конспект урока по русскому языку во 3 классе "Изменение по родам имён прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Платонова Любовь Александровна

Конспект урока по русскому языку во 3 классе  "Изменение по родам имён прилагательных" по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

Урок русского языка в 3 классе по теме

«Изменение по родам имён прилагательных»

               

 Учитель начальных классов:

Платонова Л.А.

2021г.

Тип урока: урок закрепления материала.

Цель урока: продолжить изучение рода имен прилагательных и закрепить полученные знания.

Задачи урока:

Образовательные:

- развивать умения изменять имена прилагательные по родам;

-формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных;

-закреплять умения распознавать имена прилагательные, устанавливать связь имён прилагательных с существительными, определять род.

Воспитывающие:

-воспитывать у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать и высказывать свою точку зрения.

Развивающие:

-расширять словарный запас учащихся;

-развивать внимание и логическое мышление;

-способствовать развитию коммуникативных умений.

Планируемые результаты:

Личностные:

-формирование индивидуального стиля деятельности;

-осознание значимости правильного произношения и написания слов;

Метапредметные:

-определять и формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

-анализировать и использовать информацию, представленную в таблице.

Предметные:

-закрепить способы определения рода  у имен прилагательных;

-закрепить умение изменять прилагательные по  родам.

Ход урока:

  1. Организация учащихся на работу:

                - Итак, друзья, внимание-

                  Ведь прозвенел звонок.

                  Садитесь поудобнее –

               Начнём скорей урок. (Слайд 2)

       В природе есть солнце. Оно светит, всех нас любит и греет. Так пусть же каждый лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и предаст сил и уверенности в знаниях.

        А для этого нужно сесть правильно, красиво, и начать работу.

        - Откройте тетради, подпишите дату, сегодня….

II.        Чистописание

        Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет.

        И никуда я не пойду, покуда он идет. (дождь)

        -Какой звук мы слышим в начале слова? Какой буквой мы обозначаем этот звук на письме? Есть ли еще звук с этом слове, обозначающийся буквой Д?

(Слайд 3)

Дд    да    До   дя   Де

                дождь  дожди  дождик  дождливый

                В..сенний дожд..к  шумит в с..ду.

        - Посмотрите на слова, записанные на второй строчке.  Все ли эти слова однокоренные? Почему? Какое из них лишнее? Почему? (Слайд 4)

        -Давайте разберем предложение.

        - Какие орфограммы пропущены? Разбор предложения по членам с указанием падежей им.сущ. Назовите словосочетания. Запишем словосочетание прилаг.+ сущест.

        - На предыдущих уроках мы с вами говорили об именах прилагательных. Давайте вспомним, что мы о них знаем.

     - Для чего нужны имена прилагательные в речи? (они делают нашу речь живописной, красивой, выразительной, без них речь бедна).

  •     А что вы ждёте от сегодняшнего урока русского языка? Свой ответ начните со слов: «Сегодня на уроке мне хотелось бы… (узнать что- то новое об этой части речи, научиться грамотно и красиво писать,….)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? Правильно я вас поняла, что сегодня на уроке мы  продолжим изучение рода имен прилагательных; закрепим умения  определять род имен прилагательных и будем учиться верно писать родовые окончания имен прилагательных.

III. Повторение.

- Почему окончания имен прилагательных называются «родовыми»?

- Давайте вспомним, как определить род имени прилагательного?

- Какие окончания  у имен прилагательных мужского рода? Женского? Среднего? (Слайд 5)

      мужской                      женский                   средний

     Какой?                              Какая?                      Какое?  

        -ой;  -ий;  -ый;                     -ая;  -яя;                     -ое;  -ее

     IV. Закрепление изученного материала

        А)  Работа по учебнику.

              Упражнение 133, страница 77.

     1 строка – вместе с комментированием

     2 строка – 1 ряд (один у доски)

     3 строка – 2 ряд (один у доски)

     4 строка – 3 ряд (один у доски)

Взаимопроверка. Если всё правильно на полях – «+»

  ИМЯ – звуко-буквенный разбор

Физкультминутка.

    Б)  Работа с текстом.

Прочитайте текст. Слова какой части речи потерялись? (Слайд 6) Давайте вставим пропущенные имена прилагательные, определим их род и выделим окончание.

Весна. Солнце согревает всё вокруг. Шумит ветерок. По небу плывет   облачко. Журчит ручеек. Показалась травка.         

(Ранняя весна.  Ласковое солнце согревает всё вокруг. Шумит весенний ветерок. По небу плывет легкое облачко. Журчит веселый  ручеек. Показалась молодая травка.) 

  По небу – разбор как часть речи.        

- Найти слово, где букв больше, чем звуков? (показалась)

        Наступила весна. Дни яркие, солнечные, один краше другого. Земля с каждым днем становится все наряднее. Зацветают цветы, прилетают птицы. Какое настроение нам дарит весна? А как вы думаете, природа ждет от нас помощи? (скворечники, не ломать ветки, сокодвижение, не рвать цветы)

V. Домашнее задание: стр.76 № 131

VI. Ребусы  (Слайд 7 - 9)

- Отгадай, какие имена прилагательные спрятались?

-Определите род прилагательного по окончанию.

  • К именам прилагательным подбери имя существительное, подходящее по смыслу.

синий: шарик, шарф,бант, цвет… белая: берёза, кофта, скатерть..

весёлое: настроение, лето, детство, кино…

С любым словосочетанием составь предложение.

    VII. Рефлексия

Учитель: А сейчас подошло время подвести итог нашего урока.

Закончите выражение: (Слайд 10)

-Я узнал…

- Я повторил…

- Я запомнил…

-Кто доволен своей работой?

Оцените свою работу. Нарисуйте, если:

Работал в полную силу – зеленый кружок;

Работал хорошо – желтый кружок;

Мог работать лучше – красный кружок.

Выберите 1 фразу для соседа по парте: (Слайд 11)

-Ты молодец.

-Я доволен твоей работой на уроке.

-Ты мог бы поработать лучше.

  VIII.   Тест.

- Предлагаю вам небольшой тест на тему «Род имён прилагательных».

 Перед вами три разноцветных листочка.

Зелёный – сложный (Приложение 1),

синий – средней сложности (Приложение 2),

жёлтый – простой (Приложение 3).

Результат оцениваться будет по выбранному цвету:

если всё правильно, зелёный – на «5», синий – на «4», жёлтый – на «3».

Учитель:

Вежливый, старательный,

Скромный и внимательный.

Добрый, ласковый и смирный,

Нежный, вежливый и мирный,

Злой, сердитый и крикливый,

И ленивый, и драчливый.

Сколько качеств есть на свете.

Выбирайте себе, дети!

Спасибо за урок! Молодцы!!!


Приложение 1

Тест

 ________________________________________________________________

                

1. Имя прилагательное обозначает:
           А)   действие предмета
           Б)   предмет
           В)  признак предмета
           Г)   указывает на предмет
           Д)  нет правильного ответа

2.Имя прилагательное в предложении является:
           А)  подлежащим
           Б) сказуемым

           В) второстепенным членом
3. Указать строчку, где все прилагательные женского рода:
           А)  известная, летучая, пестрая
           Б)  душистый, красное, бойкая
           В)  дружный, субботний, желтая
           Г)  теплое, топленое, земляная
           Д)  бодрая, веселая, умный

4. Указать строчку, где все прилагательные стоят в мужском роде:
           А)  осторожная, запасливый,  снеговое
           Б)  веселая, пугливое, густой
           В)  ловкая, жадный, огромное
           Г)  снеговая, снежная, добрая
          Д)   хищный, хитрый, красный
5. Укажи имя прилагательное в переносном значении:
            А) дальняя дорога
            Б) верный товарищ
            В) высокий сугроб
            Г) солнечный день
            Д) железный характер

6. Укажи имя прилагательное в прямом значении:
            А)  горячее сердце
            Б)  золотое сердце
            В)  золотые руки
            Г)  ласковое солнышко
            Д)  домашнее задание
7. Вставить пропущенные буквы в соответствующем порядке:
з...лёные, ж...лтые, л...сная, х...рошая.
            А)  е, ё, е, о
            Б)  и, о, е, а
            В)  е, ё, и, а
            Г)  и, о, и, о
            Д)  е, о, е, о
8. Посчитать количество прилагательных в тексте:
На улице стоит слабый мороз. Солнце посылает яркие лучи. Небо над землей стоит чистое и высокое.
          А) 6
          Б) 3
          В) 5
          Г) 4
          Д) 2

Ключ: 1-В; 2-В; 3-А; 4-Д; 5-Д; 6-Д; 7-А; 8-Г.

Приложение 2

Тест

 ________________________________________________________________

                

1. Имя прилагательное обозначает:
           А)   действие предмета
           Б)   предмет
           В)  признак предмета
           Г)   указывает на предмет
2.Имя прилагательное в предложении является:
           А)  второстепенным членом
           Б)  сказуемым
           В)  подлежащим
3. Указать строчку, где все прилагательные женского рода:
           А)  известная, летучая, пестрая
           Б)  душистый, красное, бойкая
           В)  дружный, субботний, желтая
           Г)  теплое, топленое, земляная
4. Указать строчку, где все прилагательные стоят в мужском роде:
           А)  осторожная, запасливый,  снеговое
           Б)  веселая, пугливое, густой
           В)  снеговая, снежная, добрая
           Г)   хищный, хитрый, красный
5. Укажи имя прилагательное в переносном значении:
            А) дальняя дорога
            Б) верный товарищ
            В) высокий сугроб
            Г) железный характер

6. Укажи имя прилагательное в прямом значении:
            А)  горячее сердце
            Б)  золотое сердце
            В)  золотые руки
            Г)  домашнее задание
7. Вставить пропущенные буквы в соответствующем порядке:
з...лёные, ж...лтые, л...сная, х...рошая
            А)  е, ё, е, о
            Б)  и, о, е, а
            В)  е, ё, и, а
            Г)   е, о, е, о
8. Посчитать количество прилагательных в тексте:
На улице стоит слабый мороз. Солнце посылает яркие лучи. Небо над землей стоит чистое и высокое.
          А) 6
          Б) 3
          В) 5
          Г) 4

Ключ: 1-В; 2-А; 3-А; 4-Г; 5-Г; 6-Г; 7-А; 8-Г.

Приложение 3

Тест

 ________________________________________________________________

                

1. Имя прилагательное обозначает:
           А)   действие предмета
           Б)   предмет
           В)  признак предмета

2.Имя прилагательное в предложении является:
           А) сказуемым
           Б)  второстепенным членом
           В) подлежащим

3. Указать строчку, где все прилагательные женского рода:
           А)  известная, летучая, пестрая
           Б)  душистый, красное, бойкая
           В)  дружный, субботний, желтая

4. Указать строчку, где все прилагательные стоят в мужском роде:
           А)  осторожная, запасливый,  снеговое
           Б)  веселая, пугливое, густой
           В)  хищный, хитрый, красный

5. Укажи имя прилагательное в переносном значении:
            А) дальняя дорога
            Б) верный товарищ
            В) железный характер

6. Укажи имя прилагательное в прямом значении:
            А)  горячее сердце
            Б)  золотое сердце
            В) домашнее задание

7. Вставить пропущенные буквы в соответствующем порядке:  з...лёные, ж...лтые, л...сная, х...рошая
            А)  е, ё, е, о
            Б)  и, о, е, а
            В)  е, ё, и, а

8. Посчитать количество прилагательных в тексте:
На улице стоит слабый мороз. Солнце посылает яркие лучи. Небо над землей стоит чистое и высокое.
          А) 4
          Б) 3
          В) 5

Ключ: 1-В; 2-А; 3-А; 4-В; 5-В; 6-В; 7-А; 8-А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Изменение глаголов по числам"

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Изменение глаголов по числам"...

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему:" Склонение имён прилагательных во множественном числе". Школа России

Дать понятие, что такое склонение имён прилагательных во множественном числе. Научить склонять прилагательные во множественном числе....

Конспект урока по русскому языку 4 класс «Изменение имён существительных по падежам»

Конспект составлен по учебнику Р.Н.Бунеева "Русский язык" 4 класс....

Конспект урока по русскому языку на тему: ««Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода, отвечающий на вопрос какой»» (УМК "Перспектива")

Цель: формирование  навыка правописания окончаний имен прилагательных; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте. Планируемые результатыПредметные:- умение  определять...

Конспект урока по русскому языку на тему: « «Проверка безударных окончаний имён прилагательных»» (УМК "Перспектива")

Цель:  развитие умения выбирать подходящее для прилагательного безударное окончание, пользуясь известными ученикам способами проверки безударных окончаний имён прилагательных. Планируемые ре...