Технологическая карта урока русского языка по теме "Прописная буква "Ч"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

   Каждый урок русского языка начинается с заданий на развитие речемыслительной деятельности, разных видов памяти (слуховой, зрительной, образной), внимания, функций последовательностей, которые сочетаются с повторением пройденного материала. Это второй урок по теме «Буква ч». На первом уроке дети знакомились со строчной буквой «ч». На следующих уроках будет отрабатываться навык письма предложений и списывания текста.    В урок включены упражнения, направленные на формирование сигнального (смыслового) значения изучаемой буквы и звука с опорой на развитие и коррекцию высших психических функций. На данном уроке («Прописная буква «Ч») предложены упражнения на развитие зрительного восприятия: «Найди пару», «Назови цвет», «Запомни цвет», «Письмо в воздухе», конструирование буквы из семян. Обучающиеся довольно легко ориентируются в письме букв, т.к. систематически работают по индивидуальным карточкам, содержащим разный набор букв. Дети получают инструкцию о графическом образе буквы, не видя ее. Это специальное коррекционное упражнение с опорой на 2 анализатора, способствующее развитию мелкой моторики, зрительной и слуховой памяти. Составление предложений по схеме- это коррекционный прием, который делает процедуру письма интересной для обучающихся и полезной для формирования навыка связного письма, что важно на следующих уроках по теме «Буква ч».

    Разнообразные задания, их перенос в стандартные и измененные условия, многократное повторение, использование условно-графических схем, постепенное нарастание сложности заданий, обеспечение дозированной помощи, развитие умения распознавать и воспроизводить ранее изученное, формируют прочность и осознанность обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rya_1kl.docx110.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №9» с. Ижма

Урок русский язык

Тема: «Прописная буква «Ч»

1 класс.

           

       

                                                 

                                                                           Составила: Рочева Надежда Васильевна,

                                          учитель начальных классов

                                                 ГОУ РК «С(К)ШИ №9» с.Ижма

                 

                                                   

                                                           

                    Технологическая карта урока письма и развития речи.

Тема урока: «Прописная буква «Ч»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Класс: 1

Цель: ознакомление с написанием прописной буквы «Ч»

Задачи:

Образовательные: формирование графического навыка письма буквы «Ч»;

Коррекционно-развивающие: коррекция зрительного восприятия на основе узнавания и различения элементов букв; развитие мелкой моторики рук.

Воспитательные: воспитание мотивации к учению.

Познавательные УУД:

ориентироваться в тетради,

научиться писать прописную букву «Ч»,

формировать навык связного письма

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя,

выполнять задания в соответствии с целью, осуществляя самоконтроль

Личностные УДД: 

проявлять интерес к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме,

слушать и понимать речь других,

учиться работать в коллективе

 Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал (карточки), шнурки, семена арбуза, дыни, сигнальные карточки

Этапы урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивационный

Цель: осуществить межличностный контакт, создать комфортную психологическую атмосферу

-Добрый день, друзья! Я рада видеть вас, и очень хочу начать работу с вами!

Приветствует учеников, создает эмоциональный настрой.

Упражнения на развитие зрительного восприятия.

Беседует, показывает буквы

а) сядут те дети, которые скажут, в каких буквах

мы пишем этот элемент: l

(а, и, ш, л, м, н, у, ы, ц, ч)

Какую из этих букв мы учились писать на прошлом уроке: «л»,  «ч» ?

Приветствуют учителя, выполняют упражнение.

Отвечают на вопросы

2.Актуализация знаний обучающихся. Подготовка к работе на основном этапе.

Цель: повторить изученный материал, мотивировать к учебному действию

Повторение пройденного.

Контролирует выполнение задания, помогает слабым обучающимся выкладывать букву, комментирует работу каждого, мотивирует на качественное выполнение задания

а) Упражнение «Найди пару»

Помоги Чиполлино найти каждой букве пару.

Работа с парными (печатная + прописная буква) буквами по индивидуальным карточкам, дифференцированное по объёму и сложности

Проверка: Какая буква осталась без пары? («Ч»)

На экране печатная буква

Дайте характеристику звука (согласный, всегда мягкий).

-С какими гласными дружит? (у, а)

б) Конструирование: выложить букву ч (письменную, маленькую) на парте, используя смена арбуза, дыни.

- Обведите букву пальцем, откуда начнете писать?

Самостоятельно выполняют индивидуальное задание на карточках.

Отвечают на вопросы.

Конструируют буквы из семян

Выполняют упражнение «Письмо в воздухе»

3.Первичное усвоение новых знаний и способов действия.

Цель: определить и сформулировать вместе с обучающимися тему и цель урока.

Введение в тему.

Читает инструкцию, контролирует выполнение, помогает слабым обучающимся. Помогает формулировать тему и цель.

Создание образа буквы по инструкции учителя.

- Возьмите 2 шнурка (один большой, другой маленький).

Слушайте меня внимательно.

а) Из маленького шнурка сделайте букву г (палочка с крючочком вверху и внизу).

б) Рядом из большого шнурка – палочку с крючочком внизу.

Вот и получилась большая буква «Ч».

-Какую букву будем учиться писать?

-Строчную (маленькую) или прописную (большую) букву «ч»? («Ч»)

-Чему должны сегодня научиться? (писать прописную букву «ч»)

- Взяли указки, обводим букву.

(Учитель на доске пишет крупно букву, дети за ним обводят ее по шнуркам)

- Скажите, когда мы будем писать большую букву «Ч»? (Имя, фамилия, начало предложения)

- На какую букву похожа буква «Ч»? (На У)

Что нужно сделать, чтобы получилась У?

Выполняют упражнение по инструкции учителя, соотносит с образцом после выполнения

Обводят букву

Отвечают на вопросы, сравнивают элементы букв

4.Усвоение новых знаний

Цель: познакомить с новой буквой, мотивировать на повторную и аналитическую деятельность

Пробное письмо буквы.

Пишет на доске, комментируя элементы, контролирует письмо и выполнение физминутки обучающимися. Организует фиксацию индивидуальных затруднений, мотивирует на исправление ошибок и на качественное выполнение задания

- Попробуем написать букву «Ч»

(Каждому ребенку дается лист с заданием.

На листе:

1. Обвести по контуру, а затем по точкам букву Ч.

2. г

3. l

4. Букву «Ч» один раз

5.Столько раз, сколько хлопков услышите. (3)

6.Столько раз, сколько пальцев на одной руке (5) 

 Физминутка: 

а) Упражнения: изобрази буквы «Ч», «Л», «А», «У», «Р», «С»

б) Гимнастика для глаз: «пробежитесь глазками» по букве «Ч», Y 

в) Гимнастика для пальцев: обведи указательным пальцем букву «Ч» из бархатной бумаги, средним пальцем – из наждачной бумаги, письмо в воздухе указательным пальцем левой руки, правой руки буквы «Ч»

Знакомятся с написанием буквы «Ч», обводят по контуру, точкам.

Пишут в тетради букву «Ч», осуществляют самопроверку

Слушают задание, самостоятельно пишут букву

Выполняют упражнения

5. Первичное закрепление. Самооценка знаний и способов действия.

Цель: организовать выполнение обучающимися типовых заданий на новый способ действия

Закрепление пройденного.

Формулирует задание, мотивирует на качественное выполнение задания

а) Упражнение «Назови цвет» (на развитие зрительного восприятия)

- Назовите фон (цвет), на котором изображена буква «ч», покажи сигнальную карточку

А С У

Л Ч М

Я Е Н

С О А

У А М

Я Е Т

Ч Л А

У О Г

(зелёный, желтый)

Упражнение «Запомни цвет»

-Запомните цвет, которым изображена буква «Ч», покажи сигнальную карточку после «исчезновения» букв

О Ч Л

С Л М

Я Т Л

О У А

М Ч С

А Я У

(зелёный, синий)

Находят буквы «Ч в таблице» на экране, показывают сигнальную карточку соответствующего цвета,

осуществляют самопроверку

Находят буквы «Ч», 

запоминают, показывают сигнальную карточку соответствующего цвета, осуществляют самопроверку

6.Включение в систему знаний, умений, навыков

Цель: организовать повторение учебного материала для обеспечения непрерывности

б) Работа в тетради.

Читает грамматическую сказку, контролирует письмо, исправляет ошибки, организует взаимопроверку

Письмо слогов.

Сказка: К букве Ч на день рождения решили прийти 4 гласных. (А, я, у, ю – на экране)

-Какие буквы смогут пройти в дом? С кем дружит буква «ч»?

В тетради запишите слоги, которые получатся: ча чу

(подарок букве Ч – красивое, старательное письмо) 

2.Выборочное письмо.

а) Записать слова, в которых есть слоги ча, чу

На экране: очки, чулан, чай, черепаха, чулки, час.

(В тетради: чай, час, чулан, чулки)

Сначала слова – с ча, затем с чу (или в 2 столбиках), оцените свою работу, нарисуйте красный или зеленый кружок)

-Поменяйтесь  тетрадями с другом, проверьте, поставьте знак «+» или  «-» (прием «Сосед по парте»- если правильно выполнено задание, то оценивают красным кружком, с ошибками- зеленым)

б) Игра «Топай-хлопай»: чулки, чай, чудо, часы, «чупа-чупс», чайка, чугун, чайник, чум, чашка.

в) Составление предложений по схеме.

 

(Дети играют в мяч)

Задание: Найти в букваре это предложение. Списать. Подчеркнуть букву «ч»

Называют слоги, объясняют свой выбор, пишут в тетради

Выбирают и пишут слова в тетради, осуществляют самооценку, затем взаимопроверку, соотносят свою оценку с оценкой одноклассника

Слушают слова, различают слоги, хлопают руками, топают ногами

Составляют предложение по схеме, находят его в букваре, списывают в тетрадь, осуществляют самопроверку по букварю

7.Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: организовать рефлексию обучающихся по определению психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем

 

Беседует, дает качественную оценку работы обучающихся

Игра «Узнай букву»  (карточки с буквой «Ч» разного шрифта)

С написанием какой буквы познакомились? Найди ее на карточках.

- Чему вы научились?

- Что вам запомнилось, понравилось?

 «Словесная самооценка».

-За что ты можешь себя похвалить?

-Ты доволен своей работой? Почему?

-Сможешь научить младшего брата, сестру писать букву «Ч»?

- Молодцы! Вы все сегодня старались! Я очень рада за вас!

- Спасибо вам за работу на уроке!

Формулируют результат своей работы на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...