Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка в 4 классе "Правописаниебезударных окончаний имен существительных во всех падежах"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка. 4 класс.
Тема урока : «Правописание безударных окончаний
имён существительных во всех падежах»
Автор: Куваева В.Г., учитель начальных классов
Цель : систематизировать и обобщить знания по правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах.
Предметные результаты:
1.Формировать навык правописания окончаний имён существительных , совершенствовать умение обосновывать написание падежных окончаний имён существительных.
- Определять падеж имён существительных.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Регулятивные результаты:
- самостоятельно определять учебную задачу
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи
- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.
Познавательные результаты:
- ученики понимают, что такое падежи имен существительных, их вопросы, предлоги, окончания;
- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме - осознают ценности своего языка.
Коммуникативные результаты:
- уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и группе, формулировать собственное мнение и позицию, применять правила делового сотрудничества- участвовать в продуктивном диалоге.
Ход урока.
- Организационный момент. Начинаем мы опять писать, склонять и объяснять.
Сядут те дети, имя которых относится к существительным 1-го склонения, а теперь те, имя которых относится к существительным 2-го склонения, 3 склонения.
- Актуализация знаний.
Итсордум уцитсач теялвабирп инзиж ьнед йыджак( Слайд 1)
-Ребята, кто догадался, как можно прочитать это предложение?
(чтение справа налево).
Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости.( слайд №2)
-Как понимаете? Запишите пословицу. Выполните синтаксический разбор. Назовите словосочетания.
-Написание окончаний каких существительных могут вызвать затруднения?
Почему гласные вызывают сомнения?( они без ударения)
Сформулируйте тему урока. (слайд№3)
Чему будем учиться?
- Проверка домашнего задания.
Дома вы готовились объяснить фразеологизмы со словом сердце и рисовали к ним рисунки.
Прочитайте фразеологизм, попробуйте объяснить одним словам и определите падеж существительного сердце.
Дети объясняют следующие фразеологизмы:
- Сердце кровью обливается - жалко.
- Положа руку на сердце - откровенно, честно.
- Кошки на сердце скребут - неспокойно, плохое настроение.
- Уехать с тяжёлым сердцем - уехать расстроенным.
- Как маслом по сердцу - приятно.
- Поздравить от всего сердца - искренне.
- Сердце обросло мохом - бездушный, чёрствый.
- С лёгким сердцем - без тревоги, без опасений.
- От доброго сердца - по-доброму без злого умысла.
- Сердце упало - страшно.
Взаимопроверка. Как определяли падеж?
Ребята, как вы думаете, вам встречаются в жизни больше людей с добрым сердцем или с сердцем обросшим мхом?
Молодцы! Я от всего сердца желаю вам сегодня хорошего настроения и надеюсь, что вы уйдёте сегодня с урока с лёгким сердцем и ваше сердце всегда будет добрым!
4.Актуализация знаний
Загадка : Давно живу я в мире этом. Даю названия предметам.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
-Что такое существительное?
(Это часть речи, который отвечает на вопросы кто? и что?, обозначает предмет или явление.)
- Что вы знаете об именах существительных? (Бывают мужского, женского, среднего родов, 1, 2, 3 склонения, изменяются по числам и по падежам).
5.Работа со словарными словами. (картинный словарь) Разделитесь на три группы, запишите слова, относящиеся к своему склонению
- Проверьте написание слов. 1. Корова, береза, осина, неделя, одежда. 2. Медведь, мороз, месяц, календарь. 3.Морковь, тетрадь, лошадь.
- Что вы знаете об именах существительных? (изменяются по числам и по падежам).
- Что при этом изменяется у существительных? (Окончание).
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О правописании окончаний имен существительных.
- На какие две группы можно разделить окончания существительных? (Ударные и безударные).
- Как проверить безударное падежное окончание
существительных? (Правописание безударного падежного окончания имени существительного можно проверить ударным окончанием существительного того же склонения).
- В каких падежах безударное падежное окончание вызывает сомнение? (Р.п, Д.п,
П.п)
1скл | 2 скл | 3 скл | |
Р.п, | -и | -и | |
Д.п | -е | -и | |
П.п | -е | -е | -и |
6. Разноуровневые задания.
1уровень. Определи безударное падежное окончание, используя таблицу.
Без вьюг. , до дерев. , от метел, по речк. , при дом. , с пол. , для ел.., от
мороз. , омыш. , для кормушк. , до ноч. , в неб. ,
2 уровень. Составьте и запишите словосочетание с именами существительными в Т.п.
1 вариант.
Любоваться (столица), заросло (камыш), запечатать (сургуч), склониться (чертеж), задуматься (задача), схвачен (лисица), следить (птица), гордиться (удалец), послать (багаж), говорить (незнакомец), укрыться (плащ). .
- Какой существует ещё способ проверки безударных падежных окончаний имен существительных? (Слова - «Ключи» :1скл. -лиса, 2 скл. - петух 3 скл. -любовь) 7.Физминутка. “Море волнуется раз”.
- Называю слова трёх склонений. Первый ряд показывает движение, если слово относится к 1 скл , второй ряд 2-го скл, а третий ряд -3-го скл.
Отец, дочь, мама, тетрадь, тетрадка, альбом, храбрость, храбрец, отвага ,снег, снежинка, ночь, овёс, пшеница, рожь, конь, машина, степь, облако, туча, вещь.
8. Хорошо поработали. Вспомните и запишите пословицы о дружбе и труде.
Друзья (И п) познаются в беде (П п)
Дело (И п ) мастера (Р п) боится.
Труд (И п) кормит,а лень(И п) портит.
Без труда (Р п) не вытащишь и рыбку (В п) из пруда (Р п).
Делу (Д п) время (И п )-потехе (Д п) час (И п).
10.Тест. “Правописание падежных окончаний существительных”
Заполни таблицу.
Номер ответа | ||||||
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
- Какое существительное отличается от других склонением?
- лось
- лошадь
- конь
- медведь
- У какого существительного окончание не такое, как у других?
- к тетрадк.
- о сирен.
- в альбом.
- на страниц.
- Где должно быть окончание существительного 1-го склонения предложного падежа - е?
- держать на ладон.
- жители деревн.
- остановиться в город.
- гостить в деревн.
- В написании окончания какого существительного можно ошибиться?
- на столе
- на стене
- на слоне
- на дереве
- Где ошибка в распределении вопросов по падежам?
- Р.п.- кого? чего?
- П.п. - о ком? о чём?
- Д.п. - кем? чем?
- В.п. - кого? что?
- В предложном падеже окончание - е имеют имена существительные
- 1 и 2 склонения
- только 1 склонения
- только 2 склонения
- 1 и 3 склонения
Проверка: проверьте себя по таблице:
Номер ответа | 2 | 2 | 4 | 4 | 3 | 1 |
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
11. Итог урока. Рефлексия. Кому стало легче определять безударные окончания имён сущ.? Как оцениваете свою работу?
Сегодня на уроке | Я | узнал, открыл для себя... |
научился, смог... | ||
могу похвалить себя п своих одноклассников за ... |
12. Домашнее задание. Выберите по силам задание и выполните
1.Орфо-прибаутки. Вставьте пропущенные буквы.
- В каждом дел_ у Емел_ Столько лишней канител_, Что не хватит и недел_, Чтоб управиться Емел_.
- На рубашк_ у Аркашк_ Паучок сидит в кармашк_, И на нос к Алешк_, Машк_ _ Тоже село по букашк_.
- В телег_ на сен_ Мы ехали к Сен_. У Сен_ в артел_ Все лошади в тел_, Живут как в отел .
2.Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Определи падеж существительных. Зимний жаворонок.
Медленно ползёт по улиц _ рассвет4.В воздух_ раздаётся пересвист2 птиц_.4 Это проснулся и бежит к дорог_3 хохлатый жаворонок. С первым снегом появляется он на деревенской улиц _ , на окраин_ города. Весь день жаворонок в поисках пищ .
Летает он мало, а бегает быстро. В стужу он прыгает на одной ножк . Другую
ножку прячет под перья. Ночью ему тепло. Он лежит в ямк 3 на белой скатерт
снега. Лапки и клюв жаворонок прячет в густые перья. Охотнику редко удаётся подойти к птиц .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка «Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц»
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...
Открытый урок русского языка для родителей. Тема:«Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс.
Конспект урока и презентация....
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах"
Урок был представлен на школьном методическом семинаре. технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Урок русского языка на тему: "Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже".
Самоопределение к деятельности.снежинки снег сугроб старушка сосулька Слайд 1-Прочитайте слова.-Найдите лишнее слово . Почему так считаете?-Какие зимние слова...
презентация к уроку русского языка на тему: "Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже".
Презентация "Зимняя сказка" позволяет провести урок русского языка по теме" Правописание имен существительных в предложном падеже" более увлекательнее. Способствует мотивации учащи...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с правилом написания безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах. Задачи урока Дидакти...
Урок русского языка 4 класс "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже единственного числа""
Урок в технологии смешанного обучения "ротация станций", использование образовательной платформы ЯндексУчебникУМК "Школа России"...