Урок русского языка в 3 классе "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель урока: Способствовать формированию умения определять род имени существительного.
Задачи: Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся;
Развивать логическое мышление, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки через работу в парах, оценку и самооценку деятельности.
Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_po_russkomu_yazyku_kes.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта урока в соответствии с ФГОС
ФИО Кокорина Эржена Сыреновна
1 | Тип урока | Урок открытия нового знания |
2 | Класс | 3 |
3 | Тема | Род имен существительных. |
4 | Образовательная программа, автор | Школа России; В.П. Канакина |
5 | Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе | Раздел «Имя существительное» |
6. | Цель урока | Способствовать формированию умения определять род имени существительного. |
7. | Задачи | Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся; Развивать логическое мышление, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки через работу в парах, оценку и самооценку деятельности. Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда. |
8 | Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования | Здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | |||
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные | |||||||
1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Объяснительно-иллюстративный | Приветствует учащихся. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим. – Проверим готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Ф | Презентация. Слайд 1 | Оценка учителя | Р: Формирование положительного отношения к учению | Выражать положительное отношеение к процессу познания. | |
2 Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии | Репродуктивный Частично –поисковой метод проблемного изложения материала | – Прочитайте цепочку из букв (ОРД) - Назовите каждую букву грамотно. -Что вы можете сказать о каждом звуке? (фонетика) -– Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку элементов букв. Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. -Составьте из данных букв слово (Род). - Найдите к этому слову однокоренные слова. Род - родня, родственный, родина, родители, родной, родство, родственник, родословная. - Выделите корень и подчеркните орфограммы в этих словах. -Ребята, проверим, как вы выполнили эту работу. -Молодцы, ребята. –Поиграем в игру «Верю - не верю». Если вы согласны с моим утверждением, вы говорите «верю», если не согласны – «не верю». 1. Имя существительное – это часть речи? 2. Имена сущ. отвечают на вопросы: какой? какая? какое? 3. Имена сущ. отвечают на вопросы: кто? что? 4. Имена сущ. обозначают действие предмета? 5. Имена сущ. бывают только одушевлёнными? 6. Имена сущ. обозначают предмет? 7. Имена сущ. изменяются по числам? 8. Имена сущ. бывают и собственными и нарицательными? 9. Имена сущ. изменяются по родам? 10. У имён сущ. два рода? | – Заглавной
Учащиеся отвечают. Выполняют задания. -Ответы детей. Выполняют письмо под диктовку. -Верю. -Не верю. -Верю. -Не верю. -Не верю -Верю. -Верю. -Верю. Ответы детей. Ответы детей. | Ф Ф И Ф Ф | Доска Слайд 2 | Самооценка Самооценка Оценка учителя. | Соблюдать единый орфографический режим Применять правила при использовании словарной работы. Находить имена существительные (или уметь находить и отличать имена существительные от других частей речи). | Р: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно оценивать правильность выполнения действия. П: осуществлять анализ последовательности букв в ряду с выделением существенных признаков. К: строить понятные для партнера высказывания; контролировать действия партнера. | учебно-познавательный интерес к способам решения новой частной задачи. |
3 Этап постановки учебной задачи | организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей | - Итак, какое задание вы сейчас выполняли? - На все ли вопросы вы смогли ответить? - Где вы затруднились? Почему? - Попробуйте определить тему нашего урока. -Чему мы будем учиться? | Проверяли знания об имени существительном. Не смогли ответить на последние два вопроса, связанные с родом имён существительных. Не знаем, что такое род имён существительных. -Род имен существительных. - Мы научимся определять род имен существительных | Ф | самооценка | Р: различать способ и результат действия; осуществлять контроль по результату К: адекватно использовать речевые средства для решения орфографической задачи | способность к самооценке. | |||
4 Этап построения проекта выхода из затруднения | выбор способа и средств их реализации | метод проблемного изложения материала | - Давайте составим план нашего сегодняшнего урока, закончите предложение: 1) Мы узнаем……. 2) Мы научимся……… 3) Будем…………. | Узнаем, что такое род имен существительных. Научимся определять род имен существительных. Будем применять полученные знания, при выполнении заданий. | Ф | Слайд 3 | Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Развитие познавательных интересов. | ||
5 Этап реализации построенного проекта | построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще | Частично -поисковой | -Предлагаю вам послушать сказку: В замке жили слова - существительные. Они были сначала все очень похожими. Да такими похожими, что даже королева их путала. Однажды королева издала указ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет вознагражден». Жили в другом королевстве умные муж и жена. Прибыли они в королевство и принялись за работу. Решили они слова поделить между собой. Прошел месяц. Пришли муж и жена к королеве и говорят: - Вот ключ к моим словам, и говорит: «ОН, МОЙ». - А вот ключ к моим словам, и говорит: « ОНА, МОЯ». Королева наградил мужа и жену за работу, сказала: « Спасибо». С тех пор она не путает род и говорит: Женский род запомню я И скажу: « Она-моя». И запомню род мужской И опять скажу: « Он-мой». Средний род: « Оно-моё». Это правило – моё! - Теперь и вы, ребята, знаете эту история и это правило. -Давайте обратимся к учебнику и узнаем, какое правило он нам предлагает. (Стр.25). Выполним упражнение 39 на стр. 25. Распределите слова в 3 столбика. Физкультминутка: -Ребята, немного отдохнём. Если я называю имена существительные женского рода – вы должны присесть. Если называю имена существительные мужского рода –наклониться. Среднего рода – попрыгать. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка | .Слушают сказку. -Делают вывод. -Дети работают у доски, выполняют упражнение в тетради. - Дети выполняют двигательные упражнения. | Ф И | Слайд 4 Слайд 5 | Оценка учителя | Знание о постоянных признаках имени существительного; умение определять род имен существительных в единственном числе. | П: Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) К: Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослымиР: Оценивать(равнивать) результаты своей деятельности. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. |
6 Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | объяснительно-иллюстративный Частично -поисковой | Работа в парах с карточками. -Распределите слова в 3 столбика по родам. Дядя, стол, девочка, зло, радость, мир, земля, юноша, дружба, веселье, снежки, солнце, дерево. - Какое слово вызвало у вас затруднение? - Как вы думаете, как узнать род имени существительного, если оно стоит во множественном числе. - Нужно поставить это существительное в форму единственного числа. | Дети работают в парах, распределяя слова по столбикам. - Снежки. -Ответы детей. | П | Слайд 6 | самооценка | Определять грамматический признак имени существительного | Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно оценивать правильность выполнения П: устанавливать причинно-следственные связи. К: умение формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание; контролировать действия партнера; договариваться и приходить к общему решению. | Развитие познавательных интересов. |
7 Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях | репродуктивный | -Ребята выделите окончания в этих словах. -Какие окончания имеют имена существительные в женском роде, мужском роде и в среднем роде? -Что общего в составе слов – имен существительных мужского, женского и среднего рода. -Можно ли определить только по окончаниям род имен существительных? | Работают в парах. - мужской род – нулевое окончание, «а» и «я». -женский род - нулевое окончание, «а» и «я». -Средний род – окончание «о», «е». -У существительных мужского и женского рода одинаковые окончания. - Нельзя. | П Ф | Слайд 7 | Взаимопроверка | Определять грамматический признак имени существительного | Р: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно оценивать правильность выполнения действия; выполнять учебные действия в умственной форме П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. | Развитие познавательных интересов |
8 Этап включения в систему знаний и повторения | повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний | репродуктивный | -Сейчас предлагаю поработать в группах. Разделимся на 3 группы. - Замените имена существительные местоимением, определите род имени существительного. Кофе, сердце, масло, метель, шоссе, плащ, радуга, лужайка. -Удалось ли сделать, то, что намечали? - Какой у нас был план урока? - Выполнили мы план? | - он, оно, оно, она, оно, он, она, она Узнать, что такое род имен существительных. Научиться определять род имен существительных. Применять полученные знания, при выполнении заданий. Да | Г Ф | Слайд 8 | Взаимопроверка | Определять грамматический признак имени существительного | Р: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценка степени знаний; взаимоконтроль К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, учет разных мнений. П: сравнение, анализ, классификация. | Самоопределение |
9 Этап рефлексии УД на уроке | самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | – Закончите предложения: • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… | -Урок помог мне узнать, что имена существительные бывают женского, мужского и среднего рода. Для меня пока было сложно определять род имен существительных во множественном числе. Мне понравилось распределять слова по родам. | Ф | Слайд 9 | самооценка | Р: осуществлять итоговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя. | способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Обобщение о имени существительном. Путешествие в Частиреченск."
Обобщение знаний учащихся об имени существительном, его грамматических признаках (роде, числе); развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирование орфографической зоркости...
Урок русского языка " Обобщение об именах существительных"
Обобщение и систематизация знаний об имени существительном;Развитие умений распознавать имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые; мужс...
Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 4 класс
Автор: Стрекаловская Л.А. ГБОУ СОШ № 80 Санкт-Петербург Представлен урок русского языка "Обобщение об имени существительном" в 4 классе и авторская презентация к уроку...
Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 4 класс
Автор: Стрекаловская Л.А. ГБОУ "Школа здоровья и индивидуального развития" Санкт-Петербург Представлен урок русского языка "Обобщение об имени существительном" в 4 классе и авторская презентация ...
урок русского языка. 3 склонения имен существительных.
Материал предназначен для учащихся 3 класса, позволяет хорошо усвоить новый материал по теме: «Склонение имен существительных.».Цели урока:-установить отличительные признаки имён сущ...
Урок русского языка.Тема "Род имен существительных"- открытие новых знаний
Познакомить с приемами определения рода имен существительных....
Методическая разработка урока русского языка "Способы образования имен существительных" 3-й класс
Система учебников "Начальная школа ХХI века"Раздел « Как устроен наш язык»Тема «Суффикс как часть слова»Формирование универсальных учебных действий:Личностные УУД Формирование положительной...