Конспект урока по русскому языку "Приставки и предлоги"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок усвоения новых знаний, разработанный по УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_3_klassa_pristavki_i_predlogi.docx | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО студента | Ковалёва Валерия Андреевна | ||||||||
Школа, класс | 3 класс | ||||||||
Тема урока | Приставки и предлоги. | ||||||||
Место урока в разделе | Правописание частей слова (29 ч.), 21 урок в разделе, первый урок по теме «Приставки и предлоги». | ||||||||
Тип урока | Урок освоения новых знаний. | ||||||||
Цель урока | Формирование умения отличать приставку от предлога. тема | ||||||||
Задачи урока |
| ||||||||
Планируемые результаты изучения темы | |||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
| Познавательные УУД П-1 – развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; П-2 – находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, предложение. Регулятивные УУД Р-1– планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; Р-2 – адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их решения. Коммуникативные УУД К-1 – выражать в речи свои мысли и мнение; К-2 – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности; К -3– воспринимать мнение других людей; | Л-1 – стремление к соблюдению языковых норм при взаимодействии с собеседниками; Л-2 - способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, Л-3 – уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям. | |||||||
Ресурсы | |||||||||
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР | |||||||
Поурочные разработки по курсу «Русский язык» к УМК Школа России 3 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 кл. 1 ч. – М.: Просвещение, 2013г. | Русский язык, 2 класс, Дидактический материал, Упражнения, Комиссарова Л.Ю., 2011. | Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку. http://logoped18.ru/logopedist/razlichenie-pristavok-i-predlogov.php https://www.youtube.com/watch?v=QknQJuBfZF4&feature=emb_logo | |||||||
Межпредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир | ||||||||
Организация пространства | Видеоурок, традиционный способ расстановки парт при классно-урочной системе. | ||||||||
Этапы урока | |||||||||
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |||
1 | Организационный этап. | 1. приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку. | Проверяет готовность к уроку. Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться. Приветствует учащихся. | Методы: Беседа Форма: фронтальная Приемы: работа с необходимыми предметами на уроке. | Приветствуют учителя, готовятся к уроку. | Л-1 П-2 Р-2 | |||
2 | Актуализация знаний. | 1. Развитие устной речи. | Традиционно начнем наш урок с минутки чистописания. Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число, «Классная работа». Помним про правильную посадку. Обратите внимание на слайд. Прочитайте буквы алфавита. Тт … Фф … Цц … Определите, какие буквы пропущены в ряду? Запишите, восстанавливая пропуски. Вспомните, что такое алфавит? | Методы: Беседа Форма: Фронтальная Приемы: работа с учебником | Записывают число, «Классная работа». Садятся ровно. Читают буквы на слайде: Т, Ф, Ц Определяют пропущенные буквы: У, Х, Ч Алфавит – буквы русского языка, расположенные в определенном порядке. | Л-1 Р-2 К-1 П-2 | |||
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. 2-5 минут | 1. Формировать умение высказывать свою точку зрения. 2. Формировать умение действовать в соответствии с поставленной задачей. 3. Выделить цель и задачи урока.. | На слайде изображен весь русский алфавит. Кто сможет правильно назвать все буквы русского алфавита? Сколько в русском языке букв для обозначения звуков нашей речи? Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Появляется тема на слайде | Методы: Беседа Форма: фронтальная Приемы: Работа с необходимыми предметами на уроке | Называют буквы русского алфавита. В русском языке всего 31 буква и 2 знака: твердый (ъ) и мягкий (ь). Знаки не имеют звуков. О звуках и буквах и алфавите. | Л-3 К -3 Р-2 П-1 | |||
4 | Первичное усвоение новых знаний. 2-3 минуты | 1.Формирование представлений о согласных, гласных и алфавите. | Откройте с. 79 учебника. Вспомните, что такое буквы? А что такое звуки? Давайте постараемся вспомнить. По каким признакам можно определить гласные звуки? Сколько в русском языке гласных букв? Сколько в русском языке гласных звуков? Что вы заметили? Запишите, продолжая список гласных звуков и букв. По каким признакам можно определить согласные звуки? | Методы: Беседа Форма: фронтальная Приемы: Работа с учебником | Буквы – это знаки письма. Буквы мы видим, пишем, читаем, называем. Когда мы говорим, то произносим звуки. Звуки мы произносим и слышим. Гласный звук состоит только из голоса. При произношении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград. (э-хо, у-че-ник) Гласный звук образует слог. Буквы: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. 10 букв Гласные звуки: [а], [и], [о], [у], [ы], [э] 6 звуков Гласных букв в алфавите больше, чем гласных звуков. Согласный звук состоит только из голоса и шума или только из шума. При произношении согласного звука воздух во рту встречает преграду (язык, губы, зубы) [б], [з], [т]. Согласный звук образует слог только вместе с гласным (мо-ре, ка-мыш). | Л-2 Р-2 П-1, П-2 | |||
5 | Первичная проверка понимания. 5-7 минут | 1. Развитие устную речь, учить анализу, синтезу; 2. Воспитание чуткости к художественному слову, потребность общения с книгой | Звуковая разминка Произнесите парные по твердости-мягкости согласные звуки. Произнесите только мягкие непарные согласные звуки. Произнесите только твердые непарные согласные звуки. А только ли по твердости-мягкости различают согласные звуки? Произнесите сначала звонкие согласные, затем глухие согласные звуки. Обратите внимание, некоторые буквы соединены между собой. Они являются парами по звонкости и глухости (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш). Но также остались буквы, которые не имеют пары. Запомните их ребята, они не имеют пары по звонкости и глухости (л,м,н,р,й,х,ц,ч,щ). Сколько в русском языке согласных букв и согласных звуков? Какими буквами обозначается на письме твердость согласных звуков? А какие мягкость? Посмотрите на упр. 117 на с.79 Рассмотрите условные звуковые обозначения слов и записи этих слов буквами. [й’олка] ёлка ёлка [м’ач’]мяч мяч [гус’] гусь гусь Объясните, в чем различие в записях одного и того же слова? Произнесите слово «ёлка» 3 раза. Какой звук услышали в первом слоге? Обратите внимание, что буква «Ё» в слове «ёлка» обозначает 2 звука – «й», «о». А в каких еще случаях гласная буква может означать 2 звука? А все ли гласные буквы могут означать два звука? | Методы: Беседа Форма: фронтальная | Произносят: [б], [б’], [в], [в‘], [г], [г‘], [д], [д‘], [л], [л‘], [з], [з‘], [к], [к‘], [м], [м‘], [х], [х‘], [н], [н‘], [п], [п‘], [р], [р‘], [с], [с‘], [т], [т‘], [ф], [ф‘]. [й‘], [ч‘], [щ‘]. [ж], [ц], [ш]. Нет, также по звонкости-глухости. Произносят сначала: [б], [в], [г], [д], [з], [ж], [л], [м], [н], [р], [й]; затем: [п], [ф], [к], [т], [с], [ш], [х], [ц], [ч], [щ]. Согласных букв – 21(б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) Согласных звуков – 36 Твердость – а, о, у, ы, э, ъ Мягкость – е, ё, и, ю, я, ь. В первом случае запись – запись звуков (транскрипция). Во втором – печатная версия слова. В третьем – написана прописными буквами. Различие в написании. В начале слова – Яма, юла После гласной – Маяк, пояс После «Ь» и «Ъ» - Семья, подъезд. Только буквы: е, ё, ю, я. | П-1, П2, Р-1, Р-2, Р-3, К-1, К-2, К-3, Л-1, Л-2, Л-3 | |||
6 | Первичное закрепление. 10 минут | 1. Развитие устную речь, учить анализу, синтезу; 2. Научить пользоваться алгоритмом фонетического разбора. 3. Формировать умение высказывать свою точку зрения | Выполним с вами небольшое упражнение. Прочитайте эти слова. Ёлка, нёс, подводник, ручьи, восемь, волшебник, лисьи, девять. Запишите их. Укажите, какое количество звуков в каждом слове? Молодцы, ребята! Хорошо запомнили правила. Посмотрите на упражнение 118. Произнесите звуки. В какой записи при быстром произнесении звуков получились слова? Что они обозначают? Придумайте и запишите предложение со словом «лампа» и со словом «роса». Проведем звуко-буквенный разбор слов «Лампа». Лампа – ударение падает на первый слог, в слове два слога. Составим транскрипцию – [л а м п а]. Л – [Л] – согл., звонк., непарн., твёрд., парн., А – [А] – глас., удар., М – [М] – согл., звонк., непарн., твёрд., парн., П – [П] – согл., глух., парн., твёрд., парн., А – [А] – глас., безудар.. ____________________ 5 букв, 5 звуков. Попробуйте провести звуко-буквенный разбор самостоятельно со словом «Роса». Слайд «Проверь себя» Обратите внимание! Каждый звук и буква в слове имеют свое место. Если заменить их, то может измениться лексическое значение слова. Дом – ком – сом, дым – дом, кот – крот, шар – шарф. Можно ли сделать из ноги руку? А я считаю, что это возможно. Давайте это проверим. Попробуйте образовать от слова «нога» другие слова так, чтобы в итоге получилось слово «рука». Например, если в слове «день» заменить первую букву на «п», то получится слово «пень». Если в слове «пень», заменить последнюю букву на «а», то получится «пена». Проверка полученных результатов. Показ образцовой цепочки слов. Нога – нота – рота – роза – лоза – луза – муза – мука – рука. | Методы: Беседа Форма: фронтальная Приемы: Работа с учебником | Ёлка [й'олка] – 4 буквы, 5 звуков, нёс [н'ос] – 3 буквы, 3 звука, заяц [зай’иц] – 4 буквы, 5 звуков, восемь[вос'им'] – 6 букв, 5 звуков, волшебник [валшэбн'ик] – 9 букв, 9 звуков, ружье [ружй’о] – 5 букв, 5 звуков, девять [д'эв'ит'] – 6 букв, 5 звуков. Произносят звуки: [а] [л] [п] [м] [а] [р] [а] [а] [с] [л] [а] [м] [п] [а] [р] [а] [с] [а] Во втором случае. Получились слова «лампа» и «роса». Лампа – источник света. Роса – водяные капли на поверхности растений. Записывают два предложения. Роса - [р а с а] – 2 слога Р – [Р] – согл., звонк., непарн., твёрд., парн., О – [А] – глас., безудар., С – [А] – согл., звонк., непарн., твёрд., парн., А – [А] – глас., удар.. _________________ 4 букв, 4 звуков. Высказывают свое мнение. Составляют логическую цепочку из слов. | П-1, П2, Р-1, Р-2, Р-3, К-1, К-2, К-3, Л-1, Л-2, Л-3 | |||
7 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 1-2 минуты | 1. Развитие устную речь, учить анализу, синтезу; | Вашим домашним заданием будет упр. 119, 120 с. 80 *звуко-буквенный разбор слова «грозу». | Методы: Беседа Форма: фронтальная | Записывают домашнее задание, задают вопросы. | Л-3 | |||
8 | Рефлексия (подведение итогов). 2 минуты | 1. Формировать умение высказывать свою точку зрения 2. Воспитание , нравственных качествв личности (доброту, смелость, решительность). | Ребята, мы ответили на все поставленные вопросы на сегодняшнем уроке? О чем сегодня на уроке мы говорили? Что мы делали? Какое задание понравилось и почему? Я знаю алфавит! Могу отличить гласные и согласные звуки и буквы. Могу отличить звонкие и глухие звуки и буквы. Знаю буквы - мягкие командиры. Знаю буквы – твёрдые командиры. Умею выполнять звуко – буквенный разбор слов. Вы молодцы! На этом наш урок подходит к концу, спасибо вам за работу! | Методы: Беседа Форма: фронтальная | Р-1, Р-2, Р-3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку. ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ И ПРИСТАВОК
Цель: 1. Обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога; 2.Развивать орфографическую зоркость, развивать речь; 3 Воспитать аккуратн...
Конспект урока по русскому языку , тема "Предлог"
Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: “Общее понятие о предлоге”....
Конспект урока по русскому языку.Тема: "Предлоги"
Тема: "Предлоги"...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании предлогов; развитие умения употреблять предлоги в речи.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое предлог; какую роль играет пре...
Конспект урока по русскому языку " Правописание предлогов с именами существительными" (2 класс)
Конспект урока по русскому языку " Правописание предлогов с именами существительными" (2 класс)...
Конспект урока по русскому языку " Правописание предлогов с именами существительными." (2 класс)
Конспект урока по русскому языку " Правописание предлогов с именами существительными." (2 класс)...
Конспект урока по русскому языку "Правописание предлогов с именами существительными."
Конспект урока по русскому языку "Правописание предлогов с именами существительными."...