятся ли вам в жизни знания полученные на этом уроке?

Проверим, насколько крепко запомнили правило проверки парных согласных в корне слова.

Интерактивный тест .

Парная согласная может находиться в конце слова и в середине слова.

Проверить слово.

Подобрать проверочные слова можно несколькими способами.

Дети высказывают свои предположения.

-Мы научились проверять парные согласные разными способами.

1

мин

#1048;тог урока.

Домашнее задание.

Сегодня за работу на уроке я хочу поставить вам следующие отметки….

- Домашнее задание будет творческого характера. Напишите письмо Грамотеям и расскажите им о зиме. Ведь у них там круглый год лето.

И в заключение хочу добавить следующее: мы с вами проделами такой большой и длинный путь, стремясь попасть в страну Умников и умниц, а ведь настоящие умники и умницы находились все это время рядом со мной. Это вы – мои дорогие ребята. Я благодарю вас за работу. (СЛАЙД 27) Вы - молодцы. На этом наш урок окончен.

Прочитайте предложение, выделяя логическим ударением подчеркнутые слова.

Мы сегодня молодцы! Мы сегодня молодцы! Мы сегодня молодцы!

Запись на плакате .

1 мин

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют способ её решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс.«Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне»

Цели: закреплять изученные способы проверки слов с парными согласными в корне, формировать навык быстрого подбора проверочных слов и правильного выбора буквы для обозначения парного согласного...

Тема: Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Цель урока: Формировать умение подбирать проверочные слова с парными согласными в корне слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.Предметные:- формировать умение видеть орфогр...

Конспект урока :"Упражнения в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным"

Конспект урока :"Упражнения в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным" 2 класс УМК "Школа России"Цели урока: развивать умение ...