Урок русского языка Слова с удвоенными согласными 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока русского языка по теме "Слова с удвоенными согласными", 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_slova_s_udvoennymi_soglasnymi.docx | 237.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока
Тема: Слова с удвоенными согласными.
Тип урока: открытие нового знания.
УМК: Школа России. Учебник: В. П. Канакина «Русский язык» 2 класс, часть 1.
Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными, развивать умение правильно писать слова с удвоенными согласными.
Ход урока:
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Добрый день, ребята! Я рада встрече с вами. Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем хорошего настроения.
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
- Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?
- Клад - это богатство, деньги, золото.
- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Именно, за таким кладом мы сегодня отправимся. Догадались за каким? (Клад – знания.) Нас ждут трудности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь к новым знаниям! (Звучит веселая музыка)
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Вхождение или погружение в тему
- Мы отправимся в путешествие по стране Знаний к острову новой орфограммы. А что это за орфограмма, вы узнаете чуть позже.
Давайте рассмотрим карту нашего путешествия. Мы побываем на разных островах и будем выполнять задания, которые помогут нам добраться до острова новой орфограммы. Пусть девизом нашего путешествия будет: «Знания собираются по капле». С собой мы возьмём внимание, старание и хорошее настроение. Итак, все готовы к путешествию? Тогда вперёд!
Карта:
1.Остров Чистописания.
2.Словарный остров.
3.Остров Новой орфограммы:
а) Аллея загадок.
б) Бассейн новых слов
в) Игровая полянка
г) Сундук с заданиями
1. Минутка чистописания.
- На острове Чистописания все пишут правильно и красиво. Нас здесь встречает девочка Чистюля, она предлагаем нам своё задание. Но сначала вспомните, как правильно нужно сидеть при письме.
- А теперь откройте ваши тетради. Запишите дату и слова «Классная работа».
На доске запись:
бб жж кк мм нн пп сс
- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску. Прочитайте про себя буквосочетания. Слоги ли это? Почему? (Нет, это не слоги. Здесь нет гласных. Они состоят только из согласных букв).
- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? (Все согласные, строго расположены по алфавиту.)
- Что еще интересного вы заметили? (Буквы соединяются с точно такими же буквами.)
- Запишите в тетрадь согласные буквы-близнецы, соблюдая правила каллиграфии. Подчеркните самое красивое соединение.
2. Словарная работа.
- Молодцы! Едем на Словарный остров. Здесь мальчик Словарик приготовил следующее задание.
- Посмотрите внимательно на экран, прочитайте слова
П_нал, р_сунок, т_традь, к_ньки, кла__, су__ота .
- Что общего в данных словах? (Все отвечают на вопрос что? Все словарные слова)
- Вставьте пропущенные буквы. Во все слова можете вставить буквы?
- Назовите слова, написание которых мы ещё не знаем. (Класс, суббота.)
- Как проверить написание этих слов? (По орфографическому словарю)
Посмотрите в словаре учебника, как правильно пишутся эти слова.
- Что общего у этих двух слов? (в них пишутся удвоенные согласные буквы)
- Какая удвоенная согласная в слове класс? В слове суббота?
- Что обозначает слово класс? (1. Класс – ученики одного года обучения.
2.Класс – комната для занятий в школе. 3. Класс – здорово, хорошо.)
- Что обозначает слово суббота? (Шестой день недели, перед воскресеньем.)
- Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните орфограмму. Проверьте и оцените себя.
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
- Можете ли вы назвать слова с другими удвоенными согласными?
- Вы назвали немного слов, т.к. мы еще не изучали эту тему.
- А когда, в каких словах нужно писать удвоенную согласную? (Не знаем)
- Догадались, какая тема сегодняшнего урока? Слова с удвоенными согласными.
- Тему выяснили. Теперь, опираясь на слова - помощники, давайте определим задачи нашего урока: чему будем учиться, где это нам пригодится?
Формулируют задачи:
УЗНАЕМ, когда нужно писать удвоенную согласную.
ПОЗНАКОМИМСЯ с новыми словами, в которых пишутся удвоенные согласные.
НАУЧИМСЯ писать слова, в которых есть удвоенные согласные, находить данные слова в тексте.
- Догадались, на какой остров мы едем? На остров Удвоенных согласных.
4.Реализация построенного проекта. Первичное закрепление.
1) Поиск решения учебной задачи.
- Вот мы и на острове Удвоенных согласных. Нас встречает Принцесса Орфограмма Удвоенные согласные. Она проведёт экскурсию по острову.
- В русском языке много слов с удвоенными согласными. Но как же узнать, когда в слове нужно писать удвоенную согласную?
- Предлагаю вам самостоятельно сформулировать правило написания слов с удвоенными согласными. Для этого Принцесса приглашает нас погулять по аллее Загадок и выполнить задания.
- Посмотрите, здесь на деревьях висят карточки с загадками. Предлагаю поработать в группах. Каждая группа возьмёт себе одну карточку с загадкой, отгадает её и подберёт карточку с отгадкой на доске. Подумайте, какие буквы нужно вставить в словах. Если есть сомнения, загляните в словарь.
Дети вставляют буквы в слова на карточках.
Дети работают в группах. Потом выходит представитель от каждой группы, читает загадку и вывешивает на доску карточку со словом-отгадкой.
На доске карточки со словами-отгадками с пропусками ва__а, анте__а, шо—е, а—ея, гри—.
1) Плещет теплая вода
В берега из чугуна.
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате? (Ванна)
2) Стоит на крыше верхолаз
И ловит новости для нас. (Антенна)
3) По долинам, по дорогам
Мчит широкая дорога,
И она, как знают все,
Называется... (Шоссе)
4) Вдоль дороги по бокам
Липы, клены тут и там.
Всем идти здесь веселее,
Этот путь зовут … (Аллея)
5) Простудился я вчера,
Голова болит с утра,
Я закашлялся, охрип,
У меня, наверно, … (Грипп)
- Произнесите слова-отгадки. Что вы можете сказать о согласных в этих словах? Какие буквы написали в словах?
- В каких словах было понятно сразу, что пишем две согласных? (В которых слышится долгий звук – ванна, шоссе, аллея).
- Какие слова вызвали сомнения, и пришлось заглянуть в словарик? (В которых слышится короткий звук, но пишется тоже две согласные буквы – антенна, грипп)
Формулируют вывод:
В некоторых слышится долгий согласный звук и пишется две согласные буквы. А в некоторых слышится короткий звук, но пишется тоже две согласные буквы.
Составляем алгоритм на доске:
Согласный звук долгий? | |
Да | Нет |
Пишу удвоенную согласную | Проверяю по словарю, запоминаю |
- Запишите слова-отгадки в тетрадь с объяснением написания по алгоритму.
- Можно ли проверить написание слов с удвоенными согласными?
- Нет, написание слов с удвоенными согласными надо запомнить. Это словарные слова!
- Чем является правописание слов с удвоенными согласными? (Это орфограмма)
2. Первичное закрепление знаний, с проговариванием во внешней речи.
Бассейн новых слов.
- Посмотрите, ребята в этом бассейне на лодочках катаются слова с удвоенными согласными, но они зашифрованы. Давайте отгадаем и запишем их в тетрадь.
На парусах лодочек – ребусы.
Дети записывают слова, подчёркивают орфограмму. Взаимопроверка.
касса | сумма | ссора |
перрон | колонна | теннис |
- А теперь немножко отдохнём. Идём на Игровую полянку и поиграем в игру «Бабочки - цветочки».
5. Физминутка «Бабочка – цветочек» (по типу приёма «Жокей и лошадь»).
Класс делится на две группы: «бабочки» и «цветочки». «Цветочки» получают карточки со словами, в которых пропущены буквы, «бабочки» – карточки с согласными буквами. Каждая «бабочка» должна найти свой «цветочек».
Карточки со словами:
кла ( ) | а ( ) ея | ва ( ) а | анте ( ) а | су ( ) ота | гру ( ) а |
но ( ) | мо ( ) око | пе ( ) ал | уче ( ) ик | шу ( )а | су ( ) |
Карточки с буквами:
- сс - | - лл - | - нн - | - нн - | - бб - | - пп - |
- с - | - л - | - н - | - н - | - б - | - п - |
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- Ребята, посмотрите, на полянке растёт Дерево Имён. На листьях записаны имена с удвоенными согласными. Давайте их прочитаем. (Алла, Анна, Виолетта, Инна, Римма, Жанна, Эмма, Кирилл, Филипп, Геннадий, Савва, Иннокентий). Постарайтесь запомнить имена с удвоенными согласными.
- Ребята, посмотрите, какой сундук принесла нам Принцесса. Давайте посмотрим, что там.
- Здесь карточки с заданиями. Принцесса хочет проверить вас, ребята, научились ли вы писать слова, в которых есть двойные согласные, находить данные слова в тексте.
- Составьте предложения. Запишите их, вставляя буквы в слова.
В, все, чем-то, кла...е, увлекаются, нашем
ко...екцию, Фили... , марок, собирает
в, Кири...., ба....ейн, ходит,
А...а, те...ис, в, играет, настольный
- Проверьте, правильно ли вы выполнили задания. Оцените себя.
- Какие слова с удвоенными согласными есть в тексте?
7. Вторичное закрепление.
- Выполните небольшой тест и проверьте себя. Оцените.
Самостоятельная работа в карточках.
ТЕСТ.
1.Найди слова с ошибкой, исправь их:
Класс, шоссе, телеграма, субота, хоккей, группа.
2. В каком ряду во всех словах пишется удвоенная согласная буква:
1. Хо… ей, шо… е, ра…каз;
2. Шири…а, дли…ый, весё…ый;
3. Ко… ектив, шко..а , кра…ный.
3. Подчеркните в тексте слова с удвоенными согласными.
Инна Муравьёва и Коля Субботин ходили в парк. Красив осенний парк! Вот липовая аллея. Летом здесь жужжали пчёлы, пели птицы. Теперь тут тихо. Деревья стоят жёлтые, красные, бурые. Инна собирала листья для коллекции. Коля рисовал берёзу. На уроках труда ребята сделают красивую аппликацию из листьев.
8.Рефлексия деятельности (итог урока).
1.Итог урока.
- К завершению подходит наше путешествие и нам пора возвращаться домой. Мы благодарим Принцессу за экскурсию.
- А теперь подведём итоги. Давайте вспомним тему урока.
- Вернёмся к задачам, которые мы ставили на урок. Выполнили мы их? Докажите.
- Узнали вы, когда нужно писать удвоенную согласную?
- Какие новые слова с удвоенными согласными узнали?
- Научились писать правильно новые слова и находить их в тексте?
2. Рефлексия.
– Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке!
- Скажите, кто из вас считает, что он всё запомнил, понял, и сможет научить других. Поднимите руку.
- Кто затруднялся в каких-либо заданиях и ещё не готов научить другого, нужно ещё повторить?
- Кому было трудно, вам встретились непонятные задания?
– Кому урок подарил хорошее настроение?
Поднимите смайлик, соответствующий вашему настроению на уроке.
9. Домашнее задание.
- Ребята, чтобы ещё раз повторить и закрепить то, о чём мы с вами говорили, откройте дневники и запишите домашнее задание:
1. Выучить стихотворение (на выбор одно из двух)
С двойной согласной непременно Пишем мы слова: антенна, Килограмм и грамм, и тонна Пассажир, шоссе, колонна, Ссора, теннис и программа, Группа, касса, телеграмма, Русский, класс, суббота, ванна, Римма, Эмма, Инна, Анна. Все слова даны не зря, Их запомните, друзья! | Вожжи, ссора, грипп и касса, Пассажир, перрон, терраса, Аппетит, и телеграмма Хоккеист и орфограмма. Мы слова такие слышим И с двойной согласной пишем. |
2. В учебнике с 117, упр.185.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Слова с удвоенными согласными
2 класс. УМК "Планета знаний"...
Урок русского языка "Слова с удвоенными согласными"
Конспект урока по русскому языку....
2020 Урок русского языка «Слова с удвоенными согласными»
Презентация Слова с удвоенными согласными Русский язык 2 классСлова с удвоенными согласными Русский язык 2 класс– Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив ...
Конспект урока русского языка "Слова с удвоенными согласными" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о словах с удвоенными согласными и способах их переноса. Планируемые результаты:Предметные:знать правило написания удвоенных согласных в слов...
Конспект урока русского языка "Слова с удвоенными согласными"
Цели:Образовательная:- дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса;Развивающая:- развить орфографическую зоркость; навыки групповой работы; навыки устной и письменной ре...
Конспект урока по русскому языку "Слова с удвоенными согласными", 2 класс, УМК "Перспектива"
Цели деятельности учителя: Формирование представления о словах с удвоенными согласными и способах их переносаПланируемые результаты:Предметные: Знать что такое орфограмма и уметь правильно ей пользова...
Урок русского языка "Слова с удвоенными согласными"
Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса, проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; договариваться и приходить к общему решению в сов...