| Этапы урока
| Содержание этапа |
| Мотивация к учебной деятельности: Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне - актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”); - создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); - устанавливаются тематические рамки (“могу”) |
Проверка д.з. Назовите те слова из домашнего упражнения, в которых вы нашли мягкий согласный звук, мягкость которого никак не показана. Таких слов два: костяника и брусничка. |
| Этап актуализации и пробного учебного действия: Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий - воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий - активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д. - индивидуальное задание, требующее нового способа; - фиксация учащимися возникшего затруднения
| Тест «Нужен ли Ь?» Если в слове нужен Ь, то ставите «+», если не нужен – «–», если затрудняетесь ответить на вопрос, то «?». Учитель показывает на слайде презентации слова, дети в тетради проставляют знаки ответов. Гвоз…ди, меч…та, кон…ки, лис…тья, ал…бом, пал…то, гон…щик. Самопроверка Учитель дает правильные ответы. - - + - + + - Сколько правильных ответов у каждого? (Дети называют количество своих правильных ответов). - Как вы думаете, почему вы допустили ошибки? -Что надо знать, чтобы не допустить ошибки? (правило правописания) - Что надо уметь? (находить в слове согласные) - Необходимо «вывести» правило, которое покажет, в каких случаях надо писать Ь, а в каких – нет. |
| Этап выявления места и причины затруднения: Цель: выявление места и причины затруднения - сопоставление детьми действий с используемым способом (где?); - выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?); - учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем |
Всегда ли так бывает, что мягкость согласного перед другим согласным никак не обозначается? Наблюдение за словами. Костяника, брусничка, альбом, пальто.
Выясняется, что в некоторых словах мягкий знак пишется, а в некоторых – нет.
- Мы будем наблюдать за словами, для того, чтобы выяснить, когда пишется Ь, а когда не пишется.
Тема сегодняшнего урока: «Как записывать мягкий согласный звук перед согласным: с мягким знаком или без?»
|
| Этап построения проекта выхода из затруднения: Цель: формулирование учащимися темы урока, уточняемой учителем учащиеся в коммуникативной форме : - ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения); - согласовывают тему урока; - выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель. |
Задачник упр39 Цель урока : вывести алгоритм правописания слов с мягким согласным перед другим согласным. Дети наблюдают за словами в столбиках, обсуждают то, что заметили, выписывают буквосочетания, в которых: - Всегда пишется Ь;
- Никогда не пишется Ь;
- Иногда Ь пишется, а иногда нет.
|
| Этап реализации построенного проекта: Цель: усвоение нового способа действий - обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися; -выбирается оптимальный вариант; -оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково; -построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение; -уточняется общий характер нового знания ; -фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения
|
Составление алгоритма «Мягкий согласный перед согласным»
Мягкий согласный перед твёрдым согласным | Мягкий согласный перед мягким согласным |
|
|
|
| Чк, чн, чт, щн | Зд, ст, нт | Другие сочетания букв | нщ,
| [л’] [согл.’] | Другие сочетания букв
| Ь не пишется | Ь не пишется | Посмотри в словаре | Ь не пишется | Ь пишется | Посмотри в словаре |
|
| Этап первичного закрепления Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства
| Отработка способа действия по выведенному алгоритму на упражнениях учебника. Дети выполняют на доске или с места, комментируя. |
| Физкультминутка. Цель: Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса. | Физминутка для глаз |
| Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону: Цель: применение нового способа действий; рефлексия достижения цели - учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий; - самостоятельная проверка по эталону; - создание ситуации успеха; - допустившие ошибки выявляют их причину и исправляют ошибки | Самостоятельная работа. Самопроверка правильности выполнения. Сравнение с образцом на слайде. |
8.
| Этап включения в систему знаний и повторения: Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания - организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке; - фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; - планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) | Тест тот же самый. Еще раз дети записывают ответы. Самопроверка. Ошибок допустили меньше, т.к. действовали по алгоритму, составленному самими детьми на основе наблюдений за правописанием слов. |
9.
| Этап рефлексии: · Рефлексия и самооценка учащимися совей учебной деятельности · Соотнесение учащимися своих целей и результатов · Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности | Дети оценивают свою работу на уроке. - какая задача стояла перед нами на сегодняшнем уроке? -Достигли ли мы цели урока?
|