Этапы урока
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время | Формируемые УУД |
#1054;рганизационный момент. Мотивация учебной деятельности.
| - Здравствуйте, ребята. Я с удовольствием приглашаю вас на борт нашего комфортабельного лайнера, чтобы совершить увлекательное путешествие в страну Умников и умниц. (СЛАЙД 2) - Давайте улыбнёмся и пожелаем друг другу успеха в нашей сегодняшней кампании (учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят): - желаю (большой палец) - успеха (указательный палец) -большого (средний палец) - во всем (безымянный палец) - и везде (мизинец). - Теперь мы не ученики, а самые настоящие путешественники. Я надеюсь, что наше путешествие будет нелегким и где-то даже слегка опасным, но интересным и поучительным. Поэтому нам пригодятся ваши знания, трудолюбие и готовность прийти друг другу на помощь. - Перед отплытием необходимо пройти таможенный досмотр. Давайте приготовим ваши записные книжки путешественников, в которых мы будем записывать свои открытия. В нашем бортовом журнале мы напишем дату начала нашего путешествия. (СЛАЙД 3)
-Чтоб ошибок на уроке избежать, Орфографическую зоркость будем развивать! (СЛАЙД 3) В _ Волгоградской области вырубка сосновых лесов запрещена! Прочитайте предложение и назовите изученные орфограммы.
-Считаете ли вы правильным это утверждение? Почему?
Правильно. Краса хвойных лесов – так называют в народе сосну. Самое главное – сосна помогает человеку сохранить здоровье. Хвоя сосны богата многими витаминами, поэтому при многих болезнях медики советуют пить отвар из хвои. Этот целебный напиток веками спасал путешественников от тяжелейшей болезни – цинги. Поэтому сосновые леса можно по праву назвать нашим национальным достоянием, которое надо беречь. |
Дети выполняют
Дети записывают дату.
Фронтальная работа.
Фронтальная работа Контроль правильности рассуждения
| 2 мин
| Личностные: проявление интереса к учебной деятельности, положительное отношение к школе, одноклассникам, учителям
|
II. Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний.
| Ой, ребята, забыла сказать, что для того, чтобы отправиться в путь нам нужно набрать сильную команду. И я слышу, что она уже готова взойти на борт нашего корабля и приступить к выполнению своих обязанностей. Давайте с ними познакомимся. (СЛАЙД 4) Но для начала, похоже, нам нужно некоторых матросов потрудиться отыскать. - Что это за матросы такие? - Что они обозначают?
- Ребята, соберите, пожалуйста, всю команду вместе. - Давайте построим нашу команду на палубе. (клик по СЛАЙДУ 4
(Проговариваем правило посадки) Минутка чистописания (СЛАЙД 5 ) |
Это парные согласные. [б], [б '], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [з], [з'], [ж], [п], [п'], [ф], [ф'], [к], [к'], [т], [т], [с], [c'], [ш].
|
2 мин | Познавательные: классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям Регулятивные: формирование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; |
|
Что интересного вы заметили?
- Могут ли эти буквы быть опасными при письме?
-Чтоб меньше было случаев неясных И чтоб ответов не было плохих Прислушайтесь к звучанию согласных Чтобы не путать звонких и глухих. | Это парные согласные.
Да, потому что произношение не всегда соответствует написанию. |
III. Открытие нового знания
#1055;остановка учебной задачи. #1060;ормулирование темы урока
| - Ребята, теперь мы можем спокойно отчаливать. Полный вперед! Наш парус весело качает Вода блестит на ласковой волне, Но только кок мне срочно сообщает О странностях на нашем корабле. (СЛАЙД 6)
- Кто же это на нашем корабле стал безобразничать. - Сейчас мы с вами поймаем этих шутников. Ребята, прочитайте последние слова в каждой строчке. (СЛАЙД 7) - Какую букву вы вставите в слова?
- Что мы затрудняемся определить в этих словах?
- Вы разошлись во мнениях какую букву надо вставить. Как вы думаете почему?
- Тогда что же нам нужно сделать с этими словами?
- На какой вопрос мы будем искать сегодня ответ?
- Может кто-то возьмёт на себя смелость и озвучит тему нашего урока-путешествия?
- Итак, тема урока «Парные согласные. Проверка парных согласных». Попробуем определить учебную задачу: чему же мы будем учиться на уроке. - Ребята, а какие предположения у вас возникли для того, чтобы проверить эти слова? Какие способы проверки вы можете предложить нашему уважаемому коку? - Попробуем проверить данные слова, используя предложенные вами способы проверки. СЛАЙД 8 СЛАЙД 9 СЛАЙД 10 СЛАЙД 11
- Кто же напроказничал и перепутал все буквы? - Давайте обрадуем нашего повара, чтобы он спокойно мог продолжать готовить нам обед, и вернем ему уже исправленную записку. (СЛАЙД12) |
-Не всегда написание совпадает с произношением. ( на доске табличка « Проверка») -Проверить.
-Как проверить написание парных согласных?
- Парные согласные. Проверка парных согласных.
( на доске табличка «Парные согласные»)
(Дети предлагают способы проверки) - изменить форму слова - подобрать однокоренное слово (карточки с этими же словами на доске) Работают в тетрадях | 6 мин
| Познавательные: формировать умение видеть несоответствия произношения и написания слов с парным по глухости - звонкости согласным звуком Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; предвосхищать результат своей деятельности в сравнении с обозначенной учебной проблемой и путями ее решения, с поставленной целью деятельности и способами ее достижения.
|
Физкультминутка (коррегирующая гимнастика для глаз) | - Ребята, продолжаем наше путешествие. Посмотрите, какая красота нас окружает. (СЛАЙД 13) |
| 1 мин |
|
IV. Работа по теме урока.
1. Формулировка правила проверки
#1057;амостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| (СЛАЙД 14) - Ребята, пока мы с вами отдыхали, все наши приборы вышли из строя, и мы сбились с намеченного курса. Поэтому я предлагаю проплыть мимо мыса Грамотеев и спросить дорогу у них. Тем более местные жители узнали о том, какая команда собралась на нашем корабле. Они готовы указать нам дорогу, если мы правильно выполним их задание. Грамотеи предлагают нам поиграть в игру «Словарные слова». (СЛАЙД 15) Какие словарные слова здесь спрятались?
- Давайте запишем эти слова в столбик. Проверка (СЛАЙД 16)
-Назовите парные согласные на конце этих слов. -Докажите, что вы правы. Запишите проверочные слова во второй столбик.
- Мы подобрали проверочные слова, а теперь сделаем вывод: почему в проверочных словах у нас не возникает сомнений в написании парного согласного, почему мы четко слышим согласный звук? Что стоит после парного согласного?
- Давайте посмотрим: медведь - медведи. Какой звук идёт после парного согласного? ( и так с каждым словом) - Теперь мы видим, что в словах второго столбика парный согласный находится в сильной позиции. -Как вы подбирали проверочное слово?
- А слова первого столбика мы проверяли. Какие парные согласные звуки мы слышим в конце слов этой группы – звонкие или глухие?
- Да, они все находятся в слабой позиции в проверяемых словах.
- Так какой у нас был вопрос в начале урока? - Давайте вместе попробуем сформулировать правило проверки парных согласных в корне слова? Кто начнет? - Можно опираться на алгоритм, который мы составили.
Опираясь на алгоритм выполним самостоятельно задание от Грамотеев. (Напоминаю правило посадки)
а) ро.кий, сколь.кий, ло.кий, у.кий, бли.кий -1 вариант. б) гла.кий, мя.кий, кре.кий, ре.кий, сла.кий -2 вариант
Что общего у этих слов? -Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова? Как проверить парную согласную в корне слова?
Выполните задание по вариантам по образцу: робок – робкий |
медведь, город, сапог, мороз, тетрадь
д,г,з медведь - нет медведя, город-городок, сапог - сапоги, мороз-морозы, тетрадь-тетрадочка.
(на доску табличку «Проверочное»)
Потому что после парного согласного идёт гласный.
Гласный звук
я, о,и,ы,о
(Вывешивается табличка «Сильная позиция»).
-Меняли число или подбирали однокоренное слово.
(Вывешивается табличка «Проверяемое»).
-Глухие
(Табличка «Слабая позиция»)
-Как проверить парные согласные?
Формулировка правила.(с опорой на схему на доске) Чтобы проверить парные согласные …в слабой позиции…
Работа по карточкам | 10 мин | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки (самооценки) и учёта допущенных ошибок. Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при определении проверочных слов.
|
V. Физкультминутка. | Жители мыса Грамотеев довольны вашей работой и предлагают вам отдохнуть. (СЛАЙД 17)
|
| 1 мин |
|
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
#1056;абота в парах.
#1056;абота с учебником.
| Грамотеи в благодарность дают нам важную подсказку. «Направляясь в страну Умников и умниц, опасайтесь Бермудского треугольника, который будет находиться у вас на пути». Мы обязательно это учтем и будем осторожны. (СЛАЙД 18) - Экипаж, внимание! Впереди Бермудский треугольник.
Здесь бесследно исчезло множество кораблей. Видимо, члены их экипажей плохо учились в школе и не были дружны. Сможем ли мы благополучно миновать это место? Здесь нам нужно показать хорошее знание способов проверки слов с парными согласными. Работать будем дружно, в парах. Вам даны карточки со словами. В каждом ряду по 3 слова. Одно слово является проверочным, а два остальных – проверяемые. Вам нужно найти проверочное слово, там, где парный согласный находится в сильной позиции, и обвести его в кружок, а в проверяемых словах вставить пропущенные буквы и подчеркнуть орфограмму парный согласный. Сделать это нужно быстро, а то наш корабль затянет в морскую пучину. Время на выполнение этого задания – 1 минута. ( ПРОВЕРКА ВЕЕРОМ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ)
Откройте учебники на с. 114. Найдите упр. 217.
Прочитайте стихотворение. Кто автор этих строк? Подберите заголовок к стихотворению. Спишите, выбирая нужную букву из скобок. Объясните, почему вы выбрали именно эту букву.
|
ло…ка | ло…ки | ло…очный | сосе… | сосе…ка | сосе…и | горо…а | горо…ской | горо… | лоша…иный | лоша…ка | лоша…ь | тетра…ь | тетра…очка | тетра…ка |
зу… | зу…ки | зу…астый | ю…ки | ю…ка | ю…очка | шу…а | шу…ка | шу…ки | ду…ок | ду… | ду…ки | гри… | гри…ок | гри…ки |
уда… | уда…чик | уда…ы | рука… | рука…чик | рука…а | гото…ить | гото… | загото…ка | остро…а | остро… | остро…ки | ло…кий | ло…ок | ло…кость |
Читают самостоятельно. В. Лунин Дружба животных. Списывают. Проверка написанного. (Взаимопроверка)
| 10 мин | Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу. |
VII. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
| (СЛАЙД 19) - Ребята, вот уже впереди виднеется страна Умников и Умниц. Жители этой страны передали нам послание. (СЛАЙД 20) - Интересно, куда приведет нас это послание. Узнать это мы сможем, если найдем и исправим ошибки. Мне кажется, что уже и здесь наши матросы успели пошалить.
- Ребята, есть в этом послании слова на наше правило? - Назовите их. - Кто понял содержание записки? (Вопросы по значению слов: Так, с другом все понятно, а вот про какой лук идет речь? То есть, это не тот лук, который мы кушаем? А какое еще значение может быть у слова плот? -Спишите текст без ошибок. -Действуйте по алгоритму, используйте схему. (СЛАЙД 21) Есть ли у кого-то затруднения? Иду на помощь! - Давайте проверим. (СЛАЙД 22)
Графический диктант (СЛАЙД 23) Холо. , пиро. , зага.ка, подру.ка, заря.ка, ры.ка, сугро. , оши.ка Взаимопроверка по ключу. Оцените работу соседа. Д, г, д, ж, д, б, б, б.
Работа в группе (СЛАЙД 24) (СЛАЙД 25) -Допиши предложения, выбрав подходящее по смыслу слово и кликнув по нему кнопкой мыши. Найдите пословицу и объясните её смысл. |
«Дорогой друк! Иди через лук. Справа будет прут, на нём деревянный плод. Вперёт!».
Да. Друг, лук, пруд, плот, вперед.
Взаимопроверка по ключу. Оценивают работу соседа. Табличка на доске «0» ошибок- - ! « 1 -2» ошибки - + «3 и более» - ?
Дети работают в группе с ноутбуком
|
5 мин
2 мин
4 мин
| Регулятивные: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и контролировать их выполнение в ходе работы по карточке Коммуникативные: воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения; формирование умения слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли
|
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
| (СЛАЙД 26) - Вот мы и пришли, ребята в самый центр, я бы сказала сердце страны Умников и умниц – к Волшебной яблоне. На этой яблоне кроме обычных яблок выросли 12 необычных. Они крупнее остальных. Что вы видите на них? У вас на партах есть свои яблочки знаний. - Если вы смогли сегодня подружиться с парными согласными и считаете, что работали хорошо: научились проверять парные согласные, то возьмите свое яблочко и повесьте на яблоньку, как можно повыше. Если у вас возникали трудности – повесьте на нижние ветви, чтобы ваши знания еще немного созрели и укрепились, а если считаете, что пока не научились проверять парные согласные, то возьмите свои яблочки и положите их под яблоню, чтобы ваши знания напитались волшебной силой познания. -А сейчас давайте поделимся впечатлениями о нашем уроке. С какими открытиями вы сегодня познакомились, что нового узнали? Где может находиться парная согласная? Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово? Как проверить парную согласную в корне слова?
Как вы считаете пригодятся ли вам в жизни знания полученные на этом уроке?
Проверим, насколько крепко запомнили правило проверки парных согласных в корне слова.
Интерактивный тест .
|
Парная согласная может находиться в конце слова и в середине слова. Проверить слово. Подобрать проверочные слова можно несколькими способами. Дети высказывают свои предположения.
-Мы научились проверять парные согласные разными способами.
|
1 мин
|
|
#1048;тог урока. Домашнее задание. | Сегодня за работу на уроке я хочу поставить вам следующие отметки….
- Домашнее задание будет творческого характера. Напишите письмо Грамотеям и расскажите им о зиме. Ведь у них там круглый год лето.
И в заключение хочу добавить следующее: мы с вами проделами такой большой и длинный путь, стремясь попасть в страну Умников и умниц, а ведь настоящие умники и умницы находились все это время рядом со мной. Это вы – мои дорогие ребята. Я благодарю вас за работу. (СЛАЙД 27) Вы - молодцы. На этом наш урок окончен. Прочитайте предложение, выделяя логическим ударением подчеркнутые слова. Мы сегодня молодцы! Мы сегодня молодцы! Мы сегодня молодцы! |
Запись на плакате . | 1 мин | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют способ её решения. |