Русский язык 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Емвы
Технологическая карта урока
русского языка во 2 классе
по программе УМК «Школа России».
Тема урока: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными».
Составила
Чернецкая Татьяна Васильевна,
учитель начальных классов.
2022 год
№ п/п | Параметр | Описание |
Учебный предмет, класс | В.П. Канакина. Учебник «Русский язык», 2 класс. УМК «Школа России» | |
Тема занятия/урока Тип урока | «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными». Урок «закрепления» нового знания. | |
Цель и задачи урока | Цель урока: Совершенствовать умение писать слова с парными глухими и звонкими согласными. Закрепить правило написания слов с парными звонкими глухими согласными. Закрепить использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности. Личностные УУД:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД:
| |
Ожидаемый учебный результат | Предметные: Уточнить представление о парных звонких и глухих согласных, развивать умение различать согласные — парные по глухости — звонкости. Личностные:
● уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные:
Познавательные:
| |
Термины и понятия | Парные согласные по глухости-звонкости. | |
Оборудование и материалы | #1059;чебник «Русский язык. 2 класс», 2 часть, авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий 2. карточки со словарными словами 3. Распечатки текста для каждого ученика, карточки. 4. Презентация 5. Компьютер, проектор. | |
Методы и формы обучения | Парная, индивидуальная, фронтальная. Самопроверка, самооценка, взаимопроверка, взаимооценка. Устный и письменный опрос. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
#1052;отивация Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Положительный эмоциональный настрой учеников. | Зачитываю стихотворение. На уроке будь старательным Будь спокойным и внимательным. Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говорите четко, внятно, Чтобы было все понятно. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. - Я вижу, что все готовы к уроку . Открываем тетради и записываем число и классная работа. - Будем работать по следующему плану: 1 Минутка чистописания #1057;ловарная работа #1054;пределение цели и темы урока. 4. Закрепление пройденного материала. #1048;тог урока. | Обучающиеся слушают Записывают число, Классная работа. | Регулятивные УУД: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные УУД: - выражать положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные УУД: - формирование умения слушать и слышать. |
2. Минутка чистописания. Цель: развивать навык письма. Самопроверка (сличение с образцом) | Организация самостоятельной работы. -Напишите буквы. Подчеркните те, которые больше похожи на образец. | Запись в тетради, на доске: г/к, б/п, в/ф, д/т, ж/ш, з/с | Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия. Личностные УУД: умение анализировать свои действия и управлять ими. |
3. Словарная работа | Проведём игру «Догадайся». В коробке находятся карточки со словарными словами. Работаем с этими словами. На слайде презентации – картинки с изображением этих слов и сами слова. | Два ученика выходят к доске. Один из коробки со словами достаёт карточку со словом, не называет, а поясняет значение этого слова. Второй ученик записывает это слово на доске. Учащиеся записывают эти слова в тетради. Сравнивают свои записи с записью на доске. Обсуждают, оценивают. (медведь, сапог, тетрадь, мороз, город, карандаш) Взаимопроверка, взаимооценка. | Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия. Личностные УУД: умение анализировать свои действия и управлять ими. |
4.Актуализация знаний Цель: подведение детей к формулированию темы и постановки целей урока. | - Вернёмся к буквам, которые написали в тетради в минутке чистописания. Что это за буквы? Обратите внимание на написание словарных слов, на конце что за буквы написаны? Чтение стихотворения. Парные согласные Бывают очень опасные Звук нечётко слышится Какая буква пишется. Но поставим рядом гласный И согласный неопасный. -Какая тема урока, какую цель поставим перед собой? | Осмысливают информацию. Это парные звонкие и глухие согласные. Учащиеся определяют тему цель урока,
Сегодня будем говорить и писать слова с парными согласными, продолжать учиться проверять написание таких слов, закреплять знания написания слов с парными звонкими и глухими согласными. | Регулятивные УУД: выделять и формулировать учебную цель. -развитие способности к самооценке. Познавательные УУД: -анализировать парные по глухости-звонкости согласные звуки с учётом задания; Личностные УУД: развитие познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные УУД: умение ясно и четко излагать свое мнение, - участвовать в диалоге, задавать уточняющие вопросы. |
#1060;изминутка. Цель: снять утомление | Из-за парт мы быстро встали И все дружно зашагали А потом мы улыбнулись Выше-выше потянулись Сели-встали, сели-встали За минутку сил набрались Плечи быстро распрямите Поднимите, опустите Вправо-влево повернитесь Улыбнитесь И за парты вновь садитесь. | Выполняют движения, которые отражены в тексте физминутки. | Личностные УУД: формирование навыков здорового образа жизни через включение в досуговую деятельность. |
6. Применение знаний (упражнений): -в знакомой ситуации (типовые) - в измененной ситуации (конструктивные) - в новой ситуации (проблемные). Цель: вырабатывать алгоритм по написанию слов с парными согласными. | 1. На слайде написаны следующие слова: зу., су., морко.ка, гру., сне.ки, наро.. Какие буквы должны быть написаны? Как проверить парные согласные? - Организует закрепление. Выполнение заданий. #1056;абота с текстом. Прочитаем вслух текст. Какие слова вам не понятны? Как можно озаглавить текст? Работа в парах. Каждой паре учащихся дан текст, в которых некоторые слова с ошибками. Вспоминаем алгоритм исследования (нахождения парных звонких, глухих согласных) #1055;рочитаем слова. 2. Находим слова с парными звонкими, глухими согласными в конце слова. 3. Вспоминаем правило проверки написания слова с парными звонкими, глухими согласными. 4. Подбираем проверочное слово. 5. Записываем нужную букву. Жил-был крот. Он прорыл хот в огорот. Крот нашёл клат. Это были моркофь и лук. Высунул крот ноз и понюхал корнеплоды. Взял один и пополс обратно. Какой корнеплот выбрал крот? - Исправьте букву, подготовьтесь объяснить свой выбор. | Объясняют написание букв. Объясняют способы различения звонких и глухих согласных. Учащиеся хором говорят правило проверки слов с парными согласными. (Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным, надо: изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного звука стоял звонкий согласный звук н, или гласный звук.) Учащиеся читают текст, называют непонятные слова, озаглавливают. Учащиеся работают в парах, исправляют ошибки в словах. Объясняют какие буквы исправили в словах. | Познавательные УУД Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Регулятивные УУД Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. |
#1057;амостоятельная работа. Выдаю карточку:
- Серёжа из букв составлял слова. Вдруг буквы рассыпались. Стал он собирать их, а какую букву надо поставить забыл. Мальчику надо помочь. Дож.ь д т Рука.. в ф Прору. ь б п Флажо. г к Парово. з с Шала.. ж ш
- Синоним к слову мороз. - Животное с длинной шеей - Транспорт, который едет по рельсам. - У кошки острые … - Самая большая ягода - Высокая трава на болоте Выполняем.
| Выбирают из двух заданий одно и выполняют самостоятельно в тетрадях. Самопроверка. После выполнения берут карточку - самопроверку и проверяют выполнения своих заданий. Оценивают каждое задание.
Холод Жираф Поезд Зубки Арбуз камыш | Предметные УУД: формировать навыки правописания слов с парными согласными буквами Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем . | |
7. Контроль знаний. Планируемые результаты: научатся определять место орфограммы «Парные звонкие и глухие согласные»; подбирать примеры к данной орфограмме. | Тест (на карточке). 1.Как проверить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце или перед согласным в слове? А) надо слово изменить или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного звука стоял согласный звук н или гласный звук Б) ничего не надо делать В) надо найти слово с согласным звуком 2. В какой строке все слова написаны верно? А) Скаска, малыш, крот. Б) Рыбка, город, автобус. В) шарф, нарят, морковь. 3. Сколько слов с парными согласными в пословицах? Кто любит труд, того люди чтут. Снег на полях - хлеб в закромах. Сильный мороз стоять не велит. А) 6 б) 4 в) 3 | Выбирают правильные ответы и записывают буквы. Самопроверка. | Регулятивные УУД: оценивать результаты своей деятельности. Предметные УУД: Запомнить, как проверять слова с парными звонкими, глухими согласными Уметь работать по алгоритму. |
#1048;тог урока. Словесные приемы самооценки. | -Какие задачи поставили перед собой в начале урока? -Как вы думаете, достигли их. -На доске правило записано, надо вставить пропущенные слова: Чтобы поверить парные звонкие, глухие согласные надо………. | Самооценка. Высказывают свое мнение о результативности работы на уроке, Дают оценку работе класса в целом, эмоциональную оценку урока. Анализируют итоги работы на уроке, высказывают своё мнение. | Личностные УУД: Самооценка личного вклада в общий результат деятельности. Регулятивные УУД: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; |
9. Домашнее задание. Цель: обеспечение понимания обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Стр. 22 правила повторить. упр.47 стр.28. | Записывают в дневник. | Познавательные УУД: преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. |
10. Рефлексия. Цель: формировать способность самооценки, оценивать результат учебной деятельности. | I. Задание на самоанализ. Закончите предложения: 1 Мне важно знать, как правильно пишутся слова с парными согласными в слове, потому что…… 2. Чтобы написать слова без ошибок, нужно …………. II. Задание на самооценку. Закончите предложения: Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) как работала на уроке Выполнял(а) задания ……(сам(а), с помощью одноклассника, учителя). - Оцените себя при помощи оценочной шкалы. | Самоанализ. Обучающиеся выбирают по одному предложению из двух заданий и выполняют. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: умение адекватно воспринимать оценки; осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; осуществлять итоговый контроль. Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. |
Текст :
Жил-был крот. Он прорыл хот в огорот. Крот нашёл клат. Это были моркофь и лук. Высунул крот ноз и понюхал корнеплоды. Взял один и пополс обратно. Какой корнеплот выбрал крот?
Алгоритм исследования:
#1055;рочитаем слова.
2. Находим слова с парными звонкими, глухими согласными в конце слова.
3. Вспоминаем правило проверки написания слова с парными звонкими, глухими согласными.
Подбираем проверочное слово.
5. Записываем нужную букву.
Тест:
1.Как проверить парный согласный в слове?
А) надо слово изменить или подобрать однокоренное слово так, чтобы после неё стояла гласная
Б) ничего не надо делать
В) надо найти слово с согласным звуком
2. В какой строке все слова написаны верно?
А) Скаска, малыш, крот.
Б) Рыбка, город, автобус.
В) шарф, нарят, морковь.
3. Сколько слов с парными согласными в пословицах?
Кто любит труд, того люди чтут.
Снег на полях - хлеб в закромах.
Сильный мороз стоять не велит.
А) 6 б) 4 в) 3
Задания на карточках для самостоятельной работы: ( самопроверка по эталону)
Поставь на своё место».
- Серёжа из букв составлял слова. Вдруг буквы рассыпались. Стал он собирать их, а какую букву надо поставить забыл. Мальчику надо помочь.
Дож.ь д т
Рука.. в ф
Прору. ь б п
Флажо. г к
Парово. з с
Шала.. ж ш
Замени одним или другим словом (добавь слово):
- Синоним к слову мороз.
- Животное с длинной шеей.
- Транспорт, который едет по рельсам.
- У кошки острые …
- Самая большая ягода
- Высокая трава на болоте
Задания на самоанализ:
Закончите предложения:
1 Мне важно знать, как правильно пишутся слова с парными согласными в слове, потому что……
2. Чтобы написать слова без ошибок, нужно ………….
II. Задание на самооценку.
Закончите предложения:
Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) как работала на уроке
Выполнял(а) задания ……(сам(а), с помощью одноклассника, учителя).
- Оцените себя при помощи оценочной шкалы.
Самоанализ урока по русскому языку:
«Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными», проведённого учителем начальных классов Чернецкой Т.В.
Урок был проведён во 2 классе.
Согласно календарно-тематическому планированию урок по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными» в 3 четверти.
Цель урока: Сформировать умение писать слова с парными глухими и звонкими согласными.
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Были определены задачи педагога по формированию УУД:
Личностные УУД:
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
- умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться ,совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Метапредметные: содействовать развитию умения находить нужную информацию в учебном тексте, работать в группе, высказывать своё мнение, выслушивать других, обогащению впечатлений о фильме; развитию образного мышления; организовывать свою деятельность на уроке и оценивать её, видеть проблему урока, ставить задачи, добиваться их выполнения.
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. А также использовано оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Основные средства наглядности: учебник, карточки с заданиями и тестом.
Методы и формы обучения: парная, индивидуальная, фронтальная.
Приемы по формированию самоконтроля и самооценки: проверка (сличение с образцом), словесные приемы, оценочные шкалы.
Урок построен с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя технологию проблемного диалога, критического мышления, здоровьесберегающую технологию, деятельностный подход в обучении. Обучающиеся были включены в активную деятельность, активно участвовали в обсуждении темы урока.
Мотивация обучающихся происходила через выработку на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности, положительного эмоционального настроя учеников. Стимулом к обсуждению и пониманию темы стал текст письма Незнайки.
Этапы урока связаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Работая с картами самооценки, обучающиеся имели возможности оценивать и контролировать себя на каждом этапе урока.
Структура урока соответствовала требованиям ФГОС:
1. Ориентация на новые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные);
2. Нацеленная деятельность на формирование УУД.
3. Использование современных образовательных технологий - проблемно-диалогической технологии, критического мышления, ИКТ, технология здоровьесбережения.
Планируемые результаты:
Предметные:
Уточнить представление о парных звонких и глухих согласных, развивать умение различать согласные — парные по глухости — звонкости, твердости — мягкости.
Личностные:
- умение анализировать свои действия и управлять ими.
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
● уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные:
- уметь ясно и четко излагать свое мнение, -
- участвовать в диалоге, задавать уточняющие вопросы.
Познавательные:
- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Содержание урока:
Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учащихся второго класса.
Цель урока можно считать достигнутой, план урока выполненным, материал усвоенным; я думаю, что все учащиеся поняли основной материал урока, потому что были активны во всех этапах урока..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...
Дистанционный урок по русскому языку класс
Задание к уроку...
Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.
Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
Цель урока: отрабатывать умение распознавать имена существительные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....