конспект урока по русскому языку "Удвоенные согласные"2 кл.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Класс: 2
Предмет: русский язык
УМК: «Школа России»
Тема урока: «Слова с удвоенными согласными»
Тип урока: урок изучения новых знаний
Цель: познакомить учащихся со словами, в которых долгий согласный звук обозначается на письме двумя одинаковыми буквами.
Задачи предметные:
- дать первичное представление о написании слов с удвоенными согласными в корне слова;
- формировать умения правильного письма и переноса слов
с удвоенными согласными;
- развивать внимание, фонематический слух, орфографическую зоркость;
- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.
Планируемые результаты: личностные УУД
формировать устойчивую учебную мотивацию, развивать рефлексию, умения адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку;
способствовать формированию метапредметных УУД:
регулятивных – формировать способность ставить учебную задачу, на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно, навыки самоконтроля, рефлексии, формировать внутренний план действий;
познавательных – развивать умения осознавать познавательную задачу, читать, слушать и слышать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
коммуникативных – развивать умения составлять план действий, вступать в диалог, сотрудничать с другими людьми, решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации.
Оборудование к уроку:
- Учебник. Канакина В.П. «Русский язык» 2кл. Ч.1
- Тетрадь для работ по русскому языку
- Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 2 класс».
- Наглядность: снеговик, снежинки
- Карточки в конвертах для учащихся: тексты, пословицы
- Памятки «Запомни слова с удвоенными согласными»
Ход урока
1.Организационный момент
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
- Доброе утро, ребята! Сегодня необычный урок: у нас гости и очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроение, достаточный багаж знаний и огромное желание узнать что-то новое.
- Актуализация знаний Минутка чистописания.
- Вы знаете «Секрет красивого письма»? (правильная посадка)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою -
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Запишите число, классная работа.
- Какое время года сейчас за окном?
- Пришла зима. Выпал первый снег, но сугробов ещё нет. Уже была и первая зимняя стужа, и гололед. Мне нравится наблюдать, как летят, кружатся снежинки в воздухе, люблю рассматривать их, поймав на ладошку…
- А какие зимние забавы вы предпочитаете? (кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговика)
- Если очень постараемся, сегодня на уроке у нас появится снеговик.
- Прочитайте «зимние слова»: снег, сугроб, снежинка, стужа, снеговик
-Назовите первую букву. Какой звук она обозначает?
- Запишите одну строчку по образцу: заглавную и строчную буквы, затем две буквы с чередуя: Сс сс
- Найдите на строке самые красивые буквы и поставьте под ними точки.
- Расшифруйте слово: бустабо (подсказка: день недели)
- Что получилось? (суббота)
- Как вы понимаете лексическое значение этого слова? (Шестой день недели)
- Какое опасное место вы заметили в слове?
- Запишем слово: суббота
- Это словарное слово. Почему? (Нельзя проверить, нужно запомнить)
- Подберите однокоренные слова: суббота, субботник, субботний
- Запишите, выделите корень.
- Что нужно помнить при написании однокоренных слов?
(Работа в парах)
- Много в народе существует пословиц и поговорок о субботе. Я приготовила для вас некоторые из них, соберите три пословицы из двух частей, и попробуйте объяснить их смысл. (Приложение 1)
Иному что ни день, то и суббота.
(О ленивом человеке)
В субботу — на работу, в воскресенье — на веселье.
(О человеке, который умеет, и работать хорошо, и отдыхать)
Из-под пятницы суббота видна.
(О неряшливо одетом человеке)
- Проверка.
- Запишите понравившуюся пословицу.
- Вы хорошо потрудились (появляется первый снежный ком)
- Самоопределение к деятельности.
- Составьте из слов предложение.
Анна, субботу, теннисом, в, занимается.
- Запишите предложение. Найдите и подчеркните основу предложения.
В субботу Анна занимается теннисом.
- В каких еще словах встречается орфограмма удвоенные согласные? Подчеркните. (Анна, субботу, теннисом)
- Сформулируйте тему урока. (Слова с удвоенными согласными)
- Какую поставим цель перед собой? (Познакомиться с правописанием слов с удвоенными согласными)
4. Первичное усвоение новых знаний
- Откройте учебники на с. 117
- Прочитайте тему урока.
- Объясните значение слова удвоенные
(Две одинаковые буквы рядом. Звук на месте удвоенных согласных долгий, он тянется)
Упр.188
- Прочитайте слова (дети читают слова вслух по цепочке)
- Значения, каких слов вам неизвестны?
Перрон – площадка на железнодорожной станции, у которой останавливаются поезда, пассажирская платформа, предназначенная для посадки и высадки пассажиров поездов.
Вожжи – часть упряжи, состоящая из длинного ремня (или толстой тесьмы, веревки), прикрепленного к удилам, и служащая для того, чтобы править запряженной лошадью.
- Запишите три слова, которые вам показались трудными, и вы бы хотели запомнить их написание.
- Как вы думаете, можно проверить написание слов с удвоенными согласными или нужно запоминать такие слова?
- Знакомство с правилом.
- Какую орфограмму вы должны запомнить?
- Слова с удвоенными согласными можно назвать словарными.
- Почему? (Их написание нужно запомнить или посмотреть в словаре)
Физкультминутка
Игра «Поймай слово»
- Я буду называть слова, если в них встречается двойная согласная, то вы хлопаете в ладоши, а если одна – приседаете.
Аллея, арбуз, аллигатор, алфавит, дрессировка, ссора, драка, дружба, троллейбус, трамвай, метро, шоссе.
5. Первичное закрепление знаний
Работа с интерактивной доской
- Помогите мышке спуститься с горы, для этого соедините слово и его значение.
Ученики читают слова и подбирают подходящие лексические значения.
- Чтобы лучше запомнить эти слова запишем их в алфавитном порядке, разделим черточкой для переноса.
- Какое правило переноса слов с удвоенными согласными вы знаете?
(При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят)
По одному слову ученики записывают слова на доске
Ал-лея, ал-лигатор, дрес-сировка, ил-люстрация, тен-нис, трол-лейбус, хок-кей.
-Молодцы, вы хорошо поработали (появляется второй снежный ком)
Гимнастика для глаз «Ночь-день-бабочка»
(«Ночь» – закрываете глазки, «день» – открываете, «бабочка» – моргаете)
Самостоятельная работа с текстом
- Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. (Приложение2)
Кирилл
… читала … Виталия Бианки о природе. русский
… учил стихотворение о … . рассказ
Дети любят свой родной … язык. Римма
России
- Проверка (на экране)
Разноуровневые задания по тексту
1 уровень
Выписать из текста слова с удвоенными согласными, подчеркнуть эту орфограмму.
2 уровень
Выписать из текста слова с удвоенными согласными, разделить их черточкой для переноса.
- Проверка (на экране)
- Кто выбрал 1 уровень? Римма, рассказ, Кирилл, России, русский.
- Кто выбрал 2 уровень? Рим-ма, рас-сказ, Ки-рилл, Рос-сии, рус-ский
- Молодцы, вы справились и с этим заданием (появляется третий снежный ком)
6. Рефлексия
- Выполним графический диктант (+,- )
Я буду читать слова, если звук долгий, и вы считаете, что в этом слове удвоенная согласная, ставите знак «+», если в слове нет удвоенных согласных ставите знак «-» Будьте внимательны.
Аллея, алый, сумма, сумка, хоккеист, Анна, класс, ананас.
- Взаимопроверка (сверка с образцом на доске)
+, -, +, -, +, +, +, -
Прием рефлексии «Выбор»
- Продолжите фразу
На уроке я работал активно, пассивно
Своей работой на уроке я доволен, недоволен
Мое настроение стало лучше, стало хуже
Материал урока для меня был понятен, непонятен
интересен, скучен
полезен, бесполезен
7. Подведение итогов урока.
- Над какой темой мы сегодня работали?
-Чему научились на уроке?
- Прочитаем памятку (Приложение 3)
8. Домашнее задание
- Предлагаю закрепить знания дома и выполнить упр.189
- Прочитайте задание. Что нужно сделать?
- Мне было приятно с вами работать. И снеговик, какой замечательный у нас получился. Давайте порадуем его снежинками.
- Зима только началась и я надеюсь, что все зимние забавы у вас ещё впереди. - Я благодарю за работу образованных, аккуратных, воспитанных, дисциплинированных второклассников.
Приложение 1
Иному что ни день, | то и суббота. |
В субботу — на работу, | в воскресенье — на веселье. |
Из-под пятницы | суббота видна. |
Иному что ни день, | то и суббота. |
В субботу — на работу, | в воскресенье — на веселье. |
Из-под пятницы | суббота видна. |
Иному что ни день, | то и суббота. |
В субботу — на работу, | в воскресенье — на веселье. |
Из-под пятницы | суббота видна. |
Иному что ни день, | то и суббота. |
В субботу — на работу, | в воскресенье — на веселье. |
Из-под пятницы | суббота видна. |
Иному что ни день, | то и суббота. |
В субботу — на работу, | в воскресенье — на веселье. |
Из-под пятницы | суббота видна. |
Иному что ни день, | то и суббота. |
В субботу — на работу, | в воскресенье — на веселье. |
Из-под пятницы | суббота видна. |
Иному что ни день, | то и суббота. |
В субботу — на работу, | в воскресенье — на веселье. |
Из-под пятницы | суббота видна. |
Приложение 2
Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.
… читала … Виталия Бианки о природе. … учил стихотворение о … . Дети любят свой родной … язык. | Кирилл русский рассказ Римма России |
Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.
… читала … Виталия Бианки о природе. … учил стихотворение о … . Дети любят свой родной … язык. | Кирилл русский рассказ Римма России |
Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.
… читала … Виталия Бианки о природе. … учил стихотворение о … . Дети любят свой родной … язык. | Кирилл русский рассказ Римма России |
Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.
… читала … Виталия Бианки о природе. … учил стихотворение о … . Дети любят свой родной … язык. | Кирилл русский рассказ Римма России |
Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.
… читала … Виталия Бианки о природе. … учил стихотворение о … . Дети любят свой родной … язык. | Кирилл русский рассказ Римма России |
Приложение 3
ПАМЯТКА С двойной согласной непременно пишут: грипп, шоссе, антенна, килограмм, суббота, ванна, Римма, Эмма, Инна, Анна, Элла, Алла, Нонна, класс, ссора, теннис и рассказ, пассажир, перрон, программа. Мы слова такие слышим и с двойной согласной пишем. ____________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ___________________________________ | ПАМЯТКА С двойной согласной непременно пишут: грипп, шоссе, антенна, килограмм, суббота, ванна, Римма, Эмма, Инна, Анна, Элла, Алла, Нонна, класс, ссора, теннис и рассказ, пассажир, перрон, программа. Мы слова такие слышим и с двойной согласной пишем. ____________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ |
ПАМЯТКА С двойной согласной непременно пишут: грипп, шоссе, антенна, килограмм, суббота, ванна, Римма, Эмма, Инна, Анна, Элла, Алла, Нонна, класс, ссора, теннис и рассказ, пассажир, перрон, программа. Мы слова такие слышим и с двойной согласной пишем. ____________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ | ПАМЯТКА С двойной согласной непременно пишут: грипп, шоссе, антенна, килограмм, суббота, ванна, Римма, Эмма, Инна, Анна, Элла, Алла, Нонна, класс, ссора, теннис и рассказ, пассажир, перрон, программа. Мы слова такие слышим и с двойной согласной пишем. ____________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "Гармония". Автор М.С. Соловейчик , Н.С.Кузьменко.Тема урока. "Обозначение мягкости согласных звуков."
данный урок расчитан на формирование умений обозначать мягкость согласных двумя способами: гласными Е,Ё,Ю,Я,И; Ь....
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс
Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ учителя начальных классов Рыськиной Валентины Сергеевны ТЕМА УРОКА: «Парные согласные на конце слова»
Краткое описание работы на уроке по теме "Парные согласные на конце слова"...
Конспект урока по русскому языку "Проверяем себя(повторение орфограмм "Безударные гласные в корне слова", "Парные согласные по глухости-звонкости на конце слова и перед глухим согласным"
Цель: Повторять и закреплять изученные орфограммы, формировать навык находить опасные места в тексте и решать орфографические задачи, учить самостоятельно оценивать свои знания и знания товарищей, ком...
Конспект урока по русскому языку " Согласная буква В,в"
Методическая разработка к уроку русского языка в 1 классе. Система Эльконина-Давыдова. Учебно-методический комплект : " Букварь" В.В. Репкина....
Конспект урока по русскому языку : "Упражнения в написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными"
Конспект урока по русскому языку : "Упражнения в написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными" 2 класс УМК "Школа России"...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....