Урок русского языка " Обобщение об именах существительных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Обобщение и систематизация знаний об имени существительном;
Развитие умений распознавать имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые; мужского, женского и среднего рода; единственного и множественного числа.
Развитие орфографической зоркости и интереса к предмету;
Обогащение словаря учащихся, формирование навыков связной речи.
Формирование навыков контроля и оценки своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_russkogo_yaz._Obobshchenie_ob_imenah_sushchestvitelnyh.zip | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщение об именах существительных.
Цели урока:
Обобщение и систематизация знаний об имени существительном;
Развитие умений распознавать имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые; мужского, женского и среднего рода; единственного и множественного числа.
Развитие орфографической зоркости и интереса к предмету;
Обогащение словаря учащихся, формирование навыков связной речи.
Формирование навыков контроля и оценки своей деятельности.
Ход урока
Презентация (Слайд 1)
I. Организационный момент.
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Встаньте ровно, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь!
Мне очень хочется, чтобы на уроке присутствовало хорошее настроение.
II. Минутка чистописания:
а) Букву, которую мы сегодня будем писать, вы определите, расшифровав данную запись.
2 4 ?
(2 буква – б, 4 буква – г, следующая должна быть шестая буква – это буква – е)
Верно, сейчас напишем букву е и соединения с названными буквами.
е еее е бе ге еге
б) Орфографическая минутка:
Прочитайте строку из стихотворения С. Есенина.
Белый снег пушистый в воздухе кружится.
Назовите все изученные орфограммы.
Спишите, подчеркните грамматическую основу предложения.
Какими частями речи являются подлежащее и сказуемое?
III. Словарная работа: (Слайд 2)
На какие две группы можно разделить эти слова:
Завтр_к, ин_й, к_нгуру, т_ релка. с_л_вей, ш_фёр, н_с_ком_е, пш_ница.
В тетради запишите словарные слова в 2 столбика, поставьте ударение и подчеркните только одну орфограмму - непроверяемую безударную гласную в корне слова.
Одушевлённые имена Неодушевлённые имена
существительные существительные
кенгуру завтрак
соловей иней
шофёр тарелка
насекомое пшеница
Взаимопроверка.
- Записали? Поменяйтесь тетрадями и проверьте в парах. (Слайд 3)
IV. Введение в тему урока:
а) - Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости. (Слайд 4)
(Дедушка Имя Существительное)
У него есть волшебная палочка, с помощью которой он превращается в разные предметы.
- Посмотрите, во что он превращается сегодня.
- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие эти предметы? Назовите их.
- Правильно (кто? что?).
б) - Ребята, давайте вместе прочитаем вопрос, который вам задает дедушка:
"О какой части речи мы сегодня будем говорить?" (Слайд 5)
(Об имени существительном)
- Правильно. Тема нашего урока:
"Что мы знаем об именах существительных ?" (Слайд 6)
- Сегодня мы с вами вспомним всё, что узнали об именах существительных за 3 года для того, чтобы правильно использовать имена существительные в нашей речи.
V. Упражнения по закреплению материала:
В словарной работе мы с вами уже повторили один признак имени существительного. Какой? (одушевлённость и неодушевлённость)
Скажите это признак постоянный или непостоянный?
а) А теперь наш домовой Афанасий со своим дедушкой принесли для вас задание:
"Найди лишнее слово" (Слайд 7)
- В каждой группе слов найдите лишнее слово, выпишите, определите и запишите род каждого имени существительного. (1 вариант – 1,2.3, 2вариант – 4, 5, 6, строку)
- Чулки, носки, яблоки, сад.
- Чистота, сапоги, груши, рельсы.
- Медали, село, камни, острова.
- Школьники, скрипки, утро, столы.
- Папа, волны, ключи, перья.
- Ромашки, ягоды, встреча, огни.
- Проверьте, пожалуйста. (Слайд 8)
1 вариант - Сад (м. р.), чистота (ж. р.), село (ср. р.),
2 вариант - Утро (ср. р.), папа (м. р.), встреча (ж. р. ).
-Мы повторили еще один признак имени существительного - род.
Итак, мы доказали, что имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Изменяются ли имена существительные по родам или имеют постоянный род? (постоянный)
- Скажите, а если бы я попросила вас определить род всех остальных имен существительных из этого задания, что бы вы сделали сначала? (Поставили бы их в единственное число)
- Зачем? (Во множественном числе мы не можем определить род имени существительного)
А число имён существительных это постоянный признак или непостоянный?
(непостоянный, им. сущ. изменяются по числам)
Физминутка.
Я буду называть слова. Вы, если услышите слово, обозначающее одушевлённый предмет – начинайте двигаться, если это неодушевлённый предмет – стойте ровно.
А, если это совсем не имя существительное – присаживайтесь на корточки.
День, дорога, самолёт,
Мама, парта и пилот,
Птица, заяц, весело,
Солнце, дети и село.
- Спасибо. Садитесь.
б) А теперь дедушка Имя Существительное предлагает вам поиграть в игру
"Волшебные превращения" (Слайд 9)
- Мы будем превращать взрослых животных в маленьких Слон - слонёнок
кукушка - кукушонок
лось - лосёнок
лиса - лисёнок
ёж - ежонок
волк - волчонок
медведь - медвежонок
- Какие суффиксы нам помогали? (-онок, -ёнок)
- Какое явление вы увидели в 2-х последних парах слов? (Чередование согласных на конце корня)
- С помощью этой игры мы вспомнили, что в русском языке существует очень много суффиксов для образования имен существительных.
- Вам понравилась игра? Назовите, какие ещё вы знаете суффиксы.
в) Работа по учебнику. Самостоятельная работа.
Стр.43, упр. 275 по заданию (каждый ряд по одному слову)
- И снова к нам в гости домовой Афанасий.
в) Он предлагает вам прочитать стихотворение В. Викторова о том, как берёзка встречает весну. (Слайд 10)
Она весну встречает - серёжки надевает.
Накинута на спинку зелёная косынка
И платьице в полоску.
Ты узнаёшь берёзку?
Найдите в этом стихотворении все имена существительные (весну, серёжки, на спинку, косынка, платьице, в полоску, берёзку).
Сделайте морфологический разбор ( разбор как части речи).
1вариант – на спинку, 2 вариант – в полоску.
- У доски разбор выполнят два ученика (весну, берёзку)
Они сделают разбор, а мы проверим вместе с вами.
- Ребята, домовой Афанасий тоже выбрал два слова для разбора. Давайте проверим его работу. (Слайд 11) Со всем ли вы согласны?
- Хорошо. Спасибо.
VII. Итог урока.
- Сегодня мы хорошо поработали. Давайте назовём ключевые слова этого урока. (Слайд 12)
Имя существительное
Часть речи
Одушевлённое и неодушевлённое
Что? Кто?
Мужской род, женский род, средний род
Единственное число и множественное число.
- Молодцы. Ребята, я открою вам тайну. Это ещё не все признаки имени существительного. В следующем учебном году мы познакомимся ещё с другими признаками этой части речи и узнаем о ней ещё много нового. Спасибо вам за работу. Дедушка Имя Существительное прощается с вами до следующих встреч.
VIII. Домашнее задание.
Стр.50, упр. 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Обобщение о имени существительном. Путешествие в Частиреченск."
Обобщение знаний учащихся об имени существительном, его грамматических признаках (роде, числе); развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирование орфографической зоркости...
Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 4 класс
Автор: Стрекаловская Л.А. ГБОУ СОШ № 80 Санкт-Петербург Представлен урок русского языка "Обобщение об имени существительном" в 4 классе и авторская презентация к уроку...
Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 4 класс
Автор: Стрекаловская Л.А. ГБОУ "Школа здоровья и индивидуального развития" Санкт-Петербург Представлен урок русского языка "Обобщение об имени существительном" в 4 классе и авторская презентация ...
урок русского языка. 3 склонения имен существительных.
Материал предназначен для учащихся 3 класса, позволяет хорошо усвоить новый материал по теме: «Склонение имен существительных.».Цели урока:-установить отличительные признаки имён сущ...
Урок русского языка.Тема "Род имен существительных"- открытие новых знаний
Познакомить с приемами определения рода имен существительных....
Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 2 класс
Цели: создание условий для обобщения знаний обучающихся об имени существительном как части речи; развитие умений распознавать в речи имена существительные, классифицировать одушевленные и ...
Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»
Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...