Урок русского языка. Тема: Склонение имен прилагательных в множественном числе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sklonenie_im._pril._vo_mn._chiste.docx | 38.83 КБ |
russkiy_kartochka_na_zakreplenie.docx | 38.7 КБ |
russkiy_kartochka_na_aktualizatsiyu.docx | 59.41 КБ |
spryazhenie_im_pril_vo_mn._ch.pptx | 210.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
УМК: «Школа России»
Тема урока: Склонение имен прилагательных во множественном числе
Класс: 4
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: Формирование навыка склонения имен прилагательных во множественном числе.
Задачи урока:
Обучающие:
- Научить склонять имена прилагательные во множественном числе;
- Узнать специфику склонения имен прилагательных во множественном числе;
- Закрепить навык склонения имен прилагательных в единственном числе.
Развивающие:
- Способствовать развитию орфографической зоркости через работу со словарными словами;
- Способствовать развитию слухового и зрительного восприятия посредством словесного ответа по цепочке и проверки по образцу.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию вежливого поведения учащихся.
Планируемые результаты (для ученика):
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Умение склонять имена прилагательные в единственном числе. Умение склонять имя прилагательное во множественном числе. Умение устно составлять предложение. Умение задавать вопрос от имени существительного к имени прилагательному. | Коммуникативные УУД: Умение работать в парах Умение производить взаимопроверку Умение слушать ответы одноклассников Познавательные УУД: Умение выявлять причину затруднения при выполнении задания Умение производить анализ материала Умение пересказывать правило своими словами Регулятивные УУД: Умение производить самопроверку Умение выполнять задание по образцу | Положительное отношение к познавательной деятельности. Желание приобретать новые знания. Умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. |
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы и приемы обучения: Словесные - беседа, рассказ, объяснение. Наглядные – демонстрация иллюстрации, демонстрация эталона проверки. Практические – самостоятельная работа, работа по образцу. Стихотворение, вопрос с подвохом.
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля:
Самопроверка, взаимопроверка, проверка по эталону/образцу
Оборудование, дидактические средства, раздаточный материал для учеников, электронные образовательные платформы:
Карточки с заданиями по актуализации опорных знаний и закрепления изученной темы.
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | методы обучения; формы организации учебной деятельности (Ф, П, Г, И) формы контроля |
| - Я Виктория Витальевна. Мы с вами уже виделись. -Здравствуйте!- Поклонившись, мы друг другу сказали, Хоть были совсем незнакомы. - Здравствуйте!- Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», Больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца Прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней Сделалась жизнь? - Присаживайтесь - о чем это стихотворение? - А зачем нам нужно говорить вежливые слова? Проверьте, все ли необходимое есть у вас на столах. Учебник, тетрадь, ручка, карандаш. -Сегодня мы с вами постараемся вспомнить то, что изучили, и узнать новое. -Активная работа на уроке поощряется хорошей оценкой в дневнике. | Приветствие учителя - о том, что нужно здороваться друг с другом и говорить вежливые слова. - чтобы радовать друг друга. | Стихотворение про слово «Здравствуйте» |
| Минутка чистописания -Открываем тетрадь, записываем десятое февраля, точка, ниже классная работа. -Выделяем орфограммы. Десятое – ударение на второй слог, букву «я». Безударная гласная «е» в первом слоге, проверим словом «десять». Февраля – ударение на последний слог, непроверяемая «е» в первом слоге и безударная буква «а», проверим словом «февраль». Классная – удвоенная «с». Работа – безударная «а» в корне слова, проверим словом «раб». - Вспомним и запишем под диктовку словарные слова. Начинаем с красной строки. - На экране эталон проверки. Проверьте все ли у вас правильно написано, если есть ошибки, аккуратно исправьте карандашом. - Устно составим предложение со словом автомобиль. -Ребята, а вы знали, что первый автомобиль появился еще в тысяча восемьсот восемьдесят пятом году. Это девятнадцатый век. Сейчас какой век?(Написать на доске 19 век) . Вот как он выглядел. С тех пор прошло138 лет.(слайд). - Еще раз посмотрите на записанные в тетрадях слова. - Теперь найдите из этих слов лишнее. - Объясни, как ты понял, что это слово лишнее? - Как мы определяем у слова часть речи? - Как нам определить правильное написание окончания имени прилагательного в падежной форме?(слайд) - Вспомним, как это делать. У вас на столах карточка. На них записано словосочетания. Вам нужно просклонять их в указанных падежах, Как это сделано на образце. Выполняем работу в парах. - Заканчиваем работу. Зачитываем по цепочке, что у вас получилось. - Ребята, у кого в последнем получилось «Острыми ножницами»? Поднимите руку. - Вы просклоняли верно. | Записывают число и классную работу. Записывают словарные слова, выделяя орфограммы. Автомобиль, семена, электрический, аппетит, вагон, экскурсия(Обозначение проверяемых и непроверяемых гласных и удвоенных согласных). 5 предложений - Красный автомобиль на высокой скорости проехал по широкой дороге. -21 век - Электрический - Это имя прилагательное / оно отвечает на вопрос какой? - Задаем вопрос. - Мы задаем вопрос к прилагательному от имени существительного. Какое окончание у вопроса, такое же и у прилагательного. #1054;сеннюю листву (окончание –юю) 2. О песчаном береге (окончание –ом) 3. Яркому солнцу (окончание –ому) #1054;стрыми но*жницами (окончание -ыми) | Фронтальная работа Самопроверка по образцу. Межпредметная связь. Прием «Удивляй» Парная работа Ответы по цепочке |
| - А как вы поняли, что у прилагательного «острыми» должно быть окончание «ыми»? Объясните нам свой выбор. (Объяснить самой, если не поняли или не могут объяснить. Чем оно отличается от остальных?) - Отложите карточку на край стола, мы к ней ещё вернемся. | - Имя существительное «ножницы» стоит во множественном числе. - Значит, и имя прилагательное, которое зависит от имени существительного, тоже должно склоняться во множественном числе. | Фронтальная работа. Проблемно-поисковый метод |
| - Ребята, как думаете, о чем мы будем говорить на этом уроке? - Откройте учебник на тридцать восьмой странице. - прочитайте заголовок. - Чему мы с вами научимся на этом уроке? | -Об имени прилагательном. Открывают учебник. Склонение имени прилагательного во множественном числе. - Мы научимся склонять имена прилагательные во множественном числе | Подводящий вопрос |
| -Обратите внимание на таблицу. -Прочитаем падеж, его вопрос и имена прилагательные с одним именем существительным на выбор, по цепочке с первого ряда. Все остальные следят. -Я покажу, как это делать, вы продолжите. Именительный падеж, что? – реки, реки какие? – быстрые, маленькие. -Назовите падежи окончания, которых совпадают. -Назовите их повторяющиеся окончания. -Обратите свое внимание на галочку. Прочитаем что под ней сказано. -Мы можем определить род во множественном числе? - Значит что нельзя сделать? - Назовите род имени существительного «ножницы». Мы можем это сделать? - А у прилагательного «острые», можно определить род? Почему? | -Родительный падеж, нет чего? – рек/ коней, каких?- быстрых, маленьких. -Дательный падеж, кому? – рекам/ коням, каким? – быстрым, маленьким. -Винительный падеж, что?- реки, какие? – быстрые, кого?- коней, каких? – маленьких. -Творительный падеж, чем? – реками, какими? – быстрыми, кем? – конями, какими? – маленькими. -Предложный падеж, о чем? – о реках, каких? – о быстрых, о ком? – о конях, о каких? – о маленьких. - Родительный, Винительный и Предложный падежи. Именной и Винительный. - Имена прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам; по родам они не изменяются. - нет -Значит, мы не можем изменить или определить род во множественном числе имени существительного или прилагательного. - нет - Нет -Потому что прилагательные во мн.ч. не изменяются по родам. | Фронтальная работа Метод сравнения |
| -Найдите 81 упражнение. -Прочитаем задание. -Запишем в тетради с новой строки по середине упражнение 81 Работаем у доски по цепочке со словосочетанием «голубые весенние цветы», начинаем с того, на ком закончили. -Повторим алгоритм. Сначала мы задаем падежный вопрос к имени существительному, определяем окончание у имени существительного. После чего, мы задаем вопрос от имени существительного к имени прилагательному. -Повтори (любого ученика) Выделяем главное слово – имя существительное и окончание зависимого – имени прилагательного. Остальные выполняют в тетради. | Записывают номер упражнения. - Прочитайте. Просклоняйте, пользуясь таблицей, имена существительные вместе с именами прилагательными. -повторяет алгоритм определения окончания имени существительного - И. п. – голубые весенние цветы - Р. п. – голубых весенних цветов - Д. п. – голубым весенним цветам - В. П. – голубые весенние цветы - Т. п.- голубыми весенними цветами - П. п. – о голубых весенних цветах | Фронтальная работа Метод пересказа своими словами. |
| - Второе словосочетание выполняем самостоятельно у себя в тетрадях. - Заканчиваем, меняемся тетрадью с соседом. Возьмите в руки простой карандаш. На экране вы видите эталон для проверки. Если допущена ошибка, вы аккуратно, зачеркиваете неправильное окончание и подписываете верное. - Возвращаем тетрадь соседу. -Посмотрите, в каком падеже окончания прилагательных будут разными? Почему? -Поднимите руку те, у кого нет не одной ошибки. Молоды! У кого есть 1-2 ошибки? (Выдаю им общие карточки) Ничего страшного, мы с вами еще потренируемся. У кого больше двух ошибок? (Выдаю им индивидуальные карточки). | - И. п. – веселые неуклюжие медвежата - Р. п. – веселых неуклюжих медвежат - Д. п. – веселым неуклюжим медвежатам - В. П. – веселых неуклюжих медвежат - Т. п.- веселыми неуклюжими медвежатами - П. п. – о веселых неуклюжих медвежатах. Проводят взаимопроверку по эталону. -В В.п., потому что цветы – неодуш., медвежата – одуш. Вижу (что?) голубые весенние цветы Вижу (кого?) весёлых неуклюжих медвежат Обратная связь - Выполняют индивидуальное задание и карточки для закрепления. | Самостоятельная работа Взаимопроверка Индивидуальное работа |
| - Возьмите в руки карточки, которые мы отложили. И проверьте свое написание последнего словосочетания с помощью таблицы. -Что у вас получилось? - Обратите внимание на 82 упражнение. -Запишем в тетради упражнение 82 - Прочитаем задание. - Выразительно прочитаем данное нам стихотворение. - Написал эту загадку Корней Чуковский. - О чем же она? - Посмотрите на картинку справа. Он и вправду похож на куст цветов. - Ниже в учебнике у вас указано правильное написание этого словарного слова. - Назовите еще одно словарное слово рядом с ним - Начнем со слова «салют». Записываем с красной строки. Ставим ударение. Салю*т, ударение на букву Ю, буква А в первом слоге непроверяемая, подчеркиваем её тремя чертами. Запоминаем написание. Прописываем трижды в строчку. Также с остальными двумя. - Теперь словарное слово «ракета». Раке*та, ударение падает на второй слог, букву Е, ставим ударение. Нам нужно запомнить, в первом слоге пишется буква А, это непроверяемая гласная, подчёркиваем её тремя чертами. Также с остальными двумя. - Теперь возвращаемся к стихотворению, вам нужно придумать к нему красивое название. Даю немного времени. - Прочитаем задание под второй красной точкой. - Чтобы определить падеж имени прилагательного прочитаем в учебнике подсказку под значком галочки, который над словом салют. - Как мы будем определять падеж имени прилагательного? - Почему? - Приступайте. Вам также нужно указать существительные, от которых зависят прилагательные, и поставить над ними крестик. У прилагательных выделяем окончание и сверху подписываем падеж. (хожу по рядам) - Заканчиваем. На ком закончилась цепочка? - Прочитай первое прилагательное, у которого выделил(а) падеж, укажи существительное от которого оно зависит, его падеж и окончание. - Идем дальше. | Склоняют словосочетание. - Острыми ножницами Обращаются к 82 упражнению. -Прочитайте загадку и отгадайте ее. Придумайте для нее красивое название. -Вдруг из черной темноты В небе выросли кусты, А на них-то голубые, (И. п.), Пунцовые (И. п.), золотые (И. п.) Распускаются цветы Небывалой красоты. - Эта загадка о фейерверке/салюте. - Спишите. Укажите падеж каждого имени прилагательного во множественном числе. Объясните, как вы его определяли. Выдели окончание имен прилагательных. - определим падеж имени существительного. - Падеж имени прилагательного во множественном числе, как и в единственном, определяется по падежу имени существительного, с которым сочетается имя прилагательное в предложении или в словосочетании. - Определим падеж имени существительного. - У существительного и зависимого от него прилагательного один падеж. - выполняют задание по инструкции учителя. - Черной, зависит от слова темноты. Ставим над существительным крестик. Прилагательное как и существительное в Род. падеже (из кого? Чего?), (из какой)- из черной, окончание -ой. -Голубые, зависит от существительного цветы, ставим крестик. Употреблено в Им. падеже, (цветы какие?)- голубые, окончание –ые. - Пунцовые, зависит от существительного цветы. Употреблено в Им. падеже (какие?)- пунцовые, окончание –ые. - Золотые, зависит от слова цветы. Употреблено в Им. п. (какие?)- золотые, окончание – ые. - небывалой, зависит от существительного красоты. Употреблено в Род. падеже, цветы (кого? чего?)- красоты. Красоты (какой?) небывалой, окончание –ой. | Фронтальная работа Загадка Работа со словарным словом |
| - Ребята, вы хорошо поработали. - Давайте продолжим эти фразы. – На этом уроке я узнал… – Мне было трудно… - Мне было интересно… - У меня хорошо получилось … - Ответьте на вопрос. –Какая связь между прилагательными во мн.ч. и родом? (слайд) | - О первом автомобиле, о том как склонять имена прилагательные во множественном числе. -Прилагательные во мн.ч. по родам не изменяются. | Прием «незаконченное предложение» |
| - Наш урок подходит к концу, спасибо, вам ребята за то, что так активно включались в работу. - Ваше домашнее задание на доске. - Карточки передайте на первую парту. | Записывают домашнее задание. | Оценивание |
Предварительный просмотр:
Падеж | Вопрос | Словосочетание |
И. п. | какие? | голуб син цветы |
Р. п. | каких? | голуб син цветов |
Д. п. | каким? | голуб син цветам |
В. п. | какие? | голуб син цветы |
Т. п. | какими? | голуб син цветами |
П. п. | о каких? | голуб син цветах |
Падеж | Вопрос | Словосочетание |
И. п. | какие? | голуб син цветы |
Р. п. | каких? | голуб син цветов |
Д. п. | каким? | голуб син цветам |
В. п. | какие? | голуб син цветы |
Т. п. | какими? | голуб син цветами |
П. п. | о каких? | голуб син цветах |
Падеж | Вопрос | Словосочетание |
И. п. | какие? | голуб син цветы |
Р. п. | каких? | голуб син цветов |
Д. п. | каким? | голуб син цветам |
В. п. | какие? | голуб син цветы |
Т. п. | какими? | голуб син цветами |
П. п. | о каких? | голуб син цветах |
Падеж | Вопрос | Словосочетание |
И. п. | какие? | голуб син цветы |
Р. п. | каких? | голуб син цветов |
Д. п. | каким? | голуб син цветам |
В. п. | какие? | голуб син цветы |
Т. п. | какими? | голуб син цветами |
П. п. | о каких? | голуб син цветах |
Падеж | Вопрос | Словосочетание |
И. п. | какие? | голуб син цветы |
Р. п. | ||
Д. п. | ||
В. п. | ||
Т. п. | ||
П. п. |
Падеж | Вопрос | Словосочетание |
И. п. | какие? | голуб син цветы |
Р. п. | ||
Д. п. | ||
В. п. | ||
Т. п. | ||
П. п. |
Падеж | Вопрос | Словосочетание |
И. п. | какие? | голуб син цветы |
Р. п. | ||
Д. п. | ||
В. п. | ||
Т. п. | ||
П. п. |
Падеж | Вопрос | Словосочетание |
И. п. | какие? | голуб син цветы |
Р. п. | ||
Д. п. | ||
В. п. | ||
Т. п. | ||
П. п. |
Предварительный просмотр:
Словосочетание | Падеж | Словосочетание в падеже |
Теплая куртка | Р. п. | Какой? Теплой куртки |
Осенняя листва | В. п. | |
Песчаный берег | П. п. | |
Яркое солнце | Д. п. | |
Синим цветом | И. п. | |
Острые ножницы | Т. п. |
Словосочетание | Падеж | Словосочетание в падеже |
Теплая куртка | Р. п. | Какой? Теплой куртки |
Осенняя листва | В. п. | |
Песчаный берег | П. п. | |
Яркое солнце | Д. п. | |
Синим цветом | И. п. | |
Острые ножницы | Т. п. |
Словосочетание | Падеж | Словосочетание в падеже |
Теплая куртка | Р. п. | Какой? Теплой куртки |
Осенняя листва | В. п. | |
Песчаный берег | П. п. | |
Яркое солнце | Д. п. | |
Синим цветом | И. п. | |
Острые ножницы | Т. п. |
Словосочетание | Падеж | Словосочетание в падеже |
Теплая куртка | Р. п. | Какой? Теплой куртки |
Осенняя листва | В. п. | |
Песчаный берег | П. п. | |
Яркое солнце | Д. п. | |
Синим цветом | И. п. | |
Острые ножницы | Т. п. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первый в мире автомобиль
Способы проверки безударного окончания им. прил. 1.а) определить род и падеж имени прилагательного по роду и падежу имени существительного, к которому относится имя прилагательное. Б)вспомнить, какое окончание пишется у имени прилагательного в этом падеже и роде, и написать его. 2. Подобрать имя прилагательное в том же падеже и роде, но с ударным окончанием. 3 Проверить окончание имени прилагательного по окончанию вопроса, на который отвечает имя прилагательное.
Словосочетание Падеж Словосочетание в падеже Теплая куртка Р. п. Тепл ой куртки Осенняя листва В. п. Осенн юю листву Песчаный берег П. п. О песчан ом береге Яркое солнце Д. п. Ярк ому солнцу Синим цветом И. п. Син ий цвет Острые ножницы Т. п. …
Склонение имени прилагательного во множественном числе
Падеж Вопрос Словосочетание И. п. какие? голуб ые син ие цветы Р. п. каких? голуб ых син их цветов Д. п. каким? голуб ым син им цветам В. п. какие? голуб ые син ие цветы Т. п. какими? голуб ыми син ими цветами П. п. о каких? О голуб ых син их цветах
В каком падеже окончания отличаются? Падеж И. п. голуб ые весенн ие цветы весел ые неуклюж ие медвежата Р. п. голуб ых весенн их цветов весел ых неуклюж их медвежат Д. п. голуб ым весенн им цветам весел ым неуклюж им медвежатам В. П. голуб ые весенн ие цветы весел ых неуклюж их медвежат Т. п. голуб ыми весенн ими цветами весел ыми неуклюж ими медвежатами П. п. о голуб ых весенн их цветах о весел ых неуклюж их
Винительный падеж Одушевленное / неодушевленное Вижу (что?) голуб ые весенн ие цветы (Неодушевленное) Вижу (кого?) весёл ых неуклюж их медвежат (Одушевленное)
Остр ыми ножниц ами
– На этом уроке я узнал … – Мне было трудно… Мне было интересно … - У меня хорошо получилось …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Склонение имен прилагательных во множественном числе"
Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые...
Открытый урок по русскому языку с презентацией в 4 классе по теме « Склонение имен прилагательных во множественном числе».
Тип урока: открытие новых знанийОборудование:· интерактивный комплекс,· карточки с разноуровневыми заданиями,·...
Технологическая карта с дидактической структурой урока. Русский язык. Тема: Правописание имен прилагательных в единственном числе.
Урок обобщения и сестематизации знаний по теме "Имя прилагательное".Цель урока: формирование учебно- познавательного интереса к изучению имени прилагательного как части речи, к совершенствов...
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе».
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме«Склонение имен прилагательных во множественном числе»....
Методическая разработка урока по русскому языку в 4Б классе по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе».
Методическая разработка урока по русскому языку в 4Б классе по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе»....
Технологическая карта урока русского языка. Тема:"Склонение имен прилагательных"(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование представлений о склонении имен прилагательных; Задачи урокаДидактические:Познакомить со склонением имен прилагательн...