Конспект урока по русскому языку "Приставки и предлоги"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ковалёва Валерия Андреевна

Урок усвоения новых знаний, разработанный по УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_3_klassa_pristavki_i_predlogi.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО студента

Ковалёва Валерия Андреевна

Школа, класс

3 класс

Тема урока

Приставки и предлоги.

Место урока в разделе

Правописание частей слова (29 ч.), 21 урок в разделе, первый урок по теме «Приставки и предлоги».

Тип урока

Урок освоения новых знаний.

Цель урока

Формирование умения отличать приставку от предлога. тема

Задачи урока

  • Обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога;
  • Развивать познавательный интерес, устную и письменную речь;
  • Воспитывать культуру общения, внимание, доброе отношение друг к другу.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • отличать приставку от предлога, работая по алгоритму;
  • правильно писать слова с приставками и предлогами;

 Познавательные УУД

 П-1 – развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; П-2 – находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, предложение.

Регулятивные УУД

 Р-1– планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; Р-2 – адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их решения.

Коммуникативные УУД

 К-1 – выражать в речи свои мысли и мнение; К-2 – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности; К -3– воспринимать мнение других людей;

 Л-1 – стремление к соблюдению языковых норм при взаимодействии с собеседниками; Л-2 - способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, Л-3 – уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Поурочные разработки по курсу «Русский язык» к УМК Школа России 3 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 кл. 1 ч. – М.: Просвещение, 2013г.

Русский язык, 2 класс, Дидактический материал, Упражнения, Комиссарова Л.Ю., 2011.

Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.

http://logoped18.ru/logopedist/razlichenie-pristavok-i-predlogov.php

https://www.youtube.com/watch?v=QknQJuBfZF4&feature=emb_logo

Межпредметные связи

 Литературное чтение, окружающий мир

Организация пространства

Видеоурок, традиционный способ расстановки парт при классно-урочной системе.

Этапы урока

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы,

 приемы

Деятельность учеников

Планируемые результаты

 1

 Организационный этап.

 1. приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку.

Проверяет готовность к уроку.

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

Приветствует учащихся.

 Методы: Беседа

Форма: фронтальная

Приемы: работа с необходимыми предметами на уроке.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку.

  Л-1 П-2 Р-2

 2

 Актуализация знаний.

 1. Развитие устной речи.

Традиционно начнем наш урок с минутки чистописания.

Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число, «Классная работа».

Помним про правильную посадку.
Сижу правильно, пишу красиво!

Обратите внимание на слайд.

Прочитайте буквы алфавита.

Тт … Фф … Цц …

Определите, какие буквы пропущены в ряду?

Запишите, восстанавливая пропуски.

Вспомните, что такое алфавит?

 Методы: Беседа

Форма: Фронтальная

Приемы:  работа с учебником

Записывают число, «Классная работа».

Садятся ровно.

Читают буквы на слайде: Т, Ф, Ц

Определяют пропущенные буквы: У, Х, Ч

Алфавит – буквы русского языка, расположенные в определенном порядке.

Л-1 Р-2 К-1 П-2

 3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. 2-5 минут

 1. Формировать умение высказывать свою точку зрения. 2. Формировать умение действовать в соответствии с поставленной задачей. 3. Выделить цель и задачи урока..

На слайде изображен весь русский алфавит.

Кто сможет правильно назвать все буквы русского алфавита?

Сколько в русском языке букв для обозначения звуков нашей речи?

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

Появляется тема на слайде

 Методы: Беседа

Форма: фронтальная

Приемы: Работа с необходимыми предметами на уроке

Называют буквы русского алфавита.

В русском языке всего 31 буква и 2 знака: твердый (ъ) и мягкий (ь). Знаки не имеют звуков.

О звуках и буквах и алфавите.

Л-3 К -3 Р-2 П-1

 4

 Первичное усвоение новых знаний. 2-3 минуты

 1.Формирование представлений о согласных, гласных и алфавите.

Откройте с. 79 учебника.

Вспомните, что такое буквы?

А что такое звуки?

Давайте постараемся вспомнить.

По каким признакам можно определить гласные звуки?

Сколько в русском языке гласных букв?

Сколько в русском языке гласных звуков?

Что вы заметили?

Запишите, продолжая список гласных звуков и букв.

По каким признакам можно определить согласные звуки?

Методы: Беседа

Форма: фронтальная

Приемы: Работа с учебником

Буквы – это знаки письма. Буквы мы видим, пишем, читаем, называем.

Когда мы говорим, то произносим звуки. Звуки мы произносим и слышим.

Гласный звук состоит только из голоса.

При произношении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград. (э-хо, у-че-ник)

Гласный звук образует слог.

Буквы: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.

10 букв

Гласные звуки: [а], [и], [о], [у], [ы], [э]

6 звуков

Гласных букв в алфавите больше, чем  гласных звуков.

Согласный звук состоит только из голоса и шума или только из шума.

При произношении согласного звука воздух во рту встречает преграду (язык, губы, зубы) [б], [з], [т].

Согласный звук образует слог только вместе с гласным (мо-ре, ка-мыш).

Л-2  Р-2 П-1, П-2

 5

 Первичная проверка понимания.  5-7 минут

 1. Развитие устную речь, учить анализу, синтезу;

2. Воспитание чуткости к художественному слову, потребность общения с книгой

Звуковая разминка

Произнесите парные по твердости-мягкости согласные звуки.

Произнесите только мягкие непарные согласные звуки.

Произнесите только твердые непарные согласные звуки.

А только ли по твердости-мягкости различают согласные звуки?

Произнесите сначала звонкие согласные, затем глухие согласные звуки.

Обратите внимание, некоторые буквы соединены между собой. Они являются парами по звонкости и глухости (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш).

Но также остались буквы, которые не имеют пары. Запомните их ребята, они не имеют пары по звонкости и глухости (л,м,н,р,й,х,ц,ч,щ).

Сколько в русском языке согласных букв и согласных звуков?

Какими буквами обозначается на письме твердость согласных звуков?

А какие мягкость?

Посмотрите на упр. 117 на с.79

Рассмотрите условные звуковые обозначения слов и записи этих слов буквами.

[й’олка] ёлка ёлка

[м’ач’]мяч мяч

[гус’] гусь гусь

Объясните, в чем различие в записях одного и того же слова?

Произнесите слово «ёлка» 3 раза. Какой звук услышали в первом слоге?

Обратите внимание, что буква «Ё» в слове «ёлка» обозначает 2 звука – «й», «о».

А в каких еще случаях гласная буква может означать 2 звука?

А все ли гласные буквы могут означать два звука?

Методы: Беседа

Форма: фронтальная

Произносят: [б], [б’], [в], [в‘], [г], [г‘], [д], [д‘], [л], [л‘], [з], [з‘], [к], [к‘], [м], [м‘], [х], [х‘], [н], [н‘], [п], [п‘], [р], [р‘], [с], [с‘], [т], [т‘], [ф], [ф‘].

[й‘], [ч‘], [щ‘].

[ж], [ц], [ш].

Нет, также по звонкости-глухости.

Произносят сначала: [б], [в], [г], [д], [з], [ж], [л], [м], [н], [р], [й]; затем: [п], [ф], [к], [т], [с], [ш], [х], [ц], [ч], [щ].

Согласных букв – 21(б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ)

Согласных звуков – 36

Твердость – а, о, у, ы, э, ъ

Мягкость – е, ё, и, ю, я, ь.

В первом случае запись – запись звуков (транскрипция).

Во втором – печатная версия слова.

В третьем – написана прописными буквами.

Различие в написании.

В начале слова – Яма, юла

После гласной – Маяк, пояс

После «Ь» и «Ъ» - Семья, подъезд.

Только буквы: е, ё, ю, я.

П-1, П2, Р-1, Р-2, Р-3, К-1, К-2, К-3, Л-1, Л-2, Л-3

 6

 Первичное закрепление. 10 минут

 1. Развитие устную речь, учить анализу, синтезу;

2. Научить пользоваться алгоритмом фонетического разбора.

3. Формировать умение высказывать свою точку зрения

Выполним с вами небольшое упражнение.

Прочитайте эти слова.

Ёлка, нёс, подводник, ручьи, восемь, волшебник, лисьи, девять.

Запишите их. Укажите, какое количество звуков в каждом слове?

Молодцы, ребята! Хорошо запомнили правила.

Посмотрите на упражнение 118.

Произнесите звуки.

В какой записи при быстром произнесении звуков получились слова?

Что они обозначают?

Придумайте и запишите предложение со словом «лампа» и со словом «роса».

Проведем звуко-буквенный разбор слов «Лампа».

Лампа – ударение падает на первый слог, в слове два слога.

Составим транскрипцию – [л а м п а].

Л – [Л] – согл., звонк., непарн., твёрд., парн.,

А – [А] – глас., удар.,

М – [М] – согл., звонк., непарн., твёрд., парн.,

П – [П] – согл., глух., парн., твёрд., парн.,

А – [А] – глас., безудар..

____________________

5 букв, 5 звуков.

Попробуйте провести звуко-буквенный разбор самостоятельно со словом «Роса».

Слайд «Проверь себя»

Обратите внимание!

Каждый звук и буква в слове имеют свое место. Если заменить их, то может измениться лексическое значение слова.

Дом – ком – сом, дым – дом, кот – крот, шар – шарф.

Можно ли сделать из ноги руку?

А я считаю, что это возможно. Давайте это проверим.

Попробуйте образовать от слова «нога» другие слова так, чтобы в итоге получилось слово «рука».

Например, если в слове «день» заменить первую букву на «п», то получится слово «пень». Если в слове «пень», заменить последнюю букву на «а», то получится «пена».

Проверка полученных результатов. Показ образцовой цепочки слов.

Нога – нота – рота – роза – лоза – луза – муза – мука – рука.

Методы: Беседа

Форма: фронтальная

Приемы: Работа с учебником

Ёлка [й'олка] – 4 буквы, 5 звуков, нёс [н'ос] – 3 буквы, 3 звука, заяц [зай’иц] – 4 буквы, 5 звуков, восемь[вос'им'] – 6 букв, 5 звуков, волшебник [валшэбн'ик] – 9 букв, 9 звуков, ружье [ружй’о] – 5 букв, 5 звуков, девять [д'эв'ит'] – 6 букв, 5 звуков.

Произносят звуки:

[а] [л] [п] [м] [а]           [р] [а] [а] [с]

[л] [а] [м] [п] [а]           [р] [а] [с] [а]

Во втором случае. Получились слова «лампа» и «роса».

Лампа – источник света.

Роса – водяные капли на поверхности растений.

Записывают два предложения.

Роса - [р а с а] – 2 слога

Р – [Р] – согл., звонк., непарн., твёрд., парн.,

О – [А] – глас., безудар.,

С – [А] – согл., звонк., непарн., твёрд., парн.,

А – [А] – глас., удар..

_________________

4 букв, 4 звуков.

Высказывают свое мнение.

Составляют логическую цепочку из слов.

П-1, П2, Р-1, Р-2, Р-3, К-1, К-2, К-3, Л-1, Л-2, Л-3

 7

 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 1-2 минуты

 1. Развитие устную речь, учить анализу, синтезу;

 Вашим домашним заданием будет упр. 119, 120 с. 80

*звуко-буквенный разбор слова «грозу».

Методы: Беседа

Форма: фронтальная

 Записывают домашнее задание, задают вопросы.

Л-3

 8

 Рефлексия (подведение итогов). 2 минуты

 1. Формировать умение высказывать свою точку зрения

2. Воспитание , нравственных качествв личности (доброту, смелость, решительность).

Ребята, мы ответили на все поставленные вопросы на сегодняшнем уроке?

О чем сегодня на уроке мы говорили?

Что мы делали?

Какое задание понравилось и почему?

Я  знаю  алфавит!

Могу  отличить  гласные  и  согласные  звуки  и  буквы.

Могу  отличить звонкие  и глухие звуки  и  буквы.

Знаю буквы  - мягкие  командиры.

Знаю  буквы – твёрдые командиры.

Умею  выполнять  звуко – буквенный  разбор  слов.

Вы молодцы!

На этом наш урок подходит к концу, спасибо вам за работу!

Методы: Беседа

Форма: фронтальная

Р-1, Р-2, Р-3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ И ПРИСТАВОК

Цель: 1. Обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога; 2.Развивать орфографическую зоркость, развивать речь; 3 Воспитать аккуратн...

Конспект урока по русскому языку , тема "Предлог"

Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: “Общее понятие о предлоге”....

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании предлогов; развитие умения употреблять предлоги в речи.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое предлог; какую роль играет пре...

Конспект урока по русскому языку " Правописание предлогов с именами существительными" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку " Правописание предлогов с именами существительными" (2 класс)...

Конспект урока по русскому языку " Правописание предлогов с именами существительными." (2 класс)

Конспект урока по русскому языку " Правописание предлогов с именами существительными." (2 класс)...

Конспект урока по русскому языку "Правописание предлогов с именами существительными."

Конспект урока по русскому языку "Правописание предлогов с именами существительными."...