Технологическая карта по русскому языку "Как определить ударный слог?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта по русскому языку "Как определить ударный слог?".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_kak_opredelit_udarnyy_slog.docx | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
ФИО: Диденко Юлия Анатольевна
Тема урока: Как определить ударный слог?
Цель урока: формирование умения выделять ударный слог в словах.
Задачи урока:
Дидактическая:
- Познакомить с термином «ударный слог».
- Научить выделять ударный слог в словах.
Развивающая:
- Развивать мышление и внимание.
- Развивать письменную речь.
Воспитательная:
- Воспитывать аккуратность в работе.
- Воспитывать познавательный интерес к обучению.
Ресурсы урока: учебник «Русский язык», 2 класс, 1 часть, автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки для парной работы, индивидуальной работы.
Ход урока
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное обучение | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные) | Личностные | ||||||||
1.Организационный момент | Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. | Словесный, слово учителя | Учитель приветствует обучающихся. Мотивирует детей на предстоящую учебную деятельность, организует проверку подготовленности к уроку. Приложение 1. | Приветствуют учителя. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Фронтальная | Чтение стихотворения со слайда | Самоконтроль | Р.: самоорганизация К.: умение слушать | Положительное отношение к школе и учебной деятельности. | |
2.Актуализация знаний | Актуализировать знания по изучаемому разделу – имя прилагательное. | Нагляд.: учебная презентация Практич.: работа с грамматическим заданием Словес.: слово учителя, учебный диалог Словесн.: устная фронтальная проверка | Проводит орфографическую минутку. Посредством выполнения задания организует работу по повторению орфограмм, встретившихся в тексте. Приложение 2. | Выполняют задания из орфографической минутки и орфографического диктанта. Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная | Задание на слайде презентации, орфографическая минутка. | Самоконтроль | Закрепление знаний написания словарных слов. | П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы. К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний. К: учет различных точек зрений. | Имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. |
3. Постановка цели и задач урока | Развивать умение понимать и определять учебную задачу. | Наглядн.: учебная презентация Практич.: работа с заданием. Словес.: учебный диалог | Предлагает прочитать предложение и списать его, а затем, определить к какой картинке оно относится. Подводит к определению и постановки цели и задач. Приложение 3. | Читают предложение и списывают его. Определяют к какой картинке относится данное предложение. Выясняют, что оба рисунка могут быть правильным ответом, все зависит от ударения. Определяют тему урока, цель и задачи. | Фронтальная | Задание на слайде презентации. | Самоконтроль | Умение определять ударение в словах. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Умение правильно формулировать и выражать собственные мысли. |
4. Изучение нового материала | Познакомить с термином «ударный слог» | Практич.: выполнение упражнений в учебнике. Словес.: учебный диалог | Разбор правила в учебнике. Вопросы по правилу, изученному в учебнике. Устное выполнение задания: «Подбери рисунок к предложению». Выполнение упражнения 100 в учебнике. Приложение 4. | Изучают правило в учебнике Отвечают на вопросы. Ознакомление со словарем антонимов в учебнике. Устно выполняют задание: «Подбери рисунок к предложению». Выполнение упражнения 100 в учебнике совместно с учителем. | Фронтальная, индивидуальная. | Задание в учебнике | Самоконтроль | Находят и выделяют ударный слог в словах. | Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров. Р.: принятие и сохранение учебной задачи. К.: участие в учебном диалоге. П.: умеет осмысленно читать. | Высказывают свое мнение на вопрос учителя с достаточной полнотой и точностью. |
5.Физкультминутка | Предупредить и снять умственное и физическое утомление | Словесный, слово учителя | Совместно с детьми выполняет упражнения физкультминутки. Приложение 5. | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Самоконтрль | Приобщение к здоровому образу жизни. | |||
6.Закрепление знаний | Организация деятельности с применением новых знаний | Словесный, слово учителя. Практич.: выполнение заданий на карточке. | Предлагает выполнить упр. 101 самостоятельно. 1 ученик работает у доски, остальные в тетради. Первые 5 выполненных работ проверяются на уроке. Организует парную работу на карточках. Приложение 6. | Выполняют упр. 101 самостоятельно. Парная работа на карточках по теме урока. | Парная, индивидуальная. | Задание на карточках. | Самоконтроль, взаимоконтроль. | Находят и выделяют ударный слог. Умеют различать ударный и безударный слог. | Р: осмысляет уч. материал; действует с учетом выделенных учителем ориентиров; Аргументация своего мнения и позиции. | |
7. Рефлексия | Открыто и осмысленно оценивать свою деятельность на уроке | Словес.: учебный диалог | Организует рефлексию Приложение 7 | Осуществляют рефлексию собственной деятельности | Индивидуальная, фронтальная | Слайд презентации | Самоконтроль | Р.: анализ собственной работы. | Л.: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |
8.Информация о домашнем задании и подведение итогов урока | Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению дом.зад. | Словесный, слово учителя. | Сообщает домашнее задание учащимся. Дает инструкцию по выполнению д/з. Приложение 8 | Записывают д/з Задают вопросы по его выполнению учителю. Слушают инструктаж по выполнению. | Фронтальная | Задание в учебнике | Самоконтроль | готовность целенаправленно использовать ЗУН в учебной деятельности и в повседневной жизни. |
Приложение 1.
- Здравствуйте, ребята!
На уроке я сижу-
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
Приложение 2.
Минутка чистописания
В В В
Б Б Б
Орфографическая минутка
Запись предложения под диктовку:
Ежи в тишине чащи шипят на шишках.
Словарная работа: капуста, капустница, капустный, капусточка.
Приложение 3.
- Ребята, посмотрите на доску. На доске запись: Коля нарисовал замок. Прочитайте предложение. Спишите предложение.
- Посмотрите на рисунки. К какому рисунку подходит запись?
- Итак, оба рисунка могут быть правильным ответом, все зависит от ударения.
- Сформулируйте тему и цели нашего урока.
- Верно. Темой урока является ударение.
- Что узнаем на сегодняшнем уроке и чему научимся? Мы узнаем, что это, научимся выделять ударный слог в словах.
Приложение 4.
- Что такое ударение? Итак, ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове. Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется дольше, произносится громче, сильнее. Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук. Слово «ударение» однокоренное слову ударять. Молоточек ударяет по звуку, и он звучит дольше остальных. По какому звуку ударяет молоточек?
- Давайте вернемся к нашему предложению: Коля нарисовал замок. На какой слог в последнем слове мы можем поставить ударение? Прочитайте предложение с ударением на разные слоги последнего слова.
Шутник он невидимка-
Молоток,
Тук и ударил в безударный слог…
И сразу же исчез огромный
За/мок и появился маленький замо/к.
В некоторых словах ударение может менять смысловое значение слова. Чтобы узнать, на какой слог падает ударение, нужно «позвать» слово. Что изображено на доске?
Верно. На доске изображен жираф. Давайте «позовем» его и узнаем ударный слог в этом слове.
Также можно узнать ударный слог, переставляя ударение на каждую гласную букву. Давайте попробуем.
Отлично. Выполним упражнение 100. Прочитайте задание.
Пожелтел листок – осенняя весточка.
Когда так говорят?
Итак, списываем предложение в тетрадь, обозначая ударение в словах.
Приложение 5.
- Давайте немного отдохнем.
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Приложение 6.
Переходим к упражнению 101. Будем выполнять его самостоятельно. Одного ученика я вызову к доске, остальные будут работать в тетради. Первые пять человек, кто справится с заданием, приносят мне тетрадь, я проверяю выполненную работу и выставляю отметку.
- Молодцы, вы отлично справились! А теперь давайте поработаем в парах. Вам даны карточки с заданиями, необходимо поставить в словах ударение. После выполнения задания обменяйтесь карточками с соседней парой и проверьте работу.
Приложение 7.
- Давайте подведем итоги урока.
- Что такое ударение?
- Каким знаком оно обозначается?
- Как определить ударный слог в слове?
- Какие задачи стояли перед нами? Мы их выполнили?
- Если вы считаете, что на уроке вам успешно удалось выполнить все задания, а тема оказалась легкой, поднимите обе руки вверх. У кого были затруднения, поднимите одну руку вверх.
Приложение 8.
- Откройте дневники и запишите домашнее задание. Стр. 68 выучить правило, стр. 69 упр. 103. Вам необходимо списать любую пару предложений и обозначить ударение в словах.
- Спасибо за активную работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка во 2 а классе ТЕМА: «КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»
Формировать представление об особенностях согласных звуков; уточнить способы различения согласных звуков; показать смыслоразличительную роль согласных в слове...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Ударные и безударные окончания имён существительных" 4 класс УМК "Школа России"
Урок русского языка в соответствии с ФГОС НОО...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Ударение. Ударный и безударный слог" 2 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Ударение. Ударный и безударный слог" 2 класс УМК "Школа России" . Урок составлен в соответствии с ФГОС НОО....
Технологическая карта урока русского языка "Слоги ударные и безударные. Роль ударения" (УМК "Начальная школа XXI века"); 2 класс
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения определять ударный гласный в слове и правильно ставить ударение в словах.Задачи урока:Дидактические:Повторит...
Технологическая карта урока русского языка "Продолжаем определять спряжение глаголов по его начальной форме"( 4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для закрепление умений определять спряжение глагола по его начальной формеЗадачи урокаДидактические:Закреплять умения определ...
Технологическая карта урока русского языка «Слоги ударные и безударные. Роль ударения» (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся об ударных и безударных слогах, о роли ударения; умения определять ударный слог и роль ударения в слове....
Технологическая карта урока русского языка "Как определить ударный слог" УМК "Школа России" 2 класс
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: систематизировать знания об ударении и способах определения ударного слогаЗадачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Формир...