Технологическая карта урока Русского языка: " Глагол как часть речи" (4 класс, УМК: "Перспектива")
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Цель урока: формирования понятия у обучающихся  о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи

Задачи урока:
 Дидактические:

1. Познакомить с глаголом, как частью речи;
2. Учить находить глаголы в тексте, ставить вопросы;

 Развивающие:
1.Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя;
2.Развивать логическое мышление в процессе определения признаков глагола

 Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к учебнику ;
2 .Воспитывать умение общаться в условиях парной и групповой работы;
3.Воспитывать интерес к русскому языку через познавательные задания

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Глагол как часть речи34.1 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 11.04.22

Школа: «МАОУ СОШ №104»

Класс: 4 «М»

Урок:  2
Время: 8:55-9:35   Кабинет:  211

Студент: Полякова Анастасия Андреевна

Группа: 23

Учитель: Балдина Вера Александровна
Руководитель практики: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока: «Глагол как часть речи»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирования понятия у обучающихся  о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи

Задачи урока:
Дидактические:
1. Познакомить с глаголом, как частью речи;
2. Учить находить глаголы в тексте, ставить вопросы;

 Развивающие:
1.Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя;
2.Развивать логическое мышление в процессе определения признаков глагола

Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к учебнику ;
2 .Воспитывать умение общаться в условиях парной и групповой работы;
3.Воспитывать интерес к русскому языку через познавательные задания

Оборудование : Учебник «Русский язык» Петерсон Л.Г 4 класс,  (УМК «Перспектива»)

,учебная презентация, раздаточный материал.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: монолог учителя

Психинастрой

1.Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

-Здравствуйте, ребята!
- Сейчас на слайде будет представлена загадка, которую вы должны будете отгадать, по итогу должно получиться слово, соответствующее теме урока.

-Отлично. Открываем тетради, отступаем две строчки вниз и записываем сегодняшнее число.
- При записи сегодняшней даты, что вы заметили?
- Абсолютно верно. А теперь задание: Найди букву и сложи слово: «голагл» какие буквы ав заметили? Какое слово получается в итоге?

- Верно. Мы с вами продолжаем изучать тему: Глагол.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, психологически настраиваются на работу на уроке

- слушают и проверяют готовность к уроку
- читают, отгадывают слово

Одиннадцать  - словарное слово.
Удвоенная согласная «н»

Перечисляют буквы.
Получилось слово: «глагол»



Предметные:

Метапредметные:

Л: мотивация учебной деятельности

Р:самоопределение к деятельности

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

На какие вопросы отвечают вопросы прошедшего времени?

У какого глагола нельзя определить лицо и почему? (представлены глаголы на слайде)

Что значит проспрягать глагол?

На какую форму глагола указывает суффикс «л»

Отлично, повторили. Кто заметил в каком по какому глаголу больше всего было вопросов?
О каком глаголе сегодня пойдет речь?

Открываем «словарь». А сейчас вам нужно из данных слов выписать только глаголы, определить время, и спряжение.
Просит уч-ся повторить задание.

Закончили работу.

Проводит проверку выполненного задания.


Поднимите руки те, кто нашел все глаголы. Есть такие? Кто ошибся?

Опустите. Но а теперь давайте посмотрим на экран. Скажите, по какому признаку объединены все глаголы?

Предлагает выписать глагольные суффиксы стоящие перед «ть».
Выпишите, пожалуйста, это будет «минутка чистописания»






2. Организует речевую разминку,

Научитесь читать текст скороговоркой:

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

Почитаем по строчке по очереди.

                           

3.  Проводит параллель с ранее изученным материалом и выдвигает проблему.

  • -Каким литературным жанром мы воспользовались? (Стихотворением).Какие литературные жанры вы знаете?
    ( заклички, сказки, рассказы, песни)

- Значит, о чем мы сегодня будем говорить?

Что сделал? Что делал?

Называют глагол. Поясняют, что в прошедшем времени единственном числе нельзя определить лицо.

Проспрягать по числам и по лицам.

Суффикс «л» указывает на глагол прошедшего времени.

О глаголе прошедшего времени

Нужно записать глаголы, проспрягать и определить время

Беседовал – гл прошедшего времени. Что делал? Неопределенная форма.
Суффикс «л»
Считал – Что делал? Прошедшее время.
Поднимают руки те, кто нашел все глаголы.
Кто ошибся;

Предлагают свои варианты.

Они объединены по одинаковым суффиксам.

Выписывают и перечисляют суффиксы: а, и, е, я, ова.

Предметные: повторить уже пройденный материал.

Метапредметные:

Л:Развитие  навыков  сотрудничества  со сверстниками

К:Умение задавать вопросы

П: поиск и выделение информации Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: работа со слайдом

1. Побуждает обучающихся к формулированию темы и целей урока.
- Что мы уже повторили?

А теперь будет задание, где есть что-то новое. Давайте прочитаем два слова.
Покле.л  сл.ш.т
Посовещайтесь в парах, какую букву нужно вставить в этих словах?

Почему у нас получилось много вариантов? Что здесь нового? Что мы еще не знаем?
И так какая будет тема нашего урока? Кто догадался?
Абсолютно верно. Какую цель поставим?
Так же будем учиться писать нужную букву

2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке.

- Для достижения поставленных целей нам нужно ознакомиться с планом.
1. Изучить таблицу глаголов, проанализировать
2. Сделать вывод
3. Вывести эталон
Просит ознакомиться с таблицей

- Глаголы прошедшего времени и их суффиксы

Букву «и», буква «е»
(дают много вариантов написания)

Не знаем, как определить суффикс в прош.времени

Глагольные суффиксы прошедшего времени

Узнать, какие суффиксы у глагола в прошедшем времени.

Читают план урока



Читают колонки в таблице глаголов.

Предметные: уметь формулировать тему и цель урока

Метапредметные:

Л: сформированность мотивации к учению и познанию

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

    Наглядный: демонстрация.

Словесный: беседа, учебный диалог.

Фронтальная форма.

Возвращается к проблемной ситуации, объясняет новое задание.
- Что нам нужно сделать, чтобы узнать глагольный суффикс?

- Верно. А что насчет второго слова?



Поставить глагол в неопределенную форму.

Выходит к доске обуч-ся записывает правильный вариант слова «Поклеить»

Объясняют написание слова «слышат»: суффикс а, неопр форма, гл прошедшего времени.

Предметные: уметь самостоятельно добывать новые знания.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К:Готовность   слушать собеседника   и   вести   диалог

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебник,

Презентация, раздаточный материал

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению

Словесный метод: беседа

1. Организует повторное обсуждение темы урока, дает новое задание.
- Молодцы, посмотрите на экран и скажите, какое задание нужно выполнить?

- Верно, задание нужно будет выполнить по образцу, кто может его прочитать?

- Записываем с красной строки, кто-то будет работать у доски.

Вызывает обуч-ся к доске

Организует проверку.

Поставить глаголы в прошедшее время в ед число.

Слышит – слышал.

Записывают, повторяют, что нужно сделать: поставить глагол в прошедшую форму

Сеять- сеял, лаять-лаял, строить – строил, прыгать – прыгал.

Предметные: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока.

Метапредметные:

речевого высказывания в устной и письменной речи

К: учитывать разные мнения

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебник, презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный метод: беседа

Практический метод: самостоятельная работа

Взаимооценивание

Организует самостоятельную работу учащихся.

-Сейчас я раздам вам карточки с заданиями. Вы внимательно их читаете и выполняете задание каждый сам, индивидуально.
Организует взаимопроверку в парах



Организует динамическую паузу

Выполняют задание



Меняются листочками и проверяют друг у друга с эталона на слайде


Выполняют упражнения

Предметные: уметь самостоятельно работать над заданиями.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию, 

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебник, презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный метод: беседа

- Всем спасибо. А сейчас, с новой строки попробуем записать предложения под диктовку. Слушаем:
1. Лошадь почуяла опасность.
Давайте выделим грамматическую основу.

- Какой суффикс написали в слове «почуяла?»
- И последнее предложение, послушайте и запишите: Собака залаяла и  набросилась на зверя. Найдите грамматическую основу.

- Найдите и назовите слова, связанные с нашей темой.

- Какую букву вы поставили в слове «залаяла» перед суффиксом «л»?
- Совершенно верно.
Организует проверку: Кто без ошибок на слух написал эти три слова в предложении правильно?
Какие ошибки вы допустили?

- Надеюсь, вы больше разберетесь в теме и не будете допускать ошибок. Все молодцы.



Лошадь (подлежащее)
Почуяла (сказуемое)

Суффикс «я»

Собака (подлежащее)
Почуяла (сказуемое)
Набросилась (сказуемое)

Почуяла, залаяла, набросилась


Букву «я»

Поднимают руки


1 обуч-ся: Написал букву «е» перед суффиксом «л»

 

Предметные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока.

Метапредметные:

Р:выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебник, презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный метод: беседа, монолог учителя

1.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.. Организует   подведение итогов урока обучающимися. 


- Какую цель мы ставили?


- Поднимите руки те, кто узнал, в каких глаголах пишет суффикс «л»?


-Отлично, а сейчас на полях нарисуйте линейку. Оцените себя на каком месте в линейке успеха вы находитесь.

Кто себя поставил на верхнюю ступеньку?
На среднюю?
Есть те, кто находится в самом низу?

- Давайте поработаем с фразеологизмами и оценим себя. Кто сегодня
«Хлопал ушами?»
«Шевелил мозгаи?»
«Работа тяп-ляп»

Научиться определять глаголы прошедшего времени



Поднимают руки

Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке.

Метапредметные:

Л: формирование адекватной позитивнй самооценки

Р: восприятие оценки учителя

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по русскому языку "Глагол как часть речи" (УМК "Школа России 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятии «глагол» как часть речиЗадачи урокаДидактические:1) формировать умение распознавать глаголы;2) форм...

Технологическая карта урока русского языка «Глагол как часть речи», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представления о глаголе как о части речи, о роли глаголов в речи, формирование умения отличать глагол от других частей речи.Задачи урокаДидактические:Позн...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Части речи" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для закрепления знаний учащихся о частях речи.Задачи урокаДидактические:Закрепить умение определять части речи;Формировать умение списывать и пров...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи" (2 класс) УМК "Школа России"

Цель урока: формирование понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.Задачи урока:Дидактические:Познакомить с глаголом как частью речи;Учить находить глаголы ...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...

Технологическая карта урока русского языка "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи". УМК "Школа России", 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представление о предлоге как части речи, умения писать предлоги с именами существительными существительных женского рода ...

Технологическая карта урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России", 2 кл.)

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: развитие умения обосновывать правильное написание местоимений в предложенииЗадачи урокаДидактические:Устранить пробелы в знаниях.Выработать знания и умения.Развив...